Эссе " Мои методические находки"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Мои методические находки».
Учитель… Кто он такой? Какой смысл носит это слово? На все эти вопросы ответ неодинаков. Одни себя считают режиссёрами, а детей – актёрами. Другие живут в постоянном поиске. А я думаю, что учитель – это и актёр, и режиссёр ,и человек, который не сидит на одном месте и играет не одну роль. Учитель , по моему мнению, человек, который всегда шагает в ногу со временем . Мне кажется, что у учителя должно быть всегда доброе открытое сердце для детей, т.к дети- это наше будущее. И что мы в будущем оставим для них , то и получим. И когда ребёнок идёт на урок с удовольствием- это заслуга учителя. Я работаю учителем родного ( мокшанского) языка и литературы на протяжении 23 лет. Я учу детей любить свой родной (мокшанский) язык. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений, сокровищницей всех знаний, лучшим, никогда не увядающим и вечно вновь распускающимся цветком всей духовной жизни народа. В нем отражается вся история народа, его нравственные и эстетические идеалы, его мысли и чувства, желания и надежды. Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери. Язык поэтов и писателей, таких как К.Абрамов, Г. Ельмеев, Ю.Кузнецов, С. Эрьзя и т.д. Очень жаль, что многие из них погибли во время Великой Отечественной войны. А сколько они написали бы произведений? Нам, как растущему поколению, не стоит забывать про войну. Часто провожу уроки мужества, встречи с приглашением участников ВОВ. Учащиеся читают стихи, инсценируют произведения на разных языках . Наш язык прекрасен , многоголосен, многозвучен. В Мордовии два государственных языка: мордовский и русский. Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что: * Мордовия представляет собой многонациональную республику, в котором все народы проживают в мире и добром согласии; * любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов; * полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка. Большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Мордовию , играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа. Наряду с родным языком, владение другими языками даёт нам возможность приобщаться к культуре разных народов, глубже познать красоту и уникальность. Изучение языков и культур обогащают человека, делает его выше нравственно, способствует улучшению памяти, развитию логического мышления, коммуникативных навыков, расширению словарного запаса. Я всегда стараюсь прививать к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов.
С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родного края . Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика. Я считаю, что ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы. В настоящее время в нашей школе учатся дети не только мордовской национальности, но и русской и татарской. И мне , как учителю, приятно, когда дети одной национальности знают культуру, обычаи другой национальности. Не стоит забывать, что 2015 год объявлен годом литературы. Многие произведения мордовских писателей переведены на русский язык. И как велико было моё изумление, когда дети русской национальности рассказывают мордовские сказки, а мордовские дети- татарские. Я считаю, что такие уроки учат детей любить и уважать не только свои обычаи, но и обычаи других народностей. В наше время немыслима жизнь без интернет ресурсов. С большим удовольствием использую все, что доступно для детей, так как применение компьютерных технологий имеет ряд преимуществ при организации учебного процесса: делает занятия интересными и развивает мотивацию; представляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Поэтому в своей педагогической деятельности стараюсь пользоваться компьютерной техникой. Компьютерные средства используются мною при разработке, подготовке учебно-методических материалов, организации и проведении уроков, отдельных элементов внеклассных мероприятий. Модели таких уроков стараюсь использовать в своей практике. Например, в этом учебном году проводила по родному языку обобщающие уроки с использованием компьютера при помощи программы СМАРТ НОТЕБООК по теме «Глаголсь», «Фонетика и графика». Организую индивидуально-дифференцированную работу с учащимися; включаю в программу задания творческого характера - для сильных дополнительный материал. Прежде всего я даю возможность ученику показать свои компьютерные навыки и почувствовать себя учителем. При этом ученик, который освоил программу СМАРТ НОТЕБООК, с удовольствием демонстрирует свои знания при помощи урока мастер-класс. Также стараюсь использовать задания, обеспечивающие все этапы формирования орфографического навыка: нахождение и обозначение орфограмм, обоснование условий выбора правильного написания; самостоятельное решение орфографической задачи. Уверена, что ИКТ на уроках родного языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны ,но и необходимы. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока. Ещё в моей педагогической деятельности одним из видов творческих процессов является исследование. Урок - исследование – это большой плюс в работе учителя. Отсюда, межпредметная связь, метапредметность. Занимаясь исследованием, учащиеся на уроке добывают новые знания в области терминологии: исследование, цель, задачи, объект исследования, предмет исследования, ссылки… Выполняя задания одного предмета, обращаемся к другим учебным дисциплинам: географии, математике, русскому языку. Собрав материал, сравниваем, сопоставляем, составляем схему, обобщаем. А это и есть метапредметность умения учащихся.
Так при изучении темы «Глаголсь», «Степан Эрьзянь образоц» провожу проектные работы. Данная работа направлена на приобретение новых знаний и освоение новых для учащихся способов деятельности. Проводя проектную работу, необходимо было обучить ребят приемам и способам учебно-исследовательской и практической деятельности; коммуникативным умениям и навыкам: вести диалог, работать в группе, презентовать свои идеи. Не менее важным было научить способам и приемам самостоятельной работы со специфическими источниками информации. Одной из наиболее интересных проектно — исследовательских работ , проведённых совместно «Учитель+ ученик» по теме «Мой национальный герой» была посвящена профессору Санкт -Петербургского университета, доктору экономических и философских наук, заслуженному деятелю науки страны Василию Яковлевичу Ельмееву. И в заключении хочу сказать, что каждый педагог должен определять основные направления воспитательной работы с детьми на основе их социальных, культурных традиций. Важно научить ученика понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, воспитывать в духе уважения ко всем народам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мои методические находки"
Эссе был представлен на Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков-2011 в г.Москва....

Эссе "Мои методические находки"
Игровые технологии являются ведущими в моей педагогической деятельности. Мои методические находки тоже связаны с ними....

Эссе «Мои методические находки»
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, которы...

Эссе Мои методические находки
Учитель, нам мой взгляд, это самая благороднейшая профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, ...

Эссе "Мои методические находки"
В чьих руках ключи от детства?Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им статьвзрослыми, надо принимать их как повторениесвоего детства, чтобы совершенствоваться самому,надо, наконец, жить жизнью детей...