Конспект урока-исследования по теме "Обломов и Штольц" в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
материал пригодится при изучении романа И.А. Гончарова "Обломов" в 10 классе. кроме этого в папке представлены таблицы-сравнительные характеристики Обломова и Штольца
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie1.doc | 25 КБ |
prilozhenie_2._doc.doc | 44.5 КБ |
prilozhenie_3.doc | 35 КБ |
konspekt.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Обломов
Волков
Судьбинский
Пенкин
Штольц
Ольга
Несущественные связи
Существенные связи
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Рабочий лист №1
Критерий | Обломов | Штольц | |
Внешность (когда они предстали перед читателем) | " …лет тридцати двух- трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности" | ровесник Обломову, "худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные" | |
Происхождение | из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. Его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные | выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.— мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви.(или..из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка | |
Воспитание | Родителям хотелось преподнести Илюше все блага "как-нибудь подешевле, с разными хитростями». родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды - крепкий сон | отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни – это деньги, строгость и аккуратность | |
Обломова даже не выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». | « оторвавшись от указки, бежал разорять птичьи гнезда с мальчишками», | ||
Образование | обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет | ||
С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака | |||
Заложенная программа | Мечта. Прозябание и сон – пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах "авось", "может быть" и "как-нибудь" и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение) | Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность-активное начало | |
Активность | "Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием" | "Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает" | |
Взгляды на жизнь | "Жизнь: хороша жизнь!", - говорит Обломов, -"Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества !…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?" | Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: "Что делать? Куда идти дальше?" И идет! Без Обломова… | |
Характеристика автора | добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. для него счастье-это полный покой и хорошая еда. он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний, поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости | сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой. Благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. сформировался настоящий "железный" характер. Но чем-то он напоминает машину, робота, суховатый рационалист | |
Испытание любовью | «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!». Испугался, что недостоин любви. Ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына) | ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть | |
"Два лица" Обломова | |||
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, "золотое сердце" | Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, "русская лень" |
Предварительный просмотр:
Приложение 3 | ||||||
Рабочий лист №2 | ||||||
критерии | воспитание | цель жизни | содержание деятельности | отношение к женщине | семейная жизнь | жизненная позиция |
Обломов. | "Я – барин, и делать ничего не умею." Обломовка-идеал жизни. Любовь и ласка родных. | "поэтический идеал жизни;" цель была - "вся жизнь есть мысль и труд"; Сейчас: "Какая у меня цель? Нет её." Нет высокой цели. | Составление плана переустройства поместья; "вулканическая работа пылкой головы"; "не привык к движению." | "не был их рабом, поклонялся издали"; "признавал её власть и права"; женщина-мать и никогда-любовница. | жена, дети, добрые со седи, хлопоты по хозяйству – это в мечтах; "ему некуда больше идти, нечего искать, идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии" - жизнь с Пшеницыной. | "…душа не рвётся, ум спит спокойно." |
Штольц. | "трудовое, практическое воспитание"; "некому благословить"; возможность самостоятельно определить свою дорогу жизни. | "труд-цель жизни"; жизнь Штольца с точки зрения Обломова : "ежедневная пустая перетасовка дней." Нет высокой цели. | "Лишних движений у него не было"; "ехал посидеть на широком диване Обломова и отвести и успокоить встревоженную или усталую душу…" пустая суета, в итоге - "как будто жил вторично". | "Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина"; "он не хо- тел бы порывистой страсти, как не хотел её Обломов"; "ему грезилась мать-созидательница"; "не был рабом, не испытывал огненных радостей". | "настала и тишина, улеглись и порывы"; "всё как мечтал и Обломов." | "мы не титаны… мы не пойдём на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту." |
Вывод. | Антипод. | Двойник. | Двойник в боль- шей степени. | Двойник. | Двойник. | Двойник. |
Ответ на проблемный вопрос. | "Штольц на высокой ступени своей активной жизни оказывался тем же Обломовым…" (Я.И. Кулешов.) |
Предварительный просмотр:
Конспект урока-исследования
"Обломов и Штольц (по роману И.А. Гончарова "Обломов")"
(2 часа)
Цели:
1. Образовательная: проверить и оценить выполнение домашнего задания; проанализировать образ Обломова; проанализировать образ Штольца; выбрать критерии для сопоставления персонажей; сделать выводы и сформулировать их в рамках небольшой письменной работы.
2. Развивающая: развивать навык работы с художественным текстом; развивать навык анализа персонажа художественного произведения; совершенствовать навык парной и самостоятельной работы; совершенствовать логическое и творческое мышление учащихся; создавать психологически комфортную обстановку на уроке.
3. Воспитательная: продолжать прививать чувство уважения к русской литературе 19 века; воспитывать бережное отношение к творческому наследию русской литературы; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Форма работы: урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.
Методы обучения: эврестический, объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: комбинированный.
Литературоведческие понятия: главный герой, характер, портрет, речь, интерьер, сравнительная характеристика.
Межпредметные связи: история, музыка.
Оборудование: портрет И.А. Гончарова, иллюстрации к роману "Обломов", проектор, экран, раздаточный материал, презентация в формате MS.ppt.
Ход урока:
1. Приветствие. Целеполагание.
Слово учителя: Наш сегодняшний урок будет посвящён двум персонажам романа И.А. Гончарова "Обломов" – это сам Илья Ильич и его друг детства Андрей Штольц. Давайте вместе подумаем и решим, что нам предстоит исследовать в ходе сегодняшнего урока. Ведь он заявлен как урок-исследование.
Ответы учащихся: Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.
Слово учителя: Молодцы! Кроме этого по окончании нашего занятия мы запишем получившиеся выводы и постараемся их самостоятельно дополнить в рамках небольшой самостоятельной работы.
2. Мотивация.
Слово учителя: Одной из составляющих характеристики литературного героя являются его взаимоотношения с другими персонажами, что помогает во многом понять этого героя. Мы с вами уже занимались на предыдущих уроках характеристикой Ильи Ильича Обломова, вскользь затрагивая образ другого персонажа – Андрея Штольца. Для продолжения работы над составлением характеристики Обломова мы с вами должны соотнести фамилии действующих лиц романа с философскими понятиями "взаимосвязь", "существенные связи", "несущественные связи". (Приложение 1.) Для этого сначала вспомним, что значат эти понятия.
Ответы учащихся: Взаимосвязь – взаимная связь предметов, явлений и т.п. друг с другом, зависимость их друг от друга.
Существенные связи – это такие связи, которые являются наиболее значимыми в отношениях между кем- или чем-либо.
Несущественные связи – это такие связи, которые не играют никакой роли при раскрытии характера персонажа.
Слово учителя: Дальше вам необходимо будет определит, какие связи между персонажами в романе И.А. Гончарова "Обломов", будут являться существенными, а какие нет. В своих тетрадях рисуем схему. Работа – парная. При ответе вам необходимо будет обосновать своё мнение.
(Ученики работают со схемой, в результате приходят к выводу о том, что среди представленных персонажей существенную связь с Обломовым имеют только Ольга и Андрей, так как именно Ильинская и Штольц могли изменить образ жизни Обломова.)
Слово учителя: Как вы думаете, готов ли сам Обломов изменить свою жизнь? Докажите текстом.
Ответ учащихся: Да, так как в тексте есть цитата: "Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду…"
Слово учителя: На уроке мы должны проанализировать взаимосвязь Обломова и Штольца. Давайте сформулируем проблемные вопросы урока.
Ответы учащихся: 1) Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?
2) Андрей Штольц – антипод или двойник Ильи Обломова?
Если ученики формулируют только первый (проблемный) вопрос, учитель помогает с формулировкой второго вопроса: этот исследовательский вопрос является более конкретным и помогает ответить на проблемный вопрос урока. Учащиеся записывают в тетради тему и вопросы урока.
3. Изучение нового материала. Исследование. Работа в группах.
Слово учителя: Для ответа на вопрос " Андрей Штольц – антипод или двойник Ильи Обломова?" нам необходимо сформулировать критерии, по которым мы будем сопоставлять или противопоставлять персонажей, и дать значение слов "антипод" и "двойник". Начнём с определения терминов. (Реализация домашнего задания.)
Слово учащихся: Антипод – (греч. antipodes - обращенные ногами к ногам). 1. только мн. Обитатели двух противоположных пунктов земли, двух противоположных концов одного из диаметров земного шара (геогр.). 2. кому-чему или кого-чего. Человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он – совершенный его антипод или он совершенный антипод ему.
Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине).
Слово учителя: Хорошо, спасибо. Теперь обратимся к тем критериям, по которым характеризует писатель Штольца и Обломова, которые вы смогли выделить, читая текст.
Ответы учащихся: Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, заложенная программа, взгляды на жизнь, характеристика автора, испытание любовью.
Слово учителя: Именно по этим критериям мы и будем характеризовать и сопоставлять персонажей. Плюс к этому я предлагаю добавить в таблицу ещё один критерий – "Два лица Обломова".
4. Работа в группах (3 группы).
В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:
1) каждой группе выбрать по 2 критерия сравнения героев (если ребята не могут сами этого сделать, то учитель сам распределяет задания);
2) прочитать указанные страницы романа;
3) найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);
4) дать ответ на исследовательский вопрос "Андрей Штольц – антипод или двойник Ильи Обломова?";
5) сформулировать ответ на проблемный вопрос урока "Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?;
6) оформить рабочий лист.
5. Обмен информацией.
После проведённого исследования ребята обмениваются информацией, используя рабочие листы (Приложение 2, Приложение 3.)
6. Подведение итогов.
Слово учителя: Мы видим, что Андрей Штольц – двойник Ильи Обломова по большинству критериев. Это же будет и причиной, по которой Андрей не смог изменить жизнь Ильи Обломова.
7. Рефлексия. Оценивание.
8. Задавание на дом.
Письменный ответ на вопрос "Почему Ольга предпочла Штольца Обломому?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-исследования по литературе в 6 классе по сказу Н.С. Лескова "Левша". Тема урока: "Загадка русской души"
кеонспект открытого урока...
Конспект урока-исследования по теме "Свойства параллельных плоскостей». 10 класс, геометрия
Урок проводится в форме урока-исследования.Урок разбит на 4 блока – это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно:1. повторение теории2. тесты ...
Конспект урока-исследования по биологии "Состав, строение и свойства костей" 8 класс
Разработка урока по изучению состава костной ткани, свойств кости, строения трубчатых костей и основных типов костей. Данный урок выстроен в формате исследовательского задания и полностью соответствуе...
Конспект урока-исследования в 6 классе по теме «Сопоставление повести В. Железникова «Чучело» и х/ф «Чучело».
Это один из вариантов урока-исследования. его задача - помочь учащимся разобраться не только в книге, но и сравнить её с фильмом, посмотреть на эту историю взглядом кинокритика. Но главное - заг...
План-конспект урока-исследования по математике в 6 классе "Площадь круга"
План-конспект урока-исследования по математике в 6 классе "Площадь круга"...
Конспект урока-исследования по окружающему миру в 3 классе
Познакомить обучающихся со свойствами воды, со значением воды для живых организмов, обратить внимание на проблему охраны воды на Земле; развивать внимание, логическое мышление, речь....
Конспект урока-исследования: "Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й класс
Конспект урока-исследования:"Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й классЦели урока:Обучающая: Способствовать ...