Чтение и развитие речи рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
рабочая программа (9 класс) на тему
Рабочая программа по чтению и развитию речи 9 класс (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_programma.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 9)
(УО)
Образовательная область, предмет – русский (родной) язык, чтение и развитие речи
Данная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы Воронковой В.В. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета чтение и развитие речи отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), как и в авторской программе.
По учебному плану школы в 9 классе отведено 3 часа в неделю, (102 часа в год).
Содержание учебной программы по чтению и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению предмета в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.
Используемый учебно-методический комплект:
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.,
Чтение. 9 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образов. учреждений VIII вида / авт.-сост. А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова – 6-е изд.– М.: «Просвещение», 2014. – 270 с. : ил.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в рабочей программе), иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся, оригинальные тексты произведений различных авторов, практические упражнения творческого характера, википедия и другие альтернативные источники интернета, содержащие сведения по предлагаемому материалу.
Программа адресована учащимся 9 б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по чтению и развитию речи, который доступен учащимся. В то же время данный учебный предмет для девятиклассников является необходимым, способствующим формированию внимания к чужому (авторскому) слову, когда ребёнок должен не только прочитать его, но и провести анализ полученной информации: выделить и объяснить непонятные слова (с помощью учителя), найти слова и предложения, характеризующие события, героев; выбрать и объяснить образные слова и выражения, определить отношение автора к своим героям и событиям. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения наблюдать, видеть, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, делать выводы. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает использование иллюстраций к произведениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. С целью более полного раскрытия предлагаемых тем, расширения кругозора, образовательных способностей детей, формированию читательской самостоятельности в течение всего учебного года запланированы уроки внеклассного чтения. Такие уроки будут проводиться внутри изучения предмета один раз в месяц без выделения для них отдельного часа. Список предлагаемой литературы для внеклассного чтения включает произведения многих авторов, что соответствует списку рекомендуемой литературы в авторской программе. Обучение чтению в ОУ носит элементарно-практический характер.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- научить школьников правильно и осознанно читать вслух с соблюдением норм литературного произношения и «про себя» тексты;
- работа над беглостью и выразительностью чтения;
- читать любой текст «про себя» с выполнением заданий;
- учить работе с текстом на новом уровне: разбор текста по вопросам, выделение темы и идеи произведения, прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации, выделение частей текста, озаглавливание их, полный и частичный пересказ произведения по плану, составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя);
- знание основных сведений о жизни писателей и времени, в котором они творили;
- формирование внимания к авторскому слову;
- формирование читательской самостоятельности школьников;
- заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков;
- повышение уровня общего развития учащихся;
- формирование нравственных качеств школьников;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами:
русский язык, математика, предметы эстетического цикла, СБО, физическая культура, биология, география, история, обществознание, профессионально-трудовое обучение, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: ежедневный опрос, беседы, обсуждения, дискуссии по прочитанному, увиденному, задания для контроля техники, осознанности, выразительности чтения, творческие работы (изложения. сочинения, иллюстрации), составление отзыва о книге, ведение дневника внеклассного чтения.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи детей, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, мировосприятия, пространственного восприятия. Урок чтения активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия материала, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (Дёминов М., Логинова Д.) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Обучающиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным героям;
- высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Содержание рабочей программы:
№ п.п | Тема | Кол-во учеб ных часов (в авторской программе) | Кол-во учеб ных часов (в рабочей программе) |
I | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 0 | 5 |
Вводное занятие. | 0 | 1 | |
Русские народные песни. | 0 | 1 | |
Былины. | 0 | 1 | |
Сказки. | 0 | 2 | |
II | ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | 0 | 38 |
Вводное занятие. | 0 | 1 | |
Василий Андреевич Жуковский. | 0 | 2 | |
Иван Андреевич Крылов. | 0 | 2 | |
Александр Сергеевич Пушкин. | 0 | 7 | |
Михаил Юрьевич Лермонтов. | 0 | 5 | |
Николай Васильевич Гоголь. | 0 | 6 | |
Николай Алексеевич Некрасов. | 0 | 4 | |
Афанасий Афанасьевич Фет. | 0 | 4 | |
Лев Николаевич Толстой. | 0 | 2 | |
Антон Павлович Чехов. | 0 | 5 | |
III | ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА | 0 | 47 |
Максим Горький. | 0 | 5 | |
Зоя Воскресенская | 0 | 1 | |
Владимир Владимирович Маяковский. | 0 | 2 | |
Марина Ивановна Цветаева. | 0 | 4 | |
Анна Андреевна Ахматова. | 0 | 1 | |
Константин Георгиевич Паустовский. | 0 | 5 | |
Сергей Александрович Есенин. | 0 | 4 | |
Михаил Михайлович Зощенко. | 0 | 2 | |
Михаил Александрович Шолохов. | 0 | 2 | |
Юрий Викторович Бондарев | 0 | 2 | |
Евгений Иванович Носов. | 0 | 2 | |
Фазиль А.Искандер. | 0 | 2 | |
Николай Михайлович Рубцов. | 0 | 4 | |
Василь Быков. | 0 | 2 | |
Борис Васильев. | 0 | 2 | |
Юрий Иосифович Коваль. | 0 | 4 | |
Василий Макарович Шукшин | 0 | 2 | |
Алексей Александрович Сурков. | 0 | 1 | |
IV | ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 0 | 12 |
Роберт Луис Стивенсон. | 0 | 2 | |
Эрнест Сетон-Томпсон. | 0 | 4 | |
Джеральд Даррелл. | 0 | 2 | |
Жюль Верн. | 0 | 2 | |
Контрольные вопросы и задания. | 0 | 1 | |
Итоги года. | 0 | 1 | |
Итого: | 0 | 102 |
Список литературы для внеклассного чтения:
№ п/п | Автор | Название произведения |
1 | Л.Н.Толстой. | «Севастопольские рассказы» (В сокращении). |
2 | Чехов А. П. | Дом с мезонином (В сокращении). |
3 | М.Горький | «Мои университеты» (В сокращении). |
4 | З.Воскресенская | «Сердце матери» (В сокращении). |
5 | М.И.Цветаева | Стихи… |
6 | Ахматова А.А. | Стихотворение… |
7 | К.Г.Паустовский | «Великий сказочник», «Исаак Левитан», «Во глубине России», «Разливы рек». |
8 | С.А.Есенин | Стихотворения… |
9 | М.М.Зощенко | Рассказы. |
10 | Бондарев Ю.В. | «Последние залпы» (Отрывки в сокращении). «Горячий снег» (Отрывки в сокращении). |
11 | В.Быков. | «Обелиск» (В сокращении). |
12 | Б.Васильев. | «А зори здесь тихие» (В сокращении). |
13 | Шукшин В.М. | «Кляуза», «Мечты», «Чужие». «Жил человек», «Привет Сивому». |
14 | Сурков А.А. | Стихотворения. |
15 | Жюль Верн. | «Таинственный остров» (В сокращении). |
В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «Чтение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо и развитие речи КТП 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 9 класс (у/о)...
Чтение и развитие речи КТП 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 9 класс (у/о)...
Письмо и развитие речи КТП 7 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...
Чтение и развитие речи КТП 7 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...
Чтение и развитие речи КТП 6 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)...
Чтение и развитие речи КТП 8 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитие речи для учащихся 8 класса (у/о)...
Чтение и развитие речи КТП 5 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по чтению для учащихся 5 класса (у/о)...