Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
статья по литературе на тему
В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, отрывки из творческих работ учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vyyavlenie_i_soprovozhdenie_odarennyh_detey_-_kopiya.docx | 349.42 КБ |
doklad_vyyavlenie_i_soprovozhdenie_odarennyh_detey_-_kopiya.docx | 349.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление и сопровождение одаренных детей
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Хазанская СОШ Анисимова Е. А.
2013 г
Одаренность- сочетание трех компонентов:
мотивации, ориентированной на выполнение задания,
выдающихся умственных способностей и креативности.
Д. Дж. Рензулли.
Значительная роль в процессе своевременного выявления детской одаренности принадлежит родителям. Именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, потому что не существует некого стереотипа одаренности- каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Именно семья изначально ответственна за то, чтобы ребенок в полной мере смог развить свои задатки, какого уровня бы они ни были, ведь детские годы наиболее важны как для развития личности, так и для развития интеллекта.
Поэтому одаренность в определенной сфере деятельности может возникать стихийно и дальше развиваться при благоприятных условиях или затухать при неблагоприятных.
Естественной формой формирования способностей являются задатки- врожденные анатомо- физиологические особенности нервной системы, мозга, органов чувств и движения.
Способности- это задатки в развитии. Из одних и тех же задатков могут развиться разные способности.
Ступенями развития способностей является одаренность, талант и гениальность. И если гениальность- это удел немногих, то способностями к определенным видам деятельности и способностью к творчеству может и должен овладеть каждый.
Ступени развития способностей ребенка.
Высшее проявление способностей нередко называют талантом. Слово «талант» встречается еще в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от хозяина и в его отсутствие зарыл в землю, вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль. Отсюда пошло выражение «зарыть талант в землю». Талантливыми людьми можно назвать А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В. Моцарта.
Высшую степень развития способностей называют «гениальность». Гений творит самостоятельно и оригинально, ищет ответы на такие вопросы, которые другие люди не ставят. Гениями можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Ломоносова,
Д. Менделеева.
Следует отметить, что способности и задатки являются базовыми факторами одаренности. Существуют некоторые факторы, способствующие их развитию и совершенствованию ( фактор среды, удачи, личностные факторы).
По статистике, количество детей, опережающих своих сверстников по темпам развития, составляет примерно 10% среди малышей до 3 лет, 2-3%- среди детей от 4 до 7 лет и около 1%- среди школьников. И только 10% маленьких вундеркиндов достигают значительных успехов во взрослом возрасте. Очень поучительна в этом плане история Вики Турбиной( Журнал «Педагогическая мастерская. Все для учителя». Издательство «Основа» № 2 2013 г). Какова мораль этой печальной истории? Родителям одаренных детей можно дать один очень простой совет: «Не тяните растение из земли, дайте ему вырасти!»
Ребенку необходимо создавать условия для того, чтобы он проявил способности, но никаких завышенных ожиданий, никакой преждевременной славы- она тоже станет испытанием.
Психологи разработали много тестов, позволяющих оценить способности ребенка, но ни один из них не является совершенным. Некоторые считают, что ничто не развивает так детский мозг, как книга: литературное произведение- лучший катализатор для мыслительных процессов. При чтении или слушании книги задействуется максимальное число областей мозга.
Ученые установили, что ложь в раннем детстве показывает, что подключаются одновременно множество мыслительных процессов, характеризующих ребенка как разумное существо. Исследователи показывают, что те дети, которые начинали рано врать, достигали больших успехов во взрослой жизни, чем их честные сверстники.
Перечень признаков, которые позволяют увидеть, что ребенок относится к особенно одаренным:
- Развито абстрактное мышление и умение творчески решать поставленные задачи
- Ускоренное прохождение этапов развития, характерных для этого возраста
- Повышенная любознательность
- Раннее мощное развитие речевых навыков
- Удовольствие от обучения и быстрое усвоение материала
- Отличное чувство юмора
- Отличная память
- Высокий уровень активности
- Ярко выраженная реакция на шум, боль или ограничения
- Способность длительное время удерживать внимание на предмете или занятии, представляющем интерес
- Чувствительность и сострадание
- Стремление к совершенству
- Яркое воображение
В каком возрасте можно определять способности ребенка? Практически в любом. Но все же, некоторые возрастные особенности одаренности существуют. Например, поэтическая одаренность чаще всего проявляется в подростковом возрасте. А вот совсем маленькие детки часто демонстрируют признаки общей одаренности. Связано это с тем, что в силу возраста, например, для проявлений художественной одаренности (рисование, танец, пение) у них еще недостаточно физиологической развитости, для проявлений академической (в отдельных областях) – не хватает информации, знаний. Но опытный психолог или педагог, внимательный родитель всегда увидит в ребенке интерес к чему-либо и поддержит его успехи. «Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант», - считал А. И. Савенков
Задача выявления и обучения одаренных детей приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
К сожалению, яркие детские таланты в общеобразовательной школе встречаются не часто. Задача учителя- вовремя заметить одаренного ребенка. Однако сельский учитель не всегда имеет возможность обратиться за квалифицированной помощью психолого- педагогической службы. Приходится опираться на свой педагогический опыт, на научно- популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности.
Итак, как выявить одаренность детей на уроках русского языка и литературы? Такие дети видны сразу. Они отличаются неординарным мышлением, особой памятью, незаурядной волей, мыслительными и речевыми способностями, но и видны личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.
Учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.
Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и воспитания одаренных детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Задача учителя русского языка и литературы состоит в следующем: объединить разрозненные элементы одаренности обучающихся обучению, развитию и их поддержке. Важный фактор развития детской одаренности — формы организации учебной деятельности. В системе своей работы по развитию детской одаренности по русскому языку и литературе выделяю следующие моменты:
Работа на уроках:
- Дифференцированный подход;
- Проблемное обучение;
- Проектная деятельность;
- Развитие критического мышления
- Работа в группах
- Применение педагогических технологий
Во внеурочной деятельности:
- Исследовательская деятельность;
- Предметные олимпиады;
- Творческие конкурсы;
Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна. С одной стороны, растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному поведению. С другой стороны, не секрет, что большинство российских школ ориентировано на обучение «середнячков», на то, чтобы слабоуспевающие учащиеся смогли освоить базовый уровень. Именно им зачастую учитель вынужден уделять большее внимание на уроках. И это понятно: необходимо без двоек сдать ГИА, ЕГЭ, перевести ученика в следующий класс. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему.
Мне кажется, если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам, помогут овладеть методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых обучающихся.
В заключение хочется сказать, что не нужно плестись за талантом. Его нужно развивать, водить по путям совершенства. В этом и заключается главная задача учителей, родителей, одаренных детей и талантливой молодежи.
Участие детей в различных конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, НПК представлено в таблице
№ | Период | Мероприятие | Уровень | Фамилия участника | Результат | ||||||
1 | 2009-2010 | Литературно-художественный конкурс к 65-летию Победы «Я помню, я горжусь!» «У войны - не женское лицо» | Районный | Лончакова Альбина 10 класс | Победитель Диплом 1 степени | ||||||
2 | 2009-2010 | Конкурс «Эрудит» по русскому языку | Районный | Бибикова Юлия 9 класс | Победитель Диплом 1 степени | ||||||
3 | 2009-2010 | Конкурс «Эрудит» по русскому языку | Районный | Истипенкоо Марина 9 класс | Диплом 3 степени | ||||||
4 | 2009-2010 | Конкурс сочинений «Мы достойные внуки Победы» | Районный | Баринов Роман 9 кл | Сертификат участника | ||||||
5 | 2009-2010 | Литературный конкурс «Серебряное перышко» | Районный | Карабарин Павел 7 класс | Сертификат участника | ||||||
6 | 2009-2010 | Литературный конкурс «Серебряное перышко» | Районный | Баринова Екатерина 7 класс | Сертификат участника | ||||||
7 | 2009-2010 | Конкурс «Моя профессиональная карьера» | Районный | Антипина Елена | Сертификат участника | ||||||
8 | 2010-2011 | Литературный конкурс «Серебряное перышко». Номинация «Проза» | Районный | Баринов Роман 10 класс | Победитель | ||||||
9 | 2010-2011 | Олимпиада по русскому языку | Муниципальный этап всероссийской олимпиады | Антипина Елена 10 класс | Победитель | ||||||
10 | 2010-2011 | Олимпиада по русскому языку | Региональный этап всероссийской олимпиады | Антипина Елена 10 класс | Участник | ||||||
11 | 2010-2011 | Творческий отчет школы, посвященный 350-летию Иркутска «Живи в веках, звучи в сердцах, Иркутская мелодия» | Районный | Антипина Елена 10 класс | Победитель в номинации «Художественное чтение» | ||||||
12 | 2010-2011 | «Русский медвежонок- языкознание для всех» | Международная игра- конкурс | Карабарин Павел 7 класс Гулбоева Екатерина 8 класс Кучергин Вячеслав 8 класс Антипина Елена 10 класс | 3 место по школе 1 место по школе 2 место по школе 1 место по школе | ||||||
13 | 2010-2011 | Олимпиада по русскому языку | Иркутская областная летняя школа естественных и гуманитарных наук «Интеллект» | Антипина Елена 10 класс | Призер | ||||||
14 | 2011-2012 | Творческий отчет школы, посвященный 75-летию Иркутской области и году Российской истории «Листая страницы истории» | Районный | Антипина Елена 10 класс | Победитель в номинации «Художественное чтение» | ||||||
15 | 2011-2012 | Олимпиада по литературе | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады | Быковская Виктория 11 класс | Победитель | ||||||
16 | 2011-2012 | Научно- практическая конференция «Шаг в будущее» «Влияние интерактивногообщения на грамотность учащихся» | Районный | Антипина Елена 11 класс | Призер | ||||||
17 | 2011-2012 | Литературно- художественный конкурс, посвященный 75-летию В. Г. Распутина «Диалог с писателем» | Областной | Лончакова Альбина | Участник | ||||||
18 | 2011-2012 | 2 Всероссийская олимпиада по русскому языку | Центр поддержки талантливой молодежи г. Бийск | Мигай Юлия Опарина Кристина Пермякова Мария Пахомов Николай 5 класс Гришкова Анжелика Антипина Елена Быковская Виктория 11 класс | Участники Участники | ||||||
19 | 2012-2013 | Областной конкурс фотографий «Край родной- навек любимый» | Областной конкурс | Баринова Екатерина 9 кл | Участник | ||||||
20 | 2012-2013 | Литературный конкурс «Серебряное перышко» | Районный | Карабарина Анжела 5 кл Баринова Екатерина 9 кл Кучергина Юлия,6 кл Пермякова Мария 6 кл Карабарин Павел 9 кл | Участник Участник Участник Участник Победитель | ||||||
21 | 2012-2013 | Районный конкурс чтецов «Лаская нежным словом слух» | Районный | Пермякова Мария 6 кл | Лауреат | ||||||
22 | 2012-2013 | Областная акция «Неделя русской дипломатии». Конкурс эссе «Кто такой дипломат?» | Областной | Карабарин Павел 9 кл | Участие |
Предварительный просмотр:
Выявление и сопровождение одаренных детей
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Хазанская СОШ Анисимова Е. А.
2013 г
Одаренность- сочетание трех компонентов:
мотивации, ориентированной на выполнение задания,
выдающихся умственных способностей и креативности.
Д. Дж. Рензулли.
Значительная роль в процессе своевременного выявления детской одаренности принадлежит родителям. Именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, потому что не существует некого стереотипа одаренности- каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Именно семья изначально ответственна за то, чтобы ребенок в полной мере смог развить свои задатки, какого уровня бы они ни были, ведь детские годы наиболее важны как для развития личности, так и для развития интеллекта.
Поэтому одаренность в определенной сфере деятельности может возникать стихийно и дальше развиваться при благоприятных условиях или затухать при неблагоприятных.
Естественной формой формирования способностей являются задатки- врожденные анатомо- физиологические особенности нервной системы, мозга, органов чувств и движения.
Способности- это задатки в развитии. Из одних и тех же задатков могут развиться разные способности.
Ступенями развития способностей является одаренность, талант и гениальность. И если гениальность- это удел немногих, то способностями к определенным видам деятельности и способностью к творчеству может и должен овладеть каждый.
Ступени развития способностей ребенка.
Высшее проявление способностей нередко называют талантом. Слово «талант» встречается еще в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от хозяина и в его отсутствие зарыл в землю, вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль. Отсюда пошло выражение «зарыть талант в землю». Талантливыми людьми можно назвать А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В. Моцарта.
Высшую степень развития способностей называют «гениальность». Гений творит самостоятельно и оригинально, ищет ответы на такие вопросы, которые другие люди не ставят. Гениями можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Ломоносова,
Д. Менделеева.
Следует отметить, что способности и задатки являются базовыми факторами одаренности. Существуют некоторые факторы, способствующие их развитию и совершенствованию ( фактор среды, удачи, личностные факторы).
По статистике, количество детей, опережающих своих сверстников по темпам развития, составляет примерно 10% среди малышей до 3 лет, 2-3%- среди детей от 4 до 7 лет и около 1%- среди школьников. И только 10% маленьких вундеркиндов достигают значительных успехов во взрослом возрасте. Очень поучительна в этом плане история Вики Турбиной( Журнал «Педагогическая мастерская. Все для учителя». Издательство «Основа» № 2 2013 г). Какова мораль этой печальной истории? Родителям одаренных детей можно дать один очень простой совет: «Не тяните растение из земли, дайте ему вырасти!»
Ребенку необходимо создавать условия для того, чтобы он проявил способности, но никаких завышенных ожиданий, никакой преждевременной славы- она тоже станет испытанием.
Психологи разработали много тестов, позволяющих оценить способности ребенка, но ни один из них не является совершенным. Некоторые считают, что ничто не развивает так детский мозг, как книга: литературное произведение- лучший катализатор для мыслительных процессов. При чтении или слушании книги задействуется максимальное число областей мозга.
Ученые установили, что ложь в раннем детстве показывает, что подключаются одновременно множество мыслительных процессов, характеризующих ребенка как разумное существо. Исследователи показывают, что те дети, которые начинали рано врать, достигали больших успехов во взрослой жизни, чем их честные сверстники.
Перечень признаков, которые позволяют увидеть, что ребенок относится к особенно одаренным:
- Развито абстрактное мышление и умение творчески решать поставленные задачи
- Ускоренное прохождение этапов развития, характерных для этого возраста
- Повышенная любознательность
- Раннее мощное развитие речевых навыков
- Удовольствие от обучения и быстрое усвоение материала
- Отличное чувство юмора
- Отличная память
- Высокий уровень активности
- Ярко выраженная реакция на шум, боль или ограничения
- Способность длительное время удерживать внимание на предмете или занятии, представляющем интерес
- Чувствительность и сострадание
- Стремление к совершенству
- Яркое воображение
В каком возрасте можно определять способности ребенка? Практически в любом. Но все же, некоторые возрастные особенности одаренности существуют. Например, поэтическая одаренность чаще всего проявляется в подростковом возрасте. А вот совсем маленькие детки часто демонстрируют признаки общей одаренности. Связано это с тем, что в силу возраста, например, для проявлений художественной одаренности (рисование, танец, пение) у них еще недостаточно физиологической развитости, для проявлений академической (в отдельных областях) – не хватает информации, знаний. Но опытный психолог или педагог, внимательный родитель всегда увидит в ребенке интерес к чему-либо и поддержит его успехи. «Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант», - считал А. И. Савенков
Задача выявления и обучения одаренных детей приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
К сожалению, яркие детские таланты в общеобразовательной школе встречаются не часто. Задача учителя- вовремя заметить одаренного ребенка. Однако сельский учитель не всегда имеет возможность обратиться за квалифицированной помощью психолого- педагогической службы. Приходится опираться на свой педагогический опыт, на научно- популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности.
Итак, как выявить одаренность детей на уроках русского языка и литературы? Такие дети видны сразу. Они отличаются неординарным мышлением, особой памятью, незаурядной волей, мыслительными и речевыми способностями, но и видны личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.
Учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.
Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и воспитания одаренных детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Задача учителя русского языка и литературы состоит в следующем: объединить разрозненные элементы одаренности обучающихся обучению, развитию и их поддержке. Важный фактор развития детской одаренности — формы организации учебной деятельности. В системе своей работы по развитию детской одаренности по русскому языку и литературе выделяю следующие моменты:
Работа на уроках:
- Дифференцированный подход;
- Проблемное обучение;
- Проектная деятельность;
- Развитие критического мышления
- Работа в группах
- Применение педагогических технологий
Во внеурочной деятельности:
- Исследовательская деятельность;
- Предметные олимпиады;
- Творческие конкурсы;
В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей. … Вот и не заметили даже, как «моргнули глазом»… Не заметили, как стали выше учителей, как теперь быстро читаем, как смотрим на мир не детскими глазами. Таблица умножения сменилась интегралами, алфавит – сочинениями, скромность – уверенностью, а мальчишки и девчонки превратились в юношей и девушек… Иногда даже становится неловко, когда навстречу идет девчушка и робким, но доброжелательным голосом почти шепчет: «Здравствуйте»… Когда едешь в автобусе, а рядом мамочка плачущему сыночку, сидящему на руках у нее, говорит: «Не плачь! А то тетя на тебя смотрит и смеется! Такой большой и плачет!» - И показывает на меня. Мы росли, и с нами росла наша школа. Только вот мы потом ушли, а она осталась, омолаживаясь малышами. Посадила новые семечки, чтобы наши любимые садовники их так же вырастили до благоухающих цветов. Первый шаг, первую ступень всегда сделать сложнее, поэтому школу мы будем ценить трепетнее и помнить всегда, а ностальгии добавит любовь учителей, общение с одноклассниками и все-все произошедшее, что связано с ними… Огромное им спасибо! Тем, кто стал частью дня, только теперь в нашей памяти… Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер) Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы в группе, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал, так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе высказаться по тому или иному вопросу. В дебатах в роли спикеров, как правило, выступают более способные ученики, обладающие высоким уровнем развития монологической речи, аналитическими навыками, умеющие аргументировать свою точку зрения. В качестве примера остановимся на уроке- исследовании, проведенном в 2013 году в 9-11 классах Родной язык в «реке времени» Цель: выявление современных путей развития русского языка Задачи: дать учащимся понятие о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, развивать логическое мышление, умение доказывать собственную точку зрения, прививать культуру ведения диалога Технология: дебаты, исследование, арт-технологии «За» и «против» СМС, « Интерактивное общение в жизни современной молодежи», инсценировка из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Формы работы: групповая, индивидуальная Предварительная подготовка:
Результаты дебатов оформляются в виде коротких записей Против
За
Выводы
На основании проведенных исследований мы можем утверждать, что
Общие выводы:
Читательская конференция по творчеству В. М. Шукшина «Нравственность есть Правда» Цель:
Задачи:
Форма проведения: читательская конференция для учеников 10-11 классов Оборудование: портрет В.М.Шукшина, выставка его книг, книги о Шукшине, альбомы, папки-раскладушки, сочинения-эссе, синквейны, экспозиции, творческие работы школьников о жизни и творчестве писателя; мультимедийная презентация о жизни Шукшина, демонстрация отрывков из фильма «Калина красная» Основные проблемы:
Предварительная подготовка: Творческая группа
Чтецы
Биографы (работа в паре) 1.Рассказ о некоторых фактах из жизни Шукшина Исследователи (групповая работа)
Техническая группа
Анкетирование Попытка искреннего слова о себе: 1. Довольны ли вы собой и как вам живётся? 2. Знакомо ли вам чувство неловкости, боли и стыда? 3. Бывает ли вам страшно за себя и окружающих? 4. Чем вы особенно дорожите в близких? При подготовке к конференции каждый смог найти себе задание по душе, проявить свою одаренность в какой- нибудь сфере деятельности. Были прекрасно прочитаны стихи о Шукшине Антипиной Е., сделаны презентации и нарезки из фильма «Калина красная» Бариновым Романом, картина «Дом Шукшина в Сростках» Затопляевым Елисеем, отзыв Лончаковой Альбины о фильме «Калина красная» показался интересным многим. Приведем отрывок из него: Почему повесть и фильм называются «Калина красная»? Калина – простое дерево, скромное, неяркое. Ягоды калины горькие вначале, яркие позже и только «побитое» морозами, оно вдруг становится ярким, ягоды – сладкими, нежными, тонкокожими. Калина – это Егор Прокудин («Горе» - горький»). Только побитый жизнью, как морозами, он открывается во всей своей красе. Урок литературы в 6 классе Тема: «Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котенок Господа Бога»). Цели урока: обучающая - совершенствование навыков анализа прозаического произведения; развивающая - развитие эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых навыков и умений; воспитательная – пробудить в детях чувство добра и любви к людям и животным. Технология: мастерская Тип урока: урок внеклассного чтения с использованием ИКТ Форма урока: урок анализа художественного произведения. Представляю некоторые моменты урока, позволяющие ученикам проявить различные способности: «Котенок Господа Бога»… Скажите, пожалуйста, какая картина возникает у вас перед глазами, когда мы произносим слово «котенок»? (Можно нарисовать котенка, можно придумать небольшое стихотворение, написать рассказик) Опишите представленного вашим воображением котенка. Работа в группах (дети обсуждают, оформляют на листочке свои ответы) А кто в рассказе Л.С.Петрушевской является носителем добра, а кто зла? - Что мы узнали о них? Расскажите. Работа в группах Носители зла Бабка мальчика «функционировала», Мать не разрешила «не особенно приветствовала, котенка увезти в город когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы», заставила мальчика выбросить котенка за забор
Носители добра
Мальчик Бабушка умирающая подобрал котенка, строил пригрела котенка, угостила красивые планы кусочком черного хлеба Давайте проследим поведение Ангела-хранителя и Беса, выпишем глаголы, которые указывают на действие того и другого. Работа в группах по тексту, оформление таблицы
Многие дети с огромным желанием делают иллюстрации к художественным произведениям, показывая свои неординарные способности. Лончакова Альбина, выпускница 2012 года, нарисовала много прекрасных иллюстраций, в которых выразила свое отношение к героям из прочитанных книг.
Остановимся на олимпиадах, именно они позволяют выявить способных и одаренных детей. При подготовке к олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя в подготовке к олимпиаде? Это прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст. Очень радует, что ученица 10 класса Антипина Елена приняла участие в Региональном этапе всероссийской олимпиады по русскому языку и стала призером в олимпиаде по русскому языку в Иркутской областной летней школе естественных и гуманитарных наук «Интеллект» (2011г).С огромным желанием учащиеся нашей школы принимали участие в международной игре- конкурсе «Русский медвежонок» и 2 Всероссийской олимпиаде по русскому языку, организованной центром поддержки талантливой молодежи г. Бийска. Исследовательской работе с учащимися уделяю особое внимание как на уроках, так и во внеурочной деятельности. «Экология слова» ( победители районного уровня), «Влияние интерактивного общения на грамотность учащихся» (призеры районного уровня), «Рекламный текст как языковое явление» (участие на областном уровне)- перечень работ за последние годы. Как музыкально-литературные композиции, так и конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки художественного чтения и актерской игры, которые возможны только при полном прочувствовании текста. Антипина Елена, выпускница 2012 года, принимала неоднократно участие в различных конкурсах чтецов и являлась победителем в 2011, 2012 году в номинации «Художественное слово». Пермякова Мария, ученица 6 класса в районном конкурсе чтецов «Лаская нежным словом слух» в 2013 году стала лауреатом. Многие ученики с удовольствием пишут синквейны, проявляют творчество в их оформлении. |
Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна. С одной стороны, растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному поведению. С другой стороны, не секрет, что большинство российских школ ориентировано на обучение «середнячков», на то, чтобы слабоуспевающие учащиеся смогли освоить базовый уровень. Именно им зачастую учитель вынужден уделять большее внимание на уроках. И это понятно: необходимо без двоек сдать ГИА, ЕГЭ, перевести ученика в следующий класс. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему.
Мне кажется, если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам, помогут овладеть методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых обучающихся.
В заключение хочется сказать, что не нужно плестись за талантом. Его нужно развивать, водить по путям совершенства. В этом и заключается главная задача учителей, родителей, одаренных детей и талантливой молодежи.
Участие детей в различных конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, НПК представлено в таблице
№ | Период | Мероприятие | Уровень | Фамилия участника | Результат | ||||||
1 | 2009-2010 | Литературно-художественный конкурс к 65-летию Победы «Я помню, я горжусь!» «У войны - не женское лицо» | Районный | Лончакова Альбина 10 класс | Победитель Диплом 1 степени | ||||||
2 | 2009-2010 | Конкурс «Эрудит» по русскому языку | Районный | Бибикова Юлия 9 класс | Победитель Диплом 1 степени | ||||||
3 | 2009-2010 | Конкурс «Эрудит» по русскому языку | Районный | Истипенкоо Марина 9 класс | Диплом 3 степени | ||||||
4 | 2009-2010 | Конкурс сочинений «Мы достойные внуки Победы» | Районный | Баринов Роман 9 кл | Сертификат участника | ||||||
5 | 2009-2010 | Литературный конкурс «Серебряное перышко» | Районный | Карабарин Павел 7 класс | Сертификат участника | ||||||
6 | 2009-2010 | Литературный конкурс «Серебряное перышко» | Районный | Баринова Екатерина 7 класс | Сертификат участника | ||||||
7 | 2009-2010 | Конкурс «Моя профессиональная карьера» | Районный | Антипина Елена | Сертификат участника | ||||||
8 | 2010-2011 | Литературный конкурс «Серебряное перышко». Номинация «Проза» | Районный | Баринов Роман 10 класс | Победитель | ||||||
9 | 2010-2011 | Олимпиада по русскому языку | Муниципальный этап всероссийской олимпиады | Антипина Елена 10 класс | Победитель | ||||||
10 | 2010-2011 | Олимпиада по русскому языку | Региональный этап всероссийской олимпиады | Антипина Елена 10 класс | Участник | ||||||
11 | 2010-2011 | Творческий отчет школы, посвященный 350-летию Иркутска «Живи в веках, звучи в сердцах, Иркутская мелодия» | Районный | Антипина Елена 10 класс | Победитель в номинации «Художественное чтение» | ||||||
12 | 2010-2011 | «Русский медвежонок- языкознание для всех» | Международная игра- конкурс | Карабарин Павел 7 класс Гулбоева Екатерина 8 класс Кучергин Вячеслав 8 класс Антипина Елена 10 класс | 3 место по школе 1 место по школе 2 место по школе 1 место по школе | ||||||
13 | 2010-2011 | Олимпиада по русскому языку | Иркутская областная летняя школа естественных и гуманитарных наук «Интеллект» | Антипина Елена 10 класс | Призер | ||||||
14 | 2011-2012 | Творческий отчет школы, посвященный 75-летию Иркутской области и году Российской истории «Листая страницы истории» | Районный | Антипина Елена 10 класс | Победитель в номинации «Художественное чтение» | ||||||
15 | 2011-2012 | Олимпиада по литературе | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады | Быковская Виктория 11 класс | Победитель | ||||||
16 | 2011-2012 | Научно- практическая конференция «Шаг в будущее» «Влияние интерактивногообщения на грамотность учащихся» | Районный | Антипина Елена 11 класс | Призер | ||||||
17 | 2011-2012 | Литературно- художественный конкурс, посвященный 75-летию В. Г. Распутина «Диалог с писателем» | Областной | Лончакова Альбина | Участник | ||||||
18 | 2011-2012 | 2 Всероссийская олимпиада по русскому языку | Центр поддержки талантливой молодежи г. Бийск | Мигай Юлия Опарина Кристина Пермякова Мария Пахомов Николай 5 класс Гришкова Анжелика Антипина Елена Быковская Виктория 11 класс | Участники Участники | ||||||
19 | 2012-2013 | Областной конкурс фотографий «Край родной- навек любимый» | Областной конкурс | Баринова Екатерина 9 кл | Участник | ||||||
20 | 2012-2013 | Литературный конкурс «Серебряное перышко» | Районный | Карабарина Анжела 5 кл Баринова Екатерина 9 кл Кучергина Юлия,6 кл Пермякова Мария 6 кл Карабарин Павел 9 кл | Участник Участник Участник Участник Победитель | ||||||
21 | 2012-2013 | Районный конкурс чтецов «Лаская нежным словом слух» | Районный | Пермякова Мария 6 кл | Лауреат | ||||||
22 | 2012-2013 | Областная акция «Неделя русской дипломатии». Конкурс эссе «Кто такой дипломат?» | Областной | Карабарин Павел 9 кл | Участие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Выступление на районном семинаре по данной теме....
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...
работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не тольк...
Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...
Статья "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Статья "Работа с одаренными детьми"...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)
В данный материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...