программа по мокшанскому языку 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа по мокшанскому языку в 5 классе (для школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по мокшанскому языку 5 кл. | 117.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Инсарского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы Руководитель МО ________________А.М. Котова | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная |
«___»__________ 20__г. «___»_____________20__г.
Рабочая программа
учебного предмета «Мокшанский язык»
для 5 «А» класса
Составитель: Очкина Н.В., учитель мокшанского языка
Инсар 2016 – 2017 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение предмета «Мокшанский язык» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая учебная программа по мокшанскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Мокшанский язык» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основании примерной программы по изучению мокшанского языка во 5 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. (Учебное пособие: Мокшанский язык. 5 класс. Четвёртый год обучения: учебное пособие для русскоязычных учащихся / В.П. Гришунина, В.Ф. Рогожина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 144 с.)
В курс 5 класса включены следующие темы: «Имя существительное», «Падежи», «Имя прилагательное», «Послелог», «Глагол».
Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит изучать мокшанский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Рабочая учебная программа по мокшанскому языку содержит следующие разделы:
- пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения мокшанскому языку в 5 классе, раскрываются особенности содержания учебного предмета, описывается место учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на изучение соответствующего материала, количество контрольных работ;
- тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 5 классов;
- календарно-тематическое планирование;
- учебно-методическое оснащение учебного процесса;
- материально-техническое оснащение учебного процесса;
- список источников.
В примерную учебную программу по Мокшанскому языку автора В.П. Гришунина внесены следующие изменения и дополнения в распределении часов:
- За счет увеличения количества занятий в учебном году добавлены 2 урока: Повторение всего изученного материала
В остальном, логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу, более, не внесено изменений.
№ | Тема | Количество часов в программе | Изменения | |
Автор. | Рабочей | |||
1 | Повторение всего изученного материала | 0 | 1 | Добавлено 1 занятие по теме «В школе»: Тестовая работа № 1 |
0 | 1 | Добавлено 1 занятие по теме «Весна»: Тестовая работа № 3 |
Цель и задачи учебного предмета «Мокшанский язык»
Цель: - совершенствование и дальнейшее развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на мокшанском языке в рамках ограниченного числа наиболее распространенных стандартных ситуаций общения, а так же их воспитание и развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению мокшанского языка, интереса к страноведческой информации, развитие чувств и эмоций и в определенной мере ценностных ориентаций и творческого патенциала.
Задача: показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения и расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык.
Общая характеристика учебного предмета «Мокшанский язык»
Четвёртый год обучения. Происходит усложнение устной и письменной речи по сравнению с начальными годами обучения. Устные высказывания строятся как на основе прочитанного, так и на основе прослушанного текста. При этом более последовательно проводится работа по развитию у учащихся умений выражать личностное отношение к услышанному. Дети воспринимают мокшанскую разговорную речь в предложенной им тематике и правилах, разговаривают и понимают речь учителя и собеседников.
Значительно усиливается направление на чтение и письмо. Языковой материал доводится до понимания учеников через применение разговорных и произносительных упражнений. Характерными особенностями чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и запоминание содержания для последующего пересказа. Необходимо соблюдать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений. Задачи письма определяются выработкой таких умений и навыков, как :
-списывание с печатного текста с дополнительными заданиями;
-выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;
-письмо по памяти; -письмо под диктовку;
-самостоятельное письменное высказывание (5-10 предложений)
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мокшанский язык» является необходимым компонентом общего образования школьников. Рабочая учебная программа по мокшанскому языку для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Инсарская СОШ №1».
Предмет «Мокшанский язык» изучается во 5 классе в объеме 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Преподавание ведется по учебному пособию «Мокшанский язык»: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. / В.П. Гришунина, В.Ф. Рогожина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 144 с.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты
-представление о своей этнической принадлежности;
-развитие чувства любви к Родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние мордовского народа — мордовский язык;
-представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
-осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
-осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
-представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
-положительное отношение к языковой деятельности;
-заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
-развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
-представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
-принимать и сохранять цель и учебную задачу;
-высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
-планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
-проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
-понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Предметные результаты
-усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;
-правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
-понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;
-уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
-называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
-давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
-рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
-составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
-усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Существительнайсь. Имя существительное (18 часов)
Основная цель: знакомство с именем существительным; знать: падежи имени существительного; постоянные признаки имени существительного: собственное и нарицательное; одушевлённое и неодушевлённое; непостоянные признаки: число, склонение, падеж.
- Повторение пройденного материала в 4 классе. (1 час)
- Имя существительное. Падежи. Склонения. Летние каникулы. (1 час)
- Именительный падеж. Времена года. (1 час)
- Множественное число им.сущ-го. Дары осени. (1 час)
- Родительный, дательный, отложительный падежи. Школа. Школьные принадлежности. (3 часа)
- Местный падеж. Путешествие. (2 час)
- Исходный падеж. Виды транспорта. (1 час)
- Направительно-вносительный, переместительный падежи. Словари, разговорники мокшанского языка. (2 часа)
- Сравнительный падеж. Празднование дня рождения. (1 час)
- Изъятельный падеж. Семейные традиции. (1 час)
- Превратительный, причинный падежи. Мой город. Моё село. (2 часа)
- Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт. (2 часа)
- Тестовая работа №1 (Имя существительное). Работа над ошибками. Повторение материала, пройденного в первой четверти. (2 часа)
Раздел 2. Прилагательнайсь. Имя прилагательное (14 часов)
Основная цель: знакомство с именем прилагательным; знать: лексическое значение имени прилагательного; разряды имени прилагательного (качественные и относительные); уметь: образовывать имена прилагательные с уменьшительно ласкательным значением при помощи суффиксов – НЯ, - КЯ; образовывать прилагательные от существительных при помощи суффиксов: -У, - Ю, - В (качественные), - НЬ (относительные).
- Имя прилагательное. Портрет друга, подруги. (1 час)
- Знакомство с детским журналом «Якстерь тяштеня». (2 часа)
- Переместительный падеж. Образование им.прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. (1 час)
- Сравнительный, изъятельный падежи. Профессии родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия. (2 часа)
- Превратительный, причинный падежи. Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса). (1 час)
- Уменьшительно-ласкательный суффикс – НЯ. (1 час)
- Зимние забавы. Приметы зимы. (2 часа)
- Костюм (национальный, женский). (2 часа)
- Тестовая работа № 2 (Имя прилагательное). Работа над ошибками. Повторение материала, пройденного во второй четверти. (2 часа)
Раздел 3. Валмельгакссь. Послелог (4 часов)
Основная цель: знакомство с послелогами (инголе, фтала, лангса, ала, инкса, потмоса и т.д.); знать: какие бывают послелоги; уметь: использовать послелоги в словосочетаниях и предложениях
- Повторение. (1 час)
- Послелог. Подготовка к празднованию Нового года / Рождества (2 часа)
- Послелог. Закрепление (1 час)
Раздел 4. Глаголсь. Глагол (32 часа)
Основная цель: знакомство с глаголом; знать: наклонения глагола, времена глагола (настоящее, прошедшее¸будущее), глагольные формы с отрицаниями (-аф, -аш, -изь); уметь: образовывать глаголы с различными суффиксами наклонений, образовывать глаголы с суффиксами «определенного» времени, использовать глагольные формы с отрицаниями.
- Глагол. Колядки. (1 час)
- Повелительное наклонение глагола. 23 февраля - День мужества. (2 часа)
- Побудительное наклонение глагола. Распорядок дня. (2 часа)
- Побудительное наклонение глагола. 8 марта - Международный женский день. (2 часа)
- Виды глагола глагола. Приметы весны. (2 часа)
- Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки). (2 часа)
- Изъявительное наклонение глагола. Еда, напитки (национальные). (2 часа)
- Мой воскресный день. (1 часа)
- Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож». (2 часа)
- Тестовая работа № 3 (Глагол). Работа над ошибками. Повторение материала, пройденного в третьей четверти. (2 часа)
- Времена глагола. Настоящее время. Весенние праздники. (2 часа)
- Знакомство с журналом «Мокша». (2 часа)
- Глагольные формы с отрицаниями. Одежда, обувь (весенняя, летняя). (2 часа)
- Экскурсии по родному городу. (2 часа)
- Мордовские народные игры. (2 часа)
- Здоровье. Гигиена. Части тела. (1 час)
- Тестовая работа № 4 (Части речи). Работа над ошибками (мы собираемся на каникулы: планы на лето). Повторение. Систематизация материала. (3 часа)
Распределение учебных часов по четвертям
Курс рассчитан на 70 ч - (35 учебных недель).
Количество часов в 1-й четверти - 18.
Количество часов во 2-й четверти - 14.
Количество часов в 3-й четверти - 22.
Количество часов в 4-й четверти - 16.
Содержание практической деятельности
Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся:
№ | Тема проекта |
1 | Костюм (национальный, женский) |
2 | «Я люблю…» |
3 | Мой город |
Сетка уроков контроля
Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
I Четверть | Контрольная работа №1 Имя существительное | 1 |
II Четверть | Контрольная работа №2 Имя прилагательное | 1 |
III Четверть | Контрольная работа №3 Глагол | 1 |
IV Четверть | Контрольная работа №4 Части речи | 1 |
Тематический план учебного курса
Четверть/ Часы | Темы | Грамматический материал | Лексический материал | Контр. раб. | Практ.раб. |
I четверть/ 9 недель/ 18 часов | 1. Повторение пройден-го материала в 4 кл.. 2. Летние каникулы. 3. Времена года. 4. Дары осени. 5-6. Школьные принадлежности. 7. Путешествие. 8. Виды транспорта. 9-10. Словари, разговорники мокшанского языка. 11. Празднование дня рождения. 12. Семейные традиции. 13. Мой город. 14. Моё село. 15-16. Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель. 17-18. Тестовая работа. Работа над ошибками. | 1. Повторение изуч.материала. 2. Имя сущ-е: постоянные признаки: - собственное и нарицательное; - одушевленное и неодушевленное; непостоянные признаки: - число; - склонение; - падеж. | 40 лексических единиц для продуктивного усвоения | 1 | |
II четверть/ 7 недель/ 14 часов | 1. Портрет друга, подруги. 2-3. Знакомство с детским журналом «Якстерь тяштеня». 4. Образование им. прилагат-х 5. Профессия родителей, сестры, брата. 6. Моя любимая профессия. 7. Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса). 8. Образование им. прилагат-х 9. Зимние забавы. 10. Приметы зимы. 11-12. Проект: Костюм (национальный, женский). 13-14. Тестовая работа № 2. Имя прилагательное. Работа над ошибками. | 1. Имя сущ-е. Образование Сущ-х с уменьшит.- ласкат. суф-ми -ня/-кя. 2. Имя прил-е: - лексическое значение; - разряды (кач-е и Отн-е). Образование прил-х с уменьш.- ласк.суффиксами -ня/-кя. 3 .Словосочетание «прилаг.+ сущ.». | 50 лексических единиц для продуктивного усвоения | 1 | 1 |
III четверть/ 11 недель/ 22 часа | 1. Повторение ранее изученного 2-4. Послелог. Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно- угорских народов. Самостоят.раб. 5. Глагол. Колядки. 6-7. 23 февраля - День мужества. 8-9. Распорядок дня. 10-11. Весенние праздники. 8 марта -Международный женский день. 12-13. Приметы весны. 14-15. Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки). 16-17. Еда, напитки (национальные). 18. Мой воскресный день. Проект: Я люблю… 19-20. Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож». 21-22. Тестовая работа № 3 (Глагол). Работа над ошибками. | 1. Имя прил-е. Образование прилагат-х от сущ-х при помощи суф. -у, -ю, -в (качеств-е)/ -нь (относит-е). 2. Послелог: - значение послелогов; - их использов-е в словосоч. и предложениях. 3. Глагол: - образование неопред.формы глагола при помощи суф. -мс, -ма, -мда; - вид (однократ., многократ.); - наклонение (изъявит.,повелит.побудительное). | 60 лексических единиц для продуктивного усвоения | 1 | 2 |
IV четверть/ 7 недель/ 14 часов | I. Весенние праздники. 1 апреля- День смеха. Пасха. 2-3. Знакомство с журналом «Мокша». 4-5. Одежда, обувь (весенняя, летняя). 6-7. Экскурсии по родному городу. Проект: Мой город 8-9. Мордовские народные игры. 10-11. Здоровье. Гигиена. Части тела. 12. Тестовая работа №4 (Части речи) 13.Работа над ошибками 14-16. Повторение. | 1. Глагол: - время (настоящее, прош., будущее); - лицо (1, 2, 3); число(ед./множ.). 2. Словосочетание «глагол + сущ.» 3. Простое предложение. 4. Повторение и систематизация изученного в 1-3 четвертях материала. | 30 лексических единиц для продуктивного усвоения | 1 | 1 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика учебной деятельности | УУД | Дата проведения занятия | |||||||
Планир. | Фактич. | ||||||||||||
I четверть. Раздел 1. Существительнайсь. Имя существительное (18 часов) | |||||||||||||
1 | Повторение пройденного материала в 4 | Урок-беседа. (вспомним темы: дик./дом.животныептицы, одежда, еда(овощи/фрукты и т.д.), времена года, цвета, дни недели,писатели/композиторы (знаменитые люди Мордовии) и др. | 1 | Составляют собственные диалоги, с целью решения заданной коммуникативной задачи, используя изученные речевые клише. (Д/з.: стр.3 упр.2). | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Л: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу | ||||||||
2 | Имя существительное. Падежи. Склонения. Летние каникулы | Изучение нового материала | 1 | Овладение первоначальными навыками нахождения существительных в тексте (ставить к ним вопрос): работа с правилом стр.5. выполнение упр.4 на стр.4; упр.6 на стр.5. (Д/з.: стр.3 упр.1), (знать правило стр.5). | |||||||||
3 | Именительный падеж. Времена года | Комбинированный урок | 1 | Овладение первоначальными навыками нахождения существительных в тексте и ставить к ним вопрос , выделяют грамматические признаки имени существительного: повторение времён года, стр.6 упр.7; стр.7 упр.8. Д/з.: стр.5 – знать правило, стр.7 упр.9-(перевести стихотворение),(знать правило стр. 5) | П: овладевают целостными представлениями об истории родного края; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Л: Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности | ||||||||
4 | Множественное число им.сущ-го. Дары осени | Комбинированный урок | 1 | Продолжение нахождения сущ-х в тексте: стр.7-8 упр.10, стр.9-разбор правила, стр.10 упр.13,14. Д/з.: стр.10 у.12 и стр.10(!)-перевод, (знать правило стр.9). | П: выявляют историю возникновения своего имени Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
5-8 | Родительный, дательный, отложительный падежи. Школа. Школьные принадлежности | Комбинированный урок | 3 | 1 урок. Разбор правила на стр.11. Выполнение упражнений: 15,16-17 (устно), упр.18,19. Д.з.:стр.12-13(!)-перевод; стр.13 упр.22 2 урок. Разбор правила на стр.13. Выполн.упр.: упр.21,25,26,Сёма Нолин. Д.з.: упр23,стр.14 (!)-перевод 3 урок. Разбор правила на стр.25.Выполн.упр.: 49-51,38,39. Д.з.: уп.52,37(знать правила стр. 11,13, 25). | |||||||||
9-10 | Местный падеж. Путешествие. | Комбинированный урок | 2 | 1 урок. Работа с упражнениями 27,30,32,34. Д.з.: упр.43,44,стр.20-23(!)-перевод. Нахождение на заданные вопросы ответов выделяют грамматические признаки имени существительного. 2 урок.Стр.27-правило.упр.53,55,Сёма Нолин,35,36. Д.з.: упр.57,62, (знать правило стр.27). | П: запоминают лексику по данной теме Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
11 | Исходный падеж Виды транспорта. | Комбинированный урок | 1 | Стр.33-правило.упр.65,61, 42. Читают про себя и учатся понимать тексты, содержащие знакомый материал. Д.з.:упр.64, стр.28-29(!)-перевод. инд.задан.: упр.45-46,56,59,60,63(знать правило стр.33). | П: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Р: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. К: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Л: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | ||||||||
12 | Образование имён существительных с уменьшит-ласк. знач-м. Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт | Комбинированный урок | 1 | Стр.34-35 – правило. Упр.66,67,71 Д.з: найти из словаря 15 сущ-х, поставить в уменьшит.-ласкат-й форме, перевести данные слова. (знать правило стр.34-35). | |||||||||
13-15 | Направительно-вносительный, переместительный падежи. Словари, разговорники мокшанского языка | Комбинированный урок | 3 | 1 урок. Стр.35-разбор правила.упр.68,69,70 (устно), 73. Д.з.: Стр.38-39 упр.72-1й ряд, 74 – 2й ряд, 75-3й ряд.Стр.38(!) 2 урок. Стр.39-разбор правила,упр.76, 77,82,83. Д.з.: Стр.40 упр 78 + Сёма Нол.(перевод), стр.42-инд.зад.упр.80, (знать прав. стр.35-39). | |||||||||
16 | Сравнительный падеж. Празднование дня рождения. | Комбинированный урок | 1 | Стр.43-разбор правила, упр.81, стр.44 упр.84-85, . (составляют свои диалоги, с целью решения заданной коммуник-й задачи). Д.з.: стр.45 упр.-88,86 и – (!),(знать правило стр.43). | П: выясняют информацию о семейных традициях Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
17-18 | Тестовая работа №1. Имя существит-е. Работа над ошибками. | Контроль знаний | 2 | Выполняют Т/Р; обобщают и систематизируют изученный материал; (исправление ошибок, совершённых в Т/Р. Повторение материала, пройденного в I четвер.). Д/з.: стр.5-43 – повторить правила. | |||||||||
II четверть. Раздел 2. Прилагательнайсь. Имя прилагательное (14 часов) | |||||||||||||
1 | Изъятельный падеж. Семейные традиции. Превратительный падежи. Мой город. Моё село | Комбинированный урок | 1 | Стр.45-46- разбор правила, упр.87,89,90,91. Д.з.: стр.47 упр.91-92 (знать правила стр.45-46). | П: находят информацию на данную тему Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
2 | Причинный падеж; повторение пройденного материала | Комбинированный урок | 1 | Стр.47 – разбор правила, упр.93. стр.48 упр.2,3 (произносят различают на слух звуков, слов, словосочетаний, и предложений мокшанского языка; соблюдают интонации повествовательных и восклицательных предложений; Д.з.: стр.48 упр.1 (знать правило стр.47). | |||||||||
3 | Имя прилагательное. Портрет друга, подруги | Изучение нового материала | 1 | Стр. 49- разбор правила, упр 1, 3, 4 Обобщают и систематизируют изученный материал соотносят картинки с содержанием текста, располагая их в логической последовательности; Составляют словесный портрет друга. Д.з.: стр.49 – знать правило упр.2 | П: читают художественный текст, используя разные стратегии; Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
4 | Знакомство с детским журналом «Якстерь тяштеня» | Комбинированный урок | 1 | Упражняются в чтении переводе рассказов и сказок из журнала | П: рассматривают журнал, готовят сообщение о его создании Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
5 | Образование им. прилагат-х с уменьшительно-ласкательным значением (-ня, -кя) | Комбинированный урок | 1 | Стр. 50 – разбор правила, упр.5, 6, 8, 9 Д.з.: стр.51 упр.7, (стр.50 – разбор правила). | П: выявляют интересные сведения о профессиях своих родителей Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
6 | Профессии родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия | Комбинированный урок | 1 | Работа по распечаткам (задания даёт учитель). Д.з.: составление не менее 5 предложений (разные профессии). | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
7 | Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса) | Комбинированный урок | 1 | Стр.52 упр.10,12, 13, 14 (счоставляют характеристику класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса). Д.з.: стр.52 (!) – перевод, упр.11 | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
8 | Образование им. прилагат-х | Комбинированный урок | 1 | Работа с презентацией (с заданиями). Д.з.: стр.61 – разбор правила (кач.и относит.прилаг-е). | П: находят информацию о зимних играх Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
9-10 | Зимние забавы. Приметы зимы | Комбинированный урок | 2 | 1 урок. Составление и чтение диалога (раздаёт учитель, выполняют задания по тексту), стр.54 упр.16, 17. Д.з.: стр.54 (!)- перевод, упр.15 2 урок. Стр.55 упр.18, 20, 21. Д.з.: стр.55 упр.19 | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
11-12 | Проект: Костюм (национальный, женский) | Комбинированный урок | 2 | 1 урок. Повторение и систематизация изученного. Упр.22,23,24,25 Д.з.: стр.59 упр.26
2 урок. Стр.60 упр.28,29. Выполнение проекта (построение плана). Д.з.: выполнить проект. | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Л: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу | ||||||||
13-14 | Тестовая работа № 2. Имя прилагательное. Работа над ошибками. | Контроль знаний | 2 | Закрепление изученного: выполнение К/р. и работы над ошибками. Д.з.: стр.61 упр.30 | Выполнение тестовой работы; Исправление ошибок, совершённых в тест.раб.. Повторение материала, пройденного во второй четверти | ||||||||
III четверть. Раздел 3. Валмельгакссь. Послелог (4 часов) / Раздел 4. Глаголсь. Глагол (18 часов) | |||||||||||||
1-2 | Повторение. Качественные и относительные прилагательные | Комбинированный урок | 2 | 1 урок. Повторение и систематизация изученного. Выполнение упр.31,32 (33 – по тексту упр.32) на стр.62,63. Д.з.: стр.61 – знать правило. 2 урок. Выполнение упр.1,2,3 на стр.64 Д.з.: выписать в тетрадь и выучить на мокшанском 10 сущ., 10 прил., 10 глаг.. | П: овладевают целостными представлениями об истории родного края; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Л: Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности | ||||||||
3-4 | Послелог. Подготовка к празднованию Нового года / Рождества | Изучение нового материала | 2 | 1 урок. Разбор правила на стр.65. выполнение упр.1,2,3 Д.з.: стр.65 – знать правило. 2 урок. Повтор правила на стр. 65. Составление из 5-7 предложений по картине. Выполнение работы по карточкам. Д.з.: стр.66 упр.4(повтор правила стр.65). | П: выявляют историю возникновения праздника нового года и рождества и традиции его встречи мордовским народом Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
5 | Послелог. Закрепление. Самостоятельная работа | Контроль знаний | 1 | Выполнение С./р. Д.з.: стр.65 – закрепить правило(знать послелоги) | Выполнение самостоятельной р. П: повторяют и систематизируют изученный материал Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
Раздел 4. Глаголсь. Глагол (14 часов) | |||||||||||||
6 | Глагол. Колядки | Изучение нового материала | 1 | Составление из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации; Стр.67 – разбор правила. Выполнение упр.1-2 стр.67; работа по словарю (составление словосоч.глаг+сущ.) Д.з.: стр.67 – знать правило | П: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Р: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. К: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Л: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | ||||||||
7-8 | Повелительное наклонение глагола. Глаголы многократного вида. 23 февраля - День мужества | Комбинированный урок | 2 | 1 урок. Составление текста из нескольких взаимосвяз-х предложений с помощью опорных слов. Стр. 68-разбор правила, упр.3,4,5. Д.з.: стр.68 – знать правило,упр.9,10 2 урок. Стр.69- разбор правила упр.6,7,8 Д.з.: состав.поздравление на мокш.яз., изготовление открытки(глаголы подчеркнуть красным, прил.-жёлтым, сущ.-зелёным);стр.69-знать правило. | П: находят информацию о праздниках Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
9-10 | Побудительное наклонение глагола. Распорядок дня | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Стр.72 – разбор правила упр.12,13,14, стр.72-73 (!)-перевод. Д.з.: стр.73 упр.15,16 2 урок. Выполнение упр.17-22 Д.з.: стр.72 – знать правило, упр.23,24 | П: составляют режим дня Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
11-12 | Весенние праздники. 8 марта –Международный женский день. | Комбинированный урок | 2 | 1 урок. Выполнен.упр.27-29, 31. Д.з.: стр.76 упр. 26 и (!)- перевод. 2 урок. Выполнен.упр.32-36 на стр.79. Д.з.: составление поздравления на мокшанском языке, изготовление открытки (упр. 30). | П: находят информацию о праздниках Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
13 | Приметы весны | Комбинированный урок | 1 | Выполнение упр. 37, 39(+вопросы по тексту), упр.40 Д.з.: упр 41 на стр.81 | П: устанавливают, чем отличаются письмо и счет народов мордовского края Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
14-15 | Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки) | Комбинированный урок | 2 | Рассмотрение презентации (вспоминаем названия птиц). Выполнение упр.43. Д.з.: стр.82 упр.44 и (!) – перевод. 2 урок. Выполнен.упр.45, 47. Деление класса на 2 команды. С помощью презентации выполняют задания). Д.з.: стр.84 упр.46 | |||||||||
16-17 | Изъявительное наклонение глагола(стр.92-правило). Еда, напитки (национальные) | Комбинированный урок | 2 | 1 урок. Стр.92 – разбор правила, упр.61; стр.85 упр.48,49. Д.з.: стр.92 – знать правило. 2 урок. (Сообщение учителя). Стр.86,87 упр.50-52. Д.з.: упр.53, 54 на стр.87,88 | П: выявляют , когда появились города и села нашей республики Р: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества | ||||||||
18 | Мой воскресный день. Проект: «Я люблю…» | Комбинированный урок | 1 | Выполнен.упр.55 на стр.88. составление плана проекта. Подготовка сообщения, рассматривание иллюстраций, составление текста Д.з.: выполнить проект. | П: повторяют и систематизируют изученный материал Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
19-20 | Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож» | Комбинированный урок | 2 | Сказки и их авторы (работа со стр.учебника 90-91, упр.58-60.Чтение, просмотр , сказки, анализ («Куйгорож»). Д.з.: стр.90,91 (!) – перевод. Ответить на вопросы по увиденной сказке: кто главные герои? Что в сказке добро, а что-зло? Какими характерными признаками наделены главные герои? Чему учит сказка?что понравилось в сказке, а что – нет? | П: упражняются в построении и чтении текста Р: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества | ||||||||
21-22 | Тестовая работа № 3 (Глагол). Работа над ошибками. | Комбинированный урок | 2 | Выполнение тестовой р.и работы над ошибками. Стр.93 упр.63. (иллюстрирование, ведение диалога, понимание на слух текст с опорой на иллюстрацию.). Д.з.: Упр.62 на стр.93 | Выполнение тестовой работы; Исправление ошибок, совершённых в тест.раб.. Повторение материала, пройденного в третьей четверти; П: выявляют особенности мордовских сказок Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
IV четверть. Раздел 4. Глаголсь. Глагол (14 часов) | |||||||||||||
1 | Времена глагола. Настоящее время. Весенние праздники | Комбинированный урок | 1 | Повторение, систематизация изученного материала, упражнение в закреплении грамматических понятий. Стр.92- повтор правила. Работа с презентацией. Д.з.: стр.94 упр.66 | П: повторение и обобщение лексического и грамматического материалов Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
2-3 | Прошедшее и будущее времена глагола. Знакомство с журналом «Мокша» | Комбинированный урок | 2 | 1 урок. Стр.93 – разбор правила, упр.64,65, работа со словарём. (найти в словаре 5 глаг., поставить в форму прошедшего времени, составить словосоч.с данными глаг.(чтение, перевод текста, ответы на вопросы, уяснение новых грамматических понятий). Д.з.: стр.95 упр.67, стр.93 – знать правило. 2 урок. Стр.95 – разбор правил, упр.68, 71; работа с журналом «Мокша» (работа со стр.101). Д.з.: стр.96 упр.69,70 | П: выявляют чем богат духовный мир народов Мордовии Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
4-5 | Глагольные формы с отрицаниями. Одежда, обувь (весенняя, летняя) | Комбинированный урок | 2 | 1 урок. Стр.97 – разбор правила, упр.72,73,74, 76 (составление высказывание с использованием изученного материала). Д.з.: стр.98 упр.75, + Сёма Нолин – перевод. 2 урок. Стр.99 упр.77-79,81. Д.з.: стр.100 упр.80 | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
6-7 | Экскурсии по родному городу. (Инсар. Саранск). Одежда. | Комбинированный урок | 2 | 1 урок. Работа с презентациями. Упр.91-92 стр.105 Д.з.: инд.задания: готовят сообщения: Инсар, Саранск (достопримечательности, годы основания, численность по сравнению с предыдущими годами и т.д.); стр.105 упр.93 2 урок. Работа по стр.102-103 упр.85-88. Д.з.: стр.103 упр.89,+ (!) – перевод. | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
8-9 | Мордовские народные игры | Комбинированный урок | 2 | 1 урок. Сообщение учителя (Иры у мокшан). Выполнение упр.94-96 на стр.106-107. Д.з.: стр.107-108 упр.97 2 урок. Стр.108 упр.98,99. Игры на практике (играем). Д.з.: придумать 2 игры: дома и на улице.(написать в тетрадь ход игр). | П:сисиематизирут грамматический материал Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
10-11 | Здоровье. Гигиена. Части тела человека | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Выполнение упр.100,101,104,106. Д.з.: стр.109 упр.100-знать слова, упр.102 2 урок. Выполнение упр.108-111 на стр.111-112. Д.з.: стр.110 упр.105,107 | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
12- | Тестовая работа № 4 (Части речи). | Комбинированный урок | 1 | Выполнение тестовой работы | Выполнение тестовой работы; Исправление ошибок, совершённых в тест.раб.. Повторение материала, пройденного в четвёртой четверти П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Л: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу | ||||||||
13 | Работа над ошибками | Комбинированный урок | 1 | Повторение и систематизация материала | П: овладевают целостными представлениями об укреплении здоровья человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Л: Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности | ||||||||
14, 15, 16 | Повторение. Систематизация материала Мы собираемся на каникулы: планы на лето. | Комбинированный урок | 1 | Ведение диалога, понимание на слух текст с опорой на иллюстрацию. Тестирование, описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки. Выполнение упр.112,113, работа с карточками, работа по страницам учебника 114-118; презентация; урок добра. | |||||||||
ИТОГО | 70 |
Учебно-методическое обеспечение предмета
Учебное пособие: Мокшанский язык. 5 класс: учебное пособие для русскоязыч. учащихся / В.П. Гришунина, В.Ф. Рогожина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 144 с.
Нормативные документы и программы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.04. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального, основного общего, среднего образования»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
4.Мокшанский язык. 5 класс: учебное пособие для русскоязыч. учащихся / В.П. Гришунина, В.Ф. Рогожина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 144 с.
дополнительная учебно-методическая литература и источники
литература, рекомендованная для учителя:
1.Рогожина В.Ф., Гришунина В.П. Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (четвертый год обучения – 5 класс), 2009. – Саранск.
2.Кочеваткина О.В., Ивлюшкина Н.И. Программа по изучению эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (четвертый год обучения – 5 класс), 2009. – Саранск.
3.Осовский, Е.Г. Рассказы из истории Мордовии / Е.Г. Оссовский, Л.Г. Филатов. _ Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983.
4.Голенков, Н.Б. Говорим по-мокшански: Разговорник / Н.Б.Голенков, Г.С. Иванова. – Саранск: Изд. дом «Книга», 2009. – 80 с.
5.Журнал «Якстерь тяштеня»
6.Журнал «Мокша»
1) сайт Министерства образования и науки Российской Федерации:
http://www.mon.gov.ru ;
2) сайт «Государственные образовательные стандарты второго
поколения»: http://www.standart.edu.ru;
3) сайт журнала «Вестник образования»: http://www.vestnik.edu.ru ;
4) сайт «Учительской газеты»: http://www.ug.ru ;
5) сайт журнала «Начальная школа»: http://www.n-shkola.ru ;
6) сайт журнала «Современный урок: начальная школа»: http://www.ppoisk.com;
7) портал компании «Кирилл и Мефодий»: http://www.km.ru;
8) «Все для учителей начальной школы»: http://www.nsc.1september.ru ;
литература, рекомендованная для учащихся:
1.Мордовский народный костюм: Альбом / Сост. и авт. текста Т.П. Прокина, М.И. Сурина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. – 384 с.
2.Голенков, Н.Б. Говорим по-мокшански: Разговорник / Н.Б.Голенков, Г.С.Иванова. – Саранск: Изд. дом «Книга», 2009. – 80 с.
3.Древняя мордва, или Что нашли археологи: рассказы о древней мордве для мален. читателей / В. Вихляев. – Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007. – 49 с – 200 с.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Аудиоцентр/магнитофон.
- Мультимедийный проектор
- Экспозиционный экран
- Компьютер
- Фотокамера цифровая
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
- Диски: Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии». Словарь наиболее употребляемых слов (русско-мокшанский, мокшанско-русский). Мы – Мордва! Портреты: Писатели и поэты Мордовии. Мокшень ефкст.
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Планируемые предметные результаты изучения курса мокшанского языка в
5 классе: познать
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
-формирование умения объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-формирование умения понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Метапредметные результаты: уметь
*самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
* самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
*соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
*оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
*владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
* определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
*создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
*осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
*воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
*ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
*работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
*осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
*пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
*осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
*составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
*составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
*анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
*осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
*ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
*находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
*организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
* осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
Говорение. Диалогическая речь. Вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального характера и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета.
Говорение. Монологическая речь. Рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.
Аудирование. Относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения; понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.
Чтение. Читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения.
Письмо и письменная речь. Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.
Произносительная сторона речи. Знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия.
Лексическая сторона речи. Овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 100 лексических единиц. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией.
- применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;
- ориентироваться в письменном и аудиотексте на мокшанском языке;
- выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;
- понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;
- давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.
Фонетика и орфография
- чётко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания мокшанского языка;
- произносить мягко мягкие согласные;
- оглушать согласные в конце слога, слова;
- не смягчать согласные перед гласными переднего ряда [и], [э];
- правильно писать и выговаривать [о].
Учащиеся должны знать основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия, владеть основными правилами мокшанской орфографии.
Лексическая сторона речи
- овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 100 лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения);
- знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов).
Морфология
Изучение имени существительного:
- лексическое значение;
- одушевленные и неодушевленные;
- собственные и нарицательные;
- падеж;
- склонение;
- число;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ня, -кя.
Изучение имени прилагательного:
- лексическое значение;
- разряды (качественные и относительные);
- образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ня, -кя;
- образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов -у, -ю, -в (качественных), -нь (относительных).
Изучение послелогов:
- значение послелогов;
- использование послелогов в словосочетаниях и предложениях. Изучение глагола:
- время (настоящее, прошедшее, будущее);
- лицо (первое, второе, третье);
- число (единственное, множественное);
- образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов -мс, -ма, -мда;
- вид (однократный, многократный).
Синтаксис
Словосочетание:
- «прилагательное + существительное»;
- «глагол + существительное». Простое предложение.
Основные типы мокшанского простого предложения, отражающего структурный минимум:
- предложения с простым глагольным сказуемым;
- предложения с составным глагольным сказуемым;
- предложения с простым именным сказуемым;
- предложения с составным именным сказуемым. Коммуникативные типы предложения:
- утвердительные;
- вопросительные;
- отрицательные.
Обучение диалогической речи
- утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
- возражать, используя отрицательные предложения;
- выражать предположение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.
Монологическая речь
- Описание иллюстрации, собственного рисунка.
- Краткое сообщение о себе и своей семье.
Письмо
- письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т.д.;
- вести мокшанско-русский и русско-мокшанский словарик;
- составлять письма по образцу.
Список источников
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации:
http://www.mon.go v.ru;
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго
поколения»: http://www.standart.ru;
11. Сайт журнала «Вестник образования»: http://www.vestnik.edu.ru ;
12. Сайт «Учительской газеты»: http://www.ug.ru ;
13. Сайт журнала «Начальная школа»: http://www.n-shkola.ru ;
14. Сайт журнала «Современный урок: начальная школа»: http://www.ppoisk.com ;
15. Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http://www.km.ru ;
16. «Все для учителей начальной школы»: http://www.nsc.1september.ru ;
17. «Клубная деятельность младших школьников. Cоциальные и методические аспекты
работы с детьми 7-10 лет в досуговой деятельности»:
http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm ;
18. «Интернет для детей. Каталог детских ресурсов»: http://www.kinder.ru ;
19. «Проектная деятельность в начальной школе»:http://www.lotos.dtn.ru/mo _m_smir_03.htm l;
20. www.edurm.ru
22. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
24. http://cmoko.ru/
25. http://edurm.ru/ МРОП – (Мордовский Республиканский образовательный портал)
26. http://saransk.fulledu.ru/school/shkola-mou-gimnaziya-19/about/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по мокшанскому языку. 8 класс
Рабочая программа по мокшанскому языку. 8 класс...
рабочая программа по мокшанскому языку 3 класс
рабочая программ по мокшанскому языку 3 кл.2017-2017 учебныйго...
рабочая программа по мокшанскому языку 4 кл
рабочая программа...
рабочая программа по мокшанскому языку 5 кл
рабочая программа...
Рабочие программы по мокшанскому языку
Рабочая программа для 2 класса.Рабочая программа для 3 класса.Рабочая программа для 4 класса.Рабочая программа для 5 класса.Рабочая программа для 6 класса.Рабочая программа для 7 класса....