Технологическая карта
Учитель: Красикова Валентина Викторовна.
Должность: учитель коми языка,
МОУ «СОШ №9» г. Печора
Класс: 3
Предмет: коми язык.
Тема: «Паськöм. Кöмкот» ( «Одежда. Обувь. Описание одежды (по временам года). Введение лексики»)
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Обеспечить усвоение нового знания и привести в систему группу действий, понятий и проконтролировать их усвоение.
Задачи урока:
- создать условия при помощи учебно-методической и мультимедийной поддержки (задания на интерактивной доске) для знакомства с новой лексикой .
- создание условий для повышения уровня творческой активности учащихся; развития памяти, логического мышления, речи;
- познакомить с особенностями летней и зимней коми национальной одежды и обуви;
- способствовать приобщению чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре коми народа, к коми языку.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
- усвоить новые лексические единицы,
- научиться правильно использовать слова в речи.
Личностные результаты:
Продолжать развивать интерес к коми языку и традициям коми народа.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)
- планирование (составление плана выполнения задания в группах)
- прогнозирование (выдвижение гипотез)
- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)
- коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике)
- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)
Познавательные УУД:
1.Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока
- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями , наглядными пособиями)
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- смысловое чтение как осмысление цели чтения
2.Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков
- синтез как составление целого из частей
- выбор оснований для сравнения
- подведение под понятия, распознавание объектов
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств
- выдвижение гипотез
3. Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
Коммуникативные УУД:
-умение слушать и вступать в диалог
-участвовать в коллективном обсуждении проблем
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: игровой, словесный, наглядный, объяснение, инструктаж к работе.
Технологии: развивающего обучения, ИКТ, групповой работы, здоровьесберегающие технологии, использование АМО
Оборудование:для учителя: компьютер, мультимедийное оборудование;
для учащихся: карточки с заданиями, оценочный лист
Литература: Е.Н.Вязова, А.В. Сизова «Коми кыв» 3 класс, словари
Новые понятия: гожся паськöм, тöвся паськöм, кöтi, важöн, öнi, вöнь, сера чулки.
Структура урока.
Этапы урока | Время работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развитие универсальных учебных действий |
1. Мотивационный этап. Цель: создать комфортную психологическую обстановку в классе для совместной работы. АМО «Улыбка»
| 1 мин | Видза оланныд, челядь! - Вайö нюмъёвтам да висьталам öти бур кывйон ёрта-ёртлы!
-Сегодня у нас урок необычный, мы будем работать в группах. - Кодi тöдö, кыдзи колö уджавны чукöрöн? «Правила работы в группе» (Слайд) Чукöрын уджалан правилöяс.
1. Быд чукöрын эм юрнуöдысь. 2. Колö уджавны быдöнлы. 3. Öти висьталö, ставыс кывзöны. 4. Ло мывкыдöн ёрта-ёртыткöд. 5.Эн кö гöгöрво, юась.
| Готовность к уроку. Улыбаются друг другу и говорят хорошие слова друг другу.
| Личностные - принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения, формирование мотивации. Регулятивные - формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку Коммуникативные – умение вступать в мини-диалог |
2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Фонетическая разминка
Определение темы урока
Ассоциации (АМО)
АМО «Солнце и тучка»
Цель: Определение ожидание учеников от урока и опасения. Формируются личностные и регулятивные УУД и компетентности. Выявить тревожность учащихся.
| 6 мин | А сейчас прочитаем скороговорку. Лыддьöй кывпесан. - Подумайте и скажите , какие звуки встречаются чаще в этой скороговорке?
Öтчыд мамö ньöбис ботi.(Слайд) Кык лун видзи, сiйö потi. Мöдсö пачын сотi.
- О чем говорится в этой скороговорке? - Что обозначает ботi? (слайд)
Вспомним слова, в которых встречаются эти звуки. Видзöдам слайд вылö. Посмотрите на слайд . -Что это? Мый тайö? - Как звучит слово рубашка на коми языке? (пояс, валенки) - Как можно перевести слово кöтi? На что похоже? Ассоциации (АМО) - Челядь, кодi миян артмист? - Во что они одеты? А в какую одежду? (в старинную) - Сiдзкö, мый йылысь кутам сёрнитны урок вылын?
- Кто уже может назвать тему урока? (СТАРИННАЯ КОМИ ОДЕЖДА)
Приложение 1 -Ваши ожидания и ваши опасения при изучении этой темы. Если вы уверены в себе по этой теме вынесите на доску солнышко, а если есть сомнения, то - капельку. В конце урока мы посмотрим подтвердились ваши ожидания и опасения по нашей теме. - Урок бöрын ми татчö бöр воам да видзöдлам, мый миян артмис!
-Итак, кутшöм овлö паськöм? Какая бывает одежда?
(Слайд) Паськöм
старинная
Летняя зимняя женская мужская -А как это звучит на коми языке? В этом нам поможет словарик. 1 группа – работает со словом летняя 2 группа – работает со словом зимняя 3 группа – женская 4 группа – мужская
Паськöм
важся
Гожся тöвся нывъяслöн зонъяслöн
- А как звучит слово старинная на коми языке? Давайте посмотрим в словарь все вместе?
|
Читают скороговорку.
[ i, ö], они встретятся нам в словах на сегодняшнем уроке.
Это рубашка. Дöрöм , вöнь, ,гын сапöг, , кöтi .
Дети дают ответ.
Одежда. Обувь. Паськöм. Кöмкот.
Зимняя и летняя, старая и новая, мужская и женская, детская. Дети пишут свои ожидания и опасения. Прикрепляют на доске.
Дети ищут перевод.
| Личностные — формирование мотивации Познавательные — определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждений Регулятивные — соотнесение известного с неизвестным.
|
4. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
Объяснение работы с оценочным листом. | 3 мин | - Какую цель поставим на уроке? Мог: Ми талун тöдöмасям важся коми паськöмöн, тайö тöвся да гожся, нывъяслöн да зонъяслöн.
-Лöсьöдöй план. Чтобы достичь этой цели нам необходимо выполнить план действий, т.е. поставить учебные задачи.
Наши действия. (Таблички на доске) 1. Уджалам кывъясӧн. (работа со словами) 2. Лӧсьӧдам кывтэчасъяс. (составляем словосочитания) 3. Лöсьöдам сёрникузя. (работа с предложением) 4. Лöсьöдам висьт. (работа с текстом)
- Каждая группа будет выполнять задание по своей теме. - Быд чукöр кутас вöчны ас удж. 1 чукöр. Важся гожся нывъяслöн паськöм. (Таблички) Старинная летняя женская одежда. 2 чукöр. Важся гожся зонъяслöн паськöм. Старинная летняя мужская одежда. 3 чукöр. Тöвся паськöм нывъяслöн да зонъяслöн. Зимняя женская и мужская одежда 4 чукöр. Тöвся да гожся кöмкот. Зимняя и летняя обувь. - Каждое выполненное задание в группе необходимо оценить. - Перед вами оценочные листы. (Слайд) - Если ваша группа задание выполнила правильно, то вы обводите солнышко, если допустили ошибку, то -капельку.
|
Дети выстраивают план работы.
| Регулятивные – постановка учебной задачи, самоконтроль, оценка и коррекция. |
5. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
Физминутка | 20 мин | - Вам будут помогать наши гости. - Тiян отсöг вылö миян дорö локтiсны гöсьтьяс! Тайö аканьяс. Найöс шуöны Настук , Митрук да Машук! (куклы в национальных костюмах)Найö кöсъöны , медым тi унджык тöдмалiнныд коми паськöм йылысь. Найö вайисны тiянлы задание да кутасны отсавны вöчны удж.
- Итак, первый план действий, т.е. учебная задача. Работа со словами.
1 удж. Уджалам кывъясöн. Из туеска я буду доставать слово, а вы будете сами решать к какой группе оно подходит. Слова вы должны будете прочитать, произнести, записать в свой словарик и показать на кукле- помощнице. Женский костюм | Мужской костюм | Зимний костюм | Обувь | Ковта(сос) Сарапан Вöнь Водздöра чышъян | Дöрöм Вöнь Гач Сера чулки | Малича Кепысь Пась Шапка | Кöтi Пими Гын сапöг |
Знакомство с новым словом Кöтi. Работа с членами жюри. - Подтвердились ли наши предположения? - ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ГРУППЕ. ЕСЛИ ВАША ГРУППА ВСЕ СЛОВА ВЫБРАЛА БЕЗ ОШИБОК, ТО ОБВЕДИТЕ СОЛНЫШКО, А ЕСЛИ ДОПУСТИЛИ ОШИБКУ, ТО- КАПЕЛЬКУ.
- Итак, какой план действий (учебную задачу) выполнили? Поставим плюсик.
Юрö – шапка, (Слайд) Кокö - гынкот, Киö - кепысь, Вылö - пась, Ывла вылö мунны дась.
|
Дети выполняют задание.
Дети переводят слово, записывают его в словарик, обсуждают.
Дети произносят и выполняют движения. | Познавательные -умение произносить и читать слова. Регулятивные – планирование деятельности, самоконтроль, оценка и коррекция Коммуникативные -умение слушать и понимать речь других
|
6.Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
|
| - А теперь мы закрепим изученные слова. -Необходимо в русский текст вставить изученные коми слова из своего словаря, но не забывайте слова должны быть по вашей теме. Асшöр удж. 2 удж Лöсьöдам висьт Работа с русским текстом с коми вставками. (Слайд вставляемв текст коми слова) - Челядь, быд чукöрлы ме сета висьт. Сiйö гижöма рочöн, но тiянлы колö сувтöдны комиöн лöсялана кыв. Приложение 3 - Кодi лöсьöдчис нин, висьталöй мый тiянлöн артмис! Кто готов, прочитайте что у вас получилось покажите на кукле.
- А ТЕПЕРЬ ОЦЕНИМ РАБОТУ В ГРУППЕ. ЕСЛИ ВАША ГРУППА ВСЕ СЛОВА ВСТАВИЛА ПРАВИЛЬНО – ОБВЕДИТЕ СОЛНЫШКО, ЕСЛИ ДОПУСТИЛИ ОШИБКУ – КАПЕЛЬКУ.
- Итак, какой план действий (учебную задачу) выполнили? Поставим плюсик.
- Следующее задание 3 удж Лöсьöдам кывтэчасъяс - Составьте словосочетания Приложение 4 - А ТЕПЕРЬ ОЦЕНИМ РАБОТУ В ГРУППЕ. ЕСЛИ ВАША ГРУППА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СОСТАВИЛИ ПРАВИЛЬНО – ОБВЕДИТЕ СОЛНЫШКО, ЕСЛИ ДОПУСТИЛИ ОШИБКУ – КАПЕЛЬКУ.
- Итак, какой план действий (учебную задачу) выполнили? Поставим плюсик. - Донъялöй ас уджтö! |
Дети работают в группе, читают и проверяют ответы.
Дети составляют словосочетания, читают и проверяют работу. | Регулятивные - планирование, самоконтроль Познавательные - умение ориентироваться в системе знаний. |
Итог урока
АМО «Солнце и тучка» Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
|
| - Какой план действий, учебную задачу мы еще не выполнили? (не составили предложения)
- А вот предложение вы составите, выполнив следующее задание. - Вам необходимо вставить слова в таблицу. (Слайд) А помощником будет ваш словарик, который вы составили на уроке. Обратите внимание, что существительное должно соответствовать вашей теме группы.
(Проверка)
Предложения составили, значит можем поставить плюсик.
- Итак, весь ли план действий, учебные задачи были выполнены? - Какая была цель урока? - Достигли мы цели урока?
- В начале урока вы показали свои опасения и ожидания. А теперь, ещё раз поднимите солнышко или капельку. Давайте посчитаем. Подтвердились ли ваши ожидания и опасения по нашей теме.
| Дети дают ответ.
Дети составляют синквейн .
Дети перечисляют план работы. |
|
8. Рефлексия.
| 5 мин
| Донъялöй ассьынныд уджныдтö таблица серти. (Слайд) - Вернемся к оценочному листу. Оценим работу в группе на протяжении изучения темы. - Если у вас 3 солнышка – вы молодцы 2- поработали хорошо 1-на следующем уроке надо поработать лучше. Встаньте та группа, кто поработал отлично. Похлопайте себе.
|
Оценивают свою работу. | Личностные – развитие самостоятельности, оценка своих достижений. Коммуникативные- умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли Регулятивные - контроль, оценка, коррекция; Познавательные – умение структурировать знания |
Домашнее задание |
| 1. Нарисовать костюм подписать детали. 2. Выучить слова. 3. Составить 2-3 предложения о национальном костюме.
|
| Личностные - понимания необходимости выполнения домашней работы, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные - осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |