Подпрограмма "Духовно-нравственные основы и семейные ценности в подготовке замещающих семей"
проект по теме
Творческая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachestvo_podgotovki-zalog_otsutstviya_vozvratov.docx | 407.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»
Творческая работа
«Духовно-нравственные основы
и семейные ценности
в подготовке замещающих семей»
г.Урай, 2015
Я спросила свою бабушку: « Что подвигло тебя на такой ответственный шаг - взять под опеку троих детей? Когда ни деньги, ни слова благодарности, зная твой характер, для тебя не главные в жизни». Она ответила не задумываясь: « А кто, если не я?» У нее и в мыслях не было, пожалеть о своем поступке, поменять его, так как моя бабушка глубоко нравственная, духовно-богатая личность. Сейчас ей 91. У нее 7 внуков, 6 правнуков. Мой приезд в этот город состоялся благодаря бабушкиной истории.
Обеспечение прав ребенка на воспитание в семье – одна из главных задач общества и государства. Семейное жизнеустройство – важнейший путь решения проблемы сиротства, определенный Правительством Российской Федедерации на сегодняшнем этапе как приоритетное направление.
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существуют проблемы "вторичных отказов" и возвращение детей в интернатные учреждения. Причины отказа разнообразны. Основными причинами возврата детей в интернатные учреждения могут быть ухудшение здоровья приемных родителей, изменение (ухудшение) финансового положения семьи, конфликты и отсутствие взаимопонимания. Как правило, отказываются от приемных детей в подростковом возрасте, когда нарастают поведенческие проблемы, или при выявлении у приемного ребенка отклонений в поведении и в интеллектуальном развитии. Таким образом, устройство ребенка в семью - не гарантирует его благополучного будущего.
В России статистика вторичных отказов неточна, около 5 тысяч детей в год!
Татьяна Дорофеева, врач-психотерапевт, руководитель кризисного центра общественного благотворительного фонда «Родительский мост» пишет: «Последствия отказа для ребенка чудовищны! После такого шага со стороны приемных родителей он перестает верить вообще всем людям. Он не понимает причин подобного отношения к себе и потому абсолютно всех взрослых рассматривает как жестоких эгоистов. Исходя из этой новой позиции, он меняет свое поведение: в лучшем случае сам становится эгоистом и начинает использовать окружающих, в худшем – теряет всякую веру в будущее. Чувство утраты родных он переживает очень долго – от года до 5 лет: в этот период у него пропадает желание учиться, общаться и даже жить – многие, повторно брошенные дети пытаются покончить жизнь самоубийством. Устроить их снова в семью крайне трудно – скорее всего, вторая попытка тоже закончится возвратом».
Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи до недавнего времени не предусматривала даже минимальной подготовки замещающих родителей и целенаправленной помощи семье, взявшей ребёнка на воспитание. В большинстве случаев причинами невыполнения своих обязанностей в замещающих семьях являются: неготовность родителей принимать ребёнка с психологическими особенностями; пережившего разлуку с кровными родителями; воспитывающегося в учреждениях интернатного типа; спецификой развития; недостаточной правовой и педагогической подготовленности к решению проблем воспитания ребенка. Вместе с тем, помещение ребенка в замещающую семью должно, прежде всего, обеспечить возможность его безопасного воспитания и развития в условиях "новой семьи".
Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка граждан, выразивших желание принять ребенка на воспитание в семью. Вот почему очень важно сегодняшним замещающим родителям проходить специальное психолого-педагогическое обучение. На занятиях будущие приемные родители могут научиться грамотно подходить к вопросам воспитания приемных детей, продуктивно решать возникающие проблемы.
30 ноября 2011 года принят Федеральный закон №351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации», которым предусматривается введение обязательной подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2012.
Почему семья, прошедшая подготовку к замещающему родительству, принявшая из благих побуждений ребенка, оставшегося без попечения родителей, оказывается в дальнейшем не готова к работе с ним и возвращает приемного ребенка назад в интернатные учреждения? Несмотря на юридические различия форм устройства детей-сирот в замещающие семьи, каждая семья, принявшая на воспитание ребенка-сироту, выполняет ролевую функцию родителей. Поэтому и рассматривать деятельность замещающей семьи необходимо в связи с понятием родительства. Родительство — социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Родительство включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Большинством исследователей семья рассматривается как наиболее значимая среда, где происходит выработка и принятие духовно-нравственных ценностей молодым поколением. В качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи». «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет». Приемная семья не исключение. В числе основных задач, которые необходимо решить принимающим родителям является необходимость приобщения приемного ребенка к культурным, духовно-нравственным ценностям как основе формирования личности и подготовки её к будущей самостоятельной деятельности. При этом принимающие родители оказывают влияние на формирование иерархии духовно-нравственных ценностей у детей не только как эмоционально близкие люди, но и как представители мира взрослых, с которыми дети идентифицируются. Говоря о духовно-нравственных ценностях, важно дать определение понятиям «духовность» и «нравственность». Духовность — это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности. Духовность — состояние духовного человека, его поведения, образа мыслей. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовно-нравственные ценности — это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие личность на достижение высших идеалов. Духовно-нравственные ценности объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития, что особенно значимо для принимающей семьи, так как замещающая семья является результатом объединения базисной семьи и ребенка, оставшегося без попечения, в единое целое, — новую психологическую систему. Духовно-нравственные ценности принимающих родителей в развитой форме родительства имеют когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющую. Когнитивная составляющая духовно-нравственных ценностей принимающих родителей характеризуется тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Это прежде всего убеждения в приоритетности высоко нравственных целей, типов и форм поведения принимающих родителей по отношению друг к другу; по отношению к биологическим и приемным детям. Эмоциональная составляющая характеризуется однонаправленностью эмоций по отношению к определенным духовно-нравственным ценностям. Эмоциональный аспект реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении к наблюдаемому. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость конкретных духовно-нравственных ценностей для конкретной замещающей семьи; является своеобразным маркером определения ее приоритетов. Поведенческая составляющая направлена на реализацию духовно-нравственных ценностей; их защиту и достижение значимой цели. Основная особенность духовно-нравственных ценностей замещающей семьи, их существенное отличие от других компонентов родительства заключается в том, что все три составляющие семейных ценностей представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. То есть связь составляющих друг с другом очень прочна и воздействие на одну из них сразу отражается на остальные. Если конкретная духовно-нравственная ценность представлена лишь одной или двумя своими составляющими, то можно говорить о несформированности, непостоянстве данной ценности в приемной семье. Только совокупность когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих духовно-нравственных ценностей принимающей семьи говорит об их стойкости и возможности последующей передачи приемным детям. Особого внимания заслуживает вопрос о необходимой и достаточной совокупности духовно-нравственных ценностей, характерных для успешных принимающих родителей. Анализ литературы, опыт сопровождения замещающих семей, позволил выделить необходимые духовно-нравственные ценности принимающих родителей:
- Принятие ребенка в замещающую семью равносильно рождению нового члена семьи. Принимающие родители исключают возможность возврата ребенка в государственное учреждение даже в случае обнаружения у него каких-либо дефектов. Направленность принимающих родителей на удовлетворение витальных, психологических, социальных потребностей приемного ребенка — в любви, заботе, одобрении, поддержке, помощи в решении проблем здоровья, обучения и развития.
- Принимающие родители ценят личность приемных и биологических детей; одинаково относятся к ним. У всех детей в принимающей семье равные условия жизни.
- Значимость единой семейной линии поведения, направленной на защиту приемных детей, создание вокруг них благоприятной атмосферы.
- Недопустимость физического, сексуального и психологического насилия над приёмным ребенком Неприемлемость целенаправленного использования приёмного ребёнка как работника.
- Свободное обсуждение с приёмным ребёнком темы усыновления; помощь ребёнку при необходимости в сборе информации о его биологических родителях.
- Уважительное отношение к родственникам приёмного ребёнка, признание того, что не смотря на все трудности, которые пережили биологические родители, не смотря на все их слабости, — их природа имеет Божественное, доброе начало. Соответственно начало приёмных детей так же хорошо и продумано свыше.
- Терпимость в отношениях, способность прощать и не вспоминать обиды, а так же причиненный приёмными детьми ущерб.
- Положительная самооценка принимающих родителей, активная жизненная позиция.
- Наличие готовности к получению новых знаний, умений и навыков.
- Ориентация принимающих родителей на семейные ценности.
- Ответственное брачное и семейное поведение принимающих родителей в традиционной духовно-нравственной культуре.
Таким образом, можно говорить о том, что духовно-нравственные ценности замещающей семьи, включающие в себя когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие, являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы — как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия принимающих родителей с приемными детьми. Кроме того, наличие или отсутствие необходимых духовно-нравственных ценностей будет определять дальнейшую динамику приемной семьи в целом и принимающего родительства в частности.
С 2008г. на базе казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина» г. Урай проводятся курсы для родителей по программе «Школа опекунов», которые приняли решение усыновить или взять под опеку ребенка. Деятельность специалистов центра, работающих с будущими замещающими семьями, направлена на обеспечение реальной подготовки к родительству. Они оказывают всестороннюю поддержку будущим опекунам, помогают разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность к приему ребенка в семью.
Дополнительно к программе «Школа опекунов» мною разработана подпрограмма «Азбука жизни», целью которой являться создание и развитие системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи в вопросах семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни, возрождения лучших отечественных традиций семейного воспитания, что поможет родителям правильно разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою готовность к приему ребенка в семью.
Принципы реализации подпрограммы:
- Принцип приоритетности интересов детей;
- Принцип уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношения к нему как к будущему человеческому, интеллектуальному потенциалу государства, которому требуется создать условия для развития;
- Принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьей;
- Принцип развития системы личностных и семейных ценностей в процессе формирования новой, замещающей семьи;
- Принцип взаимовлияния личностей (взрослых, детей), предполагающий создание гармоничных отношений в семье, принимающей ребенка.
Межведомственное взаимодействие в рамках реализации подпрограммы «Азбука жизни» обеспечивает единство деятельности субъектов процесса («Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина», НОЧУДОД «Центр «Духовное просвещение», храм Рождества Пресвятой Богородицы», Местная мусульманская религиозная организация «Махаля»), объединенных в рамках единого организационно- информационного, целевого пространства.
Формы и методы работы: консультация, мини-лекция, практическое занятие, конкурс, встреча, демонстрация, беседа, рассказ, обсуждение и пр.
Этапы и сроки реализации
Подпрограмма «Азбука жизни» является дополнением к программе «Школа опекунов» и состоит из трех взаимосвязанных этапов.
- Организационный
Реализуется в течение всего периода реализации подпрограммы
- Организационно-информационное обеспечение деятельности
( изучение специализированной литературы, опыта приема детей в этнические семьи, подготовка лекционного материала и пр.).
- Практический
- Обучение согласно расписанию кандидатов в замещающие родители по подпрограмме «Азбука жизни».
- Аналитический
- Корректировка подпрограммы «Азбука жизни» и адаптация тем данного блока для дальнейшей работы.
Тематическое планирование подпрограммы «Азбука жизни» по духовно-нравственному просвещению кандидатов
в замещающие родители
Тема занятия/Задачи | Ответственный | |
1. | «Традиции воспитания»: формирование потребности изучать и сохранять традиции своей семьи (домашнее задание – оформление альбома «Традиции моей семьи») | Социальный педагог «СРЦН «Зина» |
2. | «Основы нравственности»: повышение и сохранение уровня духовно-нравственного развития семьи. | Священнослужитель храма Рождества Пресвятой Богородицы, имам Местной мусульманской религиозной организации «Махаля» |
3. | «Моя родословная»: развитие интереса к истории своей семьи и семейно-родственных связей поколений. (домашнее задание- создание генеалогического древа) | Социальный педагог «СРЦН «Зина» |
4. | «Семья - мой дом»: воспитание чувства любви и гордости за свою семью. ( домашнее задание- презентация герба семьи) | Педагог НОЧУ ДОД «Центр «Духовное просвещение» |
5. | «Милосердие, сочувствие, щедрость, порядочность»: повышение ответственности родителей за воспитание детей. | Священнослужитель храма Рождества Пресвятой Богородицы, имам Местной мусульманской религиозной организации «Махаля» |
6. | Просмотр фильма, демонстрирующего опыт приемных родителей. Анализ этого фильма. | Социальный педагог «СРЦН «Зина» |
Ожидаемые результаты
- Отсутствие отказов от детей, взятых на воспитание в замещающую семью и случаев жестокого обращения.
- Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно- нравственных традиций семейного воспитания.
- Создание в городе активнодействующей, работоспособной системы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»
Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообщество кровно близких люд...
«Психолого-педагогические основы формирования семейных ценностей у детей и подростков.»
Проблемы в сфере семейного воспитания, последствия кризиса семьи, условия, необходимые для формирования семейных ценностей, работа с родителями....
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
Статья по теме "Семья. Семейные ценности.Семейные реликвии" (для классного часа).
Тема семьи всегда была и будет важной для детей из неблагополучных семей....
Привитие навыков организации семейного досуга у воспитанников детского дома как один из аспектов подготовки детей к проживанию в замещающей семье.
В рамках реализации проекта "Дорога к дому"...
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».
Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...
классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской семьи».
классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской семьи». 7 класс...