Урок коми языка "Старинная коми одежда"
план-конспект урока на тему

Урок был проведен в 3 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starinnaya_komi_odezhda._3_klass.docx34.75 КБ
Файл odezhda.pptx253.27 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по коми языку в 3 классе

Тема «Старинная коми одежда»

Учитель – Бушенева Анастасия Владимировна, МОУ «Косланская СОШ»

1 этап.

Органи-

зационный

момент.

СЛАЙД № 1-2

Урасьöм тöлысь 25 лун.

Видза оланныд, дона челядь! Меным зэв нимкодь, мый ме талун тi дорын, коми кыв урок вылын. Лэптöй ки, кодi талун окотапырысь локтiс менам урок вылö! Кодi кöсйö талун босьтны 5? Кодi кöсйö велöдны коми кыв?

Скороговорка.

Öтчыд мамö ньöбис ботi.

Кык лун видзи, сiйö потi.

Мöдсö пачын сотi.

2. Актуализация знаний. Определение темы урока.

 

Тасьтi, рач, пань, пурт, чугун – тайö…. тасьтi-пань, дозмук

Шыд, рок, черинянь, шаньга, юква – тайö…….. сёян-юан, вöлöга

Чöд, оз, турипув, чöдлач, пув – тайö… вотöс

Кыдз, пожöм, коз, пелысь, бадь – тайö… пуяс

Мач, акань, ошпи, шур-шар – тайö… чачаяс

Пась, кепысь, чышъян, гач, дöрöм – тайö … паськöм

КАРТОЧКИ с картинками. На ДОСКЕ – клетки со словами. (Приложение № 1)

При правильном соответствии – получится изображение «Девушка в национальной одежде».  Челядь, кутшöм нö миян талунъя урокнымлöн теманым? (Тема урока угадывается детьми) А зачем нам нужна эта тема?  Без знания прошлого нет будущего.

3. Фиксация затруднений в деятельности.

Постановка учебной задачи.

Групповая работа - Набор слов. НА ДОСКЕ. (Приложение № 2)

водздöраплаттьöгачкепысь

сарапандöрöмвöньчышъян

гынсапöгкöтiпимипась

Попробуйте найти здесь коми названия одежды.

Знаете ли вы все слова? Значит, какую цель мы перед собой ставим.

Цель урока – познакомиться с названиями коми национальной одежды.

Переводим слова. Если не знаете, то предположите, что это может быть.

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

СУНДУК с одеждой. Но чтоб открыть сундук, необходимо разгадать РЕБУС. (Приложение № 3) 

Каждый ученик достает из сундука один предмет. Какой предмет здесь отличается от всех остальных? (Пими) Почему? (Обувь). Значит, на какие 2 группы мы можем разделить данные слова? (Одежда и обувь)

На доске 2 группы. КÖМКОТ да ПАСЬКÖМ. Прикрепляем слова.

5.Реализация усвоения данной темы.

Работа над новыми словами.

Парная работа со словарем. Переведите словосочетания.(Приложение №4)

шоныд пась                    

легкое платье

кокни платтьö                

белый фартук

дзоридзьяса чышъян

черные брюки

гöрд дöрöм

теплая шуба

важся паськöм

цветастый платок

еджыд водздöра

разноцветный пояс

мича кепысь

старинная одежда

сьöд гач

красивые рукавицы

уна рöма вöнь

Красная рубашка

Физминутка

Ёртъяс, шойччыштам. Ме кута висьтавны тiян кывъяс. Тайö кö паськöм – хлопайтöй, тайö кö кöмкот – стучитöй кокöн: Платтьö, шапка, гын сапöг, сарапан, гач, кöтi, пими, чышъян, пась, дöрöм. Молодечьяс! А какое слово вас заставаит и похлопать, и потопать? (Например, костюм аквалангиста)

6. Первичное закрепление понимания изученного.  

Составление текста.

              СЛАЙД № 3-8

(Появляется кукла в национальной одежде) Челядь, видзöдлöй, кутшöм мича коми нывка ми дорö гöститны локтöма. Мый нö сiйö пасьталöма? Ёртъяс, татшöм паськöм важöн новлiсны миян удораса нывъяс. Тiян пöльяс да пöчьяс. Аканьыс кöсйö тiянлы сетны некымын юалöм.

  • Кутшöм овлö паськöм? Паськöм овлö тöвся да гожся, важся да öнiя.
  • Мый новлöны да кöмалöны тöлын? Тöлын новлöны пась, кöмалöны пими да гын сапöг.
  • А мый новлiсны нывкаяс важöн? Важöн нывкаяс новлiсны дöрöм, сарапан, кöтi, чышъян.

Челядь, а кодi кöсъяс пасьтасьлыны важся коми паськöмö? Мальчик и девочка одевают национальные костюмы. У доски 2 современных и 2 старинных наряда. Дети описывают одноклассников.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

СЛАЙД 9

Деформированный текст. Гижöй ТЕТРАДЬÖ!!! Текст на листочках.

Ньöбис, платтьö, мича, Мамöй. Пöчöй, кепысь, шоныд, кыис. Вурис, батьöй, гач, сьöд.  (Приложение № 5)

СРАВНИТЬ с ЭКРАНОМ!!!

Нашли свои ошибки? А теперь найдите ошибки на доске.

8.Обобщение и систематизации знаний.

Ми тiкöд талун зэв уна выль коми кыв тöдмалiм. Видзöдлöй ДÖСКА  вылö. Корсьöй öшыбкаяс!

Платьо

Дором

Гач

Гын сапэг

Пащ

Сарафан

Кепусь

Коты

9.Рефлексия деятельности

(итог)

СЛАЙД № 10

ГОРТСА УДЖ – филворд. (Приложение № 6) Найти здесь названия одежды на коми языке, записать в тетрадь, перевести.

Рефлексия: Сарафан – украсим тем цветом, который вам подходит. Комментарии на экране: красный - мне было всё понятно, урок понравился; желтый – мне урок понравился, но у меня не всё получилось, но я старался; зеленый – урок был хороший, но я ничего нового не узнал; синий – урок был скучный, я не хочу изучать коми язык.

(Приложение № 7)

Образуем хоровод.

Аттьö урокысь, дона челядь! Аддзысьлытöдз!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урасьöм тöлысь 25- öд лун

Слайд 2

Öтчыд мамö ньöбис ботi . Кык лун видзи , сiйö потi . Мöдсö пачын сотi .

Слайд 3

Кутшöм овлö паськöм ? Паськöм овлö тöвся да гожся , важся да öнiя .

Слайд 4

Мый новлöны да кöмалöны тöлын ? Тöлын новлöны пась , кöмалöны пими да гын сапöг . .

Слайд 5

мый новлiсны нывкаяс важöн ? Важöн нывкаяс новлiсны дöрöм , сарапан , кöтi , чышъян .

Слайд 6

Мамöй ньöбис мича платтьö . Пöчöй кыис шоныд кепысь . Батьöй вурис сьöд гач .

Слайд 7

Меным зэв ёна кажитчис урокыс . Менам ставыс артмис . Меным кажитчис урокыс . Но менам эз ставыс артмы . Ме старайтчи . Урокыс в ö л i бур. Но ме нин ö м выльторс ö эг т ö дмав . Урокыс в ö л i гажт ö м. Ме ог к ö сйы вел ö дны коми кыв .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по "СБО" Тема: "Одежда для мальчиков. Одежда для девочек".

Данный урок подготовлен и проведен для учащихся 1 класса (2 вариант обучения)....

Кружок по коми языку "Коми - край родной"

Материал внеклассной деятельности по коми языку для начальной школы....

Конспект внеклассного мероприятия "Коми серъяс - коми орнаменты"

Человек всегда стремился к красоте. Люди украшали свое жилище, одежду, предметы домашнего обихода. На посуде, орудиях труда хорошо различимы узоры – точки, прямые и волнистые линии, треугольники...

Проектная деятельность на уроках коми языка. Урок-путешествие "Времена года"

Урок-путешествие  для  учащихся  3  класса  с  целью  обобщения и систематизации знаний по теме «Времена года»....

Внеклассное мероприятие по коми языку "Коми кыв ме тöда"

Урок с использованием методики Эдварда де Боно...

Урок ХБТ, 5 класс "Одежда. Виды одежды."

Урок изучения нового материала.Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- познакомить обучающихся с одеждой, её видами;- формировать у обучающихся умение  р...