Конспект урока по родному (нанайскому языку) в 5 классе по теме "Гармония гласных"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Гаер Елена Сергеевна

Материалы к уроку родного (нанайского) языка в помощь учителям родного (нанайского) языка в 5 классе по теме "Гармония гласных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гармония гласных2.45 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с ОММИ

АМУРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН  ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Урок родного языка

по теме «Гармония гласных »

5 класс

Гаер Елена Сергеевна -

 учитель   родного   языка

                                                                                           

Предмет:  родной (нанайский) язык

Учитель: Гаер Елена Сергеевна.

Тип урока: урок открытия новых знаний.  

Тема урока:  « Гармония гласных»

Продолжительность 1 урок- 45 минут

Класс 5

    Цели урока: Создание условий для:

- усвоения понятия о законе гармонии гласных, умения использовать их в устной речи;

- развития способности правильного произношения слов;

- развития коммуникативных способностей учащихся в процессе работы на занятии  

                                                                     

       Учебно- наглядный материал урока: учебник, карточки со словами, презентация Power Point, электронное пособие «Нанай хэсэни».

Дополнительное оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:

1.Организационный    момент.

(5 минут)

2.Повторение тем прошлых уроков

3.Речевая зарядка

4. Работа по теме урока.

Постановка проблемного вопроса

Музыкальная

Физминутка

5. Работа у доски

6. Работа по группам

7. Работа по электронному пособию (в резерве)

8. Рефлексия

9. Итог урока

10. Домашнее задание

-Илиосо!

-Бачигоапу, нучикэндюэн! (Бачигоапу, алосимди!)

- Тэгусу!

-Эйниэ хавой инини? (Дёан дуин  инини гуси  биани)

-Тетрадиду нирусу.

-Я хочу начать урок  со строк стихотворения нашего земляка, поэта Понгса Киле:

-Слушайте, дети!

Такой звучный, напевный язык

Вы не вправе его забыть.

Ваши деды погибая на войне

За нашу общую землю,

По-нанайски шептали:

«-Сыны, как вы там?»

Умирая, они завещали вам

Беречь родину и язык предков

Разве можно это забыть?

-Нанай хэсэвэни хисаӈгōгоари? (ūн)

-Си уй? (Ми гэрбуи __________. Ми халаи_________.)

-Си гэрбуси? (Ми гэрбуи _________)

Нёани уй? (Нёани гэрбуни Захар. Нёани халани Прус)

-Суэ хавой классаду тачиочису? (Буэ тойӈга классаду тачиочипу)

-А сейчас мы с вами проведём речевую зарядку

Биа-биа, били-били,

Кэндэ-лэндэ,

Лэксэ, лэми долбо тэс.

-Как вы думаете, что я прочитала?

Прочитайте медленно. Мальчики, затем девочки.

Все вместе. Побыстрее. А кто сможет быстро сказать эту скороговорку?

-Назовите гласные буквы в русском языке. (а, о, у, э, ю, я, ы, е, ё, и)

-А какие гласные звуки в нанайском языке?

(Слайд 5) -В этом домике живёт дружная семья гласных звуков. И как в любом доме нужно соблюдать определённые правила и законы. Так и в нанайском языке есть   свои законы, которые соблюдают даже жильцы этого маленького домика.

 -Сегодня мы с вами ребята узнаем, какой закон соблюдают гласные звуки.

Все гласные делятся на серии или порядки – 1,2-ой

-Нам предстоит ответить на вопрос: для чего нужен этот закон.

(Слайд 6)  -Прочитайте гласные 1 порядка

-Назовите 2-го.

-Согласно закону гармонии гласных, в одном слове могут быть или только гласные первого порядка, или только второго.

-Посмотрите на доску

ИСЭЛЭН         КАЧИАКТА

(Слайд 7) Давайте прочитаем все вместе 1 столбик, 2 столбик

К доске Заксор Лена и Толя –запиши первое слово 1 столбике

-Какие гласные 1 порядка? (а, о, I), а 2 порядка?

Напиши над гласными (карандашом), порядок

Толя – запиши первое слово 2 столбика. Напиши порядок

Ребята, вы можете мне сказать, когда мы произносим звук –i-, а когда –и-(это зависит от гласных, в каком порядке они стоят

)

Запишите ещё по одному слову из разных столбцов и обозначьте порядок.

(Слайд 8) На экране

(Слайд 9)

-Поставьте корни слов к нужным суффиксам, используя закон гармонии гласных.

-Составьте предложения

-Разбейтесь на пары. Каждой паре я раздаю конверты  с заданиями. Кто быстрей и правильнее соберёт слова из конверта.

-Я раздам вам каждому задание: Прочитайте текст и правильно запишите буквы.

-Что-то я совсем запуталась и не помню, зачем же в нанайском языке нужен закон гармонии гласных?

Упр. 29 с.18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по родному карачаевскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные". 5 класс + презентация

Яркое и полное содержание материала урока. Основная цель урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных ...

План - конспект урока учителя родного (нанайского) языка Донкан В.Л.

Тема урока "Овощи" 4 класс. тип урока : систематизация и обобщение знаний и умений. Форма урока: урок - игра....

Конспект урока по родному русскому языку. Тема: Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.

Цели:Специальные: а)познавательные: познакомить учащихся с понятием языковой нормы, с понятием варианта нормы;б) практические: формировать умение применять на практике знания о языковых нормах.Общепре...

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему "Слова - историзмы".

В этом учебном году у нас  появился новый предмет (родной (русский) язык.  Предлагаю вашему вниманию конспект урока по данному предмету, который проводился в 3 классе коррекционной школы....

Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости»

Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе на тему «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости». В урок добавлены типичные ошибки, присущие своей ...

Конспект урока по родному ( осетинскому ) языку в 6 классе.

Урочы темæ:    Ирыстоны номдзыд хъæбултæ               Плиты Грисы æмдзæвгæ  «Æртхутæгдон»-мæ гæсг...