классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской семьи».
классный час (7 класс)
классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской семьи». 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_2.docx | 249.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Семейные ценности на основе воспитания детей царской семьи».
Цель: осмыслить необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, в осознании значимости семьи как основы общества на примере семьи Николая II.
Задачи:
Обучающая
Сформирование интереса у учащихся к истории своего государства, к отдельным личностям, к истории семьи.
Развивающая
Способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся. Формировать у детей представления о семье.
Воспитывающая
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных и близких.
Виды деятельности: беседа – диалог.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, фотографии, толковый словарь.
Ожидаемые результаты:
Научатся узнать об истории семьи Николая Александровича и Александры Федоровны,
Составить представление о взаимоотношениях в счастливой семье и принципах воспитания детей, основанных на высших этических идеалах,
Участвовать в диалоге, сотрудничать в поиске и сборе информации, принимать решения и точно выражать свои мысли.
Научатся размышлять о том, как привнести высокие нравственные принципы в свою жизнь.
Ход классного часа
I.Организационный момент. Психологический настрой.
Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
II. Определение темы. Целеполагание.
Ребята, сегодня на нашем классном часе мы отправимся в гости. Вы любите ходить в гости?
У вас дома тоже, наверное, есть семейные альбомы? (ответы учащихся)
Возможно, приходя в гости к друзьям или знакомым, вы видели фотографии членов их семьи. Во многих семьях размещают фотографии в рамках на стене, ставят на мебели. И, конечно же, у всех имеется семейный альбом, отображающий историю нескольких поколений.
На уроке истории вы ознакомлены несколькими императорами.
Я предлагаю вам посмотреть несколько фотографий. Ваша задача узнать, что за семья изображена на фотографиях. ( смотрите приложение 1)
Классный руководитель: Вы догадались, ребята? (ответы учащихся.) Правильно, это семья последнего российского императора Николая II.
Классный руководитель: А можете назвать тему нашего классного часа? (ответы учащихся)
Классный руководитель: Да, тема нашего классного часа «Семейные ценности на основе воспитания детей царской семьи». Мы с вами поговорим о семье последнего российского императора Николая II. О семье, которая стала идеалом семейных отношений. Семья эта была необычной – это царская семья. Семья Романовых.
III. Обсуждение, дискуссия
Классный руководитель: Но перед этим очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.
Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование ответы учащихся).
Молодцы, вы все говорите верно. Посмотрим, какое значение имеет слово «семья» в толковом словаре.
Слово «семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, т.е. рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи.
Классный руководитель: Семья должна быть основана на взаимном согласии, любви, уважении. Она характеризуется оказанием друг другу поддержки, взаимопомощью, общностью быта. Семью последнего российского императора Николая II многие современники и историки считали образцом идеальной семьи.
Докладчик 1: В семье Николая II было 5 человек детей – четыре дочки Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей. Дети очень любили своих родителей. Отец был для них одновременно царем, отцом и товарищем. Мать они обожали, она была для них лучшим другом. Дети были очень дружны, любовь в их семье ставилась превыше всего. Хотя и в этой семье были проблемы, также как и в обычной семье, царские дети ссорились между собой. Но любящая мать всегда умела примирить детей.
Обсуждение вопроса: Наверняка у многих из вас есть брат или сестра. Но спросите себя, как вы к ним относитесь? Многие из вас, возможно, обижают младших сестер или дерутся с братьями. Но дружны ли вы с ними? (ответы учащихся).
Вывод: Мы должны жить в мире и согласии, помогая друг другу.
Докладчик 2: В Царской Семье, прежде всего родители пытались воспитать дружбу и любовь между детьми. Как в любой многодетной семье, старшие дети брали на себя часть родительских функций. Старшие княжны были помощницами для родителей в воспитании младших детей. Александра Федоровна в своем письме к старшей дочери Ольге писала: «Прежде всего, помни, что ты должна быть всегда хорошим примером младшим... Они маленькие, не так хорошо все понимают, и всегда будут подражать старшим. Поэтому ты должна обдумывать все то, что говоришь и делаешь».
Классный руководитель. Из этого примера вы должны понять, что не следует обижать младших ваших сестер и драться с братьями, вы должны обдумывать все, что говорите. Никогда не ругайтесь с младшими вас, будьте примером для них. Покажите своим хорошим воспитанием, как следует правильно себя вести.
IV. Физкультминутка.
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево.
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой.
И качаю головой.
Дети выполняют соответствующие движения
V. Продолжение обсуждение темы
Докладчик 3: Мать императрица писала детям о правильном отношении между сестрами и братьями: «Между братьями и сестрами должна быть крепкая дружба. В наши дни в наших сердцах мы должны растить все красивое, истинное, святое и беречь это. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье. Сестра должна стараться завоевать любовь и уважение брата, ведь для брата его сестра является примером женственности. А братьям в свою очередь следует охранять сестер. Брат должен быть для сестры защитником, советчиком и другом, - примером истинного мужчины. Между братом и сестрой должна быть крепкая, глубокая и близкая дружба, они должны доверять друг другу».
Вопрос ученикам. А теперь скажите, как, по-вашему, должны воспитываться царские дети? (ответы учащихся)
Вывод:
Царские дети должны научиться ценить и беречь то, что у них есть. Они должны учитывать не только свои потребности, но и быть внимательными к другим людям и помочь советом или показать эту помощь своими действиями.
Классный руководитель: Александра Федоровна писала старшей дочери Ольге: «Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей – быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей – это более чем некрасиво».
Царских детей воспитывали в скромности и простоте. Трудолюбие и ответственность – основные качества, которые были присущи царственным детям. Еще одна из ярких отличительных черт всех детей Николая II – милосердие, желание благотворить, идущее от души. Друзей родители выбирали детям не из того или иного сословия, наоборот, царь и царица поощряли общение детей с простыми людьми.
Вопрос ученикам. Скажите, как вы думаете, почему императрица поощряла общение детей именно с простыми людьми? (ответы учащихся).
Вывод: Ценился в первую очередь человек, его индивидуальные качества.
Классный руководитель: Императрица писала старшей дочери: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной».
Вопрос ученикам. А вы всегда ли просите прощения, когда обижаете родителей, друзей или родных? (ответы учащихся).
Классный руководитель. Не будьте грубы с родителями, не обижайте друзей или младших вас. Помните, что всегда надо просить прощения, ведь однажды кто-то может обидеть вас и также не попросит прощения. Чтобы научиться любить, нужно научиться прощать.
Но, не смотря на то, что детей и воспитывали в строгости, это не значит, что им все запрещали. Царские дети, так же как и все дети знали и игры, развлечения. Но развлечений, вроде выездов, балов, царские дети практически не знали. Они сами придумывали себе занятия – например, организовывали домашние театральные постановки, что всегда являлось радостным событием и для детей, и для их родителей. Великие княжны любили решать головоломки. А царевич Алексей, как любой мальчишка, собирал в карман всякие мелочи – гвозди, веревки.
Строгость, в которой воспитывались дети, была нужна для того, чтобы воспитать прежде всего будущих женщин и просто достойных людей, но ни в коем случае не изнеженных принцесс, недоступных простым смертным. Дочери царя мало думали о своем высоком положении. Мать была бы рада побаловать дочерей, но она не могла себе этого позволить. Она была не только матерью, но и императрицей огромной страны. Она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных. Когда началась Первая мировая война, новые платья вообще перестали шиться. Во время войны старшие княжны работали в Царскосельском госпитале. Царские дети не только несли обязанности заурядных сестер милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях.
Родители не скрывали от них суровой правды жизни. Все они любили Россию, любили и чувствовали ответственность за свой народ. Именно за этот народ им и пришлось пострадать. Они совершили подвиг, вытерпев все испытания и унижения, посланные на них их же народом. Но именно любовь друг к другу, и в первую очередь любовь к Богу помогла им выдержать выпавшие в их жизни испытания. Вся жизнь их была проникнута молитвой к Богу. Даже будучи в заключении Царская Семья продолжала посещать службы. Все члены семьи не переставали молиться, а императрице удавалось писать близким друзьям письма, в которых она успокаивала их, и советовала во всем полагаться на Бога.
Из письма Александры Федоровны: «Господь спасет еще дорогую Родину, но терпеливо придется ждать. В людей я почти не верю, но верю в Бога, и все, что случится, не отнимет эту веру. Я знаю, что Он все к лучшему творит».
Ни на минуту не забывали в заключение Царственные Мученики о Боге. Именно поэтому на иконе, каждый из них изображен с крестом.
Крест – это любовь Господа. На кресте Он пострадал за всех нас, омыв своей кровью грехи всего человечества. Любовь к Богу была настолько велика в этой святой семье, что именно поэтому каждый из них держит в руках крест, как символ своей любви к Богу.
«Они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своём уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти», – так писал воспитатель царевича Алексея Пьер Жильяр.
Вывод. Мы, те самые потомки, ради которых царская семья принесла себя в жертву, просто обязаны не забывать те истины, которыми жили Романовы, воспитывать их в себе, чтобы точно знать, как и для чего жить.
VI. Рефлексия. Обсуждение.
- Как вы думаете, может ли семья Николая II, считаться образцом семейных отношений?
- Какие семейные ценности были присущи царской семье?
- Что помогало царской семье на протяжении всей жизни оставаться единой, любящей семьей? Всегда ли они и во всем были опорой друг другу?
- Что может служить примером для подражания в царской семье? (ответы учащихся).
Заключительное слово классного руководителя.
Я надеюсь, что сегодня каждый из вас задумался о ценностях семьи: любви, трудолюбии, ответственности, милосердии, прощении, желании благотворить.
В конце нашей беседы мне хотелось бы привести еще одно высказывание Царицы Александры: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни».
Приложение 1
Содержание
- Цель
- Задачи
- Ожидаемые результаты
4. Ход классного часа
I. Организационный момент. Психологический настрой.
II. Определение темы. Целеполагание.
III. Обсуждение, дискуссия
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение обсуждение темы
VI. Рефлексия. Обсуждение.
- Заключительное слово классного руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Семейные ценности"
Давайте поговорим о семейном воспитании, традициях, гордости носить свою фамилию...
Классный час "Семейные ценности"
Цель:осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества осуществлялась через задачи:- обсуждение семейных цен...
классный час "Семейные ценности"
классный час для учащихся 8-9 классов по теме: "семья.Семейные ценности"...
Презентация к классному часу "Семейные ценности"
Что такое семья, семейные традиции, генеалогические древа....
классный час "Семейные ценности"
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций.Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. Между тем в последнее время в восприятии м...
Доклад "Традиционные семейные ценности - неизменная основа формирования культуры современного общества и личности"
Данный доклад представлен мною в рамках Городских Макариевских чтений педагогов образовательных учреждений. Призовое место....
Выступление "Диалог о сохранении семейных ценностей, как основе возрождения традиций и духовной культуры"
Из опыта выступления в рамках Кирилло- Мефодиевских чтений.Данное выступление "Диалог о сохранении семейных ценностей, как основе возрождения традиций и духовной культуры"....