рабочая программа по мокшанскому языку 5 кл
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты
-представление о своей этнической принадлежности;
-развитие чувства любви к Родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние мордовского народа — мордовский язык;
-представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
-осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
-осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
-представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
-положительное отношение к языковой деятельности;
-заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
-развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
-представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
-принимать и сохранять цель и учебную задачу;
-высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
-планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
-проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
-понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Предметные результаты
-усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;
-правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
-понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;
-уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
-называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
-давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
-рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
-составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
-усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Существительнайсь. Имя существительное (9 часов)
Основная цель: знакомство с именем существительным; знать: падежи имени существительного; постоянные признаки имени существительного: собственное и нарицательное; одушевлённое и неодушевлённое; непостоянные признаки: число, склонение, падеж.
- Имя существительное. Падежи. Склонения. Летние каникулы. (1 час)
- Именительный падеж. Времена года. (1 час)
- Множественное число им.сущ-го. Дары осени. (1 час)
- Родительный, дательный, отложительный падежи. Школа. Школьные принадлежности. (1час)
- Местный падеж. Путешествие. (1 час)
- Исходный падеж. Виды транспорта. (1 час)
- Направительно-вносительный, переместительный падежи. Словари, разговорники мокшанского языка. (1 часа)
- Сравнительный падеж. Празднование дня рождения. Изъятельный падеж. Семейные традиции. (1 час)
- Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт. (1 часа)
Раздел 2. Прилагательнайсь. Имя прилагательное (7 часов)
Основная цель: знакомство с именем прилагательным; знать: лексическое значение имени прилагательного; разряды имени прилагательного (качественные и относительные); уметь: образовывать имена прилагательные с уменьшительно ласкательным значением при помощи суффиксов – НЯ, - КЯ; образовывать прилагательные от существительных при помощи суффиксов: -У, - Ю, - В (качественные), - НЬ (относительные).
- Имя прилагательное. Портрет друга, подруги. (1 час)
- Переместительный падеж. Образование им.прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. (1 час)
- Сравнительный, изъятельный падежи. Профессии родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия. (1 часа)
- Превратительный, причинный падежи. Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса). (1 час)
- Уменьшительно-ласкательный суффикс – НЯ. (1 час)
- Зимние забавы. Приметы зимы. (1 часа)
- Костюм (национальный, женский). (1 часа)
Раздел 3. Валмельгакссь. Послелог (2 час)
Основная цель: знакомство с послелогами (инголе, фтала, лангса, ала, инкса, потмоса и т.д.); знать: какие бывают послелоги; уметь: использовать послелоги в словосочетаниях и предложениях
- Послелог. Подготовка к празднованию Нового года / Рождества (2 часа)
Раздел 4. Глаголсь. Глагол (15 часов)
Основная цель: знакомство с глаголом; знать: наклонения глагола, времена глагола (настоящее, прошедшее¸будущее), глагольные формы с отрицаниями (-аф, -аш, -изь); уметь: образовывать глаголы с различными суффиксами наклонений, образовывать глаголы с суффиксами «определенного» времени, использовать глагольные формы с отрицаниями.
- Глагол. Колядки. (1 час)
- Повелительное наклонение глагола. 23 февраля - День мужества. (1 часа)
- Побудительное наклонение глагола. Распорядок дня. (1 часа)
- Побудительное наклонение глагола. 8 марта - Международный женский день. (1 часа)
- Виды глагола глагола. Приметы весны. (1 часа)
- Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки). (2 часа)
- Изъявительное наклонение глагола. Еда, напитки (национальные). (1 часа)
- Мой воскресный день. (1 часа)
- Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож». (1 часа)
- Времена глагола. Настоящее время. Весенние праздники. (1 часа)
- Знакомство с журналом «Мокша». (1 часа)
- Глагольные формы с отрицаниями. Одежда, обувь (весенняя, летняя). (1 часа)
- Мордовские народные игры. (1 часа)
- Здоровье. Гигиена. Части тела. (1 час)
Распределение учебных часов по четвертям
Курс рассчитан на 34 ч - (35 учебных недель).
Количество часов в 1-й четверти - 9.
Количество часов во 2-й четверти - 7.
Количество часов в 3-й четверти - 11
Количество часов в 4-й четверти -7
Тематический план учебного курса
Четверть/ Часы | Темы | Грамматический материал | Лексический материал | Контр. раб. | Практ.раб. |
I четверть/ 9 недель/ 9часов | 1. Летние каникулы. 2. Времена года. 3. Дары осени. 4. Школьные принадлежности. 5. Путешествие. 6. Виды транспорта. 7. Словари, разговорники мокшанского языка. 8. Празднование дня рождения. 9. Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель. | 1. Повторение изуч.материала. 2. Имя сущ-е: постоянные признаки: - собственное и нарицательное; - одушевленное и неодушевленное; непостоянные признаки: - число; - склонение; - падеж. | 40 лексических единиц для продуктивного усвоения | ||
II четверть/ 7 недель/ 7 часов | 1. Портрет друга, подруги. 2. Образование им. прилагат-х 3. Профессия родителей, сестры, брата. 4. Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса). 5. Образование им. прилагат-х 6. Зимние забавы. . Приметы зимы. 7. Проект: Костюм (национальный, женский). | 1. Имя сущ-е. Образование Сущ-х с уменьшит.- ласкат. суф-ми -ня/-кя. 2. Имя прил-е: - лексическое значение; - разряды (кач-е и Отн-е). Образование прил-х с уменьш.- ласк.суффиксами -ня/-кя. 3 .Словосочетание «прилаг.+ сущ.». | 50 лексических единиц для продуктивного усвоения | ||
III четверть/ 11 недель/ 11 часов | 1 -2. Послелог. Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно- угорских народов. Самостоят.раб. 3. Глагол. Колядки. 4. 23 февраля - День мужества. 5. . Распорядок дня. 6. . Весенние праздники. 8 марта -Международный женский день. 7.. Приметы весны. 8. . Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки). 9 . Еда, напитки (национальные). 10 Мой воскресный день. Проект: Я люблю… 11 Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож». . | 1. Имя прил-е. Образование прилагат-х от сущ-х при помощи суф. -у, -ю, -в (качеств-е)/ -нь (относит-е). 2. Послелог: - значение послелогов; - их использов-е в словосоч. и предложениях. 3. Глагол: - образование неопред.формы глагола при помощи суф. -мс, -ма, -мда; - вид (однократ., многократ.); - наклонение (изъявит.,повелит.побудительное). | 60 лексических единиц для продуктивного усвоения | 1 | 2 |
IV четверть/ 7 недель/ 7 часов | I. Весенние праздники. 1 апреля- День смеха. Пасха. 2. Знакомство с журналом «Мокша». 3-4. Одежда, обувь (весенняя, летняя). 5. Экскурсии по родному городу. Проект: Мой город 6. Мордовские народные игры. 7. Здоровье. Гигиена. Части тела.
| 1. Глагол: - время (настоящее, прош., будущее); - лицо (1, 2, 3); число(ед./множ.). 2. Словосочетание «глагол + сущ.» 3. Простое предложение. 4. Повторение и систематизация изученного в 1-3 четвертях материала. | 30 лексических единиц для продуктивного усвоения | 1 | 1 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика учебной деятельности | УУД | Дата проведения занятия | |||||||
Планир. | Фактич. | ||||||||||||
I четверть. Раздел 1. Существительнайсь. Имя существительное (9 часов) | |||||||||||||
1 | Имя существительное. Падежи. Склонения. Летние каникулы | Изучение нового материала | Овладение первоначальными навыками нахождения существительных в тексте (ставить к ним вопрос): работа с правилом стр.5. выполнение упр.4 на стр.4; упр.6 на стр.5. (Д/з.: стр.3 упр.1), (знать правило стр.5). | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Л: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу | |||||||||
2 | Именительный падеж. Времена года | Комбинированный урок | 1 | Овладение первоначальными навыками нахождения существительных в тексте и ставить к ним вопрос , выделяют грамматические признаки имени существительного: повторение времён года, стр.6 упр.7; стр.7 упр.8. Д/з.: стр.5 – знать правило, стр.7 упр.9-(перевести стихотворение),(знать правило стр. 5) | П: овладевают целостными представлениями об истории родного края; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Л: Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности | ||||||||
3 | Множественное число им.сущ-го. Дары осени | Комбинированный урок | 1 | Продолжение нахождения сущ-х в тексте: стр.7-8 упр.10, стр.9-разбор правила, стр.10 упр.13,14. Д/з.: стр.10 у.12 и стр.10(!)-перевод, (знать правило стр.9). | П: выявляют историю возникновения своего имени Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
4 | Родительный, дательный, отложительный падежи. Школа. Школьные принадлежности | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Разбор правила на стр.11. Выполнение упражнений: 15,16-17 (устно), упр.18,19. Д.з.:стр.12-13(!)-перевод; стр.13 упр.22 | |||||||||
5 | Местный падеж. Путешествие. | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Работа с упражнениями 27,30,32,34. Д.з.: упр.43,44,стр.20-23(!)-перевод. Нахождение на заданные вопросы ответов выделяют грамматические признаки имени существительного. | П: запоминают лексику по данной теме Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
6 | Исходный падеж Виды транспорта. | Комбинированный урок | 1 | Стр.33-правило.упр.65,61, 42. Читают про себя и учатся понимать тексты, содержащие знакомый материал. Д.з.:упр.64, стр.28-29(!)-перевод. инд.задан.: упр.45-46,56,59,60,63(знать правило стр.33). | П: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Р: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. К: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Л: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | ||||||||
7 | Образование имён существительных с уменьшит-ласк. знач-м. Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт | Комбинированный урок | 1 | Стр.34-35 – правило. Упр.66,67,71 Д.з: найти из словаря 15 сущ-х, поставить в уменьшит.-ласкат-й форме, перевести данные слова. (знать правило стр.34-35). | |||||||||
8 | Направительно-вносительный, переместительный падежи. Словари, разговорники мокшанского языка | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Стр.35-разбор правила.упр.68,69,70 (устно), 73. Д.з.: Стр.38-39 упр.72-1й ряд, 74 – 2й ряд, 75-3й ряд.Стр.38(!) | П: читают художественный текст, используя разные стратегии; Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
9 | Сравнительный падеж. Празднование дня рождения. | Комбинированный урок | 1 | Стр.43-разбор правила, упр.81, стр.44 упр.84-85, . (составляют свои диалоги, с целью решения заданной коммуник-й задачи). Д.з.: стр.45 упр.-88,86 и – (!),(знать правило стр.43). | П: выясняют информацию о семейных традициях Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
II четверть. Раздел 2. Прилагательнайсь. Имя прилагательное (7 часов) | |||||||||||||
10 | Имя прилагательное. Портрет друга, подруги | Комбинированный урок | 1 | Стр. 49- разбор правила, упр 1, 3, 4 Обобщают и систематизируют изученный материал соотносят картинки с содержанием текста, располагая их в логической последовательности; Составляют словесный портрет друга. Д.з.: стр.49 – знать правило упр.2 | П: находят информацию на данную тему Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
11 | Образование им. прилагат-х с уменьшительно-ласкательным значением (-ня, -кя) | Комбинированный урок | 1 | Стр. 50 – разбор правила, упр.5, 6, 8, 9 Д.з.: стр.51 упр.7, (стр.50 – разбор правила). | П: выявляют интересные сведения о профессиях своих родителей Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
12 | Профессии родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия | Комбинированный урок | 1 | Работа по распечаткам (задания даёт учитель). Д.з.: составление не менее 5 предложений (разные профессии). | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
13 | Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса) | Комбинированный урок | 1 | Стр.52 упр.10,12, 13, 14 (счоставляют характеристику класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса). Д.з.: стр.52 (!) – перевод, упр.11 | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
14 | Образование им. прилагат-х | Комбинированный урок | 1 | Работа с презентацией (с заданиями). Д.з.: стр.61 – разбор правила (кач.и относит.прилаг-е). | П: находят информацию о зимних играх Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
15 | Зимние забавы. Приметы зимы | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Составление и чтение диалога (раздаёт учитель, выполняют задания по тексту), стр.54 упр.16, 17. Д.з.: стр.54 (!)- перевод, упр.15 2 урок. Стр.55 упр.18, 20, 21. Д.з.: стр.55 упр.19 | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
16 | Проект: Костюм (национальный, женский) | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Повторение и систематизация изученного. Упр.22,23,24,25 Д.з.: стр.59 упр.26
2 урок. Стр.60 упр.28,29. Выполнение проекта (построение плана). Д.з.: выполнить проект. | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Л: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу | ||||||||
III четверть. Раздел 3. Валмельгакссь. Послелог (2 часов) / | |||||||||||||
17 | Послелог. Подготовка к празднованию Нового года / Рождества | Изучение нового материала | 1 | 1 урок. Разбор правила на стр.65. выполнение упр.1,2,3 Д.з.: стр.65 – знать правило. 2 урок. Повтор правила на стр. 65. Составление из 5-7 предложений по картине. Выполнение работы по карточкам. Д.з.: стр.66 упр.4(повтор правила стр.65). | П: выявляют историю возникновения праздника нового года и рождества и традиции его встречи мордовским народом Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
18 | Послелог. Закрепление. Самостоятельная работа | Контроль знаний | 1 | Выполнение С./р. Д.з.: стр.65 – закрепить правило(знать послелоги) | Выполнение самостоятельной р. П: повторяют и систематизируют изученный материал Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
Раздел 4. Глаголсь. Глагол 7 часов) | |||||||||||||
19 | Глагол. Колядки | Изучение нового материала | 1 | Составление из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации; Стр.67 – разбор правила. Выполнение упр.1-2 стр.67; работа по словарю (составление словосоч.глаг+сущ.) Д.з.: стр.67 – знать правило | П: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Р: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. К: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Л: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | ||||||||
20 | Повелительное наклонение глагола. Глаголы многократного вида. 23 февраля - День мужества | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Составление текста из нескольких взаимосвяз-х предложений с помощью опорных слов. Стр. 68-разбор правила, упр.3,4,5. Д.з.: стр.68 – знать правило,упр.9,10 2 урок. Стр.69- разбор правила упр.6,7,8 Д.з.: состав.поздравление на мокш.яз., изготовление открытки(глаголы подчеркнуть красным, прил.-жёлтым, сущ.-зелёным);стр.69-знать правило. | П: находят информацию о праздниках Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
21 | Побудительное наклонение глагола. Распорядок дня | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Стр.72 – разбор правила упр.12,13,14, стр.72-73 (!)-перевод. Д.з.: стр.73 упр.15,16 2 урок. Выполнение упр.17-22 Д.з.: стр.72 – знать правило, упр.23,24 | П: составляют режим дня Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
22 | Весенние праздники. 8 марта – Международный женский день. | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Выполнен.упр.27-29, 31. Д.з.: стр.76 упр. 26 и (!)- перевод. 2 урок. Выполнен.упр.32-36 на стр.79. Д.з.: составление поздравления на мокшанском языке, изготовление открытки (упр. 30). | П: находят информацию о праздниках Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
23 | Приметы весны | Комбинированный урок | 1 | Выполнение упр. 37, 39(+вопросы по тексту), упр.40 Д.з.: упр 41 на стр.81 | П: устанавливают, чем отличаются письмо и счет народов мордовского края Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
24 | Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки) | Комбинированный урок | 1 | Рассмотрение презентации (вспоминаем названия птиц). Выполнение упр.43. Д.з.: стр.82 упр.44 и (!) – перевод. 2 урок. Выполнен.упр.45, 47. Деление класса на 2 команды. С помощью презентации выполняют задания). Д.з.: стр.84 упр.46 | |||||||||
25 | Изъявительное наклонение глагола(стр.92-правило). Еда, напитки (национальные) | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Стр.92 – разбор правила, упр.61; стр.85 упр.48,49. Д.з.: стр.92 – знать правило. 2 урок. (Сообщение учителя). Стр.86,87 упр.50-52. Д.з.: упр.53, 54 на стр.87,88 | П: выявляют , когда появились города и села нашей республики Р: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества | ||||||||
26 | Мой воскресный день. Проект: «Я люблю…» | Комбинированный урок | 1 | Выполнен.упр.55 на стр.88. составление плана проекта. Подготовка сообщения, рассматривание иллюстраций, составление текста Д.з.: выполнить проект. | П: повторяют и систематизируют изученный материал Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
27 | Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож» | Комбинированный урок | 1 | Сказки и их авторы (работа со стр.учебника 90-91, упр.58-60.Чтение, просмотр , сказки, анализ («Куйгорож»). Д.з.: стр.90,91 (!) – перевод. Ответить на вопросы по увиденной сказке: кто главные герои? Что в сказке добро, а что-зло? Какими характерными признаками наделены главные герои? Чему учит сказка?что понравилось в сказке, а что – нет? | П: упражняются в построении и чтении текста Р: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества | ||||||||
IV четверть. Раздел 4. Глаголсь. Глагол (14 часов) | |||||||||||||
28 | Времена глагола. Настоящее время. Весенние праздники | Комбинированный урок | 1 | Повторение, систематизация изученного материала, упражнение в закреплении грамматических понятий. Стр.92- повтор правила. Работа с презентацией. Д.з.: стр.94 упр.66 | П: повторение и обобщение лексического и грамматического материалов Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
29 | Прошедшее и будущее времена глагола. Знакомство с журналом «Мокша» | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Стр.93 – разбор правила, упр.64,65, работа со словарём. (найти в словаре 5 глаг., поставить в форму прошедшего времени, составить словосоч.с данными глаг.(чтение, перевод текста, ответы на вопросы, уяснение новых грамматических понятий). Д.з.: стр.95 упр.67, стр.93 – знать правило. 2 урок. Стр.95 – разбор правил, упр.68, 71; работа с журналом «Мокша» (работа со стр.101). Д.з.: стр.96 упр.69,70 | П: выявляют чем богат духовный мир народов Мордовии Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||||||
30 | Глагольные формы с отрицаниями. Одежда, обувь (весенняя, летняя) | Комбинированный урок | 2 | 1 урок. Стр.97 – разбор правила, упр.72,73,74, 76 (составление высказывание с использованием изученного материала). Д.з.: стр.98 упр.75, + Сёма Нолин – перевод. 2 урок. Стр.99 упр.77-79,81. Д.з.: стр.100 упр.80 | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
31-32 | Экскурсии по родному городу. (Темников. Саранск). Одежда. | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Работа с презентациями. Упр.91-92 стр.105 Д.з.: инд.задания: готовят сообщения: Инсар, Саранск (достопримечательности, годы основания, численность по сравнению с предыдущими годами и т.д.); стр.105 упр.93 2 урок. Работа по стр.102-103 упр.85-88. Д.з.: стр.103 упр.89,+ (!) – перевод. | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
33 | Мордовские народные игры | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Сообщение учителя (Иры у мокшан). Выполнение упр.94-96 на стр.106-107. Д.з.: стр.107-108 упр.97 2 урок. Стр.108 упр.98,99. Игры на практике (играем). Д.з.: придумать 2 игры: дома и на улице.(написать в тетрадь ход игр). | П:сисиематизирут грамматический материал Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
34 | Здоровье. Гигиена. Части тела человека | Комбинированный урок | 1 | 1 урок. Выполнение упр.100,101,104,106. Д.з.: стр.109 упр.100-знать слова, упр.102 2 урок. Выполнение упр.108-111 на стр.111-112. Д.з.: стр.110 упр.105,107 | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | ||||||||
ИТОГО | 34 |
Планируемые предметные результаты изучения курса мокшанского языка в
5 классе: познать
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
-формирование умения объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-формирование умения понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Метапредметные результаты: уметь
*самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
* самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
*соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
*оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
*владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
* определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
*создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
*осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
*воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
*ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
*работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
*осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
*пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
*осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
*составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
*составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
*анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
*осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
*ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
*находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
*организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
* осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
Говорение. Диалогическая речь. Вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального характера и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета.
Говорение. Монологическая речь. Рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.
Аудирование. Относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения; понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.
Чтение. Читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения.
Письмо и письменная речь. Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.
Произносительная сторона речи. Знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия.
Лексическая сторона речи. Овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 100 лексических единиц. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией.
- применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;
- ориентироваться в письменном и аудиотексте на мокшанском языке;
- выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;
- понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;
- давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.
Фонетика и орфография
- чётко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания мокшанского языка;
- произносить мягко мягкие согласные;
- оглушать согласные в конце слога, слова;
- не смягчать согласные перед гласными переднего ряда [и], [э];
- правильно писать и выговаривать [о].
Учащиеся должны знать основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия, владеть основными правилами мокшанской орфографии.
Лексическая сторона речи
- овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 100 лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения);
- знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов).
Морфология
Изучение имени существительного:
- лексическое значение;
- одушевленные и неодушевленные;
- собственные и нарицательные;
- падеж;
- склонение;
- число;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ня, -кя.
Изучение имени прилагательного:
- лексическое значение;
- разряды (качественные и относительные);
- образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ня, -кя;
- образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов -у, -ю, -в (качественных), -нь (относительных).
Изучение послелогов:
- значение послелогов;
- использование послелогов в словосочетаниях и предложениях. Изучение глагола:
- время (настоящее, прошедшее, будущее);
- лицо (первое, второе, третье);
- число (единственное, множественное);
- образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов -мс, -ма, -мда;
- вид (однократный, многократный).
Синтаксис
Словосочетание:
- «прилагательное + существительное»;
- «глагол + существительное». Простое предложение.
Основные типы мокшанского простого предложения, отражающего структурный минимум:
- предложения с простым глагольным сказуемым;
- предложения с составным глагольным сказуемым;
- предложения с простым именным сказуемым;
- предложения с составным именным сказуемым. Коммуникативные типы предложения:
- утвердительные;
- вопросительные;
- отрицательные.
Обучение диалогической речи
- утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
- возражать, используя отрицательные предложения;
- выражать предположение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.
Монологическая речь
- Описание иллюстрации, собственного рисунка.
- Краткое сообщение о себе и своей семье.
Письмо
- письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т.д.;
- вести мокшанско-русский и русско-мокшанский словарик;
- составлять письма по образцу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по мокшанскому языку 5 класс
Программа по мокшанскому языку в 5 классе (для школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся)....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по мокшанскому языку. 8 класс
Рабочая программа по мокшанскому языку. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
рабочая программа по мокшанскому языку 3 класс
рабочая программ по мокшанскому языку 3 кл.2017-2017 учебныйго...
рабочая программа по мокшанскому языку 4 кл
рабочая программа...
Рабочие программы по мокшанскому языку
Рабочая программа для 2 класса.Рабочая программа для 3 класса.Рабочая программа для 4 класса.Рабочая программа для 5 класса.Рабочая программа для 6 класса.Рабочая программа для 7 класса....