«Уроки нравственности, уроки доброты в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кузютина Маргарита Сергеевна

Основное содержание темы урока  Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._astafev_kon_s_rozovoy_grivoy.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: «Уроки нравственности, уроки доброты  в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Класс: 6

Предмет: литература

Тип урока: комбинированный

Ф.И.О. педагога:  Кузютина Маргарита Сергеевна

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Про 

свещение, 2014 г.

Основное содержание темы урока  Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев.

Технология: технология развития критического мышления          

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая

Название раздела, темы: Русская литература XX века.   В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

 

Цель урока:  проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».  

                          Планируемые результаты:

Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

Предметные: понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы; понимание авторской позиции и своё отношение к ней, характеризовать героев, сопоставлять их.

Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей  познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми  результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, смысловое чтение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структуировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества со взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Формируемые УУД:

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения, совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению; раздаточный материал

Виды контроля и измерители    Текущий, самооценивание, взаимопроверка

 

Организационная структура урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 УУД

Организационный этап-

 Приветствие, включение в деятельность-1 мин

1

Приветствует учеников. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева и попытаемся открыть тайну рассказа «Конь с розовой гривой»

-Почему же своему рассказу Астафьев даёт такое поэтическое название «Конь с розовой гривой».

Попытайтесь составить ассоциограмму ключевого слова в названии ( «конь»)

-Чем был конь для героя?

        Инсценировка сцены из рассказа. (заранее подготовленные ученики)

Находят в тексте и   зачитывают авторские определения: «конь лягается копытами»,  «конь-огонь»,

Отвечают на вопросы по инсценировке.

  • Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

составляют на уроке ассоциаграммы, исходя из материала, имеющегося в учебнике

Познавательные: поиск информации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Этап мотивации к учебной деятельности 

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Вызов

Предлагает просмотреть анимационную притчу «Два волка».

Предлагает ответить на проблемные вопросы.

-Знаете ли вы, что такое нравственность?

-Что такое нравственные ценности?

- Из ряда понятий выберите те, которые можно отнести к нравственным ценностям.

Подводит учащихся к определению темы и цели урока. Какие проблемы поднимает автор в рассказе.

Вспомнив подобные ситуации  в своей жизни, поставить себя на место главного героя.

( В основе рассказа лежит обман самого родного человека, бабушки)

Отвечают на вопросы

Просмотр и осмысление притчи

Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём.

 

Пытаются сформулировать тему и цель урока.

Фронтальная работа

Устные ответы

Познавательные: поиск информации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3

Этап актуализации. Осмысление  

Групповая работа

 Проверка знания текста.

 Организация  игры «Перепутанный план».

Организует обсуждение

Установите хронологическую последовательность событий.

1. Левонтий и его семья – экспозиция

 2. Сбор ягод.

 3. Нечестный поступок мальчика - завязка

4. Поездка бабушки в город

5. В гостях у двоюродного брата

6. На рыбалке

7. Раскаяние мальчика- кульминация

 8.Прощение. Пряник конем – развязка

Анализ эпизода.

1 группа

Сопоставьте семейные ценности. Опишите жизнь семей, обратите внимание на глаголы

1.         Как воспитывали Витьку?

2.        Как воспитывали детишек Левонтия?

3.        Какие нравственные ценности есть в семье Вити?

4.        -Есть ли такие ценности в семье Левонтия?

5.        Какое художественное средство использует автор для сравнение уклада жизни семей?

6.        Найдите взаимосвязь между примерами семей и примерами из притчи о двух волках.

7.        Над чем эта взаимосвязь заставила вас задуматься?

2 группа

(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)

1.Почему мальчик отправился в лес?

2. Почему этому плану не суждено было сбыться, если вначале всё шло хорошо?

3. Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?

4. Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?

3 группа

        (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов

        «…прямо в этом туеске увезу…»)

1.Во что вовлекли левонтьевские  ребятишки нашего героя-рассказчика?

2. Расскажите о том, как развлекались ребята? (Пересказ эпизода цитатами, обратите внимание на лексику)

3. Как герои относятся к своим поступкам?

4. Что кроме страха перед бабушкой мучит мальчика? Давайте проследим, о чем он размышляет

5. Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в

 ходе своих размышлений?

4 группа

1. Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка. Подумайте, почему В.П.Астафьев так подробно описывает в рассказе этот летний ясный день?

2. Какова развязка истории?

3. Какой момент описываемого дня был для него самым тяжелым? (Чтение эпизодов, кратко)

4 . Кто из близких людей помогает мальчику выйти из такого трудного положения? Какой совет был дан герою?

5.Почему бабушка все-таки купила пряник обманувшему ее внуку? Права была бабушка, когда несмотря на проступок все-таки купила внуку пряник? Как бы вы поступили на ее месте?

Предлагает провести промежуточную рефлексию работы в группе .

Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Групповая работа

Восстанавливают хронологическую последовательность эпизодов рассказа

Определяют композиционные элементы рассказа Отвечают на вопросы

Работа с учебником (5мин.)

-Найти и зачитать  , как воспитывали Витю

 

-Найти и зачитать, как воспитывали детей в семье Левонтия

Анализируют цитаты о воспитании в семьях, делают выводы.  

Выступления учащихся о семьях. Сопоставляют семьи Вити и Левонтия, делают вывод .

 

Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка)

Работа в группах.

Р: умение устанавливать причинно-следственные связи

П: умение определять понятия, создавать обобщения

 К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности

 

 

 Жизненные уроки героя:
-Давайте подведем итог нашей беседы.

Какие жизненные уроки получил герой?

- Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

 -Можно ли у него чему-нибудь поучиться?

-Какие нравственные проблемы ставит В.П. Астафьев перед читателями? Запишите их  (Проблема честности, доброты, бережного отношения к природе, порядочности и долга – учитель делает запись на доске).

-Какие выводы из рассказа вы сделали для себя?

Жизненные уроки героя-ответы учащихся
 

Р: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач П: умение устанавливать причинно- следственные связи К: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

 

Для групповой работы отводится 10 минут, для обсуждения результатов – 10 минут.

Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения П: умение определять понятия, создавать обобщения К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

5

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Организует групповую работу учащихся. Работа с пословицами.  Используя пословицы составить синквейн

— Перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока. Мотивируйте свой выбор.

— Снаружи мило, а внутри гнило.

— Верная указка не кулак, а ласка.

— Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.

— Добро сильнее зла.

— Без строгости и щенка не вырастишь.

— Добрый пример лучше ста слов.

 В группах выполняют задания  

Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению.

Р: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами П: извлечение необходимой информации из текста К: умение работать индивидуально и в группе

6

Взаимопроверка в группе

 Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке  

— Было ли интересно на уроке?

— Что показалось непонятным, трудным?

— На какие вопросы урока мы не смогли ответить?

Подведение итогов.    Выставление отметок.

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности

Оценивают свою работу на уроке

П.: умение делать вывод.

Р.: умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать.

7

Заключительное слово учителя.  В одном из рассказов сборника В. Астафьева «Последний поклон» бабушка Екатерина Петровна просит Бога: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить». Хочется верить, что эти слова бабушки найдут отклик и в вашей душе.   Я надеюсь, что рассказ оставит след в вашем сердце, пробудит память прошлого и поможет оценить ваши поступки.

Домашнее задание:

Небольшая письменная работа по теме:

-Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой?

Спасибо за урок, ребята!   МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".

Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....

Жизненные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Технологическая карта урока литературы в 6 классе....

Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Материал для подготовки современного урока литературы...

Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Биография автора, литературоведческие термины, анализ рассказа....

План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ  В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...