Подпрограмма "Духовно-нравственные основы и семейные ценности в подготовке замещающих семей"
проект по теме

Курангышева Марина Алексеевна

Творческая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestvo_podgotovki-zalog_otsutstviya_vozvratov.docx407.66 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»

Творческая работа

 «Духовно-нравственные основы

и семейные ценности

в  подготовке замещающих семей»

г.Урай, 2015

Я спросила  свою бабушку: « Что подвигло тебя на такой ответственный шаг - взять под опеку троих детей? Когда ни деньги, ни слова благодарности, зная твой  характер, для тебя не главные в жизни». Она ответила не задумываясь: « А кто, если не я?»  У нее и в мыслях не было, пожалеть о своем поступке, поменять его, так как моя бабушка глубоко нравственная, духовно-богатая личность. Сейчас ей 91. У нее 7 внуков, 6 правнуков. Мой приезд в этот город состоялся благодаря бабушкиной истории.

Обеспечение прав ребенка на воспитание в семье – одна из главных задач общества и государства. Семейное жизнеустройство – важнейший путь решения проблемы сиротства, определенный Правительством Российской Федедерации на сегодняшнем этапе как приоритетное направление.

                                             

       

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существуют проблемы "вторичных отказов" и возвращение детей в интернатные учреждения. Причины отказа разнообразны. Основными причинами возврата детей в интернатные учреждения могут быть ухудшение здоровья приемных родителей, изменение (ухудшение) финансового положения семьи, конфликты и отсутствие взаимопонимания. Как правило, отказываются от приемных детей в подростковом возрасте, когда нарастают поведенческие проблемы, или при выявлении у приемного ребенка  отклонений в поведении и в интеллектуальном развитии.     Таким образом, устройство ребенка  в семью - не гарантирует его  благополучного будущего.
          В России статистика вторичных отказов неточна, около 5 тысяч детей в год!

           Татьяна Дорофеева, врач-психотерапевт, руководитель кризисного центра общественного благотворительного фонда «Родительский мост» пишет: «Последствия отказа для ребенка чудовищны! После такого шага со стороны приемных родителей он перестает верить вообще всем людям. Он не понимает причин подобного отношения к себе и потому абсолютно всех взрослых рассматривает как жестоких эгоистов. Исходя из этой новой позиции, он меняет свое поведение: в лучшем случае сам становится эгоистом и начинает использовать окружающих, в худшем – теряет всякую веру в будущее. Чувство утраты родных он переживает очень долго – от года до 5 лет: в этот период у него пропадает желание учиться, общаться и даже жить – многие, повторно брошенные дети пытаются покончить жизнь самоубийством. Устроить их снова в семью крайне трудно – скорее всего, вторая попытка тоже закончится возвратом».

 Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи до недавнего времени не предусматривала даже минимальной подготовки замещающих родителей и целенаправленной помощи семье, взявшей ребёнка на воспитание. В большинстве случаев причинами невыполнения своих обязанностей в замещающих семьях являются:  неготовность родителей  принимать ребёнка с психологическими особенностями; пережившего разлуку с кровными родителями; воспитывающегося в учреждениях интернатного типа; спецификой развития; недостаточной правовой и педагогической подготовленности к решению проблем воспитания ребенка. Вместе с тем, помещение ребенка в замещающую семью должно, прежде всего, обеспечить возможность его безопасного воспитания и развития в условиях "новой семьи". 

          Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка граждан, выразивших желание принять ребенка на воспитание в семью. Вот почему очень важно сегодняшним замещающим родителям проходить специальное психолого-педагогическое обучение. На занятиях будущие приемные родители могут научиться грамотно подходить к вопросам воспитания приемных детей, продуктивно решать возникающие проблемы. 

30 ноября 2011 года принят Федеральный закон №351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации», которым предусматривается введение обязательной подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2012.

Почему семья, прошедшая подготовку к замещающему родительству, принявшая из благих побуждений ребенка, оставшегося без попечения родителей, оказывается в дальнейшем не готова к работе с ним и возвращает приемного ребенка назад в интернатные учреждения? Несмотря на юридические различия форм устройства детей-сирот в замещающие семьи, каждая семья, принявшая на воспитание ребенка-сироту, выполняет ролевую функцию родителей. Поэтому и рассматривать деятельность замещающей семьи необходимо в связи с понятием родительства. Родительство — социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Родительство включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Большинством исследователей семья рассматривается как наиболее значимая среда, где происходит выработка и принятие духовно-нравственных ценностей молодым поколением. В качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи». «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и       состареет». Приемная семья не исключение. В числе основных задач, которые необходимо решить принимающим родителям является необходимость приобщения приемного ребенка к культурным, духовно-нравственным ценностям как основе формирования личности и подготовки её к будущей самостоятельной деятельности. При этом принимающие родители оказывают влияние на формирование иерархии духовно-нравственных ценностей у детей не только как эмоционально близкие люди, но и как представители мира взрослых, с которыми дети идентифицируются. Говоря о духовно-нравственных ценностях, важно дать определение понятиям «духовность» и «нравственность». Духовность — это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности. Духовность — состояние духовного человека, его поведения, образа мыслей. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовно-нравственные ценности — это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие личность на достижение высших идеалов. Духовно-нравственные ценности объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития, что особенно значимо для принимающей семьи, так как замещающая семья является результатом объединения базисной семьи и ребенка, оставшегося без попечения, в единое целое, — новую психологическую систему. Духовно-нравственные ценности принимающих родителей в развитой форме родительства имеют когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющую. Когнитивная составляющая духовно-нравственных        ценностей принимающих родителей характеризуется тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Это прежде всего убеждения в приоритетности высоко нравственных целей, типов и форм поведения принимающих родителей по отношению друг к другу; по отношению к биологическим и приемным детям. Эмоциональная составляющая характеризуется однонаправленностью эмоций по отношению к определенным духовно-нравственным ценностям. Эмоциональный аспект реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении к наблюдаемому. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость конкретных духовно-нравственных ценностей для конкретной замещающей семьи; является своеобразным маркером определения ее приоритетов. Поведенческая составляющая направлена на реализацию духовно-нравственных ценностей; их защиту и достижение значимой цели. Основная особенность духовно-нравственных ценностей замещающей семьи, их существенное отличие от других компонентов родительства заключается в том, что все три составляющие семейных ценностей представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. То есть связь составляющих друг с другом очень прочна и воздействие на одну из них сразу отражается на остальные. Если конкретная духовно-нравственная ценность представлена лишь одной или двумя своими составляющими, то можно говорить о несформированности, непостоянстве данной ценности в приемной семье. Только совокупность когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих духовно-нравственных ценностей принимающей семьи говорит об их стойкости и возможности последующей передачи приемным детям. Особого внимания заслуживает вопрос о необходимой и достаточной совокупности духовно-нравственных ценностей, характерных для успешных принимающих родителей. Анализ литературы, опыт сопровождения замещающих семей,  позволил выделить необходимые духовно-нравственные ценности принимающих родителей:

  •  Принятие ребенка в замещающую семью равносильно рождению нового члена семьи. Принимающие родители исключают возможность возврата ребенка в государственное учреждение даже в случае обнаружения у него каких-либо дефектов. Направленность принимающих родителей на удовлетворение витальных, психологических, социальных потребностей приемного ребенка — в любви, заботе, одобрении, поддержке, помощи в решении проблем здоровья, обучения и развития.
  • Принимающие родители ценят личность приемных и биологических детей; одинаково относятся к ним. У всех детей в принимающей семье равные условия жизни.
  •  Значимость единой семейной линии поведения, направленной на защиту приемных детей, создание вокруг них благоприятной атмосферы.
  • Недопустимость физического, сексуального и психологического насилия над приёмным ребенком Неприемлемость целенаправленного использования приёмного ребёнка как работника.
  •  Свободное обсуждение с приёмным ребёнком темы усыновления; помощь ребёнку при необходимости в сборе информации о его биологических родителях.
  • Уважительное отношение к родственникам приёмного ребёнка, признание того, что не смотря на все трудности, которые пережили биологические родители, не смотря на все их слабости, — их природа имеет Божественное, доброе начало. Соответственно начало приёмных детей так же хорошо и продумано свыше.
  •  Терпимость в отношениях, способность прощать и не вспоминать обиды, а так же причиненный приёмными детьми ущерб.
  • Положительная самооценка принимающих родителей, активная жизненная позиция.
  • Наличие готовности к получению новых знаний, умений и навыков.
  • Ориентация принимающих родителей на семейные ценности.
  • Ответственное брачное и семейное поведение принимающих родителей в традиционной духовно-нравственной культуре.

          Таким образом, можно говорить о том, что духовно-нравственные ценности замещающей семьи, включающие в себя когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие, являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы — как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия принимающих родителей с приемными детьми. Кроме того, наличие или отсутствие необходимых духовно-нравственных ценностей будет определять дальнейшую динамику приемной семьи в целом и принимающего родительства в частности.

  С 2008г. на базе казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для  несовершеннолетних  «Зина» г. Урай  проводятся курсы для  родителей  по программе «Школа опекунов»,  которые приняли решение усыновить или взять под опеку ребенка. Деятельность специалистов центра, работающих с будущими замещающими семьями, направлена на обеспечение реальной подготовки к родительству. Они оказывают всестороннюю поддержку будущим опекунам, помогают разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность к приему ребенка в семью.

   Дополнительно к программе «Школа опекунов» мною разработана подпрограмма «Азбука жизни», целью которой являться создание и развитие системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи в вопросах семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни, возрождения лучших отечественных традиций семейного воспитания, что поможет  родителям правильно разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою  готовность к приему ребенка в семью.

 

Принципы реализации подпрограммы:

  • Принцип приоритетности интересов детей;
  • Принцип уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношения к нему как к будущему человеческому, интеллектуальному потенциалу государства, которому требуется создать условия для развития;
  • Принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьей;
  • Принцип развития системы личностных и семейных ценностей в процессе формирования новой, замещающей семьи;
  • Принцип взаимовлияния личностей (взрослых, детей), предполагающий создание гармоничных отношений в семье, принимающей ребенка.

         Межведомственное взаимодействие в рамках реализации подпрограммы «Азбука жизни» обеспечивает единство деятельности  субъектов процесса («Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина», НОЧУДОД «Центр «Духовное просвещение», храм Рождества Пресвятой Богородицы», Местная мусульманская религиозная организация «Махаля»), объединенных в рамках единого организационно- информационного, целевого пространства. 

Формы и методы работы: консультация, мини-лекция, практическое занятие, конкурс, встреча, демонстрация, беседа, рассказ, обсуждение и пр.

Этапы и сроки реализации

         Подпрограмма «Азбука жизни»  является дополнением к программе «Школа опекунов» и  состоит из трех взаимосвязанных этапов.

  1. Организационный

Реализуется в течение всего периода реализации  подпрограммы

  • Организационно-информационное обеспечение деятельности

 ( изучение специализированной литературы, опыта приема детей в этнические семьи, подготовка лекционного материала и пр.).

  1.  Практический

  • Обучение  согласно расписанию кандидатов в замещающие родители по подпрограмме  «Азбука жизни».

  1.  Аналитический

  • Корректировка  подпрограммы  «Азбука жизни» и адаптация тем данного блока для дальнейшей работы.

Тематическое планирование подпрограммы «Азбука жизни» по духовно-нравственному просвещению кандидатов

в замещающие родители

Тема занятия/Задачи

Ответственный

1.

«Традиции воспитания»: формирование потребности  изучать и сохранять традиции своей семьи

(домашнее задание – оформление альбома  «Традиции моей  семьи»)

Социальный педагог «СРЦН «Зина»

2.

«Основы нравственности»: повышение и сохранение уровня духовно-нравственного развития семьи.

Священнослужитель храма Рождества Пресвятой Богородицы, имам Местной мусульманской религиозной организации «Махаля»

3.

«Моя родословная»: развитие интереса к истории своей семьи и семейно-родственных связей поколений.

(домашнее задание- создание генеалогического древа)

Социальный педагог «СРЦН «Зина»

4.

«Семья - мой дом»: воспитание чувства любви и гордости за свою семью.

( домашнее задание- презентация герба семьи)

Педагог  НОЧУ ДОД «Центр «Духовное просвещение»

5.

«Милосердие, сочувствие, щедрость, порядочность»: повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Священнослужитель храма Рождества Пресвятой Богородицы, имам Местной мусульманской религиозной организации «Махаля» 

6.

Просмотр фильма, демонстрирующего опыт приемных родителей. Анализ этого фильма.

Социальный педагог «СРЦН «Зина»

Ожидаемые результаты

  1. Отсутствие отказов от детей, взятых на воспитание в замещающую семью и случаев жестокого обращения.
  2. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно- нравственных традиций семейного воспитания.
  3. Создание в городе активнодействующей, работоспособной системы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»

Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит  благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообще­ство  кровно близких люд...

«Психолого-педагогические основы формирования семейных ценностей у детей и подростков.»

Проблемы в сфере семейного воспитания, последствия кризиса семьи, условия, необходимые для формирования семейных ценностей, работа с родителями....

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Статья по теме "Семья. Семейные ценности.Семейные реликвии" (для классного часа).

Тема семьи всегда была и будет важной для детей из неблагополучных семей....

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...

классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской семьи».

классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской  семьи». 7 класс...