«Воспитываем на основе семейных ценностей»
опыты и эксперименты (10, 11 класс) на тему
(Из опыта работы заведующей отделом воспитательной и социальной работы, преподавателя русского языка и литературы Н.В. Зацепиной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитываем на основе семейных ценностей»
(Из опыта работы заведующей отделом воспитательной и социальной
работы, преподавателя русского языка и литературы Н.В. Зацепиной)
Одной из ведущих черт современной цивилизации является усугубление кризиса семьи, снижающие ее воспитательной потенциал. Поэтому на первый план сегодня выдвигается проблема повышения роли семьи в формировании у детей и молодежи духовных ценностей. Традиционно семейное воспитание веками отбирало и сохраняло наиболее эффективные методы, приема и средства формирования у детей традиционных духовных ценностей. Его изучение и использование в современных условиях может в значительной степени помочь родителям и общественности в решении этой важной проблемы.
Понятие «общечеловеческие ценности» в педагогике подчеркивает единство социальной функции, цели, содержания и направленность воспитания.
Рассматривая вопрос о традиционных ценностях воспитания народов России, необходимо понять, что такое традиционные ценности воспитания.
Традиционные духовные ценности воспитания – это фундамент нравственности личности. Это то особенное, что характеризует определенную нацию. Для каждого народа характерна своя система национальных ценностей, поэтому каждая из них уникальна, благодаря чему человечество отличается богатством и разнообразием, своеобразием и самобытностью форм, уклада своей жизни.
Одной из популярных форм работы с обучающимися стала проектная деятельность обучающихся как один из способов формирования и развития интеллектуальных, речемыслительных и коммуникативных умений.
Учебный проект для обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свой результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Учебный проект для педагога – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.
Проект ребенка, учебного коллектива должен стать интересным и родителям. И если мы говорим о формировании и укреплении в сознании учащихся таких понятий как семейные ценности, то специально разработанные проекты смогли объединить не только отдельно взятую семью, но и семьи всего учебного коллектива.
На уроках русского языка и литературы одним из проектов можно предложить проект под названием «История моего имени», «История моей фамилии».
Актуальность проблемы заключается в том, что каждый человек должен знать историю своей семьи, своего рода. Ведь порою именно в значении имени, фамилии можно найти особенности своего характера, свои корни. Чтобы узнать о происхождении своей фамилии ребятам иногда необходимо связываться не только со своими родителями, бабушками и дедушками, но и дальними родственниками по всей стране, просматривать сведения из семейных архивов, собирать семейные фотографии.
Еще одним из интересных проектов можно назвать проект, связанный с изучением темы «Лексика». Он может называться «Профессионализмы в речи моей семьи». Ведь ни для кого не секрет, что дети, порою, очень мало знают о профессиях своих родителей. Собирая материал, обучающиеся откроют для себя много нового и интересного о профессиях не только своих родителей, но и бабушек и дедушек. Некоторые узнают о профессиональных семейных династиях.
В процессе работы над темой будет не только пополнен словарь профессиональных слов, созданы семейные профессиональные словари, но и каждый из ребят ощутит чувство гордости за свою семью, всю сложность и ответственность работы своих старших членов семьи, а некоторые настолько заинтересуются профессиями своих близких, что и сами захотят продолжить семейную традицию.
Можно также предложить обучающимся творческий проект «Генеалогическое древо моей семьи». Предметом исследования станет родословная каждого обучающегося. Цель проекта: способствование закрепления интереса к своей семье, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, гордость за них, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй.
У детей развивается интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям.
Другие виды проектов, связанных с воспитанием семейных ценностей и сохранением семейных традиций, это, например, конкурсы компьютерных презентаций «Люди разные. Земля одна», которые могут способствовать формированию толерантного отношения к национальным семейным традициям, знакомству с многонациональными семьями обучающихся.
Способствуют также патриотическому воспитанию молодежи конкурсы писем «Истории и легенды моей семьи», в которых ребята рассказывают о своих родственниках – ветеранах Великой Отечественной войны. Участие в таких конкурсах обогащает детей, способствует передаче от одного поколения к другому особой духовно-нравственной, отечественной традиции, сближает семьи, укрепляет любовь, вселяет в души близких людей взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Ведь именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
А задача педагогов – стараться всячески способствовать развитию интереса ребенка к истории своей семьи, ее истокам, а, следовательно, и к истории нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классное собрание с родителями "Успешный ребёнок.Являются ли семейные ценности основой школьной успешности"
Вашему вниманию представляю классное родительское собрание на тему "Успещный ребёнок. Являются ли семейные ценности основой школьной успешности" Представлен ход мероприятия и презентация к нему....
«Психолого-педагогические основы формирования семейных ценностей у детей и подростков.»
Проблемы в сфере семейного воспитания, последствия кризиса семьи, условия, необходимые для формирования семейных ценностей, работа с родителями....
Подпрограмма "Духовно-нравственные основы и семейные ценности в подготовке замещающих семей"
Творческая работа...
Доклад "Традиционные семейные ценности - неизменная основа формирования культуры современного общества и личности"
Данный доклад представлен мною в рамках Городских Макариевских чтений педагогов образовательных учреждений. Призовое место....
Результаты проведения опроса «Проявление семейных ценностей в поведении супругов» (диагностика формирования семейных ценностей у подростков). Мартынова М.В., Тихонова Е.В., методисты ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб
Из опыта работы. Диагностика формирования семейных ценностей у подростков....
Выступление "Диалог о сохранении семейных ценностей, как основе возрождения традиций и духовной культуры"
Из опыта выступления в рамках Кирилло- Мефодиевских чтений.Данное выступление "Диалог о сохранении семейных ценностей, как основе возрождения традиций и духовной культуры"....
классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской семьи».
классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской семьи». 7 класс...