Конспект урока по родному русскому языку. Тема: Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
план-конспект урока (5 класс)
Цели:
Специальные: а)познавательные: познакомить учащихся с понятием языковой нормы, с понятием варианта нормы;
б) практические: формировать умение применять на практике знания о языковых нормах.
Общепредметные: а) воспитательные: формирование духовной культуры и социально-активной личности;
б) развивающие: развитие наблюдательности и логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_o_variante_normy.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по родному русскому языку, проводимого учителем МОУ «Гимназия №1» Некрасовой Юлией Владимировной в 5 классе.
Тема урока: Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Цели урока:
Специальные:
а) познавательные: познакомить учащихся с понятием языковой нормы, с понятием варианта нормы;
б) практические: формировать умение применять знания о языковых нормах на практике.
Общепредметные:
а) воспитательные: формирование духовной культуры и социально-активной личности;
б) развивающие: развитие наблюдательности и логического мышления.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: записи на доске, использование мультимедии, компьютера.
Структура урока:
1. Организационный момент;
2. Мотивация и актуализация;
3. Целеполагание;
4. Объяснение нового материала;
5. Первичное закрепление;
6. Подведение итогов;
7. Рефлексия
1.Орг.момент.
Подготовка к уроку.
2. Актуализация и мотивация.
Мы начинаем изучать раздел, посвященной культуре речи. Как вы думаете, как должен разговаривать грамотный человек?
Сейчас я вам прочитаю шуточный рассказ в стихотворной форме, написанный школьным Портфелем. Вы внимательно послушайте и подумайте, какие ошибки допускал мальчик в своей устной речи?
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет...»
«Закрыт магазин на обед...»
«Хозяйка моет стаканы...»
«Секёт свеклу...»
«Пекёт блины...»
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Ю.Тимянский
Ученики делают вывод, о том, что слова в этом стихотворении произносятся неправильно.
Сегодня мы поговорим о нормах произношения. Запишите тему урока: «Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения»
3. Целеполагание:
Внимательно посмотрите на тему и скажите, какие цели мы поставим на уроке?
1.Узнать, что такое норма.
2. Узнать, какие варианты нормы существуют.
4. Объяснение нового материала.
Учитель: Большинство слов русского языка мы произносим правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков. Но это не значит, что мы не допускаем ошибок.
Чтобы быть грамотным человеком, необходимо знать нормы произношения.
Учитель: Как вы думаете, что такое «НОРМА» в языке?
(На слайде) Норма - это образец общепризнанного употребления элементов языка.
Нормы бывают разные. Давайте посмотрим на слайд. На какие две большие группы можно разделить языковые нормы? (слайд)
Ученики делают вывод, что нормы бывают устные и письменные.
Учитель: Устные языковые нормы делятся на несколько групп. Мы сегодня познакомимся с орфоэпическими, грамматическими и лексическими.
Как вы думаете, с чем связаны орфоэпические нормы?
Ученики: С произношением звуков, с постановкой ударения в словах.
Учитель: Обратимся к стихотворным строкам. Вам необходимо выразительно прочитать отрывки из стихотворений и определить ударение в выделенных словах.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала...
А.С. Пушкин.
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
А.Барто.
И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лён – на всем своем массиве, –
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днем всё делался красивей.
М.Исаковский.
Учитель: Что помогает нам определить ударение? (стихотворная рифма).
В русских словах иногда бывает трудно правильно поставить ударение. Дело в том, что русское ударение – нефиксированное, подвижное. Оно может менять свое место в разных формах одного слова. Кроме того, языковые нормы постоянно меняются, поэтому существуют равноправные и допустимые варианты нормы (схема на слайде).
Учитель: К какому словарю мы будем обращаться, если не знаем, как правильно поставить ударение? (орфоэпический).
5. Первичное закрепление.
Задание 1. «Встреча двух друзей». Составьте текст из 3-4 предложений, используя данные слова: звонит, затемно, вовремя, красивее, досуг.
Недавно мне __________ моя подруга. Она хочет встретиться, чтобы провести вместе _______. Встретились мы уже __________, хотя я пришла___________. Мы отправились на выставку в музей. _________ места я еще не видела!
Учитель: Помимо орфоэпических норм существуют нормы грамматические. Как вы думаете, с чем связаны эти нормы?
Ученики: С правилами использования морфологических признаков разных частей речи.
Задание 2. Давайте сейчас попробуем побыть в качестве редакторов и исправить грамматические ошибки учеников, чтобы самим никогда не ошибаться.
- Сегодня мы праздновали мое день рожденье!
- Ихний поезд отправлялся рано утром.
- Солнце зашла за облака.
- Вечернее тучи низко плыли над землей.
- Гусь среди их был самый старый.
Учитель: И еще один вид языковых норм мы рассмотрим. Это лексические нормы. С чем они связаны?
Ученики: С правильным употреблением слов с учетом их значения.
Учитель: Значение слова необходимо знать точно, чтобы грамотно составлять предложения, изъясняться. Если мы не знаем точного значения слова, то должны обращаться к толковому словарю.
Учитель: Для выполнения следующего задания нам надо познакомиться с таким понятием, как паронимы. Сравните два словосочетания: добрый человек и добротная ткань.
В чем разница? «Добрый» и «добротная» – это паронимы. Попробуйте сделать вывод, какие слова называются паронимами?
Ученики: Паронимы – слова, схожие по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.
Задание 3. Составьте и запишите с прилагательными словосочетания. Обратите внимание на их смысловые различия.
Соседний_____________соседский__________________(дом, кот)
Водный______________водянистый_________________(мир, крем)
Усвоить _____________ освоить____________________(правило, тундру)
Обидная_____________обидчивый__________________(шутка, друг)
6.Подведение итогов.
Возвращение к целям урока.
Учитель:
Еще раз скажем, что мы называем нормой?
Какие нормы русского языка мы сегодня изучили?
Какие варианты нормы могут быть равноправными? Допустимыми? Приведите примеры.
Учитель: Ребята, подумайте и скажите, для чего нам в жизни могут пригодиться эти знания?
7.Рефлексия
Учитель: составьте синквейн на тему «Урок».
8.Домашнее задание.
Составьте текст на тему «А у нас сегодня гости!», используя данные слова: звонит, тефтели, салат из вареной свеклы, зажарить гуся, кета, щавель, арахис, камбала, баловать (5-7 предложений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Конспект урока по родному (русскому) языку на тему "Слова - историзмы".
В этом учебном году у нас появился новый предмет (родной (русский) язык. Предлагаю вашему вниманию конспект урока по данному предмету, который проводился в 3 классе коррекционной школы....
конспект урока по родному русскому языку
Наши имена...
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча- ща, чу- щу" 8.10.2019 г. 4 класс ФГОС ИН (1 вариант)
конспект урока...
Конспект урока по родному русскому языку
Разработка урока "История и этимология русских имён и фамилий", 5 класс...
Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости»
Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе на тему «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости». В урок добавлены типичные ошибки, присущие своей ...