Авторская программа "Топонимика села Чувашское Дрожжаное"
рабочая программа (8 класс) на тему
Курс «Топонимика села Чувашское Дрожжаное» рассматривается как универсальный, где кроме изучения родного края представлены знания по географии, истории, этнографии, родного языка и литературы, краеведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа "Топонимика села Чувашское Дрожжаное" | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Чувашско – Дрожжановская сош»
Дрожжановского района РТ
Рабочая программа (Авторская программа)
Для курсу по выбору «Топонимика села Чувашское Дрожжаное»
Петровой Валентины Николаевны, учителя чувашского языка и литературы
высшая квалификационная категории
МБОУ Чувашско- Дрожжановская средняя общеобразовательная школа
Дрожжановского муниципального района РТ
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка
Если взглянуть на географическую карту, она вся испещрена названиями стран, морей, островов, рек, озёр, городов, сёл. И это только малая часть существующих топонимов. Свои имена имеют и очень мелкие объекты: леса, луга, поля, болота, изгибы и затоны рек, холмы и ямы, балки, части сёл и деревень. Такие названия, как правило, не зафиксированы в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их хорошо знают лишь местные жители. В каждом селе можно записать, обычно, десятки таких названий.
Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.
Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая во- первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности, во-вторых, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей .
Цель курса:
Изучение, возрождение, сохранение топонимов малой родины - села Чувашское Дрожжаное. Знать историю, происхождения и значение топонимов села.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы науки топонимики.
2. Изучить историю села.
3. Изучить картографические и иные источники информации.
4. Провести социологический опрос среди учащихся и сельского населения по выявлению знаний по данной теме.
5.Побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса.
6.Воспитать толерантность, уважение к культуре, традициям и истории родного края, чувашского народа.
Актуальность курса:
Курс «Топонимика села Чувашское Дрожжаное» рассматривается как универсальный, где кроме изучения родного края представлены знания по географии, истории, этнографии, родного языка и литературы, краеведения.
Данный курс представляется актуальным, т. к. изучение топонимики даёт знание учащихся о прошлом Малой Родины, содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.
Курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии, родной литературы и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами родной литературы, географической культуры.
Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, традициями и культурой чувашского народа, необходимых в повседневной жизни человека.
Содержание данного курса по выбору предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:
- изучение и анализ исторических, географических карт;
- составление карт местности и комментариев к ним;
- облагораживание и возрождение топонимов села;
- экскурсия по родным просторам;
- встреча со старожилами села;
- участие в обсуждениях результатов исследований;
- подготовка проектов, видеороликов, исследовательской работы, фотоснимок, подготовка презентаций с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.
Формы подведения итогов и реализации программы «Топонимика села Чувашское Дрожжаное»
- познавательные и занимательные упражнения ( тестирование, ответы на вопросы, викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, сочинений-эссе);
-анализ источников информации
-подготовка и защита учащимися проектов, фото стенгазет, презентаций , видеороликов и других творческих работ.
Результаты исследовательской деятельности:
- участие в школьной научно-практической конференции «Поиск» ;
- участие в межрегиональных научно – исследовательских конкурсах «Шаг в будущее» в г. Чебоксары;
-участие в республиканских научно – исследовательских конкурсах ;
- участие во всероссийских научно-исследовательских конкурсах.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие сотрудничества, креативности и коммуникационных способностей обучающихся
2. Рост самостоятельности и групповой работы обучающихся на уроке и при выполнении различной работы
3. Повышение осведомленности по культуре родного края, истории, географии, родному языку и литературе, этнографии, краеведению
4. Выполнение научно-исследовательских работ по теме курса
5.Повышение уровня качества географических знаний и умений учащихся по родной литературе и географии.
Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает индивидуальную, парную и групповую работу.
Вариант программы рассчитан для 8,9 классов, 35 часов (1 час в неделю)
Краткий словарь
Ăсан уйĕ - тетерева поляна.
Ирçе çырми - овраг Эрзя (мордва)
Качи-мăчи лапĕ - чёртов камень,овраг
Кивĕ масар – старое кладбище
Киремет – место для жертвоприношений и молений, название божества, брат всевышнего Турă (Бог), по другой версии злой дух
Плотина– пруд
Сăмсалăх - выступ в овраге, похожий на нос
Сивĕ çăл е Шĕкĕл - родник
Çăл пуçĕ - начало реки Цильна
Çулти кас çаранлăхĕ - луговые угодья в конце улицы Первомайской
Укăлча – околице села
Хăймалу çаранĕ - Хайбулдинский луг
Хурăнлăх - березовая роща
Чăнлă – речка Цильна, впадает в реку Свияга
Часовня – святой родник в честь святого Серафима Саровского
Чухви çырми - овраг для жертвоприношений и молений
Шăшлă çăл - болотистый, вонючий родник
Шурлăх – болото
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма занятий | Результаты работы | Дата проведения | Фактический | ||||||
1 | Что изучат топонимика 3 часа | |||||||||||
1 | Вводный урок. Что такое топонимика? | 1 | Беседа | Выбор индивидуальной работы по теме | ||||||||
2 | Топонимика России | 1 | Занятие - путешествие | Работа с картой | ||||||||
3. | Практическая работа по топонимии России. | 1 | Практическая работа | Проверка знаний по заданной теме | ||||||||
2 | Моя малая Родина 25 | |||||||||||
4-5 | Чувашское Дрожжаное –история села. | 2 | Комбинированное занятие | Изучение истории села | ||||||||
6-7. | Легенды и время. Встреча со старожилами. | 2 | Встреча | Беседа со старожилами | ||||||||
8. | Святой родник в честь святого Серафима Саровского | 1 | Экскурсия | Изучение родника. Облагораживание. | ||||||||
9. | Наши родники и реки. | 1 | Самостоятельная работа | Нахождение значения рек, родников | ||||||||
10-11. | Посещение и облагораживание родников | 2 | экскурсия | Очистка родников | ||||||||
12 | Изучение овраг. | 1 | Комбинированное занятие | Презентация. | ||||||||
13 | Моя любимая роща. | 1 | Ознакомление с рощами села их историей. Беседа. | Доклад учащихся | ||||||||
14-15 | Места для жертвоприношений и молений. | 2 | Ознакомление с Киремет и с оврагом Чухви | Выступление. | ||||||||
16. | История образование улиц | 1 | Ознакомление со старинными названиями улиц | Выступление. | ||||||||
17-18 | Составление карты села по топонимам | 2 | Практическая работа | Составление карты. | ||||||||
19-20. | Прогулка по селу. | 2 | Урок -экскурсия | Фотосъёмка. | ||||||||
21. | Создание презентаций и видеороликов по собранным материалам. | 1 | Практическая работа | Презентация, видеоролик | ||||||||
22 | Вот моя деревня, вот мой дом родной. | 1 | Сочинение -эссе | Эссе по теме. | ||||||||
23. | Изучение книги «Чувашское Дрожжаное в прошлом и настоящем » | 1 | Ознакомление с книгой о селе | Просмотр книги | ||||||||
24 | Встреча с писателем Н.В.Матросовым | 1 | Встреча | Изучение биографии писателя | ||||||||
25-26. | Прогулка по зимнему лесу. Ознакомление с Тетерева поляной. | 2 | Вылазка в лес | Прогулка по лесу. Изучение истории Тетерева поляны | ||||||||
27 | «Родимое село, любимый сердцу уголок…» Письмо заметки в районную газету. | 1 | Творческое занятие | Рассказы, стихи, заметки для районной газеты «Таван ен» | ||||||||
28 | Что ты знаешь о селе? Социологический опрос жителей села. | 1 | Опрос | Социологический опрос у населения. Фото и видеосъёмка. | ||||||||
3 | Практическая часть 7 часов | |||||||||||
29. | Викторина « Село мое родное» | 1 | Викторина | Ответы на вопросы | ||||||||
30-31 | Проект «Село полей необразимых…» | 2 | Составление проекта | Просмотр и обсуждение творческих проектов | ||||||||
32-33 | Выпуск стенгазеты «Моя малая Родина» Сингапурским методом РАФТ. | 2 | Творческое занятие | Выпуск стенгазеты для детского сада, для учащихся, для родителей | ||||||||
34. | Исследовательская работа. | 1 | Конференция | Выступление учащихся. Защита исследовательских работ | ||||||||
35. | Итоговая работа | 1 | Закрепление | Подведение итогов .Проверка знаний по заданной | ||||||||
Содержание
1.Введение (3 часа)
Беседы, лекции (1 час) . Определение понятий «топоним», «топонимика»; история развития топонимики как науки; значение науки для географии .Макротопонимитка
Практическая работа (1 часа) Выбор тем для исследовательских работ. Обсуждение плана работы над исследовательской работы
2. Моя малая Родина» (25 часа)
Беседы, лекции, экскурсия . Значение родного языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование чувашской этнической общности. Названия географических объектов, с которыми связаны определённые исторические моменты, жизнь и деятельность представителей родной культуры, мест развития промыслов и ремёсел. Прогулки, беседы, встречи, экскурсия, составление презентаций, облагораживание родников видеороликов, проекта, исследовательская работы
Практическая работа: Составление карты , презентаций, видеороликов.
3.Практическая часть (7 часа)
Практические и творчески работы. Викторина – ответы на вопросы. Защита проектов . Выступление с исследовательской работой. Подведение итогов.
Практическая работа. Работа в группах , индивидуально.
Отчет групп по темам. Составление презентаций. видеороликов, проектов.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
При изучении тем курса по выбору первое занятие – беседа и лекция, потом – практическая или самостоятельная работа.
На вводном занятии следует ознакомить учащихся с общей структурой и содержанием кружка, с формами, видами и
планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ.
Одним из аспектов подготовки учителя к преподаванию данного курса, является привитие любви к родному краю. Подготовка и выступление на практических занятиях, выступление в школьной научно-исследовательской конференции «Поиск», участие региональных конференциях. После изучения тем различная работа: презентация , видеоролик, заметки в газету, выпуск стенгазет. По итогам курса участие в школьной выставке курсовых работ. Желательно, чтобы результаты по изучению каждой темы курса были известны учащимся.
На первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы исследовательских работ. Подготовить к разным занятиям. Больше внимание следует уделять работе над топографическими терминами и понятиями, работе с литературными источниками, с интернет ресурсом, с картами.
Творческие работы учащихся должны содержать не более 4-5 страниц текста (оптимально 3– 4 страниц), кроме исследовательской работы.
На практических занятиях планируется не только заслушивать работы учащихся, но и анализировать, корректировать их.
Итоговая работа за год: проекты, презентация, видеоролик, стенгазета, исследовательская работа
На итоговом занятии выявить более активных учащихся.
Список литературы:
1. Географические атласы, Карты РТ для средней школы.
2. «Культура чувашского народа.» М.И.Скворцов ,Чебоксары – 1995г.
3.Программа «Культура родного края» . Е.Енькка, Чебоксары – 2004г.
4. «Чувашское Дрожжаное в прошлом и сейчас». Н.В.Матросов, Канаш – 2000г.
5. Ресурсы Интернет
http://history.chuvash.org/ Е.В.Енькка. Повествование о чувашах
http://ru.chuvash.org –чувашский народный сайт
http://yumah.ru/ - чувашское народное искусство
http://gallery.chuvash.org/main.php - галерея «Чувашский мир»
http://history.chuvash.org/ - Повествование о чувашах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы
Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».Цели урока:Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.Прививать любовь и уважение к культур...
Авторская методика Пак Лидии Петровны "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей"
Учебно-методическое пособие "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей", автором которой является преподаватель Ногинской детской художественной школы (г. Ногинск М...
Послание Главы Чувашии Государственному Совету Чувашской Республики (на чувашском языке)
26 января в Чувашском государственном театре оперы и балета состоялось оглашение ежегодного Послания Главы республики....
рабочая программа по предмету государственный язык Чувашской Республики (чувашский)
Предмет «Государственный язык Чувашской Республики (чувашский)»; является средством приобщения обучающихся к культурно-историческому богатству чувашского народа и края, расширяет лингвисти...
Презентация к уроку по родной (чувашской)литературе "Творчество чувашского писателя Ю Скворцова"
Презентация предназначена к уроку в 7 классе по чувашской литературе по рассазу Ю.Скворцова "Вяхирь"...
Методическое пособие учебного курса родной (чувашский ) язык «Исследователи чувашского языка"
Чăваш чĕлхи – чăваш халăхĕн наци чĕлхи. Вăл кулленхи калаçу чĕлхи çеç мар – радиопа телевидени, чăвашла хаçатсемпе журналсен, чăваш театрĕсен т. ыт. чĕлхи те. В.И.Ленин чĕлхе çинчен çапла ...
Чувашская девушка – Чувашский мир.
На основе образа Нарспи показан мир чувашской девушки. Говорится о красоте трудолюбии и традициях. Так же в статье отражено проведение конкурсов и акций, посвященных творческому наследию К.В. Ив...