Доклад на заседании Школы педагогического мастерства 20 апреля 2022г. "Современные образовательные практики на занятиях по русскому языку и литературе"
учебно-методический материал
Текст выступления на Школе педагогического мастерства на тему "Современные образовательные практики на занятиях по русскому языку и литературе" 20 апреля 2022г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные образовательные практики на занятиях по русскому языку и литературе
Марченко Н.М.
Как известно, основной целью развития системы среднего профессионального образования (далее - СПО) является обеспечение экономики страны квалифицированными кадрами, формирование кадрового потенциала, способного конкурировать со специалистами аналогичной квалификации на мировом уровне, для реализации задач роста и повышения конкурентоспособности российской экономики.
Очевидно, что сегодня эта цель звучит еще более актуально, и, следовательно, мы должны приложить все усилия к ее реализации.
Основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу в соответствии с современными потребностями экономики и общества регламентированы в следующих документах:
- Федеральном государственном образовательном стандарте СПО от 27 октября 2014 г. N 1386
- Федеральном законе № 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" (ред. от 15.03.2021)
- Федеральных проектах "Современная школа", "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование "
- Стратегии развития системы среднего профессионального образования до 2030 года
- КОНЦЕПЦИИ Преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования от 30 апреля 2021 г. N Р-98
И говоря сегодня о современных образовательных практиках на занятиях русского языка и литературы, мне бы хотелось, в первую очередь, отталкиваться от утвержденной в апреле прошлого года Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин, поскольку он отражает базовые принципы и приоритеты, а также предлагает актуальные механизмы совершенствования подходов к реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ СПО. В этом документе подчеркивается, что реализация среднего общего образования должна, с одной стороны, соответствовать требованиям ФГОС, а с другой, - она должна быть ориентирована на достижение конечного результата - подготовку квалифицированного специалиста и развитие конкурентноспособности системы СПО.
Вместе с тем, освоение учебных дисциплин общеобразовательного цикла у обучающихся I и II курсов вызывает ряд затруднений, которые приводят к снижению результатов освоения образовательной программы и, как следствие, к снижению мотивации в получении профессии или специальности.
В числе основных причин возникающих трудностей авторы Концепции выделяют:
- низкий уровень освоения общеобразовательных учебных дисциплин в рамках школьного образования, и, как следствие, отсутствие у студентов целостной системы знаний по отдельным дисциплинам.
- стремление обучающихся осваивать только дисциплины "профессионального цикла", изучение которых, по их мнению, отвечает основной цели профессионального образования, т.е. формированию и развитию профессионально важных качеств будущих специалистов, в то время как дисциплины общеобразовательного цикла представляются обучающимся малозначительными, не требующими особого внимания и временных затрат на изучение;
- неприятие системы механического чередования учебных дисциплин общеобразовательного цикла с дисциплинами общепрофессионального учебного цикла или практики рассредоточенного освоения (в течение нескольких лет) общеобразовательных дисциплин.
Кроме названных, можно выделить и другие проблемы, связанные с организацией процесса обучения по общеобразовательным учебным предметам, их методического сопровождения, уровня профессиональной компетентности преподавателей и пр.
Все названные проблемы сегодня требуют решений, в связи с чем определяют 3 основных направления развития системы СПО: внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в том числе с учетом применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования.
Остановимся на них более подробно.
- Интенсфикация обучения, помимо оптимизации сроков и отбора изучаемых дисциплин, предполагает:
- интеграцию содержания общеобразовательных учебных дисциплин с дисциплинами профессиональной направленности получаемой специальности;
- обеспечение межпредметных и междисциплинарных связей между общеобразовательными учебными предметами и дисциплинами по циклам основной профессиональной образовательной программы, между отдельными компонентами образовательной программы и синхронизации полученных результатов;
- отбор эффективных методов, форм, средств, технологий с учетом профессиональной направленности, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- планирование интегрированных уроков и форм текущего контроля знаний и промежуточной аттестации в форме практической подготовки и пр.
Среди методов интенсификации обучения по общеобразовательным учебным предметам авторы Концепции выделяют следующие:
- компактность содержания,
- графическое моделирование,
- методы мнемотехники,
- алгоритмизация.
На занятиях по русскому языку их можно реализовать в таких видах работы как
- составление аннотаций, выписок, рефератов, конспектов и планов различного типа (назывные, тезисные, вопросные и др.)
- создание алгоритмов и схем (например, написание алгоритма изучения того или иного правила)
- восполнение пропущенных элементов схемы или плана
На литературе можно предложить составить композиционную схему произведения, план анализа персонажа, выстроить систему персонажей произведения, подготовить сравнительную или синхронистическую таблицу и т.п.
Сегодня, когда мы все чаще сталкиваемся с низким уровнем базовых знаний у обучающихся и вытекающими из этого проблемами понимания текстов, эти, на первый взгляд, традиционные виды работы очень актуальны, поскольку они предполагают именно осмысление изучаемого материала, его анализ и структурирование, связь с другими элементами темы и, зачастую, других, в том числе, профессиональных дисциплин, а не просто механическое переписывание.
- Профессиональная направленность общеобразовательной подготовки
Профессиональная направленность общеобразовательных предметов предполагает целенаправленное применение педагогических средств, обеспечивающих не только формирование знаний, умений, навыков по учебному предмету, но и развитие интереса к профессии, ценностное отношение, формирование профессиональных качеств личности будущего специалиста.
Организация обучения с учетом профессиональной направленности позволяет повысить мотивацию и обеспечить опережающий вход в профессию или специальность.
Принцип профессиональной направленности реализуется через:
- связь общеобразовательной подготовки с профессиональной на основе межпредметной интеграции, направленной на формирование определенных компонентов общих компетенций ФГОС СПО;
- корреляцию предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО;
- формирование задач с учетом профессиональной направленности и профессиональной терминологии, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью и пр.
Ориентация содержания на будущую профессиональную деятельность, отбор методов и форм организации изучения общеобразовательных учебных предметов должны усиливать личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Педагогическими средствами, способствующими реализации профессиональной направленности на занятиях по русскому языку и литературе, являются как элементы содержания обучения, так и совокупность форм обучения, методов, приемов, определяющих актуальные подходы и концептуальные принципы процесса обучения.
Поскольку студенты 1 курса еще не изучают в полной мере профессиональные дисциплины и модули, целесообразно вести пропедевтическую работу.
Среди методов опережающего освоения элементов будущих профессиональных компетенций на занятиях по русскому языку и литературе можно выделить
- составление словарей медицинских фразеологизмов или кроссвордов на основе мед.терминов;
- подготовку публичного выступления о будущей профессии для различных целевых аудиторий;
- написание эссе по высказыванию, связанному с выбранной профессией (что является одним из самых сложных для обучающихся заданий промежуточной аттестации);
- анализ клинических случаев, описанных в изучаемых литературных произведениях (А.П.Чехов, М.Булгаков, Ф.Достоевский) или заболеваний самих писателей («Возможно ли было излечить туберкулез А.П.Чехова?»)
- Анализ процесса становления будущего врача (на примере рассказов М.Булгакова (эссе/цитатный план));
- Использование кейс-технологии для формулировки проблемы и поиска путей ее решения;
- Проведение метапредметных олимпиад («Доктор русской словесности» посвященной А.П.Чехову, «Рукописи не горят», посвященной М.Булгакову);
- Проведение внеаудиторных мероприятий («Я душу бы отдал за русский язык», посвящено врачу и лингвисту В.И.Далю) и др.
Такая работа позволяет студентам увидеть связь между общеобразовательными науками и будущей профессией, служит повышению интереса и мотивации к их изучению.
- Технологии дистанционного и электронного обучения
Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, помимо формирования общих компетенций, таких как стимулирование познавательного интереса обучающихся, формирование навыков поиска и отбора информации и пр., способствует решению следующих задач:
- дают открытый доступ к информационным ресурсам в любое удобное для обучающегося время;
- способствуют созданию единой образовательной среды;
- позволяют повысить эффективность образовательной деятельности, и интенсифицировать самостоятельную работу обучающихся;
- обеспечивают подготовку и участие обучающихся в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах (об этом уже говорилось выше, но следует добавить, что проведение этих мероприятий в дистанционном формате с применением электронных ресурсов позволило создать более комфортные условия для участников, привлечь большее количество желающих проверить свои знания, создать более разнообразные задания, сократить время проверки и повысить объективность оценивания работ);
- обеспечивают реализацию исследовательской и проектной деятельности обучающихся (например, аналитические проекты: «Реальные и вымышленные исторические личности и явления общественной жизни в романе «Война и мир»», «Анализ экранизаций произведения», «Духовный рост героев»; «Импрессионизм в литературе» по творчеству А.Фета и Ф.Тютчева; «Культура Серебряного века» и многие другие)
- обеспечивают эффективную подготовку к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации с применением электронных образовательных сервисов,
- позволяют делать занятия более интересными и насыщенными, а также
быстро и объективно
1. проводить контроль и оценивание уровня знаний;
2. оперативно оценивать уровень понимания темы (мини-тесты по небольшим фрагментам темы, без оценки, для анализа понимания);
3. организовать самоконтроль студентов (используя опции показа правильного ответа с комментарием или перехода к следующему вопросу только после правильного ответа);
4. создавать интерактивное занятие (опросы на протяжении всего занятия);
5. проводить опросы, анкетирование, сбор данных;
6. служить инструментом для проведения дискуссии (выбор темы, наиболее интересной для всех);
7. организовать внеаудиторную работу обучающихся (создание собственного теста, кроссворда и т.п.);
8. Провести контроль знаний в игровой форме и многое другое.
С этой целью можно использовать различные сервисы (некоторые представлены на слайде). Я предпочитаю Online Test Pad за его функциональность, за огромный набор различных опций и возможность создать такие задания, которые позволят максимально продуктивно провести урок. Этот сервис позволяет создавать тесты, кроссворды, задания на соответствия, с пропуском значений, с написанием своего ответа и пр. Но что еще более важно для меня, как для преподавателя, он является эффективным элементом самоанализа, т.к. дает возможность просмотреть статистику правильности ответов (по заданиям и по каждому студенту персонально), оценить, какие темы вызывают наибольшие затруднения, и впоследствии уделить им больше внимания, а также обеспечивает индивидуальный подход к каждому студенту.
Подводя итоги, хочу отметить, что целью данного выступления было показать наиболее эффективные, на мой взгляд, и отвечающие актуальной стратегии развития системы среднего профессионального образования в части осуществления общеобразовательной подготовки в профессиональных образовательных организациях практики, реализуемые на уроках по Русскому языку и Литературе. Продемонстрированные методы позволяют повысить мотивацию студентов, способствуют формированию целостной системы знаний и позволяют делать занятия разнообразными и эффективными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы.
Обобщение педагогического опыта....
Применение образовательных ресурсов интернета на уроках русского языка и литературы
Статья посвящена описанию форм, методов и приёмов работы на уроках русского языка и литературы с применением образовательных ресурсов интернета....
Современные образовательные технологии обучения на уроках русского языка и литературы
Автор рассказывает из опыта работы о современных образовательных технологиях на уроках русского языка и литературы....
Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »
Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...
Теория и практика использования учебников по русскому языку и литературе
В статье представлен краткий обзор учебников по рускому языку и литературе на основе личного опыта и обощения методических материалов....
Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
В материале представлен опыт использования ЭОР на уроках русского языка и литературы...
Выступление на заседании ЦМК 05.04.2023. Тема: «Формирование толерантности на занятиях по русскому языку и литературе» учебно-методический материал
Опыт организации работы по воспитанию толерантности обучающихся на занятиях по русскому языку и литературе...