Литературная игра в 7 классе. Обобщающий урок.
методическая разработка (7 класс) по теме
Повторение изученного по литературе за год проводится в форме игры с учётом возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Литературная игра «Умники и умницы» в 7 классе
- Блиц – турнир. Биография писателя.
Материал взят из статей учебника литературы
- Он (писатель) вырос в семье, где на всём лежал отцовский запрет: бегать нельзя: «сапоги побьёшь»; не шали: «балуются только уличные мальчишки»; играть с товарищами – пустая и вредная забава: «товарищи бог знает чему научат». (А.П.Чехов)
- Этот писатель – лауреат Нобелевской премии, после революции эмигрировал, но до конца жизни писал о России стихи и прозу. (И.А.Бунин)
- Какой знаменитый писатель 19 века был родственником И.А.Бунина? (В.А.Жуковский)
- Он любил всё огромное. В огромном кабинете на огромном письменном столе стояла у него огромная чернильница. Камин в его кабинете был величиной с ворота (Л.Н.Андреев)
- Он оставил своей дочери необычное наследство. Не деньги, не дом и не машину. Его богатством была сказка с духовными заповедями, как строить жизнь. (А.П.Платонов)
- Он писал о себе: «Меня били! Крепко били. За повесть «Вокруг да около», романы «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». (Ф.А.Абрамов)
- Кто этот писатель? - «К сентябрю 1945г. Врачи кое-как заштопали меня, противотанкового артиллериста, и я вернулся в школу, в 7-й класс, чтобы продолжить прерванную войной учёбу. Моей темой в литературе по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию». (Е.И.Носов)
- Он мечтал о профессии дирижёра симфонического оркестра, а стал писателем (Ю.П.Казаков)
- Он был сыном простого рыбака, а стал «первым русским университетом» (М.В.Ломоносов)
- Изо всех времён года он более всего любил осень, и чем хуже она была, тем для него было лучше. (А.С.Пушкин)
- Природа одарила его разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью – виртуозно играл пьесы на скрипке, на рояле. Пел арии, сочинял музыку (например, к своей «Казачьей колыбельной»), рисовал и писал маслом картины. Лихо решал сложные математические задачи. Слыл сильным шахматистом. Владел несколькими иностранными языками. Был образован, начитан. Имел гениальный поэтический талант. (М.Ю.Лермонтов)
- Литературная деталь.
- «Не зная его произведений, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком», - сказал М.Горький о ком? (О Л.Н.Толстом)
- В каком рассказе сюжет строится на новой шинели? (А.П.Чехов. «Хамелеон»)
- Глаза – зеркало души. В каких произведениях писатели изображают эту деталь портрета крупным планом? (В.Маяковский «Хорошее отношение…», Ф.Абрамов «О чём плачут..»)
- Назовите первое и второе имя лошади из рассказа Ф.Абрамова.
- В рассказе Е.Носова «Кукла» последняя фраза, сказанная Акимычем, заключает в себе большой нравственный смысл. Вспомните эту фразу. («Всего не закопать»)
- Над письменным столом – портрет юноши в лётной форме. Это сын – Алексей. Какова роль этой детали в миниатюре «Живое пламя»? (Жизнь Алексея так же коротка и ярка, как маков цвет – сгорел, зато жил в полную силу накала)
- Кому принадлежат слова «Чтение – вот лучшее учение»? (А.С.Пушкин)
- Какая поэма написана Пушкиным на основе летописного источника? («Песнь о вещем Олеге»)
- В каком произведении на стенах висели картинки, изображавшие историю блудного сына? (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)
- Какую литературную деталь использует Н.В.Гоголь при изображении образа Тараса? (люлька)
- В каком произведении используется такая литературная деталь, как орден? (М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
- Кто автор и к кому или чему он обращается? «во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка» (И.С.Тургенев к русскому языку).
- Своей жизнью и творчеством он связал и соединил два «века русской литературы». (Л.Н.Толстой)
- Литературная деталь – верёвка, которую сплёл герой, чтобы привязать… (М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
- «Нужно писать начерно, не обдумывая правильность выражения мысли. Второй раз переписывать, исключая всё лишнее и давая место каждой мысли. Третий раз переписывать, обрабатывая правильность выражений», - советовал кто? (Л.Толстой)
- Творческая мастерская.
- Кто сказал? «Книги показали мне иную жизнь – жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям». (М.Горький)
- Какой литературный приём использован? «Вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река». (Метафора. М.Горький «Данко»)
- Она двигалась легко и ловко, словно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь (сравнение)
- Первоначально рассказ назывался именем главного героя «Акимыч», а потом? («Кукла»)
- Ю.Казаков обращался к писателю: «У тебя нет власти перестроить мир, как ты хочешь, как нет её ни у кого в отдельности. Но у тебя есть твоя правда и …». Что ещё есть у писателя? («твоё слово»).
- Публицистика – это (литература, освещающая актуальные вопросы и показывающая явления общественной жизни).
- Юмор – это (добрый смех).
- Ирония – (насмешка).
- Сатира – (злой, гневный смех).
- «Рисовали иногда дни и ночи. Часто недосыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. Писали на злобу дня. Плакаты выставлялись в витринах центральных магазинов г.Москвы. Часть их размножалась и отправлялась в другие города». Как назывались плакаты и кто их рисовал? («Окна РОСТА». В.Маяковский)
- Поэма – (крупное стихотворное произведение повествовательного характера).
- Монолог – (речь одного человека).
- Диалог – (разговор двух или нескольких лиц).
- Ремарка – (авторское замечание в драматическом произведении).
- Баллада – (лирическое стихотворение на исторический или бытовой сюжет).
- Роды литературы – (эпос, лирика, драма).
- Былина – (произведение устного народного творчества о богатырях и героях).
- Пословица – (краткое мудрое изречение поучительного смысла).
- Поговорка – (часть пословицы).
- Кому принадлежала первая русская библиотека? (Ярославу Мудрому. XI век.)
- Они любили друг друга и умерли в один день и в один час. (Пётр и Феврония Муромские)
- В «Авторской исповеди» он писал: «Автор, творя творение своё, должен почувствовать и убедиться, что он исполняет тот долг, для которого он призван на Земле, для которого именно даны ему способности и силы, и что, исполняя его, он служит в то же самое время также государству своему». (Н.В.Гоголь)
- Литературный герой.
- «Маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах стоит перед судебным следователем. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове шапка нечёсаных волос, что придаёт ему паучью суровость. Он бос». Как его зовут? (Денис Григорьев. А.Чехов «Злоумышленник»).
- «Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, а всё-таки он казался одетым чище и красивее». (Дед Каширин. М.Горький «Детство»).
- «Квадратный, широкогрудый, в золотистой шёлковой рубахе, плисовых штанах и скрипучих сапогах гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые глаза под густыми бровями и белые зубы под чёрной полоской усов». (Цыганок. М.Горький «Детство»).
- «Вся осыпанная чёрными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу, которую недавно приводил бородатый мужик. Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом». (Акулина Ивановна. М.Горький «Детство»).
- «Она было гордой и независимой. Всякая ласка казалась ей неожиданной. Она не могла выразить восторга, благодарности и любви и казалась неповоротливой, смешной и жалкой». (Кусака. Л.Андреев «Кусака»).
- «Он не скрывал своей любви. Склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек, долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». (Юшка. А.Платонов).
- «Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое, чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами. Она приехала, чтобы лечить того, кто её любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца». (Сирота. А.Платонов. «Юшка»).
- «Она с надеждой, с мольбой подняла на меня свои огромные, мокрые, печальные глаза, в глубине которых я увидел маленького, крохотного человечка - себя». (Рыжуха. Ф.Абрамов «О чём плачут лошади»)
- Она «лежала навзничь в грязном придорожном кювете, раскинув руки и ноги. Большая и всё ещё миловидная лицом, с лёгкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. А люди идут мимо – каждый по своим делам». (Кукла. Е.Носов «Кукла»)
- «Тогда он вдруг сморщился, зажмурился, из глаз у него брызнули слёзы, и он заревел, заревел горько, безудержно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз. Плакал он от радости, от пережитого страха и…» Кто плакал и почему? (Яшка, «что никаких осьминогов в этом бочаге нет». Ю.Казаков. «Тихое утро»).
- «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глаза его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл. Отошед несколько шагов, он остановился, подумал. Воротился, но ассигнаций уже не было». (Самсон Вырин. А.С.Пушкин «Станционный смотритель»).
- «Сквозь прозрачный сумрак ночи я увидел далеко под собой огромную равнину. Широкая река огибала её уходящим от меня полукругом. Холм, на котором я находился, спускался почти отвесным обрывом; а прямо подо мною, возле реки, которая в этом месте стояла неподвижным, тёмным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг против дружки два огонька. Вокруг ходили люди». Кто эти люди и как их зовут? (Крестьянские дети: Павлуша, Илюша, Ваня, Федя, Костя. И.С.Тургенев «Бежин луг»).
- Подведение итогов. Слово учителя.
- Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Детективы" Презентация обобщающего урока по теме: "Вглядываясь в человека.Жанр портета" 6 класс
Урок-игра ,,Детективы" поможет в увлекательной форме расширить, систематезировать и обобщить материал целого блока уроков по теме "Жанр портрета" в 6 классе....
Мастер – класс «Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках истории»
Мастер – класс «Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках истории»...
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...
Урок-игра "Зимняя олимпиада" (обобщающий урок по теме "Десятичные дроби. Действия над десятичными дробями")
презентация урока...
"Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках истории»
Организационный момент;Вступительное слово учителя...
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
План-конспект урока на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"...
Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)
Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)...