Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
статья по литературе на тему

Анисимова Елена Александровна

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, отрывки из творческих работ учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление и сопровождение одаренных детей

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Хазанская СОШ Анисимова Е. А.

2013 г

                                                   

Одаренность- сочетание трех компонентов:

мотивации, ориентированной на выполнение задания,

 выдающихся умственных способностей и креативности.

Д. Дж. Рензулли.

       Значительная роль в процессе своевременного выявления детской одаренности принадлежит родителям. Именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда  легко сделать, потому что  не существует некого стереотипа одаренности- каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Именно семья изначально ответственна за то, чтобы ребенок в полной мере смог развить свои задатки, какого уровня бы они ни были, ведь детские годы наиболее важны как для развития личности, так и для развития интеллекта.

Поэтому одаренность в определенной сфере деятельности может возникать стихийно и дальше развиваться при благоприятных условиях или затухать при неблагоприятных.

Естественной формой формирования способностей являются задатки- врожденные анатомо- физиологические особенности нервной системы, мозга, органов чувств и движения.

Способности- это задатки в развитии. Из одних и тех же задатков могут развиться разные способности.

Ступенями развития способностей является одаренность, талант и гениальность. И если гениальность- это удел немногих, то способностями к определенным видам деятельности и способностью к творчеству может и должен овладеть каждый.

Ступени  развития способностей ребенка.

Высшее проявление способностей нередко  называют талантом. Слово «талант» встречается еще в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от хозяина и в его отсутствие зарыл в землю, вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль. Отсюда пошло выражение «зарыть талант в землю». Талантливыми людьми можно назвать  А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В. Моцарта.

Высшую степень развития способностей называют «гениальность». Гений творит самостоятельно и оригинально, ищет ответы на такие вопросы, которые другие люди не ставят. Гениями можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Ломоносова,

 Д. Менделеева.

Следует отметить, что способности и задатки являются базовыми факторами одаренности. Существуют некоторые факторы, способствующие их развитию и совершенствованию ( фактор среды, удачи, личностные факторы).

По статистике, количество детей, опережающих своих сверстников по темпам развития, составляет примерно  10% среди малышей до  3 лет, 2-3%- среди детей от 4 до 7 лет и около 1%- среди школьников.  И только 10% маленьких вундеркиндов достигают значительных успехов во взрослом возрасте. Очень поучительна в этом плане история Вики Турбиной( Журнал «Педагогическая мастерская. Все для учителя». Издательство «Основа» № 2 2013 г). Какова мораль этой печальной истории? Родителям одаренных детей  можно дать один очень простой совет: «Не тяните растение из земли, дайте ему вырасти!»

Ребенку необходимо создавать условия для того, чтобы он проявил способности, но никаких завышенных ожиданий, никакой преждевременной славы- она тоже станет испытанием.

Психологи разработали много тестов, позволяющих оценить способности ребенка, но ни один из них не является совершенным. Некоторые считают, что ничто не развивает так детский мозг, как книга: литературное произведение- лучший катализатор для мыслительных процессов. При чтении или слушании книги задействуется максимальное число областей мозга.

Ученые установили, что ложь в раннем детстве показывает, что подключаются одновременно множество мыслительных процессов, характеризующих ребенка как разумное существо. Исследователи показывают, что те дети, которые начинали рано врать, достигали больших успехов во взрослой жизни, чем их честные сверстники.

Перечень признаков, которые позволяют увидеть, что ребенок относится к особенно одаренным:

  1. Развито абстрактное мышление и умение творчески решать поставленные задачи
  2. Ускоренное прохождение этапов развития, характерных для этого возраста
  3. Повышенная любознательность
  4. Раннее мощное развитие речевых навыков
  5. Удовольствие от обучения и быстрое усвоение материала
  6. Отличное чувство юмора
  7. Отличная память
  8. Высокий уровень активности
  9. Ярко выраженная реакция на шум, боль или ограничения
  10. Способность длительное время удерживать внимание на предмете или занятии, представляющем интерес
  11. Чувствительность и сострадание
  12. Стремление к совершенству
  13. Яркое воображение

В каком возрасте можно определять способности ребенка? Практически в любом. Но все же, некоторые возрастные особенности одаренности существуют. Например, поэтическая одаренность чаще всего проявляется в подростковом возрасте. А вот совсем маленькие детки часто демонстрируют признаки общей одаренности. Связано это с тем, что в силу возраста, например, для проявлений художественной одаренности (рисование, танец, пение) у них еще недостаточно физиологической развитости, для проявлений академической (в отдельных областях) – не хватает информации, знаний. Но опытный психолог или педагог, внимательный родитель всегда увидит в ребенке интерес к чему-либо и поддержит его успехи. «Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант», - считал А. И. Савенков

Задача выявления и обучения одаренных детей  приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

К сожалению, яркие детские таланты в общеобразовательной школе  встречаются не часто. Задача учителя-  вовремя заметить одаренного ребенка. Однако сельский учитель не всегда имеет возможность обратиться за квалифицированной помощью психолого- педагогической службы. Приходится опираться на свой педагогический опыт, на научно- популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности.

Итак, как выявить одаренность детей на уроках русского языка и литературы?   Такие дети видны сразу. Они отличаются неординарным мышлением, особой памятью, незаурядной волей, мыслительными и речевыми способностями, но и видны личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.

Учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.

Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и воспитания одаренных детей на уроках русского языка и литературы  является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Задача учителя русского языка и литературы состоит в следующем: объединить разрозненные элементы одаренности обучающихся обучению, развитию и их поддержке. Важный фактор развития детской одаренности — формы организации учебной деятельности. В системе своей работы по развитию детской одаренности по русскому языку  и литературе выделяю следующие моменты:

Работа на уроках:

  1. Дифференцированный подход;
  2. Проблемное обучение;
  3. Проектная деятельность;
  4. Развитие критического  мышления
  5. Работа в группах
  6. Применение педагогических технологий

Во внеурочной деятельности:

  1. Исследовательская деятельность;
  2. Предметные олимпиады;
  3. Творческие конкурсы;

В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей.
1) Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида и как следствие этого можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные технологии, отвечающие данной задаче. Особую остроту эта проблема приобретает при создании образовательных моделей для одаренных и талантливых детей.

2) Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе.

3) Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Особые методические приемы, разрабатываемые сторонниками данного подхода, позволяют достичь того, что предложенная учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка. Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.
4) «Стратегия интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, - интенсивности обучения. Она, в определенном смысле, является альтернативой «стратегии ускорения».

Эта «стратегия» имеет ряд вариантов реализации. Можно выделить
«горизонтальную» и «вертикальную» интенсификацию. «Горизонтальная» предполагает дополнение традиционного учебного плана новыми, обычно не включаемыми в него курсами и предметами. В практике это обычно - не один, а несколько иностранных языков, нетрадиционные учебные предметы: риторика, экономика и др. Для нас же наиболее характерна «вертикальная интенсификация», которая предполагает обращение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом, ориентирована на качественно иной уровень подготовки, соответствующий более высоким уровням развития личности. 
Особую роль в работе со способными учащимися играет
формирование самостоятельной деятельности.
Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в т то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий.
При изучении нового материала работа с учебником можно выстраивать следующим образом. Работа с параграфом учебника: можно пригласить сильного ученика, который, опираясь на наблюдение над материалом, предваряющим работу над изучением новой темы, ученик самостоятельно составляет опорную схему-конспект на доске.
Это составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, интеллект- карт  вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы.
При этом важно то, что они должны постоянно подключаться к работе. В данном случае наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей.
При изучении теоретического материала можно использовать следующие приемы:
Для сильных учеников могут применяться элементы технологии критического мышления.
Тема, цель, задачи, круг вопросов, которые необходимо осветить (предлагается план).
Здесь мы используем частично-поисковый метод.
После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом.
1. дополнение текста ( написание вступления и заключения) (для слабых учащихся)
2. трансформация текста (разного уровня сложности)
3. восстановление деформированного текста (разного уровня сложности)
4. составление текста по модели (для слабых учащихся)
5. создание собственного текста. (для сильных учеников)
Например, напишите небольшое сочинение на тему «Спорт», «Первые шаги в космос» ,используя числительные. Для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы работа носила проблемный характер. Именно проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние, которое возникает в процессе выполнения задания, поэтому темы сочинений могут («Есть ли предопределение? Случайность или рок?» по «Песни о вещем Олеге»; «Можно ли отказать человеку в праве на существование?» по повести Гоголя «Шинель», для слабых традиционная тема «маленького человека»; задание расширенного уровня « Сравнить героев « Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», главы о Данко и Ларре). Например, после изучения повести «Невский проспект» можно предложить учащимся написать эссе «Как я понимаю смысл слов «…все обман, все мечта, все не то, что кажется» такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения, развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни,
формирует критическое мышление.
Посмотрите репродукцию картины М. К. Копытцевой «Летний день. Цветет сирень», опишите настроение героев картины, представьте возможный диалог мальчиков. Используйте в нем неполные предложения;
 Что изображено на картине М. Попова «Первый снег»? Напишите об этом в форме дневниковых записей. Представьте себе, что вы с восхищением увидели в окошко, как все преобразилось вокруг. Эссе после посещения театра, эссе- философские размышления о любви, о школьной жизни. Кстати, любовь к такой форме самовыражения сохраняется и после окончания школьной жизни. К встрече выпускников Пахомова Юля написала  уже  эссе- воспоминание о школьной жизни (отрывок)

… Вот и не заметили даже, как «моргнули глазом»… Не заметили, как стали выше учителей, как теперь быстро читаем, как смотрим на мир не детскими глазами. Таблица умножения сменилась интегралами, алфавит – сочинениями, скромность – уверенностью, а мальчишки и девчонки превратились в юношей и девушек… Иногда даже становится неловко, когда навстречу идет девчушка и робким, но доброжелательным голосом почти шепчет: «Здравствуйте»… Когда едешь в автобусе, а рядом мамочка плачущему сыночку, сидящему на руках у нее, говорит: «Не плачь! А то тетя на тебя смотрит и смеется! Такой большой и плачет!» - И показывает на меня.

Мы росли, и с нами росла наша школа. Только вот мы потом ушли, а она осталась, омолаживаясь малышами. Посадила новые семечки, чтобы наши любимые садовники их так же вырастили до благоухающих цветов.

Первый шаг, первую ступень всегда сделать сложнее, поэтому школу мы будем ценить трепетнее и помнить всегда, а ностальгии добавит любовь учителей, общение с  одноклассниками  и все-все произошедшее, что связано с ними… Огромное им спасибо! Тем, кто стал частью дня, только теперь в нашей памяти…          

Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер) Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы в группе, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал, так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе высказаться по тому или иному вопросу. В дебатах в роли спикеров, как правило, выступают более способные ученики, обладающие высоким уровнем развития монологической речи, аналитическими навыками, умеющие аргументировать свою точку зрения. В качестве примера остановимся на уроке- исследовании, проведенном в 2013 году в 9-11 классах

Родной язык в «реке времени»

Цель: выявление современных путей развития русского языка

Задачи: дать учащимся понятие о  позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, развивать логическое мышление, умение доказывать собственную точку зрения, прививать культуру ведения диалога

Технология: дебаты, исследование, арт-технологии

«За» и «против» СМС, « Интерактивное общение в жизни современной молодежи», инсценировка из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»

Формы работы: групповая, индивидуальная

Предварительная подготовка:

  1. Проведено анкетирование учащихся
  2. Проведено исследование « Интерактивное общение в жизни современной молодежи»
  3. Подготовлены инсценировки
  4. Подготовлены рассказы о возникновении СМС

Результаты дебатов оформляются в виде коротких записей

Против

  1. Передача фонемного состава слов и морфем. Отдаётся предпочтение фонетическому письму, часто реализуется неполный стиль произношения
  2. Употребление прописных и строчных букв, меняются функции прописных.
  3. Слитное, полуслитное, раздельное написание.
  4. Графические сокращения.
  5. Неофициальность, камерность, интимность общения обусловливают характер лексики SMS: это слова разговорного стиля, бытовой тематики, просторечные
  6. Эмоциональность, желание придать сообщению позитивный настрой ведут к намеренному изменению пунктуационного оформления текста, что отчасти заменяет использование смайлов.

За

  1. Время отправления такого сообщения занимает пару секунд.
  2. SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд.
  3. Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон, адресат все равно его получит, как только появится в сети.
  4. Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором
  5. С помощью расширенного варианта SMS, называемого EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое.
  6. Особенность технологии такова, что передача SMS почти никак не нагружает сотовую сеть.
  7. Также SMS на телефоны можно отправлять из  Интернет
  8. Они не требуют больших материальных затрат
  9.  Благодаря возможности посылать сообщения можно  спокойно общаться до глубокой ночи.

Выводы

  1. Интерактивное общение играет важную роль в жизни современной молодежи
  2. Нами подмечена закономерность: учащиеся, имеющие отметки  «4» и  «5» по русскому языку, не замечают негативного влияния SMS-общения на свою грамотность и отмечают, что стараются следить за орфографией и пунктуацией собственных коротких текстов; ошибки в чужих текстах их раздражают.
  3. В SMS - текстах учащихся 9 - 11 класса довольно много нарушений общепринятых стандартов грамотности, которые, как правило, связаны с

На основании проведенных исследований  мы можем утверждать, что

  1. SMS-язык   –   часть   массовой   культуры   и   требует   теоретического  осмысления со стороны и филологов, и психологов для того, чтобы уменьшить его негативное влияние на традиционный язык и на  формирование личности подростка.
  2. Необходима серьезная работа     по   разъяснению школьникам особенностей языка.
  3.   Нужно постоянно показывать красоту слов и недопустимость   их        искажения.  
  4. Постараться убедить   подростков   разграничивать общение   на   SMS-общение   и   общение   в   реальном   мире.   В противном  случае нас ждут весьма нелицеприятные перспективы,
  5. На грамотность сложившегося человека повлиять не так-то просто. Гораздо легче сбить с толку ребенка, чья система ценностей, к которой, кстати, относится и уважение к родному языку, находится в процессе формирования. Кроме всего вышеперечисленного, дети, увлеченные открывающимися возможностями, перестают читать книги. Обыкновенные бумажные книги. А правильное чтение во все времена было прекрасным.

Общие выводы:

  1. Внедрение в повседневную жизнь практики обмена короткими интерактивными сообщениями через социальные сети, специальные программы и SMS приводит к снижению орфографической и синтаксической грамотности.
  2. Также мы увидели, что  в интерактивном общении отражаются многие негативные процессы, произошедшие с культурой нашего общества за последнее время: падение интереса к чтению хорошей литературы, понижение требований к знанию   русского   языка   и   литературы.
  3. С одной стороны SMS -  причина неграмотности современной молодежи, а с другой - зеркало общего уровня образованности и культуры адресанта.

Читательская конференция по творчеству В. М. Шукшина «Нравственность есть Правда»

Цель:  

  1.  углубить и расширить знания о жизни и  творчестве В.М.Шукшина
  2. обратить внимание учащихся на актуальные сегодня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности; помочь осмыслить себя как личность, назначение своей жизни
  3. проанализировать рассказы В.М. Шукшина «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Мастер», «Крепкий мужик» посмотреть фильм В. Шукшина «Калина красная» и  выступить с отзывом о фильме 

Задачи:

  1. сформировать у учащихся представление о философской концепции В. М. Шукшина
  2.  развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
  3. учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги;
  4.  развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой, использовать авторские описания (портрет, обстановка) в характеристике героя, аргументировать свою точку зрения.
  5.  воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные
  6. подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.

Форма проведения: 

читательская конференция для учеников  10-11 классов

Оборудование: 

портрет В.М.Шукшина, выставка его книг, книги о Шукшине, альбомы, папки-раскладушки, сочинения-эссе, синквейны, экспозиции, творческие работы школьников о жизни и творчестве писателя; мультимедийная  презентация о жизни Шукшина, демонстрация отрывков из фильма «Калина красная»

Основные проблемы:

  1. Какие важнейшие нравственные проблемы поднимает в своём творчестве Василий Шукшин?
  2. Против каких нравственных пороков он восстает?
  3. Что с нами происходит?
  4. В чем причина сегодняшней  бездуховности?
  5. Возможно ли  возрождение человеческой души?
  6.   Так ли мы живем?
  7. В чем он, высший смысл жизни?

Предварительная подготовка:

Творческая группа

  1. Нарисовать иллюстрации к рассказам В. М. Шукшина.
  2. Сделать объемную картину «Дом в Сростках, где провел детство В. М. Шукшин»
  3. Написать эссе, синквейны по творчеству Шукшина
  4. Посмотреть фильм «Калина красная», написать отзыв
  5. Подготовить  исполнение песни «Динь-дон,  колокольный звон…»

Чтецы

  1. Чтение наизусть стихотворений, посвященных Шукшину

Биографы (работа в паре)

1.Рассказ о некоторых фактах из жизни Шукшина

Исследователи (групповая работа)

  1. Анализ рассказов «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Мастер», «Крепкий мужик»
  2. Посмотреть фильм В. Шукшина «Калина красная». Выступить с отзывом о фильме

Техническая группа

  1. Подготовить мультимедийную презентацию
  2. Демонстрация фрагментов  фильма «Калина красная»

Анкетирование 

Попытка искреннего слова о себе:

1. Довольны ли вы собой и как вам живётся?

2. Знакомо ли вам чувство неловкости, боли и стыда?

      3. Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

      4. Чем вы особенно дорожите в близких?

При подготовке к конференции  каждый смог найти себе задание по душе, проявить свою одаренность в какой- нибудь сфере деятельности. Были прекрасно прочитаны стихи о Шукшине Антипиной Е., сделаны презентации и нарезки из фильма «Калина красная» Бариновым Романом, картина «Дом Шукшина в Сростках» Затопляевым Елисеем, отзыв Лончаковой Альбины о фильме «Калина красная»  показался интересным многим. Приведем отрывок из него:

Почему повесть и фильм называются «Калина красная»? Калина – простое дерево, скромное, неяркое. Ягоды  калины горькие вначале, яркие позже и только «побитое» морозами, оно вдруг становится ярким, ягоды – сладкими, нежными, тонкокожими.

Калина – это Егор Прокудин («Горе» - горький»). Только побитый  жизнью, как морозами, он открывается  во всей своей красе.        

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котенок Господа Бога»).

Цели урока:

обучающая - совершенствование навыков анализа прозаического произведения;

развивающая - развитие эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых навыков и умений;

воспитательная – пробудить в детях чувство добра и любви к людям и животным.

Технология: мастерская

Тип урока: урок внеклассного чтения с использованием ИКТ                            

 Форма урока: урок анализа художественного произведения.

Представляю некоторые моменты урока, позволяющие ученикам проявить различные способности:

«Котенок Господа Бога»… Скажите, пожалуйста, какая картина возникает  у вас перед глазами, когда мы произносим слово «котенок»?  (Можно нарисовать котенка, можно придумать небольшое стихотворение, написать рассказик)

  Опишите представленного вашим воображением котенка.

Работа в группах (дети обсуждают, оформляют на листочке свои ответы)

А кто в рассказе Л.С.Петрушевской является носителем добра, а кто зла?  

- Что мы узнали о них? Расскажите. Работа в группах

Носители зла

Бабка мальчика «функционировала»,                      Мать не разрешила

«не особенно приветствовала,                                   котенка увезти в город

когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы»,  

заставила мальчика                                                                    

выбросить котенка                                                        

за забор

                                             

Носители добра

                                                                     

                                                                   

Мальчик                                                                               Бабушка умирающая

подобрал котенка, строил                               пригрела котенка, угостила

красивые планы                                                   кусочком черного хлеба

Давайте проследим поведение Ангела-хранителя и Беса, выпишем глаголы, которые указывают на действие того и другого. Работа в группах по тексту, оформление таблицы

Ангел-хранитель

Бес

Плачет

Радуется

Утешает

Беспокоится

Уговаривает не делать зла

Убеждает

Толкает под локоть мальчика

Предлагает поиздеваться над котенком

Нагло улыбается

Болтает

Заводит в чужой сад

Смеётся над ангелом

Многие дети с огромным желанием делают иллюстрации к художественным произведениям, показывая свои неординарные способности. Лончакова Альбина, выпускница 2012 года, нарисовала  много прекрасных иллюстраций, в которых выразила свое отношение к героям из прочитанных книг.


Рассмотрим, как реализуется работа с одаренными  
учениками во внеурочной деятельности:

  1. предметные недели, в том числе и конкурсы чтецов
  2. научно-практические конференции
  3. олимпиады по предмету
  4. участие в конкурсах исследовательских работ
  5.  участие в конкурсе «Русский медвежонок»
  6. музыкально-литературные гостиные

Остановимся на олимпиадах, именно они позволяют выявить способных и одаренных детей. При подготовке к олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя в подготовке к олимпиаде? Это прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст.

Очень радует, что ученица 10 класса Антипина Елена приняла участие в Региональном  этапе всероссийской олимпиады по русскому языку и стала призером в олимпиаде по русскому языку в Иркутской областной летней школе естественных и гуманитарных наук «Интеллект» (2011г).С огромным желанием учащиеся нашей школы принимали участие в международной игре- конкурсе «Русский медвежонок» и 2 Всероссийской олимпиаде по русскому языку, организованной центром поддержки талантливой молодежи г. Бийска.
    Важную роль играет участие в различного рода конкурсах
исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности, выступает в так называемой роли начинающего ученого.

Исследовательской работе с учащимися уделяю особое внимание как на уроках, так и во внеурочной деятельности. «Экология слова»

( победители районного уровня), «Влияние интерактивного общения на грамотность учащихся» (призеры районного уровня), «Рекламный текст как языковое явление» (участие на областном уровне)- перечень работ за последние годы.

Как музыкально-литературные композиции, так и конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки художественного чтения и актерской игры, которые возможны только при полном прочувствовании текста.

Антипина Елена, выпускница 2012 года, принимала неоднократно участие в различных конкурсах чтецов и являлась победителем в 2011, 2012 году в номинации «Художественное слово». Пермякова Мария, ученица 6 класса в районном конкурсе чтецов «Лаская нежным словом слух» в 2013 году стала лауреатом.

 Многие ученики с удовольствием пишут синквейны, проявляют творчество в их оформлении.

                                             

     Проблема работы с одарёнными детьми в наше время  актуальна и одновременно очень сложна. С одной стороны,  растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному  поведению. С другой стороны, не секрет, что большинство российских школ ориентировано на обучение «середнячков», на то, чтобы слабоуспевающие  учащиеся смогли освоить базовый уровень. Именно им зачастую учитель вынужден уделять большее внимание на уроках. И это понятно: необходимо без двоек сдать ГИА, ЕГЭ, перевести ученика в следующий класс. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему.

     Мне кажется,  если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам,  помогут овладеть методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых обучающихся.

В заключение хочется сказать, что не нужно плестись за талантом. Его нужно развивать, водить по путям совершенства. В этом и заключается главная задача учителей, родителей, одаренных детей и талантливой молодежи.

Участие детей в различных конкурсах,  смотрах, предметных олимпиадах, НПК представлено в таблице

Период

Мероприятие

Уровень

Фамилия участника

Результат

1

2009-2010

Литературно-художественный конкурс к 65-летию Победы «Я помню, я горжусь!» «У войны - не женское лицо»

Районный

Лончакова Альбина

10 класс

Победитель

Диплом 1 степени

2

2009-2010

Конкурс «Эрудит» по русскому языку

Районный

Бибикова Юлия

9 класс

Победитель

Диплом 1 степени

3

2009-2010

Конкурс «Эрудит» по русскому языку

Районный

Истипенкоо Марина

9 класс

Диплом 3 степени

4

2009-2010

Конкурс сочинений «Мы достойные внуки Победы»

Районный

Баринов Роман 9 кл

Сертификат участника

5

2009-2010

Литературный конкурс «Серебряное перышко»

Районный

Карабарин Павел

7 класс

Сертификат участника

6

2009-2010

Литературный конкурс «Серебряное перышко»

Районный

Баринова Екатерина

7 класс

Сертификат участника

7

2009-2010

Конкурс «Моя профессиональная карьера»

Районный

Антипина Елена

Сертификат участника

8

2010-2011

Литературный конкурс «Серебряное перышко». Номинация «Проза»

Районный

Баринов Роман

10 класс

Победитель

9

2010-2011

Олимпиада по русскому языку

Муниципальный этап всероссийской олимпиады

Антипина Елена

10 класс

Победитель

10

2010-2011

Олимпиада по русскому языку

Региональный этап всероссийской олимпиады

Антипина Елена

10 класс

Участник

11

2010-2011

Творческий отчет школы, посвященный 350-летию Иркутска «Живи в веках, звучи в сердцах, Иркутская мелодия»

Районный

Антипина Елена

10 класс

Победитель в номинации «Художественное чтение»

12

2010-2011

«Русский медвежонок- языкознание для всех»

Международная игра- конкурс

Карабарин Павел 7 класс

Гулбоева Екатерина 8 класс

Кучергин Вячеслав 8 класс

Антипина Елена 10 класс

3 место по школе

1 место по школе

2 место по школе

1 место по школе

13

2010-2011

Олимпиада по русскому языку

Иркутская областная летняя школа естественных и гуманитарных наук «Интеллект»

Антипина Елена

10 класс

Призер

14

2011-2012

Творческий отчет школы, посвященный 75-летию Иркутской области и году Российской истории «Листая страницы истории»

Районный

Антипина Елена

10 класс

Победитель в номинации «Художественное чтение»

15

2011-2012

Олимпиада по литературе

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады

Быковская Виктория

11 класс

Победитель

16

2011-2012

Научно- практическая конференция «Шаг в будущее» «Влияние интерактивногообщения на грамотность учащихся»

Районный

Антипина Елена

11 класс

Призер

17

2011-2012

Литературно- художественный конкурс, посвященный 75-летию В. Г. Распутина «Диалог с писателем»

Областной

Лончакова Альбина

Участник

18

2011-2012

2 Всероссийская олимпиада по русскому языку

Центр поддержки талантливой молодежи г. Бийск

Мигай Юлия

Опарина Кристина

Пермякова Мария Пахомов Николай

5 класс

Гришкова Анжелика

Антипина Елена

Быковская Виктория

11 класс

Участники

Участники

18

2011-2012

2 Всероссийская олимпиада по русскому языку

Центр поддержки талантливой молодежи г. Бийск

Мигай Юлия

Опарина Кристина

Пермякова Мария Пахомов Николай

5 класс

Гришкова Анжелика

Антипина Елена

Быковская Виктория

11 класс

Участники

Участники

19

2012-2013

Областной конкурс фотографий «Край родной- навек любимый»

Областной конкурс

Баринова Екатерина 9 кл

Участник

20

2012-2013

Литературный конкурс «Серебряное перышко»

Районный

Карабарина Анжела 5 кл

Баринова Екатерина 9 кл

Кучергина Юлия,6 кл

Пермякова Мария 6 кл

Карабарин Павел 9 кл

Участник

Участник

Участник

Участник

Победитель

21

2012-2013

Районный конкурс чтецов «Лаская нежным словом слух»

Районный

Пермякова Мария 6 кл

Лауреат

22

2012-2013

Областная акция «Неделя русской дипломатии». Конкурс эссе «Кто такой дипломат?»

Областной

Карабарин Павел 9 кл

Участие



Предварительный просмотр:

Выявление и сопровождение одаренных детей

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Хазанская СОШ Анисимова Е. А.

2013 г

                                                   

Одаренность- сочетание трех компонентов:

мотивации, ориентированной на выполнение задания,

 выдающихся умственных способностей и креативности.

Д. Дж. Рензулли.

       Значительная роль в процессе своевременного выявления детской одаренности принадлежит родителям. Именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда  легко сделать, потому что  не существует некого стереотипа одаренности- каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Именно семья изначально ответственна за то, чтобы ребенок в полной мере смог развить свои задатки, какого уровня бы они ни были, ведь детские годы наиболее важны как для развития личности, так и для развития интеллекта.

Поэтому одаренность в определенной сфере деятельности может возникать стихийно и дальше развиваться при благоприятных условиях или затухать при неблагоприятных.

Естественной формой формирования способностей являются задатки- врожденные анатомо- физиологические особенности нервной системы, мозга, органов чувств и движения.

Способности- это задатки в развитии. Из одних и тех же задатков могут развиться разные способности.

Ступенями развития способностей является одаренность, талант и гениальность. И если гениальность- это удел немногих, то способностями к определенным видам деятельности и способностью к творчеству может и должен овладеть каждый.

Ступени  развития способностей ребенка.

Высшее проявление способностей нередко  называют талантом. Слово «талант» встречается еще в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от хозяина и в его отсутствие зарыл в землю, вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль. Отсюда пошло выражение «зарыть талант в землю». Талантливыми людьми можно назвать  А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В. Моцарта.

Высшую степень развития способностей называют «гениальность». Гений творит самостоятельно и оригинально, ищет ответы на такие вопросы, которые другие люди не ставят. Гениями можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Ломоносова,

 Д. Менделеева.

Следует отметить, что способности и задатки являются базовыми факторами одаренности. Существуют некоторые факторы, способствующие их развитию и совершенствованию ( фактор среды, удачи, личностные факторы).

По статистике, количество детей, опережающих своих сверстников по темпам развития, составляет примерно  10% среди малышей до  3 лет, 2-3%- среди детей от 4 до 7 лет и около 1%- среди школьников.  И только 10% маленьких вундеркиндов достигают значительных успехов во взрослом возрасте. Очень поучительна в этом плане история Вики Турбиной( Журнал «Педагогическая мастерская. Все для учителя». Издательство «Основа» № 2 2013 г). Какова мораль этой печальной истории? Родителям одаренных детей  можно дать один очень простой совет: «Не тяните растение из земли, дайте ему вырасти!»

Ребенку необходимо создавать условия для того, чтобы он проявил способности, но никаких завышенных ожиданий, никакой преждевременной славы- она тоже станет испытанием.

Психологи разработали много тестов, позволяющих оценить способности ребенка, но ни один из них не является совершенным. Некоторые считают, что ничто не развивает так детский мозг, как книга: литературное произведение- лучший катализатор для мыслительных процессов. При чтении или слушании книги задействуется максимальное число областей мозга.

Ученые установили, что ложь в раннем детстве показывает, что подключаются одновременно множество мыслительных процессов, характеризующих ребенка как разумное существо. Исследователи показывают, что те дети, которые начинали рано врать, достигали больших успехов во взрослой жизни, чем их честные сверстники.

Перечень признаков, которые позволяют увидеть, что ребенок относится к особенно одаренным:

  1. Развито абстрактное мышление и умение творчески решать поставленные задачи
  2. Ускоренное прохождение этапов развития, характерных для этого возраста
  3. Повышенная любознательность
  4. Раннее мощное развитие речевых навыков
  5. Удовольствие от обучения и быстрое усвоение материала
  6. Отличное чувство юмора
  7. Отличная память
  8. Высокий уровень активности
  9. Ярко выраженная реакция на шум, боль или ограничения
  10. Способность длительное время удерживать внимание на предмете или занятии, представляющем интерес
  11. Чувствительность и сострадание
  12. Стремление к совершенству
  13. Яркое воображение

В каком возрасте можно определять способности ребенка? Практически в любом. Но все же, некоторые возрастные особенности одаренности существуют. Например, поэтическая одаренность чаще всего проявляется в подростковом возрасте. А вот совсем маленькие детки часто демонстрируют признаки общей одаренности. Связано это с тем, что в силу возраста, например, для проявлений художественной одаренности (рисование, танец, пение) у них еще недостаточно физиологической развитости, для проявлений академической (в отдельных областях) – не хватает информации, знаний. Но опытный психолог или педагог, внимательный родитель всегда увидит в ребенке интерес к чему-либо и поддержит его успехи. «Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант», - считал А. И. Савенков

Задача выявления и обучения одаренных детей  приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

К сожалению, яркие детские таланты в общеобразовательной школе  встречаются не часто. Задача учителя-  вовремя заметить одаренного ребенка. Однако сельский учитель не всегда имеет возможность обратиться за квалифицированной помощью психолого- педагогической службы. Приходится опираться на свой педагогический опыт, на научно- популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности.

Итак, как выявить одаренность детей на уроках русского языка и литературы?   Такие дети видны сразу. Они отличаются неординарным мышлением, особой памятью, незаурядной волей, мыслительными и речевыми способностями, но и видны личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.

Учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.

Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и воспитания одаренных детей на уроках русского языка и литературы  является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Задача учителя русского языка и литературы состоит в следующем: объединить разрозненные элементы одаренности обучающихся обучению, развитию и их поддержке. Важный фактор развития детской одаренности — формы организации учебной деятельности. В системе своей работы по развитию детской одаренности по русскому языку  и литературе выделяю следующие моменты:

Работа на уроках:

  1. Дифференцированный подход;
  2. Проблемное обучение;
  3. Проектная деятельность;
  4. Развитие критического  мышления
  5. Работа в группах
  6. Применение педагогических технологий

Во внеурочной деятельности:

  1. Исследовательская деятельность;
  2. Предметные олимпиады;
  3. Творческие конкурсы;

В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей.
1) Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида и как следствие этого можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные технологии, отвечающие данной задаче. Особую остроту эта проблема приобретает при создании образовательных моделей для одаренных и талантливых детей.

2) Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе.

3) Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Особые методические приемы, разрабатываемые сторонниками данного подхода, позволяют достичь того, что предложенная учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка. Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.
4) «Стратегия интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, - интенсивности обучения. Она, в определенном смысле, является альтернативой «стратегии ускорения».

Эта «стратегия» имеет ряд вариантов реализации. Можно выделить
«горизонтальную» и «вертикальную» интенсификацию. «Горизонтальная» предполагает дополнение традиционного учебного плана новыми, обычно не включаемыми в него курсами и предметами. В практике это обычно - не один, а несколько иностранных языков, нетрадиционные учебные предметы: риторика, экономика и др. Для нас же наиболее характерна «вертикальная интенсификация», которая предполагает обращение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом, ориентирована на качественно иной уровень подготовки, соответствующий более высоким уровням развития личности. 
Особую роль в работе со способными учащимися играет
формирование самостоятельной деятельности.
Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в т то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий.
При изучении нового материала работа с учебником можно выстраивать следующим образом. Работа с параграфом учебника: можно пригласить сильного ученика, который, опираясь на наблюдение над материалом, предваряющим работу над изучением новой темы, ученик самостоятельно составляет опорную схему-конспект на доске.
Это составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, интеллект- карт  вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы.
При этом важно то, что они должны постоянно подключаться к работе. В данном случае наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей.
При изучении теоретического материала можно использовать следующие приемы:
Для сильных учеников могут применяться элементы технологии критического мышления.
Тема, цель, задачи, круг вопросов, которые необходимо осветить (предлагается план).
Здесь мы используем частично-поисковый метод.
После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом.
1. дополнение текста ( написание вступления и заключения) (для слабых учащихся)
2. трансформация текста (разного уровня сложности)
3. восстановление деформированного текста (разного уровня сложности)
4. составление текста по модели (для слабых учащихся)
5. создание собственного текста. (для сильных учеников)
Например, напишите небольшое сочинение на тему «Спорт», «Первые шаги в космос» ,используя числительные. Для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы работа носила проблемный характер. Именно проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние, которое возникает в процессе выполнения задания, поэтому темы сочинений могут («Есть ли предопределение? Случайность или рок?» по «Песни о вещем Олеге»; «Можно ли отказать человеку в праве на существование?» по повести Гоголя «Шинель», для слабых традиционная тема «маленького человека»; задание расширенного уровня « Сравнить героев « Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», главы о Данко и Ларре). Например, после изучения повести «Невский проспект» можно предложить учащимся написать эссе «Как я понимаю смысл слов «…все обман, все мечта, все не то, что кажется» такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения, развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни,
формирует критическое мышление.
Посмотрите репродукцию картины М. К. Копытцевой «Летний день. Цветет сирень», опишите настроение героев картины, представьте возможный диалог мальчиков. Используйте в нем неполные предложения;
 Что изображено на картине М. Попова «Первый снег»? Напишите об этом в форме дневниковых записей. Представьте себе, что вы с восхищением увидели в окошко, как все преобразилось вокруг. Эссе после посещения театра, эссе- философские размышления о любви, о школьной жизни. Кстати, любовь к такой форме самовыражения сохраняется и после окончания школьной жизни. К встрече выпускников Пахомова Юля написала  уже  эссе- воспоминание о школьной жизни (отрывок)

… Вот и не заметили даже, как «моргнули глазом»… Не заметили, как стали выше учителей, как теперь быстро читаем, как смотрим на мир не детскими глазами. Таблица умножения сменилась интегралами, алфавит – сочинениями, скромность – уверенностью, а мальчишки и девчонки превратились в юношей и девушек… Иногда даже становится неловко, когда навстречу идет девчушка и робким, но доброжелательным голосом почти шепчет: «Здравствуйте»… Когда едешь в автобусе, а рядом мамочка плачущему сыночку, сидящему на руках у нее, говорит: «Не плачь! А то тетя на тебя смотрит и смеется! Такой большой и плачет!» - И показывает на меня.

Мы росли, и с нами росла наша школа. Только вот мы потом ушли, а она осталась, омолаживаясь малышами. Посадила новые семечки, чтобы наши любимые садовники их так же вырастили до благоухающих цветов.

Первый шаг, первую ступень всегда сделать сложнее, поэтому школу мы будем ценить трепетнее и помнить всегда, а ностальгии добавит любовь учителей, общение с  одноклассниками  и все-все произошедшее, что связано с ними… Огромное им спасибо! Тем, кто стал частью дня, только теперь в нашей памяти…          

Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер) Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы в группе, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал, так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе высказаться по тому или иному вопросу. В дебатах в роли спикеров, как правило, выступают более способные ученики, обладающие высоким уровнем развития монологической речи, аналитическими навыками, умеющие аргументировать свою точку зрения. В качестве примера остановимся на уроке- исследовании, проведенном в 2013 году в 9-11 классах

Родной язык в «реке времени»

Цель: выявление современных путей развития русского языка

Задачи: дать учащимся понятие о  позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, развивать логическое мышление, умение доказывать собственную точку зрения, прививать культуру ведения диалога

Технология: дебаты, исследование, арт-технологии

«За» и «против» СМС, « Интерактивное общение в жизни современной молодежи», инсценировка из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»

Формы работы: групповая, индивидуальная

Предварительная подготовка:

  1. Проведено анкетирование учащихся
  2. Проведено исследование « Интерактивное общение в жизни современной молодежи»
  3. Подготовлены инсценировки
  4. Подготовлены рассказы о возникновении СМС

Результаты дебатов оформляются в виде коротких записей

Против

  1. Передача фонемного состава слов и морфем. Отдаётся предпочтение фонетическому письму, часто реализуется неполный стиль произношения
  2. Употребление прописных и строчных букв, меняются функции прописных.
  3. Слитное, полуслитное, раздельное написание.
  4. Графические сокращения.
  5. Неофициальность, камерность, интимность общения обусловливают характер лексики SMS: это слова разговорного стиля, бытовой тематики, просторечные
  6. Эмоциональность, желание придать сообщению позитивный настрой ведут к намеренному изменению пунктуационного оформления текста, что отчасти заменяет использование смайлов.

За

  1. Время отправления такого сообщения занимает пару секунд.
  2. SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд.
  3. Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон, адресат все равно его получит, как только появится в сети.
  4. Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором
  5. С помощью расширенного варианта SMS, называемого EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое.
  6. Особенность технологии такова, что передача SMS почти никак не нагружает сотовую сеть.
  7. Также SMS на телефоны можно отправлять из  Интернет
  8. Они не требуют больших материальных затрат
  9.  Благодаря возможности посылать сообщения можно  спокойно общаться до глубокой ночи.

Выводы

  1. Интерактивное общение играет важную роль в жизни современной молодежи
  2. Нами подмечена закономерность: учащиеся, имеющие отметки  «4» и  «5» по русскому языку, не замечают негативного влияния SMS-общения на свою грамотность и отмечают, что стараются следить за орфографией и пунктуацией собственных коротких текстов; ошибки в чужих текстах их раздражают.
  3. В SMS - текстах учащихся 9 - 11 класса довольно много нарушений общепринятых стандартов грамотности, которые, как правило, связаны с

На основании проведенных исследований  мы можем утверждать, что

  1. SMS-язык   –   часть   массовой   культуры   и   требует   теоретического  осмысления со стороны и филологов, и психологов для того, чтобы уменьшить его негативное влияние на традиционный язык и на  формирование личности подростка.
  2. Необходима серьезная работа     по   разъяснению школьникам особенностей языка.
  3.   Нужно постоянно показывать красоту слов и недопустимость   их        искажения.  
  4. Постараться убедить   подростков   разграничивать общение   на   SMS-общение   и   общение   в   реальном   мире.   В противном  случае нас ждут весьма нелицеприятные перспективы,
  5. На грамотность сложившегося человека повлиять не так-то просто. Гораздо легче сбить с толку ребенка, чья система ценностей, к которой, кстати, относится и уважение к родному языку, находится в процессе формирования. Кроме всего вышеперечисленного, дети, увлеченные открывающимися возможностями, перестают читать книги. Обыкновенные бумажные книги. А правильное чтение во все времена было прекрасным.

Общие выводы:

  1. Внедрение в повседневную жизнь практики обмена короткими интерактивными сообщениями через социальные сети, специальные программы и SMS приводит к снижению орфографической и синтаксической грамотности.
  2. Также мы увидели, что  в интерактивном общении отражаются многие негативные процессы, произошедшие с культурой нашего общества за последнее время: падение интереса к чтению хорошей литературы, понижение требований к знанию   русского   языка   и   литературы.
  3. С одной стороны SMS -  причина неграмотности современной молодежи, а с другой - зеркало общего уровня образованности и культуры адресанта.

Читательская конференция по творчеству В. М. Шукшина «Нравственность есть Правда»

Цель:  

  1.  углубить и расширить знания о жизни и  творчестве В.М.Шукшина
  2. обратить внимание учащихся на актуальные сегодня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности; помочь осмыслить себя как личность, назначение своей жизни
  3. проанализировать рассказы В.М. Шукшина «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Мастер», «Крепкий мужик» посмотреть фильм В. Шукшина «Калина красная» и  выступить с отзывом о фильме 

Задачи:

  1. сформировать у учащихся представление о философской концепции В. М. Шукшина
  2.  развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
  3. учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги;
  4.  развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой, использовать авторские описания (портрет, обстановка) в характеристике героя, аргументировать свою точку зрения.
  5.  воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные
  6. подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.

Форма проведения: 

читательская конференция для учеников  10-11 классов

Оборудование: 

портрет В.М.Шукшина, выставка его книг, книги о Шукшине, альбомы, папки-раскладушки, сочинения-эссе, синквейны, экспозиции, творческие работы школьников о жизни и творчестве писателя; мультимедийная  презентация о жизни Шукшина, демонстрация отрывков из фильма «Калина красная»

Основные проблемы:

  1. Какие важнейшие нравственные проблемы поднимает в своём творчестве Василий Шукшин?
  2. Против каких нравственных пороков он восстает?
  3. Что с нами происходит?
  4. В чем причина сегодняшней  бездуховности?
  5. Возможно ли  возрождение человеческой души?
  6.   Так ли мы живем?
  7. В чем он, высший смысл жизни?

Предварительная подготовка:

Творческая группа

  1. Нарисовать иллюстрации к рассказам В. М. Шукшина.
  2. Сделать объемную картину «Дом в Сростках, где провел детство В. М. Шукшин»
  3. Написать эссе, синквейны по творчеству Шукшина
  4. Посмотреть фильм «Калина красная», написать отзыв
  5. Подготовить  исполнение песни «Динь-дон,  колокольный звон…»

Чтецы

  1. Чтение наизусть стихотворений, посвященных Шукшину

Биографы (работа в паре)

1.Рассказ о некоторых фактах из жизни Шукшина

Исследователи (групповая работа)

  1. Анализ рассказов «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Мастер», «Крепкий мужик»
  2. Посмотреть фильм В. Шукшина «Калина красная». Выступить с отзывом о фильме

Техническая группа

  1. Подготовить мультимедийную презентацию
  2. Демонстрация фрагментов  фильма «Калина красная»

Анкетирование 

Попытка искреннего слова о себе:

1. Довольны ли вы собой и как вам живётся?

2. Знакомо ли вам чувство неловкости, боли и стыда?

      3. Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

      4. Чем вы особенно дорожите в близких?

При подготовке к конференции  каждый смог найти себе задание по душе, проявить свою одаренность в какой- нибудь сфере деятельности. Были прекрасно прочитаны стихи о Шукшине Антипиной Е., сделаны презентации и нарезки из фильма «Калина красная» Бариновым Романом, картина «Дом Шукшина в Сростках» Затопляевым Елисеем, отзыв Лончаковой Альбины о фильме «Калина красная»  показался интересным многим. Приведем отрывок из него:

Почему повесть и фильм называются «Калина красная»? Калина – простое дерево, скромное, неяркое. Ягоды  калины горькие вначале, яркие позже и только «побитое» морозами, оно вдруг становится ярким, ягоды – сладкими, нежными, тонкокожими.

Калина – это Егор Прокудин («Горе» - горький»). Только побитый  жизнью, как морозами, он открывается  во всей своей красе.        

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котенок Господа Бога»).

Цели урока:

обучающая - совершенствование навыков анализа прозаического произведения;

развивающая - развитие эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых навыков и умений;

воспитательная – пробудить в детях чувство добра и любви к людям и животным.

Технология: мастерская

Тип урока: урок внеклассного чтения с использованием ИКТ                            

 Форма урока: урок анализа художественного произведения.

Представляю некоторые моменты урока, позволяющие ученикам проявить различные способности:

«Котенок Господа Бога»… Скажите, пожалуйста, какая картина возникает  у вас перед глазами, когда мы произносим слово «котенок»?  (Можно нарисовать котенка, можно придумать небольшое стихотворение, написать рассказик)

  Опишите представленного вашим воображением котенка.

Работа в группах (дети обсуждают, оформляют на листочке свои ответы)

А кто в рассказе Л.С.Петрушевской является носителем добра, а кто зла?  

- Что мы узнали о них? Расскажите. Работа в группах

Носители зла

Бабка мальчика «функционировала»,                      Мать не разрешила

«не особенно приветствовала,                                   котенка увезти в город

когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы»,  

заставила мальчика                                                                    

выбросить котенка                                                        

за забор

                                             

Носители добра

                                                                     

                                                                   

Мальчик                                                                               Бабушка умирающая

подобрал котенка, строил                               пригрела котенка, угостила

красивые планы                                                   кусочком черного хлеба

Давайте проследим поведение Ангела-хранителя и Беса, выпишем глаголы, которые указывают на действие того и другого. Работа в группах по тексту, оформление таблицы

Ангел-хранитель

Бес

Плачет

Радуется

Утешает

Беспокоится

Уговаривает не делать зла

Убеждает

Толкает под локоть мальчика

Предлагает поиздеваться над котенком

Нагло улыбается

Болтает

Заводит в чужой сад

Смеётся над ангелом

Многие дети с огромным желанием делают иллюстрации к художественным произведениям, показывая свои неординарные способности. Лончакова Альбина, выпускница 2012 года, нарисовала  много прекрасных иллюстраций, в которых выразила свое отношение к героям из прочитанных книг.


Рассмотрим, как реализуется работа с одаренными  
учениками во внеурочной деятельности:

  1. предметные недели, в том числе и конкурсы чтецов
  2. научно-практические конференции
  3. олимпиады по предмету
  4. участие в конкурсах исследовательских работ
  5.  участие в конкурсе «Русский медвежонок»
  6. музыкально-литературные гостиные

Остановимся на олимпиадах, именно они позволяют выявить способных и одаренных детей. При подготовке к олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя в подготовке к олимпиаде? Это прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст.

Очень радует, что ученица 10 класса Антипина Елена приняла участие в Региональном  этапе всероссийской олимпиады по русскому языку и стала призером в олимпиаде по русскому языку в Иркутской областной летней школе естественных и гуманитарных наук «Интеллект» (2011г).С огромным желанием учащиеся нашей школы принимали участие в международной игре- конкурсе «Русский медвежонок» и 2 Всероссийской олимпиаде по русскому языку, организованной центром поддержки талантливой молодежи г. Бийска.
    Важную роль играет участие в различного рода конкурсах
исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности, выступает в так называемой роли начинающего ученого.

Исследовательской работе с учащимися уделяю особое внимание как на уроках, так и во внеурочной деятельности. «Экология слова»

( победители районного уровня), «Влияние интерактивного общения на грамотность учащихся» (призеры районного уровня), «Рекламный текст как языковое явление» (участие на областном уровне)- перечень работ за последние годы.

Как музыкально-литературные композиции, так и конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки художественного чтения и актерской игры, которые возможны только при полном прочувствовании текста.

Антипина Елена, выпускница 2012 года, принимала неоднократно участие в различных конкурсах чтецов и являлась победителем в 2011, 2012 году в номинации «Художественное слово». Пермякова Мария, ученица 6 класса в районном конкурсе чтецов «Лаская нежным словом слух» в 2013 году стала лауреатом.

 Многие ученики с удовольствием пишут синквейны, проявляют творчество в их оформлении.

                                             

     Проблема работы с одарёнными детьми в наше время  актуальна и одновременно очень сложна. С одной стороны,  растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному  поведению. С другой стороны, не секрет, что большинство российских школ ориентировано на обучение «середнячков», на то, чтобы слабоуспевающие  учащиеся смогли освоить базовый уровень. Именно им зачастую учитель вынужден уделять большее внимание на уроках. И это понятно: необходимо без двоек сдать ГИА, ЕГЭ, перевести ученика в следующий класс. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему.

     Мне кажется,  если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам,  помогут овладеть методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых обучающихся.

В заключение хочется сказать, что не нужно плестись за талантом. Его нужно развивать, водить по путям совершенства. В этом и заключается главная задача учителей, родителей, одаренных детей и талантливой молодежи.

Участие детей в различных конкурсах,  смотрах, предметных олимпиадах, НПК представлено в таблице

Период

Мероприятие

Уровень

Фамилия участника

Результат

1

2009-2010

Литературно-художественный конкурс к 65-летию Победы «Я помню, я горжусь!» «У войны - не женское лицо»

Районный

Лончакова Альбина

10 класс

Победитель

Диплом 1 степени

2

2009-2010

Конкурс «Эрудит» по русскому языку

Районный

Бибикова Юлия

9 класс

Победитель

Диплом 1 степени

3

2009-2010

Конкурс «Эрудит» по русскому языку

Районный

Истипенкоо Марина

9 класс

Диплом 3 степени

4

2009-2010

Конкурс сочинений «Мы достойные внуки Победы»

Районный

Баринов Роман 9 кл

Сертификат участника

5

2009-2010

Литературный конкурс «Серебряное перышко»

Районный

Карабарин Павел

7 класс

Сертификат участника

6

2009-2010

Литературный конкурс «Серебряное перышко»

Районный

Баринова Екатерина

7 класс

Сертификат участника

7

2009-2010

Конкурс «Моя профессиональная карьера»

Районный

Антипина Елена

Сертификат участника

8

2010-2011

Литературный конкурс «Серебряное перышко». Номинация «Проза»

Районный

Баринов Роман

10 класс

Победитель

9

2010-2011

Олимпиада по русскому языку

Муниципальный этап всероссийской олимпиады

Антипина Елена

10 класс

Победитель

10

2010-2011

Олимпиада по русскому языку

Региональный этап всероссийской олимпиады

Антипина Елена

10 класс

Участник

11

2010-2011

Творческий отчет школы, посвященный 350-летию Иркутска «Живи в веках, звучи в сердцах, Иркутская мелодия»

Районный

Антипина Елена

10 класс

Победитель в номинации «Художественное чтение»

12

2010-2011

«Русский медвежонок- языкознание для всех»

Международная игра- конкурс

Карабарин Павел 7 класс

Гулбоева Екатерина 8 класс

Кучергин Вячеслав 8 класс

Антипина Елена 10 класс

3 место по школе

1 место по школе

2 место по школе

1 место по школе

13

2010-2011

Олимпиада по русскому языку

Иркутская областная летняя школа естественных и гуманитарных наук «Интеллект»

Антипина Елена

10 класс

Призер

14

2011-2012

Творческий отчет школы, посвященный 75-летию Иркутской области и году Российской истории «Листая страницы истории»

Районный

Антипина Елена

10 класс

Победитель в номинации «Художественное чтение»

15

2011-2012

Олимпиада по литературе

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады

Быковская Виктория

11 класс

Победитель

16

2011-2012

Научно- практическая конференция «Шаг в будущее» «Влияние интерактивногообщения на грамотность учащихся»

Районный

Антипина Елена

11 класс

Призер

17

2011-2012

Литературно- художественный конкурс, посвященный 75-летию В. Г. Распутина «Диалог с писателем»

Областной

Лончакова Альбина

Участник

18

2011-2012

2 Всероссийская олимпиада по русскому языку

Центр поддержки талантливой молодежи г. Бийск

Мигай Юлия

Опарина Кристина

Пермякова Мария Пахомов Николай

5 класс

Гришкова Анжелика

Антипина Елена

Быковская Виктория

11 класс

Участники

Участники

18

2011-2012

2 Всероссийская олимпиада по русскому языку

Центр поддержки талантливой молодежи г. Бийск

Мигай Юлия

Опарина Кристина

Пермякова Мария Пахомов Николай

5 класс

Гришкова Анжелика

Антипина Елена

Быковская Виктория

11 класс

Участники

Участники

19

2012-2013

Областной конкурс фотографий «Край родной- навек любимый»

Областной конкурс

Баринова Екатерина 9 кл

Участник

20

2012-2013

Литературный конкурс «Серебряное перышко»

Районный

Карабарина Анжела 5 кл

Баринова Екатерина 9 кл

Кучергина Юлия,6 кл

Пермякова Мария 6 кл

Карабарин Павел 9 кл

Участник

Участник

Участник

Участник

Победитель

21

2012-2013

Районный конкурс чтецов «Лаская нежным словом слух»

Районный

Пермякова Мария 6 кл

Лауреат

22

2012-2013

Областная акция «Неделя русской дипломатии». Конкурс эссе «Кто такой дипломат?»

Областной

Карабарин Павел 9 кл

Участие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Выступление на районном семинаре по данной теме....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...

работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не тольк...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)

В данный  материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...