Конспект урока-исследования по биологии "Состав, строение и свойства костей" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Разработка урока по изучению состава костной ткани, свойств кости, строения трубчатых костей и основных типов костей. Данный урок выстроен в формате исследовательского задания и полностью соответствует требованиям ФГОС, предъявляемым к современному уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Состав, строение и свойства костей | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии на тему "Состав, строение и свойства костей"
Цель: формирование знаний о химическом составе, строении и свойствах костей на основе биологического исследования; раскрытие роли биологических знаний в сохранении здоровья.
Задачи: образовательные(предметные УУД):
- изучить строение трубчатых костей и выявить причины их прочности;
- показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций;
- рассмотреть особенности строения основных типов костей;
развивающие(метапредметные УУД):
- развивать навыки работы в группе
-развивать навыки работы с различными источниками информации;
- развивать умение обобщать, анализировать и делать выводы;
воспитательные(личностные УУД):
- воспитывать бережное отношение к здоровью;
-самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания.
Ожидаемые результаты:
предметные: ученик должен знать/понимать:
- строение, состав и свойства костей
- зависимость строения кости от выполняемой функции
- основные типы костей
метапредметные: ученик должен уметь:
-находить информацию в различных источниках
-проводить эксперимент по инструкции
-анализировать результаты исследований
-объяснять причины прочности костей
- делать выводы по исследованию и уроку
-владеть языком предмета;
-работать в группе, сотрудничать.
личностные: использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер по охране здоровья (целостности опорно-двигательного аппарата).
Тип урока: урок-исследование
Формы работы: фронтальный опрос, групповая работа
Методы: постановка проблем, беседа-диалог, мозговая атака, исследование.
Технологии: проблемно-развивающее обучение, деятельностный подход, ИКТ, элементы межпредметной интеграции.
Оборудование: модель скелета человека, муляжи костей, прокаленные и декальцинированные кости, макет Эйфелевой башни, штативы, грузики, бумага, учебники, атласы по анатомии человека.
Ход урока
Основные этапы урока:
1. Мотивация
2. Постановка проблемы, гипотезы
3. Целеполагание, задачи
4. Актуализация знаний
5. Работа в группах по исследовательским заданиям
6. выступление групп
7. Формулировка выводов
8. рефлексия
1. На слайде изображения колонн здания.
Ребята, перед вами изображение колонн, которые имеются у фасада многих зданий и внутри них. Еще древние архитекторы использовали их в своих постройках. Скажите, что они вам напоминают? На какую часть нашего тела они похожи?...
Совершенно верно, ноги. (рядом на слайде появляется картинка)
Колонны не только похожи на ноги человека, но и имеют те же пропорции высоты и площади подошвы (основания), что обеспечивает им наибольшую устойчивость. Именно строение нашего тела, определенное природой, послужило примером и подсказкой для архитекторов.
2. Сопоставьте следующие факты: (слайд)
а) бедро выдерживает вертикально груз 1500кг
б) Большая берцовая кость - 1650 кг
в) Плечевая кость - 850 кг, коленная чашечка - 600 кг
г) Кость тверже кирпича в 30 раз. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун.
д) Средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70кг равна всего 8-9 кг.
Какой вопрос у вас возник по этим данным? (почему скелет такой прочный, несмотря на его легкость)
- ...
Какие гипотезы возникают у вас по этому противоречию?(записать на доске)
- ...
3. Давайте озаглавим наш урок, какова тема?
- ...
Какова будет наша цель? (выявление причин высокой прочности костей скелета )
- ...
Сформулируйте задачи урока... (изучить состав и строение кости, найти причины высокой прочности их, сделать выводы)
- ...
4. Прежде чем приступить к решению наших задач, давайте освежим в памяти знания, которые нам сегодня понадобятся:
1) какая ткань образует кость?
2) Из чего она состоит?
3) перечислите клетки костной ткани и их функции
4) что входит в состав межклеточного вещества?
5. Хорошо. Молодцы.
Давайте, наконец, приступим к решению поставленных задач. Работать будем в четырех группах. Каждая группа будет заниматься своим исследованием. У вас на столах есть все необходимое оборудование, включая инструктивные карты и дополнительный материал. По истечение 10 минут вы должны сообщить классу результаты своих исследований и выводы, к которым вы пришли.
Итак, уважаемые исследователи, время пошло.
-работа в группах- темы не произносятся
гр 1: изучение взаимосвязи химического состава кости и ее свойств
гр 2: изучение прочности конструкций разной формы
гр 3: изучение строения трубчатой кости и ее прочности на примере Эйфелевой башни
гр 4: изучение основных типов костей на примере муляжей
учитель в ходе работы оказывает необходимую помощь
6. Время вышло. Завершить работу в группах. Заслушаем выступление групп по плану:
что изучали?
как изучали?
какие выводы сделали?
- выступление групп -
7. Спасибо, ребята. Вы очень хорошо потрудились.
Какая из гипотез, записанных на доске, подтвердилась? ...
Давайте вместе сформулируем общие выводы по уроку и запишем их:...
(прием незаконченных предложений)
1) кость состоит из костной ткани
2) костная ткань содержит минеральные и органические вещества
3) минер вещ-ва придают кости твердость, но хрупкие
4) орг вещ-ва придают кости упругость и эластичность
5) трубка обладает большей прочностью, чем плоскость такой же массы
6) особое расположение перекладин губчатого вещества обеспечивает прочность конструкции при ее легкости
7) существуют кости трубчатые, губчатые и плоские
Подытожить нашу беседу я хотела бы словами П.Ф. Лесгафта: "Костная система человеческого организма устроена таким образом, что при наибольшей легкости она представляет собой крепость и в состоянии противодействовать влиянию толчка и сотрясения".
8. Давайте подведем итоги вашей деятельности на уроке:
Мы делали вместе: Нам помогли:
Мы делали в группе:
Оценивание
Д/З
Инструктивная карта группы 1
Перед вами 3 кости куриных голеней. Обследуйте кость №1(текстура, окраска и т.п.). Запишите ваши наблюдения.
____________________________________________________________________________________ Кость №2 хорошо прокаленная (сожженная). Какие внешние отличия от кости №1 вы заметили? ________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кость №3 выдержанна в растворе соляной кислоты. Наблюдаете ли вы какие-либо внешние отличия от кости №1? ________________________________________________________________________________________
Попытайтесь сломать кость №1 пополам. Каковы наблюдения и результат?___________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возьмите в руки прокаленную кость и попытайтесь ее сломать. Каковы наблюдения и результат? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
То же самое проделайте и с костью, которая некоторое время пролежала в кислоте. Что вы обнаружили? ____________________________________________________________________________
Какой вопрос у вас возник? (Что вы исследовали?)_________________________________________
_____________________________________________________________________________________
На основе знаний о составе костной ткани предположите причины появления этих отличий: Запишите свои гипотезы __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С помощью параграфа 10 учебника и полученных результатов исследования определите верную из гипотез.
Сделайте выводы по своему исследованию(что изучали и что получили): ________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основе жизненного опыта и полученных знаний сравните кости детей и пожилых людей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктивная карта группы 2
Лабораторное исследование:"Строение трубчатой кости и изучение ее прочности"
Оборудование: учебник, штативы, бумага, грузики
Изучите пункт учебника "Макроскопическое строение кости стр 47". Запишите основные характеристики и термины по строению трубчатой кости: ______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте предположение о том, может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность?
_______________________________________________________________________________________
С помощью оборудования, находящегося перед вами, докажите или опровергните свою гипотезу (эксперимент спланируйте самостоятельно). Запишите полученные результаты ____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод по своему исследованию:_________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктивная карта группы 3:
Изучите рисунок 18 (б,в) учебника стр 46, краткую аннотацию к рисунку и макет ажурной, но в то же время очень прочной Эйфелевой башни. Что вы обнаружили? ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
Какой вопрос у вас возник? ____________________________________________________________
Запишите ваши предположения по этому вопросу:_________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Изучите пункт параграфа 10 "микроскопическое строение кости" и дополнительный материал, обсудите ваши варианты и выберите верное предположение.
Сделайте вывод по своему исследованию: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительный материал
В 1889 г. в Париже по проекту Эйфеля была сооружена трехсотметровая металлическая башня, ставшая символом столицы Франции. Эта конструкция является ярким примером единства закона формообразования естественных и искусственных структур. Ученые обнаружили, что распределение силовых линий в конструкциях башни и в берцовой кости человека идентично, хотя при создании инженер не пользовался живыми моделями.
Легкая и хрупкая кость, способная выдерживать большие нагрузки, стала предметом исследований ученых и архитекторов. Всесторонне изучая скелет как комплекс пространственных систем, известный математик-конструктор Ле-Реколе установил, что прочность этой биологической конструкции заключается в соответствующем расположении в материале плоскостей и пустых пространств, т. е. обрамлений отверстий соединяемых различным образом. Пластинки губчатого вещества кости располагаются так, что противостоят растяжению и сжатию. При этом происходит разложение сил на две составные. Поскольку перекладины опираются на компактное вещество кости, возникает жесткая и прочная , в которой нагрузка равномерно распределяется на всю ткань.
На основе конструктивного изучения структуры костей и других природных моделей родился в архитектуре принцип дырчатых конструкций, положивший начало разработке новых пространственных систем.. При удивительной экономии материала они обладают большой прочностью и выдерживают большое гидростатическое давление. Это яркий пример достижения максимальной прочности наиболее рациональным путем.
Инструктивная карта группы 4
Рассмотрите муляжи костей скелета человека. С помощью атласа по анатомии человека определите, какие кости вам выданы: ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Постарайтесь разбить их на группы. Какой вопрос у вас возник? ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
Предложите свои гипотезы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучите пункт учебника Типы костей на стр 48 и выберите верную из гипотез. Классифицируйте выданные вам кости и сделайте вывод по вашему исследованию: ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-исследования по теме "Обломов и Штольц" в 10 классе
материал пригодится при изучении романа И.А. Гончарова "Обломов" в 10 классе. кроме этого в папке представлены таблицы-сравнительные характеристики Обломова и Штольца...
Конспект урока-исследования по литературе в 6 классе по сказу Н.С. Лескова "Левша". Тема урока: "Загадка русской души"
кеонспект открытого урока...
Конспект урока-исследования по теме "Свойства параллельных плоскостей». 10 класс, геометрия
Урок проводится в форме урока-исследования.Урок разбит на 4 блока – это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно:1. повторение теории2. тесты ...
Конспект урока-исследования в 6 классе по теме «Сопоставление повести В. Железникова «Чучело» и х/ф «Чучело».
Это один из вариантов урока-исследования. его задача - помочь учащимся разобраться не только в книге, но и сравнить её с фильмом, посмотреть на эту историю взглядом кинокритика. Но главное - заг...
План-конспект урока-исследования по математике в 6 классе "Площадь круга"
План-конспект урока-исследования по математике в 6 классе "Площадь круга"...
Конспект урока-исследования по окружающему миру в 3 классе
Познакомить обучающихся со свойствами воды, со значением воды для живых организмов, обратить внимание на проблему охраны воды на Земле; развивать внимание, логическое мышление, речь....
Конспект урока-исследования: "Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й класс
Конспект урока-исследования:"Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й классЦели урока:Обучающая: Способствовать ...