«Нетрадиционные формы уроков при изучении эрзянского языка». Выступление на районном методическом объединении учителей родного языка и литературы.
учебно-методический материал
Доклад на тему "Нетрадиционные формы уроков при изучении эрзянского языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2017.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»
Доклад:
Подготовила : Горбунова Е.А., учитель эрзянского языка
Теньгушево
2017 г.
Ни для кого не является секретом то, что в современной школе наблюдается опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытаются остановить различными способами. Например, проведением уроков в нетрадиционной форме. Главной целью этих уроков является повышение мотивации к учению. Безусловно, в настоящее время на ученика обрушивается колоссальный объем информации. Но постепенно наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к предмету, к учению. Для педагога это неприемлемо. Поэтому в своей учительской практике при обучении школьников эрзянскому языку мы довольно широко используем нестандартные уроки.
Импровизированные учебные занятия можно проводить после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля. Например, урок-праздник «Мастянь чи», «Инечи». Дети учат стихи, песни, готовят рисунки, поделки. Необычная атмосфера на подобных уроках способствует достижению самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Своеобразная обстановка на уроке способствует совершенствованию речевых умений и навыков, погружает в языковую среду, приобщает к культуре мордовского народа.
Методически эффективными являются урок-путешествие, урок-сказка, урок-экскурсия. Данные виды нестандартных уроков развивают и совершенствуют социокультурную компетенцию учащихся, расширяют представление о культурном наследии мордовского народа. Например, детям особенно нравятся уроки-путешествия. Мы представляем, что садимся в машину времени и совершаем экскурсии по одному из самых старинных городов Среднего Поволжья. Ребятам интересно знать, что Саранск основан как сторожевая крепость. Оказывается, что был в нашем городе и кремль, который размещался на бывшей Соборной площади. Кремля уже давно нет, а по площади мы можем пройтись и сегодня. Как жили люди, чем они занимались сотни лет назад? Совершая путешествие в далекое прошлое, мы узнаем на уроках, что в нашем городе или в селе население занималось сельским хозяйством, промыслами, торговлей, а также разными художествами и ремеслами.
Расскажут об истории нашего края и уроки-экскурсии. Посещение музея, библиотеки для детей - настоящий праздник. Дети смотрят видеофильм или презентацию. Им очень интересно. Жаль, что у нас нет музея. О творчестве нашего знаменитого земляка скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи можно узнать в Музее изобразительных искусств. Здесь собрана богатейшая коллекция его скульптур. «Моисей», «Микеланджело», «Александр Невский», красивые женские лица – ими можно любоваться бесконечно.
Использование компьютерных технологий, безусловно, открывает перед учителем огромные возможности. Видео-уроки, Интернет-уроки помогают совершить заочную экскурсию по любому музею, увидеть все. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность и активность. Например, уроки-конкурсы на лучших чтецов стихотворений мордовских поэтов.
Возможно, самыми интересными для учащихся начальной школы стали уроки, посвященные мордовским народным сказкам. Очень хотелось познакомить своих учеников с необыкновенным сказочным эпосом мордвы, ценнейшим пластом культуры удивительного народа. Дети отмечают остросюжетность мордовских народных сказок, непредсказуемость событий и приключений, восхищаются удивительными героями. Вирява, Ведява, Куйгорож, Норовава. Каждую встречу с этими героями ученики ждут с нетерпением. Надо сказать, что дети полюбили уроки-путешествия в мир мордовских народных сказок. Это нестандартные уроки, они отличаются от уроков чтения в начальной школе. Их содержание – общение ребенка и взрослого человека (не учителя, а друга, наставника). Цель – создание благоприятных условий для продвижения в своем развитии каждому обучающемуся сообразно его природе. Каждый этап работы со сказкой предоставляет учителю огромные возможности для развития, воспитания и психологической гармонизации личности.
В настоящее время на всех уроках развивается проектная деятельность обучающихся. В последнее время на уроках мордовского языка я тоже большое внимание уделяю проектно-исследовательской работе, в процессе которой развивается познавательные универсальные учебные действия обучающихся. Например, проектная работа по теме «Мордовский костюм», «Мой край», «Мордовские богини» и т.д. Дети полностью включены в работу на таких занятиях: собирают богатый материал по темам, готовят рисунки, сочиняют, оформляют, сами распределяют роли, сами контролируют работу и т.д. Всё это способствует овладению коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитию способностей школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Педагоги оценивают такие уроки неоднозначно: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, другие – считают их нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов перед напором учеников, не желающих серьезно трудиться. Бесспорно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучающимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки учителю просто необходимо. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы ввиду отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности все-таки не следует. Для развития познавательных интересов у обучающихся необходимо сочетать традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения.
Литература
- Годника С.М. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики.- М., 1998, с.124
- Кашлев С.С. «Интерактивные методы обучения» - М., 2001, 12 с.
- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема: «Методы оценивания»
Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы учителя МБОУ «Иозефовская ОШ» Петраковой Г.М....
Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...
Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы «Практика использования дистанционных образовательных технологий в школе: ограничения и возможности»
Мое отношение к дистанционному обучению можно выразить так: "Дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только ...
Доклад на заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Игоровые технологии на уроках русского языка»
ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...
Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы
Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к защите индивидуальных итоговых проектов...