Доклад Изучение родных языков в современной образовательной практике. Проблемы сохранения родной культуры и интеграции ее в общекультурное пространство.
статья

      Т.В.Пашаева,

МБОУ СОШ № 2 , г. Буйнакска,

учителя родного ( кум.) языка 

 

Изучение родных языков в современной образовательной практике. Проблемы сохранения родной культуры и интеграции ее в общекультурное пространство.

Самая большая ценность народа – язык,

язык, на котором он пишет, говорит, думает.

(Д.Н. Лихачев)

    Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных задач, стоящих на современном этапе перед Россией, это особо актуально для многонационального Дагестана. В  Дагестане  жители говорят на 32 языках, хотя официально признаны только 14 этносов. В формировании национальной идентичности значительную роль, занимает родной язык.

Родным называют язык, который человек усваивает в раннем детстве, подражая окружающим его взрослым и детям, определяет национальную принадлежность человека. Но так бывает не всегда. В некоторых семьях, где один из родителей или даже оба не являются одной  национальности, но с детства воспитывались в  речевой среде, где принято говорить на родном языке, и в этих случаях именно родную  речь постоянно слышит, воспринимает и осваивает в раннем детстве ребенок. На этом языке он не только учится говорить, но и познает и осмысливает окружающий мир, думает. С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит  сказки, материнские колыбельные песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык. Часто говорим, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека – зеркало его самого. Любую нацию всегда представляют дети. Когда национальная культура умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть.

Эти строки стихотворения «Родной язык» Расула Гамзатова, как нельзя лучше говорят о том, что если исчезнет родной  язык, то это станет настоящей трагедией, ибо вместе с ним исчезнет и национальная культура целого народа, а значит и сам этот народ.

О нации судят по его культуре, всему, что сделано, написано, построено, изобрено. Поэтому важно воспитать детей на основе преданий, песен и языка, легенд и старины. Недостаточно помнить культуру своего народа, нации, недостаточно любить ее, нужно ею жить. Тогда мы с вами не исчезнем в историческом небытие.

Язык народа – зеркало, в котором народ видит свое прошлое и настоящее, на протяжении веков фиксировал общественные, социальные явления, пережитые им. За последние годы в Дагестане существенно деформировались языковые процессы. Это привело к тому, что часть населения утратило владение и пользование родными языками. Жители городов невольно отвыкают от родного языка, забывают его, так как общение в городах преимущественно – на русском языке. Во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке, зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали в школе родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду с русским, английским языками, родного языка. Данное воспитание приводит к отказу молодого поколения от родных духовных корней - нередко ведет к пренебрежительному отношению к дагестанской культуре, традициям, славному прошлому народа. Для того,  чтобы пробудить интерес  ребёнка к изучению родного языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными, вызывать положительные эмоции, быть увлекательными с использованием занимательных упражнений, творческих работ для развития устной и письменной речи, использовать игровые моменты, загадки, сказки,  пословицы и поговорки. А для этого учитель должен работать творчески и опираться на новые концепции, формировать национальное сознание путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями, своего народа. Школа должна включать в план воспитательной работы каждого класса мероприятия, беседы, игры, песни, танцы, прививающие любовь к искусству традициями своего народа, необходимо устраивать встречи со старожилами города,  которые хорошо помнят лучшие традиции прошлого. Успешно обучать детей родному языку можно и нужно в семье. Приоритетную роль в этом деле играет мать. При отсутствии заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже под руководством талантливого учителя и при наличии хорошего учебника трудно достичь изучения ребенком родного языка. Поэтому нужно заботиться о повышение роли семьи в решении данной проблемы. Если в условиях города не будем прививать родной язык в семье, то останемся без него. Долг родителей – открыть красоту и богатство родного языка, самим понять, изучить, а потом уже донести до ребёнка.

 Связь поколений заключается в передаче потомкам опыта, накопленного предыдущими поколениями, в соблюдении обычаев и традиций предков, в продолжение потомками дела, начатого предками… Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям. Нельзя добиться прочных знаний языка, не привлекая к обучению родителей, то как общение в школе, в семье на родном языке зарождает интерес и любовь к языку, традициям семьи, нации. Только семья и школа помогут ребёнку познать и осмыслить, сохранить и приумножить культурное наследие своего народа. Необходимо с раннего детства приобщать к ценностям национальной культуры, языку. Детство - это самое благоприятное время для начала погружения детей в истоки родного языка. Мы все должны знать свои корни, то место, в котором мы живем, свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего.

Родной язык это неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно усвоить культуру. Национальная культура может усваиваться вместе с родным языком, через газеты, театры, телепередачи, писателей, обычаи и традиции.

Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной культуры, уровень развития родного языка - это показатель духовности народа. Итак, обязанность каждого дагестанца - знать и беречь родной язык, для человека, который не понимает значения родного языка, умолкает дагестанская песня, дума, легенда, перед ним закрывает дверь искусство родного слова. Человек, который не является носителем культурно - духовных достояний, считают чужеземцем и отступником. И чтобы он ни говорил, уважения к нему не будет.

 От знания и владения родным языком мы  ничего не потеряет, наоборот, приобретает - понимать историю своего народа, его культуру и национальные ценности. Сохраним же языки, передающие духовные ценности каждого народа грядущим поколениям. Итак, родной язык является важнейшей, богатейшей и крепчайшей связью, которая объединяет настоящее и прошлое, отжившие и будущие поколение в единое целое. Если исчезнет родной язык - исчезает и народ. И наоборот, пока родной язык народа в его устах, до тех пор живёт и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа всё - он всё может возвратить, а отберёте язык - и он никогда уже не создаёт его. Всё мы должны помнить, что родной язык - самое большое сокровище. И когда появляется угроза хоть что - то из него потерять, всех должна беспокоить тревога за язык, за наше государство, за наше будущее. Всегда будем помнить, что путь к истине и доброте, красоте и величии лежит через родной язык.

Это душа и сердце народа, без которой не выжить ни одной нации.

 

Список использованной литературы

  1. Шолохов М.А. Сокровищница народной мудрости -1960
  2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие взаимодействие. М..1989
  3. Щеглова Л.В., Шипулина Н.Б. Культура и этнос. Волгоград, 2002
  4.  Зимняя И. Я. Психологические основы двуязычия // Русский язык в начальной  школе. 1984 г., №3.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mama_2019_goda.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В.Пашаева,

МБОУ СОШ № 2 , г. Буйнакска,

учителя родного ( кум.) языка

Изучение родных языков в современной образовательной практике. Проблемы сохранения родной культуры и интеграции ее в общекультурное пространство.

Самая большая ценность народа – язык,

язык, на котором он пишет, говорит, думает.

(Д.Н. Лихачев)

Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных задач, стоящих на современном этапе перед Россией, это особо актуально для многонационального Дагестана. В Дагестане жители говорят на 32 языках, хотя официально признаны только 14 этносов. В формировании национальной идентичности значительную роль, занимает родной язык.

Родным называют язык, который человек усваивает в раннем детстве, подражая окружающим его взрослым и детям, определяет национальную принадлежность человека. Но так бывает не всегда. В некоторых семьях, где один из родителей или даже оба не являются одной национальности, но с детства воспитывались в речевой среде, где принято говорить на родном языке, и в этих случаях именно родную речь постоянно слышит, воспринимает и осваивает в раннем детстве ребенок. На этом языке он не только учится говорить, но и познает и осмысливает окружающий мир, думает. С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит сказки, материнские колыбельные песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык. Часто говорим, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека – зеркало его самого. Любую нацию всегда представляют дети. Когда национальная культура умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть.

Эти строки стихотворения «Родной язык» Расула Гамзатова, как нельзя лучше говорят о том, что если исчезнет родной язык, то это станет настоящей трагедией, ибо вместе с ним исчезнет и национальная культура целого народа, а значит и сам этот народ.

О нации судят по его культуре, всему, что сделано, написано, построено, изобрено. Поэтому важно воспитать детей на основе преданий, песен и языка, легенд и старины. Недостаточно помнить культуру своего народа, нации, недостаточно любить ее, нужно ею жить. Тогда мы с вами не исчезнем в историческом небытие.

Язык народа – зеркало, в котором народ видит свое прошлое и настоящее, на протяжении веков фиксировал общественные, социальные явления, пережитые им. За последние годы в Дагестане существенно деформировались языковые процессы. Это привело к тому, что часть населения утратило владение и пользование родными языками. Жители городов невольно отвыкают от родного языка, забывают его, так как общение в городах преимущественно – на русском языке. Во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке, зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали в школе родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду с русским, английским языками, родного языка. Данное воспитание приводит к отказу молодого поколения от родных духовных корней - нередко ведет к пренебрежительному отношению к дагестанской культуре, традициям, славному прошлому народа. Для того, чтобы пробудить интерес ребёнка к изучению родного языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными, вызывать положительные эмоции, быть увлекательными с использованием занимательных упражнений, творческих работ для развития устной и письменной речи, использовать игровые моменты, загадки, сказки, пословицы и поговорки. А для этого учитель должен работать творчески и опираться на новые концепции, формировать национальное сознание путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями, своего народа. Школа должна включать в план воспитательной работы каждого класса мероприятия, беседы, игры, песни, танцы, прививающие любовь к искусству традициями своего народа, необходимо устраивать встречи со старожилами города, которые хорошо помнят лучшие традиции прошлого. Успешно обучать детей родному языку можно и нужно в семье. Приоритетную роль в этом деле играет мать. При отсутствии заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже под руководством талантливого учителя и при наличии хорошего учебника трудно достичь изучения ребенком родного языка. Поэтому нужно заботиться о повышение роли семьи в решении данной проблемы. Если в условиях города не будем прививать родной язык в семье, то останемся без него. Долг родителей – открыть красоту и богатство родного языка, самим понять, изучить, а потом уже донести до ребёнка.

Связь поколений заключается в передаче потомкам опыта, накопленного предыдущими поколениями, в соблюдении обычаев и традиций предков, в продолжение потомками дела, начатого предками… Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям. Нельзя добиться прочных знаний языка, не привлекая к обучению родителей, то как общение в школе, в семье на родном языке зарождает интерес и любовь к языку, традициям семьи, нации. Только семья и школа помогут ребёнку познать и осмыслить, сохранить и приумножить культурное наследие своего народа. Необходимо с раннего детства приобщать к ценностям национальной культуры, языку. Детство - это самое благоприятное время для начала погружения детей в истоки родного языка. Мы все должны знать свои корни, то место, в котором мы живем, свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего.

Родной язык это неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно усвоить культуру. Национальная культура может усваиваться вместе с родным языком, через газеты, театры, телепередачи, писателей, обычаи и традиции.

Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной культуры, уровень развития родного языка - это показатель духовности народа. Итак, обязанность каждого дагестанца - знать и беречь родной язык, для человека, который не понимает значения родного языка, умолкает дагестанская песня, дума, легенда, перед ним закрывает дверь искусство родного слова. Человек, который не является носителем культурно - духовных достояний, считают чужеземцем и отступником. И чтобы он ни говорил, уважения к нему не будет.

От знания и владения родным языком мы ничего не потеряет, наоборот, приобретает - понимать историю своего народа, его культуру и национальные ценности. Сохраним же языки, передающие духовные ценности каждого народа грядущим поколениям. Итак, родной язык является важнейшей, богатейшей и крепчайшей связью, которая объединяет настоящее и прошлое, отжившие и будущие поколение в единое целое. Если исчезнет родной язык - исчезает и народ. И наоборот, пока родной язык народа в его устах, до тех пор живёт и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа всё - он всё может возвратить, а отберёте язык - и он никогда уже не создаёт его. Всё мы должны помнить, что родной язык - самое большое сокровище. И когда появляется угроза хоть что - то из него потерять, всех должна беспокоить тревога за язык, за наше государство, за наше будущее. Всегда будем помнить, что путь к истине и доброте, красоте и величии лежит через родной язык.

Это душа и сердце народа, без которой не выжить ни одной нации.

Список использованной литературы

  1. Шолохов М.А. Сокровищница народной мудрости -1960
  2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие взаимодействие. М..1989
  3. Щеглова Л.В., Шипулина Н.Б. Культура и этнос. Волгоград, 2002
  4. Зимняя И. Я. Психологические основы двуязычия // Русский язык в начальной школе. 1984 г., №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Преподавание родных языков по современным технологиям"

Доклад "Преподавание родных языков по современным технологиям"...

О роли гимназии в сохранении родных языков и культур народов

«Подлинным носителем национальной культуры считается тот человек, который хорошо познал культуру своего народа и способствует ее взаимообогащению с культурой других народов», Зуфар Фаткутдинов, совре...

Современные образовательные технологии на уроках родного языка и литературы

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Среди многообразия современных образовательных т...

Доклад "Использование образовательных технологий на уроках родного языка и родной литературы: метод "Загадка""

На сегодняшний день родной язык и родная литература - предметы, формирующие у подрастающего поколения лучшие нравственные качества на основе освоения духовных ценностей своего народа. Одним из актуаль...

"Использование современных образовательных технологий на уроках родного языка и литературы"

quot;Использование современных образовательных технологий на уроках родного языка и литературы"...

Доклад на заседании Школы педагогического мастерства 20 апреля 2022г. "Современные образовательные практики на занятиях по русскому языку и литературе"

Текст выступления на Школе педагогического мастерства на тему "Современные образовательные практики на занятиях по русскому языку и литературе" 20 апреля 2022г....