рабочая программа по мокшанскому языку 5 кл
рабочая программа (5 класс) на тему

Манцуринская Светлана Михаиловна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_maksh.yaz5kl.docx89.45 КБ

Предварительный просмотр:

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты

-представление о своей этнической принадлежности;

-развитие чувства любви к Родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние мордовского народа — мордовский язык;

-представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

-осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

-осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

-представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

-положительное отношение к языковой деятельности;

-заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

-этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

-развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

-представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

-принимать и сохранять цель и учебную задачу;

-высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

-планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

-проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Предметные результаты

-усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;

-правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;

-понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;

-уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;

-называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;

-давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;

-рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;

-составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

-усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Существительнайсь. Имя существительное (9  часов)

Основная цель: знакомство с именем существительным; знать: падежи имени существительного; постоянные признаки имени существительного: собственное и нарицательное; одушевлённое и неодушевлённое; непостоянные признаки: число, склонение, падеж.

  1. Имя существительное. Падежи. Склонения. Летние каникулы. (1 час)
  2. Именительный падеж. Времена года. (1 час)
  3. Множественное число им.сущ-го. Дары осени. (1 час)
  4. Родительный, дательный, отложительный падежи. Школа. Школьные принадлежности. (1час)
  5. Местный падеж. Путешествие. (1 час)
  6. Исходный падеж. Виды транспорта. (1 час)
  7. Направительно-вносительный, переместительный падежи. Словари, разговорники мокшанского языка. (1 часа)
  8. Сравнительный падеж. Празднование дня рождения. Изъятельный падеж. Семейные традиции.  (1 час)
  9. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт. (1 часа)

Раздел 2. Прилагательнайсь. Имя прилагательное (7  часов)

        Основная цель: знакомство с именем прилагательным; знать: лексическое значение имени прилагательного; разряды имени прилагательного (качественные и относительные); уметь: образовывать имена прилагательные с уменьшительно ласкательным значением при помощи суффиксов – НЯ, - КЯ; образовывать прилагательные от существительных при помощи суффиксов: -У, - Ю, - В (качественные), - НЬ (относительные).

  1. Имя прилагательное. Портрет друга, подруги. (1 час)
  2. Переместительный падеж. Образование им.прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. (1 час)
  3. Сравнительный, изъятельный падежи. Профессии родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия. (1 часа)
  4. Превратительный, причинный падежи. Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса). (1 час)
  5. Уменьшительно-ласкательный суффикс – НЯ. (1 час)
  6. Зимние забавы. Приметы зимы. (1 часа)
  7. Костюм (национальный, женский). (1 часа)

Раздел 3. Валмельгакссь. Послелог (2 час)

Основная цель: знакомство с послелогами (инголе, фтала, лангса, ала, инкса, потмоса и т.д.); знать: какие бывают послелоги; уметь: использовать послелоги в словосочетаниях и предложениях

  1. Послелог. Подготовка к празднованию Нового года / Рождества (2 часа)

Раздел 4. Глаголсь. Глагол (15 часов)

Основная цель: знакомство с глаголом; знать: наклонения глагола, времена глагола (настоящее, прошедшее¸будущее), глагольные формы с отрицаниями (-аф, -аш, -изь); уметь: образовывать глаголы с различными суффиксами наклонений, образовывать глаголы с суффиксами «определенного» времени, использовать глагольные формы с отрицаниями.

  1. Глагол. Колядки. (1 час)
  2. Повелительное наклонение глагола. 23 февраля - День мужества. (1 часа)
  3. Побудительное наклонение глагола. Распорядок дня. (1 часа)
  4. Побудительное наклонение глагола. 8 марта - Международный женский день. (1 часа)
  5. Виды глагола глагола. Приметы весны. (1 часа)
  6. Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки). (2 часа)
  7. Изъявительное наклонение глагола. Еда, напитки (национальные). (1 часа)
  8. Мой воскресный день. (1 часа)
  9. Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож». (1 часа)
  10. Времена глагола. Настоящее время. Весенние праздники. (1 часа)
  11. Знакомство с журналом «Мокша». (1 часа)
  12. Глагольные формы с отрицаниями. Одежда, обувь (весенняя, летняя). (1 часа)
  13. Мордовские народные игры. (1 часа)
  14. Здоровье. Гигиена. Части тела. (1 час)

Распределение учебных часов по четвертям

Курс рассчитан на  34  ч -  (35 учебных недель).

Количество часов в 1-й четверти - 9.

Количество часов во 2-й четверти - 7.

Количество часов в 3-й четверти - 11

Количество часов в 4-й четверти -7

Тематический план учебного курса

     

Четверть/

Часы

Темы

Грамматический

материал

Лексический

материал

Контр.

раб.

Практ.раб.

I четверть/

9 недель/

9часов

1. Летние каникулы.

2. Времена года.

3. Дары осени.

4. Школьные принадлежности.

5. Путешествие.

6. Виды транспорта.

7. Словари, разговорники

мокшанского языка.

8. Празднование дня рождения.

9.  Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель.

1. Повторение изуч.материала.

2. Имя сущ-е:

постоянные признаки:

- собственное и

нарицательное;

- одушевленное и

неодушевленное;

непостоянные признаки:

- число;

- склонение;

- падеж.

40 лексических

единиц для

продуктивного усвоения

II четверть/

7 недель/

7 часов

1. Портрет друга, подруги.

2. Образование им. прилагат-х

3. Профессия родителей, сестры, брата.

4. Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса).

5. Образование им. прилагат-х

6. Зимние забавы. . Приметы зимы.

7. Проект: Костюм (национальный, женский).

1. Имя сущ-е.

Образование

Сущ-х с уменьшит.-

ласкат. суф-ми

 -ня/-кя.

2. Имя прил-е:

- лексическое значение;

- разряды (кач-е и

Отн-е). Образование прил-х с уменьш.-

ласк.суффиксами -ня/-кя.

3 .Словосочетание

«прилаг.+ сущ.».

50 лексических

единиц для

продуктивного усвоения

III четверть/

11 недель/

11 часов

1 -2. Послелог. Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно- угорских народов. Самостоят.раб.

3. Глагол. Колядки.

4. 23 февраля - День мужества.

5. . Распорядок дня.

6. . Весенние праздники. 8 марта -Международный

женский день.

7.. Приметы весны.

8. . Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки).

9 . Еда, напитки (национальные).

10  Мой воскресный день. Проект: Я люблю…

11 Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож».

.

1. Имя прил-е.

Образование прилагат-х от сущ-х при помощи суф. -у, -ю, -в (качеств-е)/ -нь (относит-е).

2. Послелог:

- значение послелогов;

- их использов-е

в словосоч. и предложениях.

3. Глагол: - образование

неопред.формы глагола при помощи суф.

-мс, -ма, -мда;

- вид (однократ.,

многократ.);

- наклонение

(изъявит.,повелит.побудительное).

60 лексических

единиц для

продуктивного усвоения

1

2

IV четверть/

7 недель/

7 часов

I. Весенние праздники. 1 апреля- День смеха. Пасха.

2. Знакомство с журналом «Мокша».

3-4. Одежда, обувь (весенняя, летняя).

5. Экскурсии по родному городу. Проект: Мой город

6. Мордовские народные игры.

7. Здоровье. Гигиена. Части тела.

 

1. Глагол: - время (настоящее,

прош., будущее);

- лицо (1, 2, 3);

число(ед./множ.).

2. Словосочетание

«глагол + сущ.»

3. Простое предложение.

4. Повторение и систематизация изученного в 1-3 четвертях материала.

30 лексических

единиц для

продуктивного усвоения

1

1

 

                        КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Характеристика учебной деятельности

УУД

Дата проведения занятия

Планир.

Фактич.

I четверть. Раздел 1. Существительнайсь. Имя существительное (9 часов)

1

Имя существительное. Падежи. Склонения. Летние каникулы

Изучение нового материала

Овладение первоначальными навыками нахождения существительных в тексте (ставить к ним вопрос): работа с правилом стр.5. выполнение упр.4 на стр.4; упр.6 на стр.5. (Д/з.: стр.3 упр.1), (знать правило стр.5).

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий.

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Л: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу

2

Именительный падеж. Времена года

Комбинированный урок

1

Овладение первоначальными навыками нахождения существительных в тексте и ставить к ним вопрос , выделяют грамматические признаки имени существительного: повторение времён года,

стр.6 упр.7; стр.7 упр.8. Д/з.: стр.5 – знать правило, стр.7 упр.9-(перевести стихотворение),(знать правило стр. 5)

П: овладевают целостными представлениями об истории родного края; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Л: Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности

3

Множественное число им.сущ-го. Дары осени

Комбинированный урок

1

Продолжение нахождения сущ-х в тексте: стр.7-8 упр.10, стр.9-разбор правила, стр.10 упр.13,14. Д/з.: стр.10 у.12 и стр.10(!)-перевод, (знать правило стр.9).

П: выявляют историю возникновения своего имени

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

4

Родительный, дательный, отложительный падежи. Школа. Школьные принадлежности

Комбинированный урок

1

1 урок. Разбор правила на стр.11. Выполнение упражнений: 15,16-17 (устно), упр.18,19. Д.з.:стр.12-13(!)-перевод; стр.13 упр.22

5

Местный падеж. Путешествие.

Комбинированный урок

1

1 урок. Работа с упражнениями 27,30,32,34. Д.з.: упр.43,44,стр.20-23(!)-перевод. Нахождение на заданные вопросы ответов выделяют грамматические признаки имени существительного.

П: запоминают лексику по данной теме

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

6

Исходный падеж Виды транспорта.

Комбинированный урок

1

Стр.33-правило.упр.65,61,

42. Читают про себя и учатся понимать тексты, содержащие знакомый материал. Д.з.:упр.64,

стр.28-29(!)-перевод. инд.задан.: упр.45-46,56,59,60,63(знать правило стр.33).

П: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы.

Р: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

К: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации.

Л: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность 

7

Образование имён существительных с уменьшит-ласк. знач-м. Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт

Комбинированный урок

1

Стр.34-35 – правило. Упр.66,67,71

Д.з: найти из словаря 15 сущ-х, поставить в уменьшит.-ласкат-й форме, перевести данные слова. (знать правило стр.34-35).

8

Направительно-вносительный, переместительный падежи. Словари, разговорники мокшанского языка

Комбинированный урок

1

1 урок. Стр.35-разбор правила.упр.68,69,70 (устно), 73. Д.з.: Стр.38-39 упр.72-1й ряд, 74 – 2й ряд, 75-3й ряд.Стр.38(!)

П: читают художественный текст, используя разные стратегии;

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

9

Сравнительный падеж. Празднование дня рождения.

Комбинированный урок

1

Стр.43-разбор правила, упр.81, стр.44 упр.84-85, . (составляют свои диалоги, с целью решения заданной коммуник-й задачи). Д.з.: стр.45 упр.-88,86 и – (!),(знать правило стр.43).

П: выясняют информацию о семейных традициях

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата;

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 

II четверть. Раздел 2. Прилагательнайсь. Имя прилагательное (7 часов)

10

Имя прилагательное. Портрет друга, подруги

Комбинированный урок

1

Стр. 49- разбор правила, упр 1, 3, 4

Обобщают и систематизируют изученный материал

 соотносят картинки с содержанием текста, располагая их в логической последовательности;

Составляют словесный портрет друга.

Д.з.: стр.49 – знать правило упр.2

П: находят информацию на данную тему

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 

11

Образование им. прилагат-х с уменьшительно-ласкательным значением (-ня, -кя)

Комбинированный урок

1

Стр. 50 – разбор правила, упр.5, 6, 8, 9

Д.з.: стр.51 упр.7, (стр.50 – разбор правила).

П: выявляют интересные сведения о профессиях своих родителей

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

12

Профессии родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия

Комбинированный урок

1

Работа по распечаткам (задания даёт учитель).

Д.з.: составление не менее 5 предложений (разные профессии).

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений 

13

Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса)

Комбинированный урок

1

Стр.52 упр.10,12, 13, 14 (счоставляют характеристику класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса).

Д.з.: стр.52 (!) – перевод, упр.11

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

14

Образование им. прилагат-х

Комбинированный урок

1

Работа с презентацией (с заданиями).

Д.з.: стр.61 – разбор правила (кач.и относит.прилаг-е).

П: находят информацию о зимних играх

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

15

Зимние забавы. Приметы зимы

Комбинированный урок

1

1 урок. Составление и чтение диалога (раздаёт учитель, выполняют задания по тексту), стр.54 упр.16, 17.

Д.з.: стр.54 (!)- перевод, упр.15

2 урок. Стр.55 упр.18, 20, 21.

Д.з.: стр.55 упр.19

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

16

Проект: Костюм (национальный, женский)

Комбинированный урок

1

1 урок. Повторение и систематизация изученного. Упр.22,23,24,25

Д.з.: стр.59 упр.26

 

2 урок. Стр.60 упр.28,29. Выполнение проекта (построение плана).

Д.з.: выполнить проект.

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий.

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Л: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу

III четверть. Раздел 3. Валмельгакссь. Послелог (2 часов) /

17

Послелог. Подготовка к празднованию Нового года / Рождества

Изучение нового материала

1

1 урок. Разбор правила на стр.65. выполнение упр.1,2,3

Д.з.: стр.65 – знать правило.

2 урок. Повтор правила на стр. 65. Составление из 5-7 предложений по картине. Выполнение работы по карточкам.

Д.з.: стр.66 упр.4(повтор правила стр.65).

П: выявляют историю возникновения праздника нового года и рождества и традиции его встречи мордовским народом

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

18

Послелог. Закрепление. Самостоятельная работа

Контроль знаний

    1

Выполнение С./р.

Д.з.: стр.65 – закрепить правило(знать послелоги)

Выполнение самостоятельной р.

П: повторяют и систематизируют изученный материал

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Раздел 4. Глаголсь. Глагол 7 часов)

19

Глагол. Колядки

Изучение нового материала

1

Составление из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

Стр.67 – разбор правила. Выполнение упр.1-2 стр.67; работа по словарю (составление словосоч.глаг+сущ.)

Д.з.: стр.67 – знать правило

П: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы.

Р: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

К: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации.

Л: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность 

20

Повелительное наклонение глагола.  Глаголы многократного вида. 23 февраля - День мужества

Комбинированный урок

1

1 урок. Составление текста из нескольких взаимосвяз-х предложений с помощью опорных слов. Стр. 68-разбор правила, упр.3,4,5.

Д.з.: стр.68 – знать правило,упр.9,10

2 урок. Стр.69- разбор правила упр.6,7,8

Д.з.: состав.поздравление на мокш.яз., изготовление открытки(глаголы подчеркнуть красным, прил.-жёлтым, сущ.-зелёным);стр.69-знать правило.

П: находят информацию о праздниках

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 

21

Побудительное наклонение глагола. Распорядок дня

Комбинированный урок

1

1 урок. Стр.72 – разбор правила упр.12,13,14, стр.72-73 (!)-перевод.

Д.з.: стр.73 упр.15,16

2 урок.  Выполнение упр.17-22

Д.з.: стр.72 – знать правило, упр.23,24

П: составляют режим дня

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 

22

Весенние праздники. 8 марта – Международный  женский день.

Комбинированный урок

1

1 урок. Выполнен.упр.27-29, 31.

Д.з.: стр.76 упр. 26 и (!)- перевод.

2 урок. Выполнен.упр.32-36 на стр.79.

Д.з.: составление поздравления на мокшанском языке, изготовление открытки (упр. 30).

П: находят информацию о праздниках

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 

23

Приметы весны

Комбинированный урок

1

Выполнение упр. 37, 39(+вопросы по тексту), упр.40

Д.з.: упр 41 на стр.81

П: устанавливают, чем отличаются письмо и счет народов мордовского края

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 

24

Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки)

Комбинированный урок

1

Рассмотрение презентации (вспоминаем названия птиц). Выполнение упр.43.

Д.з.: стр.82 упр.44 и (!) – перевод.

2 урок. Выполнен.упр.45, 47. Деление класса на 2 команды. С помощью презентации выполняют задания).

Д.з.: стр.84 упр.46

25

Изъявительное наклонение глагола(стр.92-правило). Еда, напитки (национальные)

Комбинированный урок

1

1 урок. Стр.92 – разбор правила, упр.61; стр.85 упр.48,49.

Д.з.: стр.92 – знать правило.

2 урок. (Сообщение учителя). Стр.86,87 упр.50-52.

Д.з.: упр.53, 54 на стр.87,88

 П: выявляют , когда появились города и села нашей республики

Р: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества 

26

Мой воскресный день. Проект: «Я люблю…»

Комбинированный урок

1

Выполнен.упр.55 на стр.88. составление плана проекта. Подготовка сообщения, рассматривание иллюстраций, составление текста

Д.з.: выполнить проект.

П: повторяют и систематизируют изученный материал

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

27

Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож»

Комбинированный урок

1

Сказки и их авторы (работа со стр.учебника 90-91, упр.58-60.Чтение, просмотр , сказки, анализ («Куйгорож»).

Д.з.: стр.90,91 (!) – перевод. Ответить на вопросы по увиденной сказке: кто главные герои? Что в сказке добро, а что-зло? Какими характерными признаками наделены главные герои? Чему учит сказка?что понравилось в сказке, а что – нет?

П: упражняются в построении и чтении текста

Р: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества

IV четверть. Раздел 4. Глаголсь. Глагол (14 часов)

28

Времена глагола. Настоящее время. Весенние праздники

Комбинированный урок

1

Повторение, систематизация изученного материала, упражнение в закреплении грамматических понятий. Стр.92- повтор правила. Работа с презентацией.

Д.з.: стр.94 упр.66

П: повторение и обобщение лексического и грамматического материалов

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 

29

Прошедшее и будущее времена глагола. Знакомство с журналом «Мокша»

Комбинированный урок

1

1 урок. Стр.93 – разбор правила, упр.64,65, работа со словарём. (найти в словаре 5 глаг., поставить в форму прошедшего времени, составить словосоч.с данными глаг.(чтение, перевод текста, ответы на вопросы, уяснение новых грамматических понятий).

Д.з.: стр.95 упр.67, стр.93 – знать правило.

2 урок. Стр.95 – разбор правил, упр.68, 71; работа с журналом «Мокша» (работа со стр.101).

Д.з.: стр.96 упр.69,70

П: выявляют чем богат духовный мир народов Мордовии

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

30

Глагольные формы с отрицаниями. Одежда, обувь (весенняя, летняя)

Комбинированный урок

2

1 урок. Стр.97 – разбор правила, упр.72,73,74, 76 (составление высказывание с использованием изученного материала).

Д.з.: стр.98 упр.75, + Сёма Нолин – перевод.

2 урок. Стр.99 упр.77-79,81.

Д.з.: стр.100 упр.80

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений 

31-32

Экскурсии по родному городу. (Темников. Саранск). Одежда.

Комбинированный урок

1

1 урок. Работа с презентациями. Упр.91-92 стр.105

Д.з.: инд.задания: готовят сообщения: Инсар, Саранск (достопримечательности, годы основания, численность по сравнению с предыдущими годами и т.д.); стр.105 упр.93

2 урок. Работа по стр.102-103 упр.85-88.

Д.з.: стр.103 упр.89,+ (!) – перевод.

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

33

Мордовские народные игры

Комбинированный урок

1

1 урок. Сообщение учителя (Иры у мокшан). Выполнение упр.94-96 на стр.106-107.

Д.з.: стр.107-108 упр.97

2 урок. Стр.108 упр.98,99. Игры на практике (играем).

Д.з.: придумать 2 игры: дома и на улице.(написать в тетрадь ход игр).

П:сисиематизирут грамматический материал

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

34

Здоровье. Гигиена. Части тела человека

Комбинированный урок

1

1 урок.  Выполнение упр.100,101,104,106.

Д.з.: стр.109 упр.100-знать слова, упр.102

2 урок. Выполнение упр.108-111 на стр.111-112.

Д.з.: стр.110 упр.105,107

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

ИТОГО

34

Планируемые предметные результаты изучения курса мокшанского языка в

5 классе: познать

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные результаты:

оспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

ормирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

ормирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

ормирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

азвитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

ормирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

-формирование умения объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-формирование умения понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Метапредметные результаты: уметь

*самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

* самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

*соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

*оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

*владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

* определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

*создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

*осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

*воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

*ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

*работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

*осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

*пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

*осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

*составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

*составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

*анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

*осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

*ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

*находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

*организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

* осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты:

Говорение. Диалогическая речь. Вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального характера и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета.

Говорение. Монологическая речь. Рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.

Аудирование. Относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения; понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.

Чтение. Читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения.

Письмо и письменная речь. Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.

Произносительная сторона речи. Знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия.

Лексическая сторона речи. Овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 100 лексических единиц. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией.

- применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;

- ориентироваться в письменном и аудиотексте на мокшанском языке;

- выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;

- понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;

- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;

- давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.

Фонетика и орфография

  • чётко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания мокшанского языка;
  • произносить мягко мягкие согласные;
  • оглушать согласные в конце слога, слова;
  • не смягчать согласные перед гласными переднего ряда [и], [э];
  • правильно писать и выговаривать [о].

Учащиеся должны знать основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия, владеть основными правилами мокшанской орфографии.

Лексическая сторона речи

  • овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 100 лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения);
  • знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов).

Морфология

Изучение имени существительного:

  • лексическое значение;
  • одушевленные и неодушевленные;
  • собственные и нарицательные;
  • падеж;
  • склонение;
  • число;

-       образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ня, -кя.

Изучение имени прилагательного:

  • лексическое значение;
  • разряды (качественные и относительные);

-      образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ня, -кя;

-    образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов -у, -ю, -в (качественных), -нь (относительных).

Изучение послелогов:

  • значение послелогов;
  • использование послелогов в словосочетаниях и предложениях. Изучение глагола:
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);
  • лицо (первое, второе, третье);
  • число (единственное, множественное);
  • образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов -мс, -ма, -мда;
  • вид (однократный, многократный).

Синтаксис

Словосочетание:

  • «прилагательное + существительное»;
  • «глагол + существительное». Простое предложение.

Основные типы мокшанского простого предложения, отражающего структурный минимум:

  • предложения с простым глагольным сказуемым;
  • предложения с составным глагольным сказуемым;
  • предложения с простым именным сказуемым;
  • предложения с составным именным сказуемым. Коммуникативные типы предложения:
  • утвердительные;
  • вопросительные;
  • отрицательные.

Обучение диалогической речи

  • утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
  • возражать, используя отрицательные предложения;
  • выражать предположение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.

Монологическая речь

  • Описание иллюстрации, собственного рисунка.
  • Краткое сообщение о себе и своей семье.

Письмо

  • письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т.д.;
  • вести мокшанско-русский и русско-мокшанский словарик;
  • составлять письма по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по мокшанскому языку 5 класс

Программа по мокшанскому языку в 5 классе (для школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся)....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по мокшанскому языку. 8 класс

Рабочая программа по мокшанскому языку. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

рабочая программа по мокшанскому языку 3 класс

рабочая программ по мокшанскому языку 3 кл.2017-2017 учебныйго...

Рабочие программы по мокшанскому языку

Рабочая программа для 2 класса.Рабочая программа для 3 класса.Рабочая программа для 4 класса.Рабочая программа для 5 класса.Рабочая программа для 6 класса.Рабочая программа для 7 класса....