"Использование современных образовательных технологий на уроках родного языка и литературы"
статья
"Использование современных образовательных технологий на уроках родного языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_seminar.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий на уроках родного языка и литературы
Высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя - словесника провозглашается воспитание любви к родному слову.
Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания к конкретным практическим ситуациям.
В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка, а внутренние обусловлены психологическим и эмоциональным складом ребёнка.
Как же заинтересовать учащихся?
Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.
Какие же технологии используют наши учителя на своих уроках?
1. Информационно-коммуникационные технологии.
2. Технология "Метод проектов".
3. Технология проблемного обучения.
4. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
5. Технология модульного обучения.
6. Игровые технологии.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.
Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.
Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках родного языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Компьютер в работе применяется по-разному: на уроках, во внеклассной работе, в пректной деятельности, в исследовательской работе и т.д.
ИКТ целесообразно использовать приизложении нового материала, закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, проведения нитегрированных уроков.
Необходимо помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по родному языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения.
Итоги использования ИКТ:
- повышение эффективности обучения (разнообразие форм учебной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы по поиску информации);
- индивидуальный подход в обучении;
- расширение объёма предъявляемой учебной информации;
- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;
-включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
- повышение интереса к изучению предмета и к учению в целом.
Технология "Метод проектов"
Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий - проектов.
Метод проектов решает следующие задачи:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Одна из трудных задач, которая стоит перед учителем и учащимися, - поиск проблемы. Ядро проекта - исследовательская работа учащихся. Отличительная черта метода проекта - поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение проекта - презентация своего продукта. На своих уроках, во внеклассной работе метод проектов учителя реализуют в полной мере, позволяют ученикам создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме
Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проекта возможно и на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад)., при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т.д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).
Метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечный результат проекта. Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учеников к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, рекламный проспект и т.д.
Технология проблемного обучения очень актуальна на уроках родной литературы в процессе анализа произведений или в организации исследовательской работы учащихся.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо используется в работе с учебными текстами (приём "инсерт", "синквейн" и др.)
Приём "Составление синквейна"("синквейн",фр.,- стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам).
Составление синквейна требует от учеников в кратких выражениях подытожить учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна: 1 строка - записываем одно слово - существительное. Это тема синквейна.
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3строка - пишем три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка - фраза, предложение, с помощью которой ученик раскрывает своё отношение к теме.
5строка - слово-резюме.
Приём "Составление инсерта". Инсерт - приём, развивающий критическое мышление. Очень важен приём при работе над формированием навыков изучающего чтения. Ребята внимательно читают текст, делают пометки, затем кратко заносят ответы в таблицу, что позволяет пройти путь от "старого" знания к "новому".
"V" - уже знал
"+" - новое
"-" - думал иначе
"?" - не понял, есть вопросы
Технологию модульного обучения применяют в старших классах и в среднем звене, чаще на уроках повторения и обобщения материала. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Роль учителя на модульном уроке - управление работой учащихся: консультировать сильных учеников, помогать слабым.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.
"Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности", - писал Сухомлинский. Считаю, что применение игры возможно для школьников всех возрастов. Занимательность - необходимое средство пробуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету, ведь в процессе игры затрагивается не только память, но и интеллект, аналитические возможности.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
На уроках родного языка учителя используют самые разнообразные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, уроки- путешествия, уроки - КВН, экскурсии.
На уроках родной литературы особое место занимает творческая мастерская и театрализация.
Во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, "Лингвистический марафон", конкурсы эрудитов и знатоков родного языка и литературы, конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает ребятам реализовывать свои творческие способности, развивать интеллектуальные способности.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. Наша главная цель - это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Превратить урок в процесс сотворчества нам помогают современные образовательные технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...
«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»
В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....
Презентация к статье "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"
Презентация помогает публичному выступлению при освещении данной темы...
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...
Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....
Современные образовательные технологии на уроках родного языка и литературы
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Среди многообразия современных образовательных т...
Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках родного языка и литературы"
Ни для кого не секрет, что родной язык считается одним из трудных предметов школьного курса. Редко можно встретить людей, которые знают и владеют родным языком. Высокой целью многолетнего терпеливого ...