«Творческая мастерская «Искусство слова»
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе «Творческая мастерская «Искусство слова» разработана на основе ФГОС основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_7_kl.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе «Творческая мастерская «Искусство слова» разработана на основе ФГОС основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку и литературе — различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Такая работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — вовлечь обучающихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов школьников — создание ситуации творческого саморазвития.
Актуальность программы
Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком и художественным чтением. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности.
На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.
Еще одной из причин создания данной программы является возможность удержать интерес к предметам «Русский язык» и «Литература» у обучающихся, высокомотивированных к изучению русского языка и литературы, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одной из составных частей многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над художественным словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку и литературе.
Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Общая характеристика программы
Цели программы «Творческой мастерской «Искусство слова» - создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку и литературе; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, художественного текста и его прочтения.
Задачи программы
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку и литературе;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;
формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка и литературы;
обучение творческому самочувствию, обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления, метапредметных умений;
воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой и над созданием художественных образов.
Программа рассчитана на 5 часов в неделю (170 часов в год) для учащихся 7 классов
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;
признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
принцип учета возрастных особенностей учащихся;
принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников:
понимание русского языка и литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранять чистоту русского литературного языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный словарный запас и техника речи; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Проектирование индивидуального маршрута творческого саморазвития учащихся во внеурочной деятельности
№ п/п | Этапы индивидуального маршрута творческого саморазвития учащегося | Технологии реализации | Формы реализации | Виды деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Творческое самоопределение в выборе маршрута выполнения проблемных зон в предметных, метапредметных и личностных действиях | Само- и взаимодиагностики результатов предметной, метапредметной, личностоной деятельности; Поэтапного формирования умственных действий. | Первичное проектирование Программы саморазвития. Определение проблем-доминант: а) проблема-доминанта в предметных знаниях; б) проблема-доминанта в метапредметных действиях; в) проблема-доминанта личностного Приведение проблем-доминант в соответствие друг с другом — установление взаимосвязи, взаимозависимости. Например: установление взаимозависимости метапредметнои проблемы («не умею взаимодействовать с одноклассниками в решении общей задачи» (коммуникативные УУД)) — предметной проблемы («не знаю, как начать рассуждение по проблемному вопросу учителя» (предметное действие)) — личностной проблемы («боюсь начинать решение любой задачи, если не знаю, как ее выполнять (отсутствие «стартовой» мотивации к изучению нового)) | Практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, инсценирование, ролевая игра — первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон (программы саморазвития учащегося) с целью научиться: определять проблемы собственной предметной, метапредметнои деятельности; устанавливать причины возникновения проблем в осуществлении коммуникации; определять объект и аспект анализа результатов предметной, метапредметной деятельности, требующей актуализации личностных качеств; определять компоненты анализа; определять причинно-следственные компоненты анализа; осуществлять наблюдение за собственной предметной и метапредметнои деятельностью, мобилизующей и реализующей личностные качества |
2 | Самоактуализация обучающегося в выборе форм и средств реализации индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в предметных, метапредметных и личностных действиях | Поэтапного формирования умственных действий; Критического мышления; Индивидуальной и коллективной проектной деятельности; Само- и взаимодиагностики результатов, предметной, метапредметной деятельности, действий, демонстрирующих проявления личностных качеств обучающегося | Перепроектирование (коррекция) Программы саморазвития (индивидуального маршрута восполнения проблемных зон: а) предметной (Пд); б) метапредметнои (Мд); в) личностной деятельности (Лд)) в перспективе творческой самореализации: Выявление учащимися собственных: а) предметных; б) метапредметных и в) личностных — возможностей для решения проблем-доминант (установление трехсегментного деятельностно-знаниевого пространства ПМЛд возможностей1 («это ПМЛ я умею, это ПМЛ я могу»). Выявление необходимого: а)предметного; б)метапредметного и в) личностного — инструментария для восполнения проблемных зон трехсегментного деятельностно-знаниевого пространства МПЛд (например: алгоритм написания сочинения – рассуждения (для решения предметной задачи (Пд2)); алгоритм решения метапредметной задачи); алгоритм сжатия текста (выбора главного) (Мд3); тренинг выборочного, акцентированного чтения (для решения личностной задачи самоактуализации (Лд4)). 3.Установление ситуации «стартовой» мотвации к решению новой задачи (решению проблем – доминант) – определение пространства: а)+; б)+; в): а) «это я умею, это я могу»; б) «этого я не умею, этого я не могу, потому что у меня есть: 1)предметная проблема (в знаниях по предмету)…; 2)метапредметная проблема (в знаниях и действиях универсального характера)…; 3)личностная проблема (универсальная личностная проблема)…; в) «чтобы восполнить (предметную, метапредметную, личностную) проблемы: 1)_____(Пд); 2)_____(Мд); 3)_________(Лд), мне в первую очередь нужно научиться (чему?): 1)_____(Пд); 2)_______(Мд); 3)_________(Лд) | Работа по заполнению диагностических карт предметных, метапредметных, личностных проблем учащегося в индивидуальной и коллективной проектной деятельности при консультативной помощи учителя, ученика-эксперта, тьютора: установление приоритета решения проблем, например: участвовать в индивидуальной и коллективной проектной деятельности по алгоритму решения предметной, метапредметнои и личностной задач; осуществлять самоконтроль предметных, метапредметных действий, мобилизующих и реализующих личностные качества с учетом задания учителя; |
3 | Творческое саморазвитие при перепроек- тировании (коррекции) индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в предметных, метапредметных и личностных действиях | • Поэтапного формирования умственных действий; • развития творческих способностей учащихся; • само- и взаимодиагностики результатов ПМЛд (предметной, метапредметной, личностной деятельности) | Выбор формы творческого само- развития — реализации индивидуального маршрута восполнения проблемных зон предметной, мета- предметной и личностной деятельности: • Творческая мастерская исследователя; • Творческая лаборатория саморазвития | Участие в создании и реализации коммуникации как кооперации: • договариваться, находить общее решение общей проблемы-доминанты; • аргументировать свое предложение по восполнению проблемной зоны ПМЛд, • убеждать и уступать; • сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов |
4 | Проявление навыков ре- чевой ком- муникации как интериоризации и интеракции | • Работы в паре сильный - слабый, реципиент- консультант, реципиент- эксперт; • групповой, коллектив- ной, парной проектной деятельности; • сотрудничества и ко- операции | Творческая мастерская, Творческая лаборатория речевой коммуникации («Речевой этикет и речевые ситуации»), инсценирование. | 1. Через включение в коллективный диалог, индивидуальный, коллективный проект, участвовать в создании и реализации коммуникации как интериоризации: • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций; • читать вслух и про себя тексты учебников, других источников, понимать прочитанное. 2. Через включение в коллективный диалог, индивидуальный, коллективный проект участвовать в создании и реализации коммуникации как интеракции: • понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; • уважать позицию других людей, отличную от собственной; • учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное |
5 | Ориенти- рование на профес- сиональное самоопределение учащегося (профориентация) | • Развития творческих способностей учащихся; • индивидуаль- ной и коллективной деятельности; • само- и взаимодиагностики результатов предметной, метапредметной и личностной деятельности | Проекты: «Оратор и его аудитория», «Этикетные формулы русского языка», «Основные единицы общения в команде», «Переговоры» | Презентация индивидуального проекта Выступление на научно-практической конференции филологов Проведение виртуальной экскурсии Мастер-класс и др. Создание литературных поэтических композиций |
ПМЛд возможности — пространство предметных, метапредметных и личностных результатов, мобилизованных и реализованных во внеурочной деятельности.
2 Пд — предметные результаты, мобилизованные и реализованные во внеурочной деятельности.
3 Мд - метапредметные результаты, мобилизованные и реализованные во внеурочной деятельности.
4 Лд — личностные результаты, мобилизованные и реализованные во внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Коммуникативные:
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости и выразительности;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, художественными миниатюрами.
Рефлексивные:
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.
В процессе формирования метапредметных результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.
Учитель:
сопровождает реализацию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в выполнении учебного, метапредметного, личностно ориентированного действия;
создает условия для положительных эмоций, интереса, мотива учебной деятельности,
помогает в постановке личностно значимой цели, достичь которую будет важно для самоактуализации и самореализации учащегося;
создает условия для возможности формирования предметных и метапредметных результатов школьников.
Ученик:
становится субъектом самостоятельной и коллективной проектной, исследовательской, творческой деятельности;
реализует индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в учебной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности, а также программ творческого саморазвития в перспективе профессионального самоопределения. Формированию метапредметных результатов обучения (УУД) во внеурочной деятельности способствуют педагогические технологии, отвечающие современным требованиям, которые предъявляются также к качеству обучения.
В педагогике XXI в. большое значение придается использованию в учебном процессе современных образовательных технологий, среди которых технология активного обучения занимает особое место, поскольку позволяет вовлечь учащихся в процесс глубокого, вдумчивого постижения учебного материала, закрепить и обобщить историко-литературные и теоретические знания.
Внеурочная деятельность позволит учителю организовать Творческую мастерскую — индивидуальную и групповую работу учащихся над художественным, публицистическим, научно-популярным текстом, чтобы стимулировать учеников к чтению и анализу текста с точки зрения его лексического состава, поможет создать на уроке речевые ситуации, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся, в том числе их творческих навыков (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, С. Френе, положения теории психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса).
В ходе работы Творческой мастерской учащиеся смогут осмыслить изучаемое произведение, в ходе аналитической деятельности — расширить лингвистические знания, в ходе исследования — почерпнуть интересные сведения из творческой биографии писателя и истории создания произведения.
Форма Творческой мастерской, безусловно, сделает занятие более эффективным, живым. Творческая мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7—15 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Несомненное преимущество данной технологии состоит в возможности учащегося сформировать в ходе работы индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон своей учебной деятельности и в условиях активного взаимодействия со сверстниками при эффективной помощи учителя реализовать этот маршрут во внеурочной деятельности.
Этапы работы мастерской | Цель | Задачи учителя | Содержание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Индукция | Реализовать потребности: • познавательную; • быть личностью; • в самоутверждении; • в общении; • в самовыражении; • в эмоциональном насыщении | Дать большую свободу выбора каждому учащемуся реализовать свое стремление к актуализации | Проблемная ситуация, моделируемая учителем или самим учащимся в ходе выполнения задания |
Самоконструкция | Создать ситуацию «стартовой» мотивации к преодолению проблемы | Настроить личность учащегося на саморазвитие | Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта как способ решения общей задачи |
Социализация (социальная проба) | Создать условия для самореализации в выполнении проектной, исследовательской, аналитической, творческой деятельности | Формировать условия для установления равновесия психологических качеств учащихся в коллективном проектировании и выполнении маршрута решения задачи | Реализация общей задачи каждым членом группы, основанная на сопоставлении, сверке, оценке, коррекции окружающими индивидуальных качеств участников взаимодействия |
Разрыв | Создать условия для продуктивного изменения первичного проекта выполнения задания, первичной диагностики и коррекции способов, методов и результатов деятельности | Создать атмосферу эффективной перспективы разрешения внутреннего конфликта (учащийся недоволен результатами исследования, но понимает, что должен и может с затруднением справиться) | Внутреннее осознание участником мастерских несоответствия старого знания (способа, информации, умения) новому; внутренний эмоциональный конфликт, стимулирующий участника деятельности к решению индивидуальной (частной) и коллективной проблемы, задачи |
Коррекция | Изменить (уточнить, поправить) индивидуальный и коллективный маршруты решения задачи всеми участниками мастерской | Научить принимать неудачу как объективность, уметь справляться с неизбежными препятствиями, затруднениями, неудачами; раскрыть потенциальные возможности учащегося | Практическая реализация первичной диагностики и коррекция способов, методов и результатов деятельности |
Творческое конструирование знания | Создать условия для проявления креативности прогнозирования, проектирования, участия, диагностики и коррекции выполнения задачи | Дать возможность «опыта дерзновения»: возможность рискнуть, отважиться решиться | Самостоятельность, инициативность всех участников мастерской в проектировании маршрутов, выборе способов и инструментария решения индивидуальной и коллективной задач |
Разрыв | Создать условия для продуктивного изменения первичного проекта выполнения задания, первичной диагностики и коррекции способов, методов и результатов деятельности | Создать атмосферу эффективной перспективы разрешения внутреннего конфликта (учащийся недоволен результатами исследования, но понимает, что должен и может с затруднением справиться) | Внутреннее осознание участником мастерских несоответствия старого знания (способа, информации, умения) новому; внутренний эмоциональный конфликт, стимулирующий участника деятельности к решению индивидуальной (частной) и коллективной проблемы, задачи |
Коррекция | Изменить (уточнить, поправить) индивидуальный и коллективный маршруты решения задачи всеми участниками мастерской | Научить принимать неудачу как объективность, уметь справляться с неизбежными препятствиями, затруднениями, неудачами; раскрыть потенциальные возможности учащегося | Практическая реализация первичной диагностики и коррекция способов, методов и результатов деятельности |
Творческое конструирование знания | Создать условия для проявления креативности прогнозирования, проектирования, участия, диагностики и коррекции выполнения задачи | Дать возможность «опыта дерзновения»: возможность рискнуть, отважиться решиться | Самостоятельность, инициативность всех участников мастерской в проектировании маршрутов, выборе способов и инструментария решения индивидуальной и коллективной задач |
Содержание программы «Творческая мастерская «Искусство слова»
В первой части курса «Ораторское искусство и общение» происходит формирование творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися предметов «Русский язык и культура речи», «Литература»; осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о художественном слове. Происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: творческих мастерских юного исследователя художественного текста, творческих лабораторий, работы с этимологическим, фразеологическим и литературоведческим словарями, словарем символов, с толковым словарем, со словарем иностранных слов и др.
Во второй части «Слово о словах» учащиеся подробно, в занимательной форме игры, творческих лабораторий, творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами, театральными терминами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц, видам монологов, построению диалогов, деловому общению. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом, инсценируют речевые ситуации.
В третьей части «Практикум по культуре речи» занятия построены в форме практических советов, особое внимание уделяется упражнениям по технике речи, куда входят упражнения для дикции, дыхательная гимнастика, голосовой тренинг, мимический тренинг, что поможет учащемуся уверенно чувствовать себя на трибуне, на сцене, в шоу, в дефиле, в лекционной аудитории, в процессе изложения своих мыслей в полемике.
I. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И ОБЩЕНИЕ
Тема 1. Особенности ораторской речи
Тема 2. Аудитория
Тема 3. Взаимодействие оратора с аудиторией
Тема 4. Приемы управления аудиторией
Тема 5. Невербальные средства общения
Тема 6. Этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений (театральные этюды)
Тема 7. Роды и виды ораторского искусства
Тема 8. Личность, образ ритора
Тема 9. Риторика и смежные дисциплины.
Тема 10. Словесное выражение или дикция (упражнения по технике речи)
Тема 11. Память, запоминание и исполнение, произнесение (aсtio)
Тема 12. Нахождение или изобретение материала речи или текста (infentio)
Тема 13 Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов (художественный текст)
Тема 14. Общая характеристика композиции, материала (dispositio). Заглавие, вступление, тема
Тема 15. Основная и заключительная части вступления
Тема 16. Теория аргументации и опровержения
Тема 17. Основные виды аргументов
Тема 18. Спор и его виды.
Тема 19. Цель спора (построение диалогов)
Тема 20. Основные правила ведения спора
Тема 21. Полемические приемы
Темы 22. Уловки в споре
Тема 23. Позволительные и непозволительные уловки
Тема 24. Логические уловки
Тема 25. Уловки, связанные с недобросовестным использованием вопросов и ответов (инсценирование диалогов)
Тема 26. О роли интонации в речевом общении
Тема 27. Деловое общение
Тема 28. Новые тенденции практики русского делового письма
Тема 29 Особенности русской и зарубежной школ делового письма
Тема 30. Деловая беседа
Тема 31. Телефонный разговор (инсценирование)
Тема 32. Особенности общения с аудиторией радио – и телевещания (я – диктор)
Тема 33. Основные принципы организации радио – и телевизионной речи
Тема 34. Телеинтервью
Темы 35 Правила поведения перед микрофоном
Тема 36. Правила поведения перед телекамерой
Тема 37. Типичные коммуникативные ситуации (театральные импровизации)
Тема 38. Типичные коммуникативные ситуации (театральные импровизации)
II. СЛОВО О СЛОВАХ
Тема 39. Русский язык в современном мире
Тема 40. Язык – знаковая система
Тема 41. Язык символов
Тема 42. Формы существования языка
Тема 43. Особенности книжной и разговорной речи
Тема 44. Функциональные стили литературного языка.
Тема 45. Характеристика каждого функционального стиля.
Тема 46. Русский язык советского периода
Тема 47. Русский язык конца 20 –го века
Тема 48. Русский язык начала 21 –го века
Тема 49. Речь и её особенности
Тема 50. Структура речевой коммуникации
Тема 51. Речь в межличностном общении
Тема 52. Речь в межличностном общении (продолжение)
Тема 53. Речь в социальном взаимодействии
Тема 54. Диалог
Тема 55. Монолог
Тема 56. Виды монологов
Тема 57. Монологические формы публичной речи
Тема 58. Функционально-смысловые типы речи
Тема 59. Понятие «культура речи» и его нормативный аспект
Тема 60. Нормативный аспект культуры речи (продолжение)
Тема 61. Коммуникативные качества речи
Тема 62. Чистота речи и словарный запас человека
Тема 63. Выразительность речи
Тема 64. Этические нормы речевой культуры
Тема 65. Речевое общение и его основные единицы
Тема 66. Основные единицы речевого общения (продолжение)
Тема 67. Эффективность речевой коммуникации
Тема 68. О правилах речевого этикета
Тема 69. Формулы речевого этикета
Тема 70. Доказательность и убедительность речи
Тема 71. Структуры вопросов
Тема 72. Переспрос
Тема 73. Выражение согласия и несогласия
Тема 74. Жанры описания (словесное рисование)
Тема 75. Описание человека, предмета, пространства (портрет, пейзаж, интерьер)
Тема 76. Изучение разговорной речи
Тема 77. Повествовательные жанры
Тема 78. Жанры рассуждения: обоснование (тема, проект, предложение), аргументация, мотивация, обобщение, выводы
Тема 79. Жанры рассуждения: обоснование (тема, проект, предложение), аргументация, мотивация, обобщение, выводы (продолжение)
Тема 80. Общие и различные черты разговорной речи и разговорного стиля
Тема 81. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи
Тема 82. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка (виды исследовательских работ)
Тема 83. Условия функционирования разговорной речи, роль в ней языковых факторов (предлагаемые обстоятельства)
Тема 84. Поэзия слов и смыслов (виды лирики).
Тема 85. О традициях в русской классической поэзии поздравлять друзей стихотворным текстом (речевые ситуации в этюдах).
Тема 86. Стихосложение.
Тема 87. Задачи культуры речи (действовать словом)
Тема 88. Типы речевой культуры (по материалам художественной прозы)
Тема 89. Основные направления совершенствования грамотного письма и говорения
Тема 90. Орфоэпия и орфоэпические нормы
Тема 91. Фразеология (исполнение фразеологизмов пантомимой)
Тема 92. Фразеологизированные синтаксические конструкции делового стиля и разговорной речи
Тема 93. Жанры побуждения: приказ, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация
Тема 94. Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение
Тема 95. Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение
Тема 96. Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение
Тема 97. Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение
Тема 98. Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение
Тема 99. Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей (разыгрывание этюдов)
Тема 100. Переход от устного текста к письменному: запись устного выступления, протокол собрания
Тема 101. Конверсивы (основы синтаксиса)
Тема 102. Предложение, членение предложения
Тема 103. Предложение, членение предложения
Тема 104. Орфографическое и пунктуационное оформление текста («паутинка»)
Тема 105. Художественное прочтение текста
Тема 106. Фонетическая система разговорной речи
Тема 107. Требование к правильной речи (пословицы)
Тема 108. Влияние на чистоту речи историзмов, архаизмов, жаргонизмов, неологизмов
Тема 109. Эллиптичность
Тема 110. Фигура умолчания
Тема 111. Способы выражения побуждения в современном русском языке, специальные приемы построения и речевые нормы побудительных жанров (инсценирование)
Тема 112. Способы выражения побуждения в современном русском языке, специальные приемы построения и речевые нормы побудительных жанров (актерское мастерство)
Тема 113. Жанры ретроспекции: отчет, обзор
Тема 114. Отчет о проделанной работе
Тема 115. Отчет о социологическом опросе (анкетирование)
Тема 116. Интернациональные свойства официально-деловой речи
Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие
Тема 117. Языковые средства и специальные приемы жанров-ретроспекций
Тема 118. Тактика и стратегия научной и деловой дискуссии
Тема 119. Приемы выражений критических замечаний
Тема 120. Порядок слов в разговорной речи
Тема 121. Переход от изображения к словесному тексту: комментарии к статистической картинке (например, слайда), комментирование динамического ряда (защита презентаций)
Тема 122. Словесное оформление публичного выступления (чтение монологов)
III. ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Тема 123. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности
Тема 124. Основные критерии языкового качества речи
Тема 125. О технике речи (сценическая речь)
Тема 126. Речь как средство коммуникации
Тема 127. Общее понятие о речевом акте
Тема 128. Речевой такт
Тема 129. Язык и мышление
Тема 130. Трансформация текстов, изменение их структуры и содержательные изменения: план, тезисы, конспекты, аннотации, сокращение текста или распространение подробностями
Тема 131. Переход от письменного текста к устному
Тема 132. Выступление на концерте
Тема 133. Создание ревю
Тема 134. Речь-биография
Тема 135. Личное резюме
Тема 136. Рекламные жанры: презентация, реклама
Тема 137. Языковые средства и специальные приемы в создании рекламных жанров
Тема 138. Способы выражения оценки в русском языке («басенный концерт»)
Тема 139. Соотношение вербальных и невербальных компонентов в рекламе
Тема 140. Языковая игра в рекламе (самореклама)
Тема 141. Краткая характеристика недостатков речи учащихся (пародии)
Тема 142. О нормах литературного произношения
Тема 143. Дикция и орфоэпия
Тема 144. Артикуляция гласных
Тема 145. Правила произношения согласных звуков
Тема 146. Речевое дыхание и голос
Тема 147. Особенности работы над речевым дыханием и голосом в условиях самостоятельной тренировки
Тема 148. Осанка
Тема 149. Свобода мышц (сцендвижение)
Тема 150. Формирование правильного полного вдоха
Тема 151. Формирование правильного фонационного выдоха
Тема 152. Косвенные упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов
Тема 153. Комплекс тренировочных упражнений
Тема 154. Дыхательные упражнения с применением движения и голосовой тренинг
Тема 155. Скороговорки
Тема 156. Мизансцена тела, мимический тренинг
Тема 157. Упражнения на интонирование
Тема 158. Диалоги из пословиц и поговорок
Тема 159. Импровизации
Тема 160. Актерские тренинги «Придумай рассказ»
Тема 161. Актерские тренинги «Доскажи сказку»
Тема 162. Актерские тренинги «Дополни пословицу»
Тема 163. Актерские тренинги «Считалки»
Тема 164. Актерские тренинги «Буриме»
Тема 165. Актерские тренинги «Комплимент»
Тема 166. Актерские тренинги «Молчание»
Тема 167. Актерские тренинги «Слушание»
Тема 168. Актерские тренинги «Критики»
Тема 169. Актерские тренинги «Я остроумный»
Тема 170. Праздничное шоу (показ, представление творческих работ: «Я умею, я могу»)
Список рекомендуемой литературы
Основной
- Асмолов А.Т. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
- Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
- Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
- Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/ news/8286
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Дополнительный
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
- Вартанъян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.
- Васильев С. Играющие в прятки. Волгоград, 2005.
- Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. М.: Просвещение, 1971.
- Горбаневский М.В. В мире имен и названий. М.: Знание, 1987.
- Граник Г.Г., Бондаренко СМ., КонцеваяЛ.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
- Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1—4. М.: Русский язык, 1981.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1980.
- Журналы «Начальная школа» разных лет выпуска.
- Журналы «Педсовет» разных лет выпуска.
- Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.
- Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф. П. Тайны слова. Занимательная грамматика. Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1966.
- Круглое Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.
- Лапатухин М.С, Скорлуповская Е.В., Снето-ва Т.П. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1981.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.: 1987.
- Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. М.: Знание, 1982.
- Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-пресс, 1993.
- Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. СПб.: Просвещение, 1992.
- Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
- Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
- Успенский Л.В. Культура речи. М.: Знание, 1976.
- Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
- ШкатоваЛА. Подумай и ответь. М.: Просвещение. 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника
Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...
Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс
Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»
Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...
Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»
В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...
Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ
cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...