Конспект урока на коми языке в 5 классе "Профессии родных и близких"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Терентьев Андрей Федорович

Первый урок - урок изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_kartat_zhivotnyeoffice_word.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Удж. Профессии.

Цель темы.

Выль кывъяскöд тöдмöдöм (эмакывъяскöд) да кывъяс артманног гöгöрвоöдöм. Создать учебно-коммуникативные ситуации для освоения новых лексических единиц.

Задачи:

Метопредметная –

Учебные-

Развивающие –

Воспитательная-

Способы определения смыслового значения слова.

Актуализация лексики по теме Семья. Создать условия по отработке новой лексики по теме профессии. Организация ситуации целепологания через сопоставление диалогов и ключевого слова кроссворда. Отработка лексики при помощи репродуктивных и продуктивных упражнений.

Развитие речевой догадки. Составление диалогов на основе полученных новых слов.

Способствовать развитию умения сопоставлять, выдвигать гипотезу.

Личностные УУД –

Познавательные УУД-

Коммуникативные УУД-

Эмоционально «проживать» услышанный текст, понимать эмоции других (учителя); уметь оценивать себя  по итогу урока;

- уметь искать информацию из дополнительных источников; уметь обнаруживать и  формулировать учебную проблему совместно с учителем по теме урока, по ситуации практического затруднения;- использовать  по  рекомендации  учителя  различные  виды  наблюдений  по  плану.

Учиться работать в паре, слушать и понимать речь других(учителя);- уметь участвовать в диалоге с учащимися с последующей корректировкой (обсудить порядок работы, проблему)

Предметный результат

Тöдны да кужöмöн вöдитчыны эмакыв артмöдан суффиксъясöн. Научиться образовывать существительные из глаголов, включать новые слова в диалог, составлять фразы.  

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми фразами, пополнить лексический запас новыми единицами.

Основные понятия

 Понятия:

-  Удж;.

- Словообразовательный суффикс.

Межпредметные связи

Коми  кыв, роч кыв, обществознание  

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Словарь «Русско-коми, коми – русский»

Тема: « Удж»

наглядный и раздаточный материал, мультимедия (презентация к уроку)

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Технологическая карта изучения темы «Удж»

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

настраивать детей на работу.

I этап.  Организационный момент.

Виддзаасьöм. Кыдзи оланныд- выланныд?

Кутшöм настроениенныд?

I этап.  Организационный момент.

Личностные УУД

II этап. Актуализация знний.

Цель – вспомнить слова по теме«Семья»

ПР: Знать слова по теме Семья.

Работать с информацией, представленной в форме лото.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по разгадке кроссворда,

показать учащимся синонимию слова удж,

включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

II этап. Актуализация знаний.

( СЛАЙД 1)

 Что вы видите на экране? Что такое кроссворд? Хотите узнать, какое слово я сегодня зашифровал? Хорошо! Запишите число, класснöй удж. И письменно в тетради.

Вопросы:

Семья по – коми котЫр

Дочь по-коми – ныВ

Отец по –коми – Ай

Брат  мамы – Дядь

Крестный – веЖай

Крестный ваш вашей маме – кУм

Жена сына – моНь  

Разгадали? Давайте проверим (слайд 2)

Я вам предлагаю получить буквы ключевого слова и составить из них слово? (уджавны). Что оно означает? (работать). Хорошо.

- Что вы видите на обратной стороне? Что можете о нем сказать? Какое отношение они имеют к нашему уроку?

Ваша учебная задача: В парах поработать над ними. Ответить на вопрос О чем они.

- Прочитайте их.

 - Какое слово-синоним можно подобрать к слову работать? (трудиться) Чем они отличаются?

- Предположите, как по-коми будет звучать слово Профессия? (Удж). Верно.  

- Слов УДЖ в коми языке имеет 2 значения: работа и профессия. Нас интересует сегодня, какое значение? (профессия). Так значит, какая тема урока у нас сегодня? (Удж – профессия). Как Вы будете строить деятельность на уроке? (цели урока /запись на доске: выучить слова, научиться их писать и читать, использовать их в речи). Итак, пойдем по вашему плану.

II этап. Актуализация знаний.

Познавательные УУД

III этап. Изучение нового материала.

Цель – Познакомить учащихся с новыми словами и способом образования новых слов – названий профессий.

ПР: Усвоить новые способы образования слов.

Участвовать в практической работе  по поиску новых слов из русско-коми словаря (интернета).

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Организовать практическую работу по  образованию  новых слов.

Организовать работу  в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

III этап. Изучение нового материала.

- СЛАЙД 3

С чего начнем? Верно. С новых слов.

- Я вам предлагаю следующие слова:

ВЕЛÖДНЫ, ПУСЬЫНЫ, БУРДÖДНЫ, ВУЗАСЬНЫ

- Вот вам слова. Предположите, как они связаны с темой урока? (называют виды работ). Хорошо. А что с ними надо сделать? С помощью чего? (перевести, с помощью словаря)

- Получается? Почему? Верно, нужен суффикс. Сделайте это в парах.

СЛАЙД 4 (суффиксы ЯС, НЫ, ЫСЬ)  

Какой суффикс вы выберете? Почему? (яс – множ. Число, ны – глаголов)

Как будет выглядеть модель образования слова с помощью суффикса ЫСЬ? (у доски: НЫ зачеркнуть + ЫСЬ)

Образуйте, потом проверим.

СЛАЙД 5 (велöдысь, пусьысь, бурдöдысь, вузасьысь)

Получилось? Что вам помогло это сделать? Что следует сделать? (если не получается?)

Молодцы! Отложите ручки, давайте выполним разминку.

РАЗМИНКА. (числительные на коми языке)

Итак, предположите, что мы сейчас будем делать, если научились образовать профессии? (Посмотрим другие профессии).

Я вам предлагаю следующее. Чтобы научиться правописанию некоторых названий профессий, попробуйте сгруппировать следующие слова. И определите принцип группировки. Сколько групп получилось? (индивидуально).

СЛАЙД 6. (пусьыны, лэбавны, велöдны, кусöдчыны, шырны, котравны)

- Задача: образовать профессии, сгруппировать слова, назвать принцип группировки, перевести на русский язык.

Проверка. (1 группа: пусьыны, кусöдчыны – убираем ЫНЫ; велöдны, шырны – убираем НЫ; лэбавны, котравны – В//Л)

 - Что для вас было самым трудным? Что мы узнали нового? (новые слова, чередование). Верно.

Идем дальше по вашему плану.

III этап. Изучение нового материала.

Практическая работа в группах: -поиск слов в словаре

-подбор  суффиксов.

Дифференцированная работа

по составлению новых слов

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

IV этап. Закрепление изученного.

Цель –  в других речевых ситуациях применять полученные знания.

ПР: уметь использовать новые существительные в других речевых ситуациях.

 

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов , формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

IV этап. Закрепление изученного.

Я вам предлагаю поиграть. Вам необходимо будет работать сообща в группах. Итак, у нас три группы.

Ваша задача: с помощью словаря найти и образовать три новые профессии из данных слов (на экране слайд 7: петь, охранять, добывать (нефть)). Затем выйти к доске одному представителю и записать. Второму представителю из группы следует написать перевод, третьему произнести. Кто это сделает раньше и лучше?  

СЛАЙД 7

IV этап. Закрепление изученного.

 Групповая работа

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Контролирующее задание

Молодцы! Ребята, помните, что мы читали в начале урока? Правильно, диалоги! Предположите, что мы с ними можем сделать, после того, как мы научились называть некоторые профессии по – коми. (назвать профессии)

Ваша учебная задача: исправить их. Написать, какая у кого профессия. (проверка по слайду 8).

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Итак, ребята, какие цели вы поставили в начале урока?

Что мы из этого реализовали?

Давайте оценим свою работу на уроке: бур, лек, сiдз-тадз.

Посмотрите карту самоанализа. Сколько плюсов и минусов. Сколько плюсов, такая и оценка за урок.

Гортса удж: по выбору.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по коми языку в 5 классе "Сложное предложение"

Конспект содержит материал к уроку в 5 классе по теме "Сложные предложения" по технологии здоровьесбережения....

конспект урока по коми языку в 7 классе по теме "Наречие"

урок-исследование в 7 классе по теме "Наречие (Кадакывберд)"...

Конспект урока по коми языку для 3 класса "Менам ёрт (нывъёрт)".

Урок "открытия" нового знания в 3 классе  по теме "Менам ёрт (нывъёрт)"  (Мой друг (подруга)....

Конспект урока по коми языку. 6 класс.

Урок обобщения знаний по разделу "Республика Коми"...

Конспект урока по коми языку 2 класс Тема: Мир вокруг меня

Тема: «Ме гöгöр» ( «Перелётные птицы. Обобщение темы «Мир вокруг меня» )Тип урока: Урок рефлексии. Комбинированный урок.Цель урока: Обеспечить усвоение нового знания и привести в систему группу действ...

Конспект урока по коми языку 3 класс "Паськом.Комкот"( "Одежда.Обувь.)

Конспект урока по коми языку 3 класс "Паськом.Комкот"(  "Одежда.Обувь.)...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Прилагательные близкие и противоположные по значению, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Прилагательные близкие и противоположные по значениюЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательны...