Мастер – класс «Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках истории»
презентация к уроку по истории по теме
Мастер – класс «Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках истории»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к мастер-классу | 2.42 МБ |
Текст к мастер-классу | 103.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- организационный момент; - вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока; - выполнение учащимися (индивидуально и коллективно) различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера; - оценка результатов урока; - подведение итогов; - задание на дом.
Игра – уникальная форма организации уроков обобщающего повторения. Игра должна постоянно обогащать знания, способствовать всестороннему развитию детей, их способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.
Дидактическая игра на уроке – это не развлечение, а особый прием вовлечения учащихся в творческую деятельность, прием стимулирования их активности. Дидактическая игра усиливает познавательно – оценочное восприятие информации, особенно на повторительно – обобщающих уроках.
1)учебный материал в основном должен быть усвоен учащимися на предыдущих уроках по той или иной теме. 2)важен эмоциональный настрой, создание непринужденной атмосферы на уроке. 3)учитель не только организует игру, но сам в ней активно участвует.
Ставить ли оценки за участие в игре? Количество набранных баллов в конце игры не удовлетворяет учащихся, разочаровывает. Поэтому оценки в конце урока выставляются.
Смысл этого этапа игры заключается в том, что участники команды должны рассказать об одном из исторических событий. Начинает тему один, продолжает другой, затем третий и т.д. Например: «Северная война» (8 класс)
Класс делится на команды. Каждая из них получает одну или несколько карточек, на которых сообщается сведения, о каком – либо известном политике начала века. Задача школьников – назвать загаданное имя, по возможности – даты жизни политического деятеля, о котором идет речь, не упомянутые в тексте на карточке биографические данные и т.д.
1 команда: Родился в бедной семье Джугашвили в грузинском городке Гори недалеко от Тбилиси. Был хитрым, жестоким и коварным человеком, никому не доверял. Был руководителем Советского государства. 2 команда: Родился в дворянской семье в городе Симбирске. Прекрасно учился и окончил гимназию с отличием. Он много читал, писал статьи и книги о революции.
На карточках записывается текст, где специально допускается несколько ошибок, неточностей. (Иногда можно просто использовать самостоятельные работы ребят, где они допустили несколько ошибок).
Центральное место в славянской избе занимал стол. Около большого стола стояла печь, в которой славяне готовили еду: пекли хлеб, варили щи и кашу, сушили грибы. Около печи стояла кочерга, в которой славяне месили тесто для выпечки хлеба. У печи всегда стояла деревянная лопата и ухват, ухватом ворошили горящие дрова в печи. Рядом с печью висел рукомойник – полотенце, которым вытирали руки.
За определенное время ответить на большее количество вопросов.
Задание требует правильной расстановки событий в хронологической последовательности Например: (9 класс – раздел ВОВ) Сталинградская битва Битва на Курской дуге Битва за Москву
необходимо назвать картину (по возможности автора) или чей это портрет
Тема: «Введение в историю» 7 класс Раздел 1. Цель игровой деятельности : Активизировать знания учащихся при повторении темы «Введение в историю»
В виде лотов предлагаемых на аукционе предлагаются вопросы по истории Отечества Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.
Перед столами трибуна аукциониста (трибуна, молоток, список вопросов). У доски справа стоит стол с табличкой «Банк» и «Выдача кредитов»
Классу задается конкретный вопрос по истории Право на ответ может купить любой участник, заплатив наибольшую сумму в ходе торгов Первоначальная стартовая цена каждого лота- 10 рублей, а торговый шаг – 20 рублей. Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, получает из банка определённую сумму. Участник, ответивший неверно, в банк платит штраф в размере 50 рублей, которые он может взять в кредит.
5 – 200 и более рублей 4 – 150 – 200 рублей 3 – 100 – 150 рублей
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках истории»
Урок истории – это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – это динамичная и вариативная форма организации обучения, в которой отражаются два противоборствующих элемента – нормативность и творчество. Наибольшее творчество учитель может проявить именно при проведении повторительно-обобщающих уроков.
Уроки повторения в процессе обучения истории проводятся довольно часто, так как материал в учебнике разделён на разделы и после каждого раздела в календарно – тематическом планировании отводится целый урок на обобщение знаний учащихся по данному разделу. Но уроки обобщения знаний начали приобретать все большее значение в процессе обучения истории. Их проведение предусмотрено программой по всем класса, в которых изучается предмет история. Поскольку обобщение сопровождается повторением, то их называют повторительно-обобщающими уроками.
Цель данных уроков систематизировать знания и создать целостную картину события; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности – к причинно-следственным связям.
На уроках повторения используются новые варианты преподнесения прежнего материала, создаются другие условия и формы работы, чтобы ученики сумели приложить новые знания к старым. Такие уроки позволяют учителю использовать различные формы его проведения: от тестовых работ до дидактических игр.
Структура традиционного повторительно-обобщающего урока выглядит примерно так:
- организационный момент;
- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока;
- выполнение учащимися (индивидуально и коллективно) различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера;
- оценка результатов урока;
- подведение итогов;
- задание на дом.
Я чаще всего провожу повторительно – обобщающие уроки в виде таких работ как:
- тест,
- экзаменационные вопросы,
- дидактические игры.
Игра – уникальная форма организации уроков обобщающего повторения. Игра должна постоянно обогащать знания, способствовать всестороннему развитию детей, их способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.
- Дидактическая игра на уроке – это не развлечение, а особый прием вовлечения учащихся в творческую деятельность, прием стимулирования их активности.
- Дидактическая игра усиливает познавательно – оценочное восприятие информации, особенно на повторительно – обобщающих уроках.
Есть 3 важнейших условия использования дидактических игр на повторительно – обобщающих уроках:
1)учебный материал в основном должен быть усвоен учащимися на предыдущих уроках по той или иной теме.
2)важен эмоциональный настрой, создание непринужденной атмосферы на уроке.
3)учитель не только организует игру, но сам в ней активно участвует.
Ставить ли оценки за участие в игре? Количество набранных баллов в конце игры не удовлетворяет учащихся, разочаровывает. Поэтому оценки в конце урока выставляются.
А сейчас мне хотелось предоставить вашему вниманию несколько дидактических игр, которые получили большую популярность на повторительно – обобщающих уроках истории в нашей школе.
Коллективный рассказ
Смысл этого этапа игры заключается в том, что участники команды должны рассказать об одном из исторических событий. Начинает тему один, продолжает другой, затем третий и т.д. Например: «Северная война» - 8 класс
«Узнай политического деятеля».
Класс делится на команды. Каждая из них получает одну или несколько карточек, на которых сообщается сведения, о каком – либо известном политике начала века. Задача школьников – назвать загаданное имя, по возможности – даты жизни политического деятеля, о котором идет речь, не упомянутые в тексте на карточке биографические данные и т.д.
Например: 9 класс
1 команда: Родился в бедной семье Джугашвили в грузинском городке Гори недалеко от Тбилиси.
Был хитрым, жестоким и коварным человеком, никому не доверял.
Был руководителем Советского государства. (Иосиф Виссарионович Сталин)
2 команда: Родился в дворянской семье в городе Симбирске. Прекрасно учился и окончил гимназию с отличием. Он много читал, писал статьи и книги о революции. (Владимир Ильич Ленин)
«Найди историческую ошибку»
На карточках записывается текст, где специально допускается несколько ошибок, неточностей. (Иногда можно просто использовать самостоятельные работы ребят, где они допустили несколько ошибок).
Например: 7 класс
Центральное место в славянской избе занимал стол (занимала русская печь). Около большого стола стояла печь, в которой славяне готовили еду: пекли хлеб, варили щи и кашу, сушили грибы. Около печи стояла кочерга, в которой славяне месили тесто для выпечки хлеба (кочерга – это предмет, которым мешают горящие дрова в печи). У печи всегда стояла деревянная лопата и ухват, ухватом ворошили горящие дрова в печи (ухват приспособление для передвигания в печи горшков). Рядом с печью висел рукомойник – полотенце, которым вытирали руки (рукомойник – кувшин с водой).
«Мозговой штурм»:
за определенное время ответить на большее количество вопросов,
«Хронологическая головоломка»:
задание требует правильной расстановки событий в хронологической последовательности,
Например: (9 класс – раздел ВОВ)
|
|
«Картинная галерея»:
необходимо назвать картину, автора,
9 января 1905 год Кровавое воскресение (Маковский) И.В. Сталин
Игра «Путешествие по «реке времени Российской истории»»
Показать игру.
Игра- аукцион
По теме: «Введение в историю» 7 класс Раздел 1.
Цель игровой деятельности:
- Активизировать знания учащихся при повторении темы
Содержание игры:
В виде лотов предлагаемых на аукционе предлагаются вопросы по истории Отечества
Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.
Оформление
- Перед столами трибуна аукциониста (трибуна, молоток, список вопросов).
- У доски справа стоит стол с табличкой «Банк» и «Выдача кредитов»
Ход аукциона:
- Классу задается конкретный вопрос по истории
- Право на ответ может купить любой участник, заплатив наибольшую сумму в ходе торгов
- Первоначальная стартовая цена каждого лота- 10 рублей, а торговый шаг – 20 рублей.
- Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, получает из банка определённую сумму.
- Участник, ответивший неверно, в банк платит штраф в размере 50 рублей, которые он может взять в кредит.
Вопросы:
1 лот – 10 рублей.
Что изучает история? (История изучает науку о прошлом человечества)
2 лот – 20 рублей.
Кого из русских историков вы можете назвать? (Сергей Михайлович Соловьёв)
3 лот – 30 рублей
Назовите исторические памятники, по которым изучается прошлое людей (вещественные, письменные, устные)
4 лот -20 рублей
Перечислите, что относится к устным памятникам (легенды, поговорки, пословицы, поговорки, сказки, народные песни)
5 лот – 10 рублей
Как называют учёных – историков, которые проводят раскопки (археологи)
6 лот – 10 рублей
Как называется наша Родина (Россия)
7 лот – 10 рублей
Какой город является столицей нашей Родины (Москва)
8 лот – 30 рублей
Назовите символы нашего государства (гимн, герб, флаг)
9 лот – 20 рублей
Что изучает наука – генеалогия (наука, изучающая родословную людей)
10 лот – 10 рублей
Сколько лет составляет один век (100 лет)
11 лот – 30 рублей
Как называют время после даты рождения Иисуса Христа (наше время)
12 лот – 30 рублей
Покажите на ленте времени век 2013 года (21 век)
13 лот – 30 рублей
Покажите на ленте времени век вашего рождения
14 лот – 30 рублей
Чем отличается географическая карта от исторической (изменение границ, условными обозначениями)
Далее подсчитываются денежки и выставляются отценки.
Использование игровой формы урока при обобщении исторических знаний стимулирует интерес к изучению истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок истории в 5 кл "Древняя Греция"
Презентация содержит занимательные вопросы по данной теме, разные задания позволяют провести урок интересно и творчески....
Повторительно-обобщащий урок истории в 6 классе по теме "Феодальный мир"
Тип: урок-исследование с элементами лабораторной работы.Цель урока: используя факты средневековой истории Европы, сформировать представление об особенностях жизни и взаимоотношений крестьян и феодалов...
Повторительно-обобщающий урок истории по теме: Древний Египет в 5 классе
Заинтересовать учащихся, создать положительное эмоциональное отношение к теме. Создать представление о значимости египетской цивилизации для человечества....
Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны древнейшего периода»
Разработка урока представлена в виде повторительно-обощающего урока на тему «История нашей страны древнейшего периода». Цель: обобщить и закрепить пройденный материал по разделу: «История нашей страны...
Авторский дидактический материал повторительно-обобщающего урока "История России с древнейших времён до XVI века"
Материал включает в себя рабочий лист и предназначен для актуализации знаний, полученных в 6 классе....
"Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках истории»
Организационный момент;Вступительное слово учителя...
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...