Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Данная рабочая программа включает в себя методическую разработку, предназначенную для школ с очно-заочной формой обучения.
- пояснительной записки с указаниями основных методических сносок, количеством часов, отведенных на очную и самостоятельную работу;
- календарно-тематического планирования с указанием изучаемого раздела, темы, количеством часов, домашним заданием и методическими рекомендациями;
- системы зачетов;
- системы оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_rya.docx | 95.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
центр образования № 1 Санкт-Петербург
«Рассмотрено» на заседании Методического Совета Протокол № ___от «___»_______20__г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ ЦО № 1 Санкт-Петербурга _____________ /___________________/ «__»___________20___г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ ЦО № 1 г. Санкт-Петербурга Григорьева С. С. /__________________/ Приказ №____от «___»________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Филяновой Дарьи Константиновны
по русскому языку
для 5А класса
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № ____от
«__»____________20___ г.
.
г. Санкт-Петербург
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский ,М.: Просвещение, 2013).
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2013).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Срок реализации программы – 5 лет.
Цели:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Задачи:
- Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса русского языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане.
В 5 классе - пятидневная учебная неделя. Согласно годовому календарному учебному графику 5 класс учится 35 учебных недель. В неделю на предмет русский язык выделяется 2 часа, всего 68 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.
Личностные результаты | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; |
Метапредметные результаты | 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные результаты | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; |
Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.
Технологии, используемые в учебном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.
Содержание предмета «Русский язык» 5 класс (68 часов)
Язык и общение
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение пройденного материала в 1 - 4 классах
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением. В2ч.М. «Просвещение», 2013г.
2.Е.А.Ефремова. Рабочая тетрадь.5кл.М. «Просвещение», 2014г.
3.М.П.Книгина. Русский язык.Тесты.5кл.ООО «Лицей», 2013г.
4.О.В.Беляева, О.А. Доценко. Поурочные разработки по русскому языку .5кл.М. «Вако», 2009г.
5.Л.А.Ходякова, Л.И. Новикова. Сочинения по картине.5 кл. М. «Астрель», 2007г.
6.Т.Ф.Шклярова. Русский язык.5 кл. Сборник упражнений. М. «Грамотей»,2006г.
7.А.Б.Малюшко. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. М. «Творческий центр»,2006г.
8.И.В.Карасева. Поурочные планы по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Волгоград «Учитель»,2007г.
9.Л.А.Виноградова, А.Н. Горчак. Сборник текстов для изложений.4-8 кл. М «Просвещение», 1981г.
Электронно-образовательные ресурсы
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Планируемые результаты изучения русского языка в 5 классе.
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
•понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и
художественного текста, воспринимаемого на слух;
•выделять основную мысль, структурные части исходного текста; чтение:
•владеть техникой чтения;
•выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
•разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
•отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
•владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
•прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
•извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
•правильно расставлять логические ударения, паузы;
•выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
•доказательно отвечать на вопросы учителя;
•подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
•создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
•выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
•подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
•создавать письменные высказывания разных типов речи;
•составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
•определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
•делить текст на абзацы;
•писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
•пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
•выражать свое отношение к предмету речи;
•находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
•подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
•исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
•выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
•различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
•использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
•находить в художественном тексте явления звукописи;
•правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
•работать с орфоэпическим словарем;
графика:
•правильно произносить названия букв русского алфавита;
•свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
•проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
•выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
•подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
•учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
•пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
•объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
•объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами
(описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
•пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
•распределять слова на тематические группы;
•употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
•различать прямое и переносное значение слов;
•отличать омонимы от многозначных слов;
•подбирать синонимы и антонимы;
•выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении
слова в переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как
средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
•различать части речи;
•правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
•уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
•отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи
по совокупности признаков;
орфография:
•находить орфограммы в морфемах;
•группировать слова по видам орфограмм;
•владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
•устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные
графические обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
•выделять словосочетания в предложении;
•определять главное и зависимое слово;
• составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
•выделять основы предложений с двумя главными членами;
•конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
•характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
•составлять простые и сложные предложения изученных видов;
•опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
•находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
•владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Критерии оценки письменных и устных ответов учащихся
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо
руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста,
рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместоработает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и ипосле приставок;
6)в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7)в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость иоднотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: вV классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности визложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту | ||||
Уроки/консультации | лабораторно-практические работы | контрольные работы | самостоятельные работы обучающихся | Часы самостоятельной работы обучающихся | ||||||
Язык и человек. Язык и речь | 1 | П. 1-4. №6-7 | ||||||||
Стили речи. | 1 | П. 5, №18 | ||||||||
Официально-деловой стиль | 1 | |||||||||
Словарная статья. | 1 | |||||||||
Составить эссе «Что для меня язык» | 2 | |||||||||
Орфограмма | 1 | № 25 | ||||||||
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне. | 1 | П. 8, № 33 | ||||||||
Карточки с примерами проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | №36, 37 | ||||||||
Подготовка к словарному диктанту | 2 | № 39 | ||||||||
Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | № 46 | ||||||||
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | № 49 | ||||||||
Создание карточек со сложными случаями | 1 | |||||||||
Урок-игра с родителями | 3 | |||||||||
Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | № 53 | ||||||||
Разделительные ъ и ь. | 1 | № 58 | ||||||||
Составление кроссворда по теме «Разделительный Ъ и Ь знак | 2 | |||||||||
Карточки со сложными случаями | 2 | |||||||||
Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | № 64 | ||||||||
Части речи. | 1 | № 77 | ||||||||
Сообщение о частях речи | 1 | |||||||||
Сообщение о существительном | 1 | |||||||||
Сообщение о глаголе | 1 | |||||||||
Сообщение о прилагательном | 1 | |||||||||
Глагол. | 1 | № 83 | ||||||||
ться и -тся | 1 | № 85 | ||||||||
Подготовка к словарному диктанту | 1 | |||||||||
Урок-игра с мамой или с папой по теме –ТЬСЯ и ТСЯ в глаголе | 2 | |||||||||
Диктант для родителей | 1 | |||||||||
Тема текста | 1 | П. 18, 19 | ||||||||
Имя существительное. Имя прилагательное. | 1 | П. 20, 21 | ||||||||
Определение темы сказки Андерсена «Девочка со спичками» | 1 | |||||||||
Поиск имен существительных в художественном тексте | 1 | |||||||||
Поиск имен-прилагательных в художественном тексте | 1 | |||||||||
Составление кроссворда с существительными и прилагательными | 1 | |||||||||
Местоимение | 1 | № 114 | ||||||||
Основная мысль текста. | 1 | № 118 | ||||||||
Ищем основную мысль в сказке бр. Гримм «О рыбаке и его жене» | 1 | |||||||||
Ищем основную мысль в рассказе Паустовского (на выбор) | 1 | |||||||||
Ищем основную мысль в рассказе Бианки (на выбор) | 1 | |||||||||
Написание своей сказки и определение ее основной мысли | 1 | |||||||||
Синтаксис.Пунктуа ция. Культура речи Синтаксис и пунктуация. | 1 | П. 24, 25 | ||||||||
Словосочетание. Разбор словосочетания. | 1 | П. 26, 27 | ||||||||
Тренируем разбор словосочетаний. Согласование, управление, примыкание | 4 | |||||||||
Предложение Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске | 1 | П. 28-30 | ||||||||
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. | 1 | П. 31-33 | ||||||||
Составление текста с повествовательными предложениями | 1 | |||||||||
Составление текста с вопросительными предложениями | 1 | |||||||||
Составление предложений вместе с мамой | 1 | |||||||||
Составление текста с побудительными предложениями | 1 | |||||||||
Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | П. 34 | ||||||||
Нераспространенные и распространенные предложения | 1 | П. 35 | ||||||||
Составление карточек с примерами предложений, где между подлежащим и сказуемым ставится тире | 1 | |||||||||
Составление карточек с примерами предложений, где между подлежащим и сказуемым ставится тире | 1 | |||||||||
Домашнее сочинение с использованием только нераспространенных предложений | 1 | |||||||||
Домашнее сочинение с использованием только распространенных предложений | 1 | |||||||||
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. | 1 | П. 36-39 | ||||||||
Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах. | 1 | П. 40 | ||||||||
Однородные прилагательные | 1 | |||||||||
Однородные существительные | 1 | |||||||||
Однородные наречия | 1 | |||||||||
Однородные глаголы | 1 | |||||||||
Предложения с обраще нями | 1 | П. 42-43 | ||||||||
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | 1 | П. 44-45 | ||||||||
Тренировка синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения | 2 | |||||||||
Составление текста с обращениями | 2 | |||||||||
Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | П. 46-47 | ||||||||
Предложения с прямой речью. Диалог. | 1 | П. 48-49 | ||||||||
Поиск примеров предложений с прямой речью в художественной литературе | 2 | |||||||||
Составление диалога двух лиц | 1 | |||||||||
Составление полилога | 1 | |||||||||
Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | |||||||||
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | |||||||||
Работа над ошибками | 2 | |||||||||
Сообщение на тему «Распространенные и нераспространенные предложения» | 1 | |||||||||
Сообщение на тему «Восклицательные и невосклицательные предложения» | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа «Характеристики предложений» | 1 | |||||||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 1 | П. 50 | ||||||||
Орфоэпия. Сложные случаи | 2 | |||||||||
Карточки с орфограммами на разные правила | 2 | |||||||||
Гласные звуки. Согласные звуки. | 1 | П. 52 | ||||||||
Изменение звуков в потоке речи | 1 | П. 53 | ||||||||
Тренируем фонетический разбор слова | 1 | |||||||||
Тренируем фонетический разбор слова | 1 | |||||||||
Сообщение о гласных и согласных звуках | 1 | |||||||||
Сообщение об изменениях, происходящих со звуками в потоке речи | 1 | |||||||||
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | П. 54 | ||||||||
Согласные звонкие и глухие | 1 | П. 56 | ||||||||
Учимся различать звонкие и глухие звуки | 2 | |||||||||
Сообщение на тему «Зачем нужен мягкий знак?» | 1 | |||||||||
Беседа с родителями о звуках языка | 1 | |||||||||
Графика. Алфавит | 1 | П. 57-58 | ||||||||
Описание предмета | 1 | П. 59 | ||||||||
Учимся описывать какой-то предмет квартиры | 2 | |||||||||
Сравниваем произношение букв в алфавитах разных языков | 2 | |||||||||
Обозначение мягкости согласных. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | П. 60 | ||||||||
Орфоэпия; Фонетичес кий разбор слова. | 1 | П. 62 | ||||||||
Тренировка фонетического разбора слова | 4 | |||||||||
Лексика.Культура речи. Слово и его лексическое значение. | 1 | П. 64 | ||||||||
Однозначные и многозначные слова. | 1 | П. 65 | ||||||||
Составление карточек с примерами однозначных слов | 2 | |||||||||
Написание текста с использованием многозначных слов | 1 | |||||||||
Составление текста с использованием только однозначных слов | 1 | |||||||||
Прямое и переносное значение слов. | 1 | П. 66 | ||||||||
Омонимы. | 1 | П. 67 | ||||||||
Составление карточек с омонимами | 4 | |||||||||
Синонимы. | 1 | П. 68 | ||||||||
Антонимы. | 1 | П. 69 | ||||||||
Составление карточек с синонимами | 4 | |||||||||
Повторение изученного в разделе «Лексика». | 1 | |||||||||
Морфемика.Орфография.Культура речи. Морфема - наименьшая значимая часть слова. | 1 | П. 70 | ||||||||
Учимся находить морфемы в словах | 1 | |||||||||
Учимся образовывать новые слова с помощью морфем | 1 | |||||||||
Учимся выделять морфемы в слове | 2 | |||||||||
Изменение и образование слов | 1 | П. 71 | ||||||||
Окончание. Основа слова | 1 | П. 72, 73 | ||||||||
Учимся находить окончание в слове | 1 | |||||||||
Учимся находить окончание в слове | 1 | |||||||||
Учимся находить основу слова | 2 | |||||||||
Корень слова. Суффикс. | 1 | П. 74, 76 | ||||||||
Приставка. | 1 | П. 77 | ||||||||
Учимся находить корень слова | 1 | |||||||||
Учимся находить прставку в слове | 1 | |||||||||
Учимся находить суффикс в слове | 1 | |||||||||
Учимся находить все морфемы в слове | 1 | |||||||||
Рассуждение | 1 | П. 75 | ||||||||
Чередование звуков | 1 | П. 78 | ||||||||
Рассуждение на свободную тему | 1 | |||||||||
Рассуждение на какую-нибудь злободневную тему | 1 | |||||||||
Рассуждение на значимую для вас тему | 1 | |||||||||
Устное рассуждение на свободную тему | 1 | |||||||||
Беглые гласные | 1 | П. 79 | ||||||||
Варианты морфем | 1 | П. 80 | ||||||||
Тренировка правил | 4 | |||||||||
Морфемный разбор слова | 1 | П. 81 | ||||||||
Буквы З и С на конце приставок | 1 | П. 83 | ||||||||
Тренировка правила | 2 | |||||||||
Домашний словарный диктант | 1 | |||||||||
Работа над ошибками в диктанте | 1 | |||||||||
Буквы А и О в корнях лаг/лож, | 1 | П. 84 | ||||||||
Буквы А и О в корнях раст/рос | 1 | П. 85 | ||||||||
Тренировка правила. Карточки с примерами чередования в корнях ЛАГ/ЛОЖ | 1 | |||||||||
Тренировка правила. Карточки с примерами в корнях ЛАГ/ЛОЖ | 1 | |||||||||
Тренировка правила. Карточки с примерами чередования в корнях РАСТ/РОС | 2 | |||||||||
Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 | П | ||||||||
Имя существительное. Одушевлен. И неодушевлен.; собственные и нарицательные | 1 | П. 88-90 | ||||||||
Подбор примеров с О и Е после шипящих и Ц | 2 | |||||||||
Подбор примеров одушевленных и неодушевленных сущ-х | 1 | |||||||||
Подбор примеров имен собственных и нарицательных | 1 | |||||||||
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. | 1 | П. 101 | ||||||||
Прилагательные полные и краткие. | 1 | П. 105 | ||||||||
Полные прилагательные | 2 | |||||||||
Краткие прилагательные | 2 | |||||||||
Глагол. Глагол как часть речи. | 1 | П. 106-111 | ||||||||
Виды глагола. | 1 | |||||||||
Сообщение о глаголе | 1 | |||||||||
Глаголы совершенного вида | 1 | |||||||||
Глаголы несовершенного вида | 1 | |||||||||
Подбор примеров | 1 | |||||||||
Время глагола. Спряжение глаголов. | 1 | |||||||||
Настоящее время | 1 | |||||||||
Прошедшее время | 1 | |||||||||
Будущее время | 1 | |||||||||
Итоговый контрольный диктант | 1 | |||||||||
Работа над ошибками | 1 |
Итого: 64 аудиторных часов (из расчета 2 урока в неделю)
Формы Зачетов: тестирование, сочинение, изложение, диктант
Зачет 1
Контрольный диктант | Повторение изученного в начале года | Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – СПб.: Свет, 2013, стр. 8 |
Сжатое изложение | Грамматическая основа предложения | Упр 137 Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2014 |
Зачет 2
Контрольный тест | Синтаксис и пунктуация | А.Б.Малюшин Тестовые задания по русскому языку 5 класс Москва творческий центр, 2012, стр16 |
Контрольный диктант | фонетика | Г.А.Богданова Уроки русского языка в 8 классе. Москва «Просвещение»,2014, стр. 36 |
Зачет 3
Контрольное изложение | морфемика | Упр 367 Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2014 |
Контрольный тест | морфемика | А.Б.Малюшин Тестовые задания по русскому языку 5 класс Москва творческий центр, 2012, стр.40 |
Сжатое изложение | Морфемика и словообразование | Упр 496 Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2014 |
Зачет 4
Контрольный диктант | Имя сущетвительное | И.В.Карасева русский язык Поурочные планы Волгоград Издательство «Учитель».стр. 61 |
Контрольный тест | Имя существительное | А.Б.Малюшин Тестовые задания по русскому языку 5 класс Москва творческий центр, 2012, стр.52 |
Зачет 5
Контрольный диктант | Имя прилагательное | И.В.Карасева русский язык Поурочные планы Волгоград Издательство «Учитель». стр.81 |
Контрольный тест | Глагол | А.Б.Малюшин Тестовые задания по русскому языку 5 класс Москва.- Творческий центр, 2012, стр.64 |
Зачет 6
Контрольный тест | итоговый | А.Б.Малюшин Тестовые задания по русскому языку 5 класс Москва творческий центр, 2012 стр.76 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...