Конспект урока-исследования в 6 классе по теме «Сопоставление повести В. Железникова «Чучело» и х/ф «Чучело».
план-конспект урока (6 класс) на тему

Это один из вариантов урока-исследования. его задача - помочь учащимся разобраться не только в книге, но и сравнить  её с фильмом, посмотреть на эту историю взглядом кинокритика. Но главное - заглянуть в себя и проверить правильность своего восприятия художественного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_konkurs2016.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-исследования в 6 классе

по теме

«Сопоставление  повести

В. Железникова «Чучело» и х/ф «Чучело».

Осенихина Людмила Павловна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СШ №77 г. Архангельска.

Цель:  развитие интереса обучающихся к чтению художественной литературы через привлечение ресурсов кинематографа.

Задачи:

-развивать умение вдумчиво читать текст,

-воспитание зрительской культуры восприятия фильма,

-развитие умения анализировать художественный фильм,

- развитие умения осуществлять сопоставительный анализ позиций писателя и режиссёра.

 Наглядность: фильм «Чучело».

Подготовка к уроку началась на предыдущих занятиях, когда подробно изучалось само произведение. Затем несколько человек были распределены на группы для индивидуальной подготовки: сценаристы, режиссёры, операторы, критики, звукорежиссёры. Каждая группа (1-2 чел.) проводила своё исследование постановки фильма и собирала информацию.

Всему классу необходимо было поработать с терминами: сценарий, актёр, второй план, крупный план, герой, грим, драматический конфликт, интерьер, кадр, мизансцена, мимика, оператор, сценарист, эпизод, ракурс, панорамиро-вание

Ход урока.

1.Оргмомент и постановка цели урока. Слово учителя.

 На предыдущем уроке мы с вами знакомились с В. Железниковым и анализировали повесть «Чучело». В качестве д/з вам было предложено посмотреть фильм по этой повести. Безусловно, у вас появились разные мысли и вопросы. Но один вопрос, я думаю, задавали себе многие ещё до начала просмотра фильма – какой?

-Насколько фильм соответствует книге и насколько он хорош?

Да, это будет наш главный вопрос, ответ на который мы дадим в конце урока.

А какие эпизоды фильма вам больше всего запомнились?

(Появление Ленки в школе, разговор с дедом, сожжение, на дне рождения).

Ну что ж, давайте будем опираться на эти сцены во время нашего исследования.

2. Поскольку фильм снят на литературном материале, то целесообразно дать слово нашим сценаристам.

Группа сценаристов рассказывает о том, как были написаны сценарий и повесть.

Обратите внимание на пометку «По мотивам повести». Что это значит?

(Режиссёр может отойти от писательского замысла и внести что-то своё).

Значит, нам предстоит выяснить, насколько сценарий соответствует тексту произведения.

Ребята называют детали несоответствия, сценаристы проверяют и дополняют.

Вопрос классу: согласны ли вы с отбором материала?

3. Следующий вопрос: почему режиссёр взялся за этот материал?

Группа режиссёров рассказывает о Р. Быкове и сложностях, связанных с разрешением на съёмки.

Совпало ли мнение режиссёра с мнением автора повести?

Ребята высказывают своё мнение и указывают на расхождение между замыслами авторов.

У нас есть воспоминания Е. Санаевой, сыгравшей роль Маргариты Ивановны: «Вряд ли Быков взялся бы за эту постановку, разглядев в ней всего лишь сравнение с собственной судьбой… В «Чучеле» он увидел не частный случай, а целое явление – духовное оскудение и ожесточение значительной части советской молодёжи».

4. Вопрос классу: какую форму повествования выбирал автор  повести?

(Это рассказ главной героини, своего рода исповедь).

Сохраняет ли эту форму режиссёр? Почему?

5. Вспомние, с чего начинается повесть?

(Описание дома Бессольцевых).

Верно. Это описание очень подробное (обращаемся к тексту).

Сохранил ли это описание режиссёр?

Ребята сравнивают кадры фильма с книгой. Отмечают операторскую работу.

Исполнительница роли Ленки, К. Орбакайте сказала: «От «дома деда» пошла основа фильма.

Почему режиссёр тоже довольно подробно показывает дом?

(Дом - маяк. Дом – хранитель картин, духовности).

6. Отбор актёров – важный подготовительный этап.

Как режиссёр отбирал актёров?

Особенно важно было подобрать актёров на роли Ленки и дедушки. Ведь им предстояло в фильме вести главную линию.

Давайте посмотрим эпизоды, когда Ленка разговаривает с дедушкой( 24-я минута и 34-я минута фильма) и сравним с текстом. Как в повести автор показывает своё отношение к героине? А как удаётся показать свою оценку режиссёру?

Как вам кажется, удачно ли режиссёр выбрал исполнителей?

Дадим слово операторам. Какова их задача в этой сцене?

Операторы рассказывают о роли крупного плана в данном эпизоде, о выбранном ракурсе.

Ребята также оценивают игру актёров.

7.Какая сцена в повести кажется вам самой напряжённой?

-Сцена сожжения платья.

Как показывает  её автор повести? Как выражает свою позицию? (Работа с текстом)

А как эта сцена поставлена режиссёром? Переживаем ли мы вместе с героиней? Почему?

Как оператору удаётся передать и чувства героини и авторскую мысль? Как применяется здесь панорамирование?

8.  Вспомним одну из самых ярких сцен  повести – день рождения Сомова.

Чем она важна? Какую композиционную роль играет? (Работа с текстом)

А теперь сравним с тем, как режиссёр выстраивает мизансцену? Согласитесь ли вы с его видением этого момента?

9. Сравнивая повесть и фильм, надо обратить внимание на следующее: мы читаем повесть, и при этом работает наше воображение; а у режиссёра  для создания настроения есть ещё одно средство – музыка.

Слово звукорежиссёрам: какая музыка  и в каких сценах была использована?

 Вопрос классу: насколько удачно музыкальное сопровождение фильма?

Ученики высказывают своё мнение.

10. Ещё один вопрос, который нельзя не затронуть: режиссёрские находки. В начале фильма есть сцена, которой нет в повести – приезд экскурсантов. На их фоне разворачивается ужасная сцена, когда ребята гонят Ленку.

Как вы думаете, зачем Быков вводит внесюжетный элемент? (Параллелизм действий и панорамирование в этой сцене обостряют главную проблему и помогают острее почувствовать одиночество и незащищённость девочки перед враждебной толпой одноклассников. Но Быкову важно было также показать отстранённость и безразличие взрослых, эту важную социальную проблему).

11. Ещё одно отступление от сюжета повести -  введение в фильм оркестра.

Как вы думаете, зачем?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Группа режиссёров даёт свой ответ (Р. Быков считал, что в жизни, как и в музыке, нельзя фальшивить).

12. Когда фильм вышел в прокат, он вызвал широкий резонанс.  "Меня обвиняли бог весть в чем, предлагали посадить, требовали запрещения фильма, - вспоминал впоследствии Ролан Антонович. - Каждый день возвращался я домой раздавленным, убитым, желая только одного - скорее бы все это кончилось".

Давайте послушаем критиков и поразмышляем над вопросом: с кем из них сегодня мы бы согласились?

Выступают  «критики» с подборками из статей кинокритиков о фильме, ученики высказывают своё мнение.

13. Мы сравнили повесть и фильм. И прежде чем вновь обратиться к главному вопросу, выслушаем ещё раз режиссёра. Р. Быков сказал: « Надо делать ожоги искусством. В жизни гадость травмирует ребёнка так, что он перестаёт верить в идеал. От жизни детей не спрячешь. А искусство может им помочь сохранить веру в идеал, в добро, веру в жизнь…»

Насколько удачной кажется вам экранизация повести?

Ребята высказывают своё мнение.

14.Рефлексия.

Интересно ли вам было сравнивать фильм и повесть?

Что было интереснее: читать повесть или смотреть фильм?

15. Д/З. Напишите размышление на тему «Надо ли экранизировать произведения  художественной литературы?»

Использованный материал:

  1. Повесть В. Железникова «Чучело».
  2. Фильм «Чучело».
  3. А. Толстых. «До 16-ти и старше…»Заметки психолога. Из серии брошюр «Кино и школа». Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр». 1988г.
  4. ru.wikipedia.org›Чучело (фильм)
  5. http://www.kinopoisk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-исследования по теме "Обломов и Штольц" в 10 классе

материал пригодится при изучении романа И.А. Гончарова "Обломов" в 10 классе. кроме этого в папке представлены таблицы-сравнительные характеристики Обломова и Штольца...

Конспект урока-исследования по теме "Свойства параллельных плоскостей». 10 класс, геометрия

Урок проводится в  форме урока-исследования.Урок разбит на 4 блока – это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно:1. повторение теории2. тесты ...

Конспект урока-исследования по биологии "Состав, строение и свойства костей" 8 класс

Разработка урока по изучению состава костной ткани, свойств кости, строения трубчатых костей и основных типов костей. Данный урок выстроен в формате исследовательского задания и полностью соответствуе...

План-конспект урока-исследования по математике в 6 классе "Площадь круга"

План-конспект урока-исследования по математике в 6 классе "Площадь круга"...

Урок внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя – мир» в 6 классе. «Жестокие игры». ( повести В.Железникова «Чучело»).

Цели урока:- подвести учащихся к пониманию важности сознательного, обдуманного совершения поступков, а также способности к переосмыслению своего поведения.- создать условия для обсуждения сложности вз...

Конспект урока-исследования по окружающему миру в 3 классе

Познакомить обучающихся со свойствами воды, со  значением воды для живых организмов, обратить внимание на проблему охраны воды на Земле; развивать внимание, логическое мышление, речь....