Урок внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя – мир» в 6 классе. «Жестокие игры». ( повести В.Железникова «Чучело»).
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Цели урока:
- подвести учащихся к пониманию важности сознательного, обдуманного совершения поступков, а также способности к переосмыслению своего поведения.
- создать условия для обсуждения сложности взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuchelo.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
по УМК «Вокруг тебя – мир» в 6 классе.
«Жестокие игры». ( повести В.Железникова «Чучело»).
Цели урока:
- подвести учащихся к пониманию важности сознательного, обдуманного совершения поступков, а также способности к переосмыслению своего поведения.
- создать условия для обсуждения сложности взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока «Жестокие игры». Мы рассмотрим ее на примере повести В.Железникова «Чучело». Вы уже прочитали всю повесть, а два фрагмента, которые мы будем обсуждать, анализировать сегодня находятся в книге «Вокруг тебя-мир». Поэтому открываем страницу 7, так чтобы текст повести у вас был перед глазами и вы могли бы обращаться к повести и подтверждать свои мысли строками из книги.
Цель нашего урока: согласиться и опровергнуть слова Л.Н.Толстого. Распечатки слов Л.Н.Толстого лежат у вас на столе.
Л.Н.Толстой считал: « Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, и про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто непожож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собой «.
Эти слова можно отнести к любому из людей, в том числе и к вам, и к героям повести Железникова «Чучело». Тебе, может быть, доводилось слышать фразу: «Детство - самая счастливая пора!».
- Можешь ли ты согласиться с этим утверждением?
-Как вы думаете, можно ли слово «счастливая» в данном предложении заменить словами «безоблачная», «беззаботная», «беспечная»?
Словарная работа: безоблачная - никем не омраченная.
беззаботная – свободная от забот.
Беспечная – то же, что и беззаботная.
Все же некоторые из взрослых считают, что в детстве есть много проблем. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью и с болью впервые. И часто забавная игра незаметно переходит и в серьезные проблемы, решать которые приходится самим детям.
Писателей тоже интересует тема переосмысления поступков. В повести В.Железникова «Чучело» рассказывается о конфликте между новенькой ученицей 6-го класса Леной Бессольцевой и группой ее ровесников.
Много пришлось пережить Лене до тех событий, которые предлагаются вашему вниманию в книге «Вокруг тебя – мир»: первую любовь, конфликт с одноклассниками, давшими ей прозвище «Чучело», несправедливые обвинения, бойкот
.
Словарная работа: бойкот - полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом , организацией , предприятием.
Бойкот объявили ребята, возглавляемые девочкой по прозвищу «Железная кнопка». Они ошибочно обвинили Лену в «предательстве».
- Итак, все началось с бойкота. Давайте вспомним, как это было.
Инсценировка.
Действующие лица: Железная кнопка
Димка
Лена
Лохматый
Валька
Шмакова
Рыжий
Попов
Васильев
Железная кнопка (крикнула): Ребята! Знаете, что главное? Я поняла. Кто – то донес Маргарите, что стерли ее надпись на доске. Так что выходит - нас предали.
Валька: Ну, мы его!...
Шмакова: Найдем предателя!
Рыжий: Среди нас окопался гад!
Лохматый: Тихо! Выходит, кто-то из наших наклепал Маргарите?
Железная Кнопка: Выходит..
Лохматый: А кто?
(Стало тихо. Ребята поглядывают друг на друга.)
Железная Кнопка: Дим-ка-а-а…А ты же воз-вра-щал-ся…
(Ребята окружают Димку и Лену.)
Лохматый (схватил Димку за грудки.): Точно! Ты возвращался? А ну признавайся!..Нарвался ты на Маргариту?..И все ей выложил?
Валька: Он же у нас чистенький! У него совесть есть, мог и признаться.
Лохматый: А ведь главное не совесть, а сила! (Лохматый занес над Димкой кулак.) Я вот тебе стукну в лоб, ноги отлетят!..
Шмакова: Ой, ой, а он испугался. Ребята, а наш храбрый Димочка испугался. Вот номер! (засмеялась.)
Валька: Ребята, Димка что-то утаивает! Это же факт, утаивает! Смотрите, смотрите, у него глаза бегают! (смеется). Бегают! Ох, бегают! ( Димка испугался, вырвался.)
Димка: Отвяжитесь!..Надоели, придурки! Из-за вас в Москву не попали!..» Даешь кино! даешь кино!» Вот вам ваше кино боком вышло! ( Димка растолкал ребят и пошел, Лена за ним.)
Железная Кнопка: А я знаю… кто предатель!
Лохматый (подскочил к Железной Кнопке): Говори, кто он?!
(Лена прячется за Диму.)
Рыжий: Ну, Миронова, не тяни!
Попов: А может быть, кто-нибудь другой его знает? (ухмыляясь.)
Шмакова: И другой тоже не знает, дорогой мой Попик. И мы не будем торопиться… (танцуя, пропела): Мы все-все постепенно узнаем… И как «его» зовут… И что «он» сказал Маргарите… И зачем «он» это сделал…
Лена (закричала): Послушайте! Послушайте меня!..
Железная Кнопка: В чем дело? Что ты нам мешаешь?..
.
Шмакова: Ну почему же мешает. А может быть, она скажет что-нибудь по делу. Говори, Бессольцева… Мы ждем с нетерпением.
Лена: Ребята. Это…это…(смотрит на Диму). Это сделал…
Шмакова: Ты что замолчала? Ну, говори же, говори, кто это сделал, по-твоему?
(сложила руки на груди).
Лена: Это сделала я… Это сделала я! Понятно?.. Я!
Шмакова: Ты? (выпучила глаза).
Лохматый: Вот тебе для начала! (стукнул Лену по спине).
Васильев: Не может этого быть.
Лена: Может, может! Это я.
Васильев: Я догадался…Ты их разыгрываешь?.. (наклоняясь к Лене).
(Лена рассмеялась).
Железная Кнопка: Как же тебя угораздило, несчастное ты чучело?
Лена: А так, угораздило. (весело). Побежала в медпункт, чтобы перевезать ногу, встретила Маргариту…и все ей рассказала. (посмотрела на Димку).
Железная Кнопка: Ребята, произошла страшная история. Среди нас появился предатель. Что мы будем с нею делать? Надо решать.
Васильев: Сжечь ее на костре! Да свершится гражданская казнь!
Рыжий: Точно! (радостно). Сжечь ее на костре!
Железная Кнопка: Так простим мы ее или не простим?
Все: Не простим!
Простим!
Лена: Не прощайте!..Не прощайте!
Железная Кнопка: Тихо! Бессольцевой-бойкот!
Все: Бойкот! Бой-кот!
3. Обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- А кто же на самом деле все рассказал Маргарите Ивановне?
- Сожгли ли на костре «чучело», как предложил Васильев? Как это произошло?
- Опиши чувства, переживаемые вами в процессе чтения этого эпизода.
- Сравните, как восприняли сожжение чучела ребята из команды Железной Кнопки и, как отнеслась к этому Ленка. Обоснуйте свой ответ.
(Лена - « Моя жизнь кончилась. Я чувствовала, как этот огонь охватил меня, как он жжет, печет и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла».
Команда Железной Кнопки – «Все прыгали и хохотали. Железная Кнопка и Шмакова выволокли чучело. Валька воткнул чучело в землю и насыпал вокруг него хворост. Лохматый подтолкнул Димку и сунул ему спички. Они подтащили Лену к костру. Димка поджег чучело».)
- В чем причина жестокости детей?
(в ложной солидарности.)
4. Слово учителя.
Спустя некоторое время ребята обнаружили, что они ошиблись. Даже выяснилось, кто был истинным виновником. Однако Лена Бессольцева и ее дедушка Николай Николаевич уже приняли решение покинуть город. На прощание дедушка подарил классу старинную картину, на которой была изображена Мария Николаевна Бессольцева, Машка, как называл ее дедушка Лены. Самое удивительное то, что Лена и женщина, изображенная на полотне, были поразительно похожи.
5. Давайте прочтем, как описывает автор заключительную сцену повести.
- Чтение 2 фрагмента по ролям.
6. Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему Ленка не ответили оскорблением на нанесенное ей оскорбление?
- Почему так поразило ребят удивительное сходство их бывшей одноклассницы Ленки со знаменитой уроженкой их города Марией Николаевной Бессольцевой? Кого они, сами того не желая, выгнали из города? Что потерял город?
(Лена - чистая, благородная, светлая и открытая. Она смогла изменить жизнь ребят.
«Тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости, благородству захватила сердца детей».)
- Сравните, как изображена группа Железной Кнопки в первом и во втором фрагментах. Найдите слова и выражения, которые свидетельствовали бы об изменении отношения ребят к Ленке Бессольцевой.
(1 фрагмент - жестокие, беспощадные, не умеют прощать, злые, несправедливые.
2 фрагмент - Рыжий пишет на доске: »Чучело, прости нас!»
Васильев: »Врешь! Бессольцева!»
Димка не подошел к окну, хотя все остальные стояли у окон, надеясь в последний раз увидеть катер, на котором уезжала Лена.)
- Как вы думаете, почему Дима не подошел к окну?
- Узнали мы что-нибудь новое о Диме к концу повести? Как он изменился перед нами?
- Как вы думаете, переосмыслил Дима свои поступки или нет?
- Чтение слов Л.Н.Толстого детьми, ответ на вопрос, поставленный в начале урока.
7. Итоговое задание.
- Приходилось ли вам заново оценить собственные поступки. Напишите об этом. Расскажите, что произошло, каковы были ваши поступки, что вы думаете о своем поведении теперь.
8. Каждый из вас – это личность. Как вы думаете, можно ли унижать достоинства другой личности?
- А если между людьми очень сложные взаимоотношения?
- Давайте сделаем выводы о том, как нужно относится друг к другу.
Запись в тетрадь: Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.
9. Обращение к выставке книг о подростковой жестокости.
Урок внеклассного чтения в 6 классе
Жестокие игры
( по произведению В.Железникова «Чучело»)
2003 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по повести В.Железникова "Чучело". ( 7 класс)
Это методический материал, как провести урок по внеклассному чтению. Повесть Железникова "Чучело" была прочит...
Урок внеклассного чтения "Я не такой, как все" (по повести В. Железникова "Чучело" и феерии А. Грина "Алые паруса")
Урок внеклассного чтения по повести Железникова "Чучело" и феерии Грина "Алые паруса" поможет мапеньким читателям разобраться в сложных взаимоотнршениях личности и общества. На этом уроке мы поговорим...
Урок внеклассного чтения "На чем держится мир?" по повести В.Железникова "Чучело"
Урок доброты, достоинства и чести, проводится в форме диспута. Учащиеся заранее знакомятся с произведением В.Железникова «Чучело», а на самом уроке анализируют содержание повести, обращаясь...
«Игры мотыльков» по повести Владимира Железникова «Чучело 2, или Игры мотыльков» режиссер – постановщик Андрей Прошкин
Через просмотр и последующее обсуждение фильма содействовать проявлению интереса к проблемам самопознания и ...
Конспект урока-исследования в 6 классе по теме «Сопоставление повести В. Железникова «Чучело» и х/ф «Чучело».
Это один из вариантов урока-исследования. его задача - помочь учащимся разобраться не только в книге, но и сравнить её с фильмом, посмотреть на эту историю взглядом кинокритика. Но главное - заг...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Урок внеклассного чтения в 6-ом классе по повести Владимира Железникова «Чучело».
Урок-диспут. На чём держится мир? Урок доброты, достоинства и человечности....