Мастер – класс «Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках истории»
презентация к уроку по истории по теме

Мастер – класс  «Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках истории»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гусева А. Н., учитель истории и обществознания

Слайд 2

- организационный момент; - вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока; - выполнение учащимися (индивидуально и коллективно) различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера; - оценка результатов урока; - подведение итогов; - задание на дом.

Слайд 5

Игра – уникальная форма организации уроков обобщающего повторения. Игра должна постоянно обогащать знания, способствовать всестороннему развитию детей, их способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

Слайд 6

Дидактическая игра на уроке – это не развлечение, а особый прием вовлечения учащихся в творческую деятельность, прием стимулирования их активности. Дидактическая игра усиливает познавательно – оценочное восприятие информации, особенно на повторительно – обобщающих уроках.

Слайд 7

1)учебный материал в основном должен быть усвоен учащимися на предыдущих уроках по той или иной теме. 2)важен эмоциональный настрой, создание непринужденной атмосферы на уроке. 3)учитель не только организует игру, но сам в ней активно участвует.

Слайд 8

Ставить ли оценки за участие в игре? Количество набранных баллов в конце игры не удовлетворяет учащихся, разочаровывает. Поэтому оценки в конце урока выставляются.

Слайд 9

Смысл этого этапа игры заключается в том, что участники команды должны рассказать об одном из исторических событий. Начинает тему один, продолжает другой, затем третий и т.д. Например: «Северная война» (8 класс)

Слайд 10

Класс делится на команды. Каждая из них получает одну или несколько карточек, на которых сообщается сведения, о каком – либо известном политике начала века. Задача школьников – назвать загаданное имя, по возможности – даты жизни политического деятеля, о котором идет речь, не упомянутые в тексте на карточке биографические данные и т.д.

Слайд 11

1 команда: Родился в бедной семье Джугашвили в грузинском городке Гори недалеко от Тбилиси. Был хитрым, жестоким и коварным человеком, никому не доверял. Был руководителем Советского государства. 2 команда: Родился в дворянской семье в городе Симбирске. Прекрасно учился и окончил гимназию с отличием. Он много читал, писал статьи и книги о революции.

Слайд 12

На карточках записывается текст, где специально допускается несколько ошибок, неточностей. (Иногда можно просто использовать самостоятельные работы ребят, где они допустили несколько ошибок).

Слайд 13

Центральное место в славянской избе занимал стол. Около большого стола стояла печь, в которой славяне готовили еду: пекли хлеб, варили щи и кашу, сушили грибы. Около печи стояла кочерга, в которой славяне месили тесто для выпечки хлеба. У печи всегда стояла деревянная лопата и ухват, ухватом ворошили горящие дрова в печи. Рядом с печью висел рукомойник – полотенце, которым вытирали руки.

Слайд 14

За определенное время ответить на большее количество вопросов.

Слайд 15

Задание требует правильной расстановки событий в хронологической последовательности Например: (9 класс – раздел ВОВ) Сталинградская битва Битва на Курской дуге Битва за Москву

Слайд 16

необходимо назвать картину (по возможности автора) или чей это портрет

Слайд 18

Тема: «Введение в историю» 7 класс Раздел 1. Цель игровой деятельности : Активизировать знания учащихся при повторении темы «Введение в историю»

Слайд 19

В виде лотов предлагаемых на аукционе предлагаются вопросы по истории Отечества Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.

Слайд 20

Перед столами трибуна аукциониста (трибуна, молоток, список вопросов). У доски справа стоит стол с табличкой «Банк» и «Выдача кредитов»

Слайд 21

Классу задается конкретный вопрос по истории Право на ответ может купить любой участник, заплатив наибольшую сумму в ходе торгов Первоначальная стартовая цена каждого лота- 10 рублей, а торговый шаг – 20 рублей. Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, получает из банка определённую сумму. Участник, ответивший неверно, в банк платит штраф в размере 50 рублей, которые он может взять в кредит.

Слайд 22

5 – 200 и более рублей 4 – 150 – 200 рублей 3 – 100 – 150 рублей



Предварительный просмотр:

Мастер – класс  «Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках истории»

Урок истории – это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – это динамичная и вариативная форма организации обучения, в которой отражаются два противоборствующих элемента – нормативность и творчество. Наибольшее творчество учитель может проявить именно при проведении повторительно-обобщающих уроков.

Уроки повторения в процессе обучения истории проводятся довольно часто, так как материал в учебнике разделён на разделы и после каждого раздела в календарно – тематическом планировании отводится целый урок на обобщение знаний учащихся по данному разделу.  Но уроки обобщения знаний начали приобретать все большее значение в процессе обучения истории. Их проведение предусмотрено программой по всем класса, в которых изучается предмет  история. Поскольку обобщение сопровождается повторением, то их называют повторительно-обобщающими уроками.

        Цель данных уроков систематизировать знания и создать целостную картину события; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности – к причинно-следственным связям.        

        На уроках повторения используются новые варианты преподнесения прежнего материала, создаются другие условия и формы работы, чтобы ученики сумели приложить новые знания к старым. Такие уроки позволяют учителю использовать различные формы его проведения: от тестовых работ до дидактических игр.

          Структура традиционного повторительно-обобщающего урока выглядит примерно так:

- организационный момент;

- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока;

- выполнение учащимися (индивидуально и коллективно) различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера;

- оценка результатов урока;

- подведение итогов;

- задание на дом.

Я чаще всего провожу повторительно – обобщающие уроки в виде таких работ как:

- тест,

- экзаменационные вопросы,

- дидактические игры.

Игра – уникальная форма организации уроков обобщающего повторения. Игра должна постоянно обогащать знания, способствовать всестороннему развитию детей, их способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

   

  • Дидактическая игра на уроке – это не развлечение, а особый прием вовлечения учащихся в творческую деятельность, прием стимулирования их активности.
  • Дидактическая игра усиливает познавательно – оценочное восприятие информации, особенно на повторительно – обобщающих уроках.

Есть 3 важнейших условия использования дидактических игр на повторительно – обобщающих уроках:

1)учебный материал в основном должен быть усвоен учащимися на предыдущих уроках по той или иной теме.

2)важен эмоциональный настрой, создание непринужденной атмосферы на уроке.

3)учитель не только организует игру, но сам в ней активно участвует.

Ставить ли оценки за участие в игре? Количество набранных баллов в конце игры не удовлетворяет учащихся, разочаровывает. Поэтому оценки в конце урока выставляются.

А сейчас мне хотелось предоставить вашему вниманию несколько дидактических игр, которые получили большую популярность на повторительно – обобщающих уроках истории в нашей школе.

Коллективный рассказ

Смысл этого этапа игры заключается в том, что участники команды должны рассказать об одном из исторических событий. Начинает тему один, продолжает другой, затем третий и т.д. Например: «Северная война» - 8 класс

«Узнай политического деятеля».

Класс делится на команды. Каждая из них получает одну или несколько карточек, на которых сообщается сведения, о каком – либо известном политике начала века. Задача школьников – назвать загаданное имя, по возможности – даты жизни политического деятеля, о котором идет речь, не упомянутые в тексте на карточке биографические данные и т.д.

Например: 9 класс

1 команда: Родился в бедной семье Джугашвили в грузинском городке Гори недалеко от Тбилиси.

Был хитрым, жестоким и коварным человеком, никому не доверял.

Был руководителем Советского государства.  (Иосиф Виссарионович Сталин)

2 команда:  Родился в дворянской семье в городе Симбирске. Прекрасно учился и окончил гимназию с отличием.  Он много читал, писал статьи и книги о революции. (Владимир Ильич Ленин)

«Найди историческую ошибку»

На карточках записывается текст, где специально допускается несколько ошибок, неточностей. (Иногда можно просто использовать самостоятельные работы ребят, где они допустили несколько ошибок).

Например: 7 класс

Центральное место в славянской избе занимал стол (занимала русская печь).  Около большого стола стояла печь, в которой славяне готовили еду: пекли хлеб, варили щи и кашу, сушили грибы. Около печи стояла кочерга, в которой славяне месили тесто для выпечки хлеба (кочерга – это предмет, которым мешают горящие дрова в печи). У печи всегда стояла деревянная лопата и ухват, ухватом ворошили горящие дрова в печи (ухват приспособление для передвигания в печи горшков). Рядом с печью висел рукомойник – полотенце, которым вытирали руки (рукомойник – кувшин с водой).

«Мозговой штурм»:

за определенное время ответить на большее количество вопросов,

«Хронологическая головоломка»:

задание требует правильной расстановки событий в хронологической последовательности,

Например: (9 класс – раздел ВОВ)

  • Сталинградская битва
  • Битва на Курской дуге
  • Битва за Москву

  1. Битва за Москву декабрь 1941 – апрель 1942)
  2. Сталинградская битва (июль 1942 – 2 февраля 1943)
  3. Битва на Курской дуге (июль 1943)

 «Картинная галерея»:

необходимо назвать картину, автора,

                                                                     

9 января 1905 год Кровавое воскресение (Маковский)       И.В. Сталин

Игра  «Путешествие по «реке времени Российской истории»»

Показать игру.

Игра- аукцион

По теме: «Введение в историю» 7 класс Раздел 1.

Цель игровой деятельности:

  • Активизировать знания учащихся при повторении темы

Содержание игры:

    В виде лотов предлагаемых на аукционе предлагаются вопросы по истории Отечества

     Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.

Оформление

  1. Перед столами трибуна аукциониста (трибуна, молоток, список вопросов).
  2. У доски  справа стоит стол с табличкой «Банк»  и «Выдача кредитов»

Ход аукциона:

  1. Классу задается конкретный вопрос по истории
  2. Право на ответ может купить любой участник, заплатив наибольшую сумму в ходе торгов
  3. Первоначальная стартовая цена каждого лота- 10 рублей, а торговый шаг – 20 рублей.
  4. Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, получает из банка определённую сумму.
  5. Участник, ответивший неверно, в банк платит штраф в размере 50 рублей, которые он может взять в кредит.

Вопросы:

1 лот – 10 рублей.

Что изучает история? (История изучает науку о прошлом человечества)

2 лот – 20 рублей.

Кого из русских историков вы можете назвать? (Сергей Михайлович Соловьёв)

3 лот – 30 рублей

Назовите исторические памятники, по которым изучается прошлое людей (вещественные, письменные, устные)

4 лот -20 рублей

Перечислите, что относится к устным памятникам (легенды, поговорки, пословицы, поговорки, сказки, народные песни)

5 лот – 10 рублей

Как называют учёных – историков, которые проводят раскопки (археологи)

6 лот – 10 рублей

Как называется наша Родина (Россия)

7 лот – 10 рублей

Какой город является столицей нашей Родины (Москва)

8 лот – 30 рублей

Назовите символы нашего государства (гимн, герб, флаг)

9 лот – 20 рублей

Что изучает наука – генеалогия (наука, изучающая родословную людей)

10 лот – 10 рублей

Сколько лет составляет один век (100 лет)

11 лот – 30 рублей

Как называют время после даты рождения Иисуса Христа (наше время)

12 лот – 30 рублей

Покажите на ленте времени век 2013 года (21 век)

13 лот – 30 рублей

 Покажите на ленте времени век вашего рождения

14 лот – 30 рублей

Чем отличается географическая карта от исторической (изменение границ, условными обозначениями)

        Далее подсчитываются денежки и выставляются отценки.

Использование игровой формы урока при обобщении исторических знаний стимулирует интерес к изучению истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок истории в 5 кл "Древняя Греция"

Презентация содержит занимательные вопросы  по данной теме, разные  задания позволяют провести урок интересно и творчески....

Повторительно-обобщащий урок истории в 6 классе по теме "Феодальный мир"

Тип: урок-исследование с элементами лабораторной работы.Цель урока: используя факты средневековой истории Европы, сформировать представление об особенностях жизни и взаимоотношений крестьян и феодалов...

Повторительно-обобщающий урок истории по теме: Древний Египет в 5 классе

Заинтересовать учащихся, создать положительное эмоциональное отношение к теме. Создать представление о значимости египетской цивилизации для человечества....

Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны древнейшего периода»

Разработка урока представлена в виде повторительно-обощающего урока на тему «История нашей страны древнейшего периода». Цель: обобщить и закрепить пройденный материал по разделу: «История нашей страны...

Авторский дидактический материал повторительно-обобщающего урока "История России с древнейших времён до XVI века"

Материал включает в себя рабочий лист и предназначен для актуализации знаний, полученных в  6 классе....

"Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках истории»

Организационный момент;Вступительное слово учителя...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...