Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
статья (русский язык) по теме
Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе могут в одинаковой степени анализировать, синтезировать и систематизировать материал.
Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь скорее пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. Если одаренного ребенка уподобить серебру в руднике, то задача учителя как мастера – очистить его от примесей. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе могут в одинаковой степени анализировать, синтезировать и систематизировать материал.
Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь скорее пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. Если одаренного ребенка уподобить серебру в руднике, то задача учителя как мастера – очистить его от примесей. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей.
Прежде всего это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно- ориентированного подхода, как-то: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей.
1) Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида и как следствие этого можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные технологии, отвечающие данной задаче. Особую остроту эта проблема приобретает при создании образовательных моделей для одаренных и талантливых детей.
2) Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. В нашей экспериментальной работе собственные исследования проводили не только старшеклассники, ы но и младшие школьники, и даже старшие дошкольники. Для этого были разработаны специальные методики проведения учебных исследований детьми в основном учебном процессе и во внеклассной работе.
3) Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Особые методические приемы, разрабатываемые сторонниками данного подхода, позволяют достичь того, что предложенная учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка. Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.
4) «Стратегия интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, - интенсивности обучения. Она, в определенном смысле, является альтернативой «стратегии ускорения».
Эта «стратегия» имеет ряд вариантов реализации. Можно выделить «горизонтальную» и «вертикальную» интенсификацию. «Горизонтальная» предполагает дополнение традиционного учебного плана новыми, обычно не включаемыми в него курсами и предметами. В практике это обычно - не один, а несколько иностранных языков, нетрадиционные учебные предметы: риторика, экономика и др. Для нас же наиболее характерна «вертикальная интенсификация», которая предполагает обращение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом, ориентирована на качественно иной уровень подготовки, соответствующий более высоким уровням развития личности.
Рассмотрим, как реализуются данные стратегии в реальности на уроках русского языка и литературы.
Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на 2 группы:
Урочная деятельность:
проектная деятельность;
нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления;
самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня);
работа в группе.
Внеурочная деятельность:
предметные недели;
научно-практические конференции;
олимпиады по предмету;
участие в конкурсах исследовательских работ;
участие в конкурсе «Русский медвежонок»;
конкурсы рисунков;
музыкально-литературные гостиные.
Обратимся к урочной деятельности.
Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в образовательный процесс проектной технологии, именно она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Проект способствует созданию на уроке условий, стимулирующих формирование и развитие творческих, познавательных, коммуникативных, организационно- деятельностных умений учащихся. Это особенно важно потому, что знания не столько передаются, сколько получаются в процессе личностно-значимой деятельности.
Каждый проект проходит 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный, несмотря на высокий уровень самостоятельности в работе, роль учителя чрезвычайно важна, так как именно от его умело организованной работы на каждом из этапов зависит успешность проекта в целом. На первоначальном этапе важен момент целеполагания, насколько значима та или иная проблема, важно научить школьников структурировать свою деятельность, пошагово планировать свою деятельность. Проекты могут носить как групповой характер, так и индивидуальный. Какую роль играет проектная деятельность для одаренных детей – это прежде всего развитие и познавательных и творческих способностей. (примеры проектов, демонстрация материалов)
Технологическая карта проекта:
Подготовительный этап
этап мотивации и целеполагания ( определение темы, выявление проблем, уточнение целей конечных результатов, формирование групп)
этап планирования (выдвижение проблем, определение источников информации, распределение функций при работе в группе)
этап принятия решения.
Основной этап – этап выполнения проекта.
Заключительный этап - защита.
С целью повышения самостоятельности и активизации интеллектуальных и творческих способностей на уроках используются различные технологии, их отличие от методики состоит в том, что это четкий алгоритм, в котором нельзя упустить ни одного звена, так как все ее элементы между собой взаимосвязаны. Именно четко разработанный алгоритм действий дает устойчивый результат. При этом использование на уроке мастерской – это принципиально новый подход к ведению урока, при котором происходит стимулирование творчества учащихся, делает их активными участниками процесса обучения. Цель мастерской состоит в том, чтобы научить ученика действовать автономно и рефлексивно, использовать различные средства интерактивно, входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них. Мастерские могут быть разных типов: построения знаний, творческого письма, ценностных ориентаций, мастерские по самопознанию, могут носить смешанный характер. Средняя продолжительность каждой мастерской- 2 часа, но иногда может быть и больше, к сожалению, в нынешних условиях, т.е. при малом количестве часов, отведенных на изучение темы, является существенным недостатком. Условием удачного проведения занятия является следование законам мастерской, учет основных принципов ее проведения.
В общем виде технологическая карта выглядит следующим образом:
Актуализация знаний
Изучение нового материала (общий обязательный объем) Тренинг-минимум(доведение до автоматизма)
Изучение материала углубленного уровня
Закрепление дополнительного объема (этап развивающего дифференцированного обучения)
обучающее повторение
уровень контроля
коррекция результата
индивидуальный контроль
Хотелось бы остановиться на технологии творческой мастерской.
Технологическая карта может выглядеть следующим образом.
мотивация деятельности, ассоциации, оживление чувств вокруг любого предмета, воспоминание
социализация (обсуждение)
работа с материалом (работа в парах, группах)
кульминация творчества (предлагается свое видение предмета).
Элементы Технологии критического мышления.
работа с текстами «медленное чтение» (с карандашом) используется система
знаков (согласен/несогласен, что было известно, над чем нужно работать, что вызвало озарение)
выстраивается таблица
парная мозговая атака
обговаривается только самое важное, интересное или новое
обсуждение нового или острых вопросов
эссе-впечатление.
Отсюда выход на индивидуальный стиль мышления.
Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности.
Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в т то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий. При изучении нового материала работа с учебником можно выстраивать следующим образом. Работа с параграфом учебника: можно пригласить сильного
ученика, который, опираясь на наблюдение над материалом, предваряющим работу над изучением новой темы, ученик самостоятельно составляет опорную схему-конспект на доске.
Это составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, их составление вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы.
При этом важно то, что они должны постоянно подключаться к работе. В данном случае наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей.
При объяснении нового материала можно использовать элементы технологии творческой мастерской, такие как деконструкция предмета и оживление чувств вокруг него ( объяснение темы причастие в 6 классе)
Допустим, при изучении теоретического материала можно использовать следующие приемы:
Для сильных учеников могут применяться элементы технологии критического мышления.
Тема, цель, задачи
Круг вопросов, которые необходимо осветить (предлагается план).
Здесь мы используем частично-поисковый метод.
После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом.
дополнение текста ( написание вступления и заключения) (для слабых учащихся)
трансформация текста (разного уровня сложности)
восстановление деформированного текста (разного уровня сложности)
составление текста по модели (для слабых учащихся)
создание собственного текста. (для сильных учеников)
Для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы могут работа носила проблемный характер. Именно проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние, которое возникает в процессе выполнения задания поэтому темы сочинений могут («Есть ли предопределение? Случайность или рок?» по «Песни о вещем Олеге»; «Можно ли оказать человеку в праве на существование?» по повести Гоголя «Шинель» для слабых традиционная тема «маленького человека»; при изучении рассказов Платонова и Куприна : для слабых – что роднит Сашку и Мальцева, для сильных «Сашка и Мальцев – реалистические или неоромантические герои», задание расширенного уровня «Сравнить героев « Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», главы о Данко и Ларре), такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения , развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует критическое мышление.
Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер) Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики , как правило, выступают координаторами работы в группе, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал, так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе высказаться по тому или иному вопросу, формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер). Уже с 6 класса учим проводить дебаты, например по роману «Дубровский» были проведены дебаты на тему «А счастье было так близко, так возможно…», «Благородный ли разбойник В.Дубровский?». на дебатах в роли спикеров, как правило выступают более способные ученики, обладающие высоким уровнем развития монологической речи, аналитическими навыками, умеющие аргументировать свою точку зрения.
Рассмотрим, как реализуется работа со способными учениками во внеурочной деятельности
8) предметные недели, в том числе и конкурсы чтецов
9) научно-практические конференции
10) олимпиады по предмету
11) участие в конкурсах исследовательских работ
12) участие в конкурсе «Русский медвежонок»
13) конкурсы рисунков
14) музыкально-литературные гостиные
Остановимся на олимпиадах, именно они позволяют выявить способных и одаренных детей. при подготовке к олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя в подготовке к олимпиаде?
Это прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст.
Важную роль играет участие в различного рода конкурсах исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности, выступает в так называемой роли начинающего ученого.
Как музыкально-литературные композиции, так и конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки
художественного чтения и актерской игры, которые возможны только при полном прочувствовании текста.
Участвуя в конкурсах рисунков, талантливые дети отражают свое видение предмета, проявляют свои художественные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Выступление на районном семинаре по данной теме....
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...
работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не тольк...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...
Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...
Статья "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Статья "Работа с одаренными детьми"...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)
В данный материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...