«Уроки нравственности, уроки доброты в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Основное содержание темы урока Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._astafev_kon_s_rozovoy_grivoy.docx | 41.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: «Уроки нравственности, уроки доброты в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Класс: 6
Предмет: литература
Тип урока: комбинированный
Ф.И.О. педагога: Кузютина Маргарита Сергеевна
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Про
свещение, 2014 г.
Основное содержание темы урока Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев.
Технология: технология развития критического мышления
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая
Название раздела, темы: Русская литература XX века. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Цель урока: проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
Планируемые результаты:
Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.
Предметные: понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы; понимание авторской позиции и своё отношение к ней, характеризовать героев, сопоставлять их.
Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, смысловое чтение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структуировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества со взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.
Формируемые УУД:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению; раздаточный материал
Виды контроля и измерители Текущий, самооценивание, взаимопроверка
Организационная структура урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||
Организационный этап- Приветствие, включение в деятельность-1 мин | ||||||
1 | Приветствует учеников. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева и попытаемся открыть тайну рассказа «Конь с розовой гривой» -Почему же своему рассказу Астафьев даёт такое поэтическое название «Конь с розовой гривой». Попытайтесь составить ассоциограмму ключевого слова в названии ( «конь») -Чем был конь для героя? | Инсценировка сцены из рассказа. (заранее подготовленные ученики) Находят в тексте и зачитывают авторские определения: «конь лягается копытами», «конь-огонь», Отвечают на вопросы по инсценировке.
составляют на уроке ассоциаграммы, исходя из материала, имеющегося в учебнике | Познавательные: поиск информации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||
2. | Этап мотивации к учебной деятельности | |||||
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность Вызов Предлагает просмотреть анимационную притчу «Два волка». Предлагает ответить на проблемные вопросы. -Знаете ли вы, что такое нравственность? -Что такое нравственные ценности? - Из ряда понятий выберите те, которые можно отнести к нравственным ценностям. Подводит учащихся к определению темы и цели урока. Какие проблемы поднимает автор в рассказе. | Вспомнив подобные ситуации в своей жизни, поставить себя на место главного героя. ( В основе рассказа лежит обман самого родного человека, бабушки) Отвечают на вопросы Просмотр и осмысление притчи Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём.
Пытаются сформулировать тему и цель урока. Фронтальная работа Устные ответы | Познавательные: поиск информации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
3 | Этап актуализации. Осмысление | |||||
Групповая работа Проверка знания текста. Организация игры «Перепутанный план». Организует обсуждение Установите хронологическую последовательность событий. 1. Левонтий и его семья – экспозиция 2. Сбор ягод. 3. Нечестный поступок мальчика - завязка 4. Поездка бабушки в город 5. В гостях у двоюродного брата 6. На рыбалке 7. Раскаяние мальчика- кульминация 8.Прощение. Пряник конем – развязка Анализ эпизода. 1 группа Сопоставьте семейные ценности. Опишите жизнь семей, обратите внимание на глаголы 1. Как воспитывали Витьку? 2. Как воспитывали детишек Левонтия? 3. Какие нравственные ценности есть в семье Вити? 4. -Есть ли такие ценности в семье Левонтия? 5. Какое художественное средство использует автор для сравнение уклада жизни семей? 6. Найдите взаимосвязь между примерами семей и примерами из притчи о двух волках. 7. Над чем эта взаимосвязь заставила вас задуматься? 2 группа (со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот») 1.Почему мальчик отправился в лес? 2. Почему этому плану не суждено было сбыться, если вначале всё шло хорошо? 3. Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде? 4. Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят? 3 группа (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов «…прямо в этом туеске увезу…») 1.Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика? 2. Расскажите о том, как развлекались ребята? (Пересказ эпизода цитатами, обратите внимание на лексику) 3. Как герои относятся к своим поступкам? 4. Что кроме страха перед бабушкой мучит мальчика? Давайте проследим, о чем он размышляет 5. Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в ходе своих размышлений? 4 группа 1. Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка. Подумайте, почему В.П.Астафьев так подробно описывает в рассказе этот летний ясный день? 2. Какова развязка истории? 3. Какой момент описываемого дня был для него самым тяжелым? (Чтение эпизодов, кратко) 4 . Кто из близких людей помогает мальчику выйти из такого трудного положения? Какой совет был дан герою? 5.Почему бабушка все-таки купила пряник обманувшему ее внуку? Права была бабушка, когда несмотря на проступок все-таки купила внуку пряник? Как бы вы поступили на ее месте? Предлагает провести промежуточную рефлексию работы в группе . Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему? | Групповая работа Восстанавливают хронологическую последовательность эпизодов рассказа Определяют композиционные элементы рассказа Отвечают на вопросы Работа с учебником (5мин.) -Найти и зачитать , как воспитывали Витю
-Найти и зачитать, как воспитывали детей в семье Левонтия Анализируют цитаты о воспитании в семьях, делают выводы. Выступления учащихся о семьях. Сопоставляют семьи Вити и Левонтия, делают вывод .
Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка) Работа в группах. | Р: умение устанавливать причинно-следственные связи П: умение определять понятия, создавать обобщения К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности | ||||
|
Жизненные уроки героя: Какие жизненные уроки получил герой? - Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл. -Можно ли у него чему-нибудь поучиться? -Какие нравственные проблемы ставит В.П. Астафьев перед читателями? Запишите их (Проблема честности, доброты, бережного отношения к природе, порядочности и долга – учитель делает запись на доске). -Какие выводы из рассказа вы сделали для себя? | Жизненные уроки героя-ответы учащихся | Р: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач П: умение устанавливать причинно- следственные связи К: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Для групповой работы отводится 10 минут, для обсуждения результатов – 10 минут. Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения П: умение определять понятия, создавать обобщения К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |||
5 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Организует групповую работу учащихся. Работа с пословицами. Используя пословицы составить синквейн — Перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока. Мотивируйте свой выбор. — Снаружи мило, а внутри гнило. — Верная указка не кулак, а ласка. — Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое. — Добро сильнее зла. — Без строгости и щенка не вырастишь. — Добрый пример лучше ста слов. | В группах выполняют задания Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению. | Р: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами П: извлечение необходимой информации из текста К: умение работать индивидуально и в группе | |||
6 | Взаимопроверка в группе | Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке — Было ли интересно на уроке? — Что показалось непонятным, трудным? — На какие вопросы урока мы не смогли ответить? Подведение итогов. Выставление отметок. | Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности Оценивают свою работу на уроке | П.: умение делать вывод. Р.: умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать. | ||
7 | Заключительное слово учителя. В одном из рассказов сборника В. Астафьева «Последний поклон» бабушка Екатерина Петровна просит Бога: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить». Хочется верить, что эти слова бабушки найдут отклик и в вашей душе. Я надеюсь, что рассказ оставит след в вашем сердце, пробудит память прошлого и поможет оценить ваши поступки. Домашнее задание: Небольшая письменная работа по теме: -Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой? Спасибо за урок, ребята! МОЛОДЦЫ! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".
Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Технологическая карта урока в 7 классе...
Жизненные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Технологическая карта урока литературы в 6 классе....
Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Материал для подготовки современного урока литературы...
Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Биография автора, литературоведческие термины, анализ рассказа....
План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...