рабочая программа по мокшанскому языку 3 класс
рабочая программа на тему
рабочая программ по мокшанскому языку 3 кл.2017-2017 учебныйго
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_moksh.yaz3_kl.docx | 65.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
«Мокшанский язык»
для 3 класса.
Изучение мокшанского языка как государственного должно предоставить учащимся возможность:
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения; соблюдать интонацию основных типов предложения;
- овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, усвоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;
- получить представление об основных грамматических категориях языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
- участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог – расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
- кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
- овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
- писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе.
Минимальные требования к уровню подготовки выпускников начальной школы.
В результате изучения мокшанского языка в начальной школе учащиеся должны знать/понимать:
В области говорения:
- уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
- уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
- кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
- воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.
В области аудирования:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.
В области чтения:
- овладеть техникой чтения вслух;
- читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма:
- писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения предмета «Мокшанский язык» являются следующие умения:
- –осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- –обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
- Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Мордовский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
РегулятивныеУУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
ПознавательныеУУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.
КоммуникативныеУУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста;
- выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих суффиксов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;
- отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения
Содержание учебного предмета
1.Шумбрат, школа! (Здравствуй, школа!) 2 часа
Вспомнить слова, обозначающие школьные принадлежности, предметы, окружающие ребёнка в школе.
Существительные: кагод, кенкш, вальмя.
Глаголы: кельгомс, самс, озамс, сувамс, максомс в единственном и множественном числе настоящего времени:
Речевые образцы: Мон кельгса школать. Мон тонафнян колмоце класса. Мон рисовандан кузня. Нарсь сянягяря. Модась равжа. Мон туян. Минь тутама. Сон сай куду. Синь сайхть куду.
2. Ётась лямбе кизонясь. (Прошло теплое лето.)
2 часа
Вспомнить слова, обозначающие приветствие, прощание:
Шумбрат, Валентина Петровна! Щумбратада, шабат! Няемозонк! Ульхть шумбра! Уледа шумбрат!
Слова, обозначающие времена года, сосотояние природы, её признаки.
Существительные: киза, тяла, сексе, тунда, ульця.
Прилагательные: мани, лямбе, пси, коське, начка.
Глаголы: молемс, ваномс, ардомс, налхксемс, эшелямс.
Вопросы: кие? кит? кодама? коса? ков?
Речевые образцы: Кизонда пси (лямбе). Тон ков якать? Мон якань вели. Велеса пара. Кода ётафтыть каникулатнень? - Лац. Тон эшелять ляйса? - Мон эшелянь ляйса. Тон кундать калхт? - Да, мон кундань калхт.
3. Монь ялгане. (Мои друзья) 2часа
Вспомнить местоимения:мон, тон, сон, минь, тинь, синь, монь,тонь, сонь.
Закрепление изученных слов и знакомство с новыми словами.
Существительные: понедельник, шавши, вержи, шуваланя, пяденця, еткши, недляши.
Глаголы:курькснихть, ласькондихть, арасть ялгакс налхксихть, эряй, учан.
Речевые образцы: тя монь ялгазе, тя тонь ялгаце, тя сонь ялгац
4. Сёксе. ( Осень) 2 часа
Вспомнить ранее изученные слова о приметах поздней осени.
Знакомство с новыми словами.
Существительные: ковол, шитне, ветне, шурьхкя, пурьхкя.
Глаголы: шувомс, кандомс, кочкамс, сявомс. Речевые образцы: Мон шуван. Тон шуват. Сон шуви. Минь шуфтама. Тинь шуфтада. Синь шувихть.
Применение прилагательных в единственном и во множественном числе. Ответы на вопросы кодама? кодапт?
Менельсь кодама? - Менельсь шобда (равжа, сенем, туцяв).
Шуфттне кодапт? - Шуфттне оцюфт (мазыхть, сянгярят).
Знакомство с названия грибов: груздя, пою панга, келу панга, кару панга, баяронь панга.
Знакомство с зимующими птицами: кирьхкс, ситявня, варси, вермяште, сязьгата.
Что делается в природе поздней осенью. Времена года. Ответы на вопросы мезе тии? мезе тись? мезе кармай тиема?
Таня морай. Таня морась. Таня кармай морама.
5. Лувкссь. (Счет) 2 часа
Повторение числительных от 1 до 10.
Числительные от 10 до 20.
Образование числительных от 10 до 20.
Существительные: шуфтонят, пизем, вайгяльбе.
Ответы на вопрос: мъзяра? Мъзяра пурьхкада тон кандоть? (Кефкие.)
Мъзяра кизоть эса ковда? – Кемгафтува.
Глаголы: тонафнетяма, вайматама, ладяйть, потак, кепотть.
Ответы на вопросы: Тон рамат конфеткат? - Раман. - Мъзяра рамат? Кафкса. А тон рамат печеньят? - Аф раман.
Речевые образцы: Нят ярмакт. Монь ули ярмакозе. Тя мишендись. Сон мишенди кши, лофца, ...
6. Мезькс улян. (Кем я буду) 1 часа
Вспомнить ранее изученные слова.
Знакомство с новыми словами: улян, улят, ули, аран, арат, арай, маштан, маштат, машты.
Существительные:шофер, моряк, лесник, строитель, учитель, спортсмен, врач.
Речевые образцы:Тон мезькс улят?- Мон улян строителькс.Сон машты морама. Сон ули артистка.
7.Кудонь тефне. (Домашние дела) 2 часов
Закрепление слов, обозначающих предметы домашнего быта: утварь, посуда, орудия труда.
Знакомство с новыми словами и словосочетаниями: пеель, пачкалга, шъра, нардама, сапонь; кайме, тяльме; сявк пеельть, шуфт мода, штак пачкалгть, нардак шрать, штак шамацень (штасть шамантень),
Глаголы: штамс, анокламс, нардамс, кандомс. удомс, стямс, мадомс.
Составление рассказа о своём режиме дня: Мон стяян шобдава. Штасайне кядьнень, шамазень. Чистендасайне пейнень. Тиян зарядка. Тоса туян школав. Школаса тонафнян.
8. Минь кельгсаськ спортть. (Мы любим спорт) 1 часа
Вспомнить ранее изученные слова.
Знакомство с новыми словами: прокс, эсток, кодак, вишкста, пяк.
Глаголы:кельгсазь, ласьконттяма, комотнетяма, тиенттяма.
Речевые образцы: Мон тиендян зарядка. Мон карман зарядкань тиендема.
9.Тяла – тялоня. (Зимушка-зима) 3 часов
Вспомнить слова, изученные в первый год обучения.
Знакомство с новыми словами, словосочетаниями и речевыми образцами.
Существительные: панда, нурда, ялга, кърандаз.
Глаголы: пелемс, учемс, уфамс, сявомс, эендамс.
Прилагательные: паргана, кяжи, ёню.
Словосочетания: ушедсть якшапне, тялоть эзда, сявозень соксонзон, панда пряста, коньканзон инкса, мазьса вадь сайне и т.д.
Закрепление послелогов «лангса» - «на», «потмоса» - «в».
Усвоение грамматической конструкции «Мон улень ...».
Беседы на темы «Птицы зимой», «Животные зимой».
Ответы на вопрос коса? коста?
Коса эряйхть нармоттне?
Коста лийсть нармоттне?
10. Нармоттне кизонда и тялода. (Птицы летом и зимой) 1 час
Вспомнить ранее изученные слова.
Знакомство с новыми словами: сялдаз, сялдазоц, кувака, нюрьхкяня, ктнатама, чепафнетяма, кукорятама.
Чтение стихов про птиц.
11. Вирень и кудонь жувататне. (Дикие и домашние животные.) 2 часов
Вспомнить названия домашних и диких животных. Повторить грамматические конструкции «Монь ули...», «Монь аш...», «Катонязень лемоц...», «Пиненязень лемоц...».
Речевые образцы: Мон кельгса катонязень. Сонь лемоц Пушок. Монь ули пинезе. Сон оцю. Эряй кудняса. Мон ухажеван мельганза.
Усвоение слов, обозначающих детёнышей домашних животных: вазня, вероскя, вашеня, пурхцкя.
Усвоение грамматической конструкции «сущ.+глагол» со словом «максы» - «даёт»:
Тракссь максы лофца. Траксть ули вазняц.
Тувось максы сиволь. Тувоть ули пурхцкац.
Учась максы пона. Учать ули вероскац. И т.д.
Глаголы: анды, симди, потяй, пани.
Речевые образцы: Тядязе потяй тракс. Алязе анды тувот. Цёранясь симди вазня. Шабатне ухаживайъть жувататнень мельге.
Существительные: кедь - кедце, пона - понаце, щам - щамце, пильге - пильгце.
Существительные: нарвай, кавал, варси.
Глаголы:налхкомс, кяшемс, ёрдамс, кандомс.
12. Перьфпяльть тюсонза.(Цвета природы) 1 часа
Существительные: менель, панчфт, тише, пизелхт, ковол, мода, яння.
Вопросы:Кодама? Кодамот? Кодапт?
Прилагательные: якстерь, акша, равжа, сянгяря, тюжя, сенем. Тяйняня, кели,шуфтонь.
Речевые образцы: Кодама кудняса урсь? Тунда лугась кодама? Тялонда перьфпяльсь кодама?
13.Ошса. (В городе) 2 часа
Вспомнить ранее изученные слова на эту тему.
Знакомство со словами: инголе, фтала, мельганза.
Знакомство с новыми словами и выражениями: Мон эрян Саранскяйса. Монь алязе работай заводса. Аказе тонафни университетса. Сон тонафни лац. Атязе - работань ветеран. Сон пенсияса. Монь тонафнян школаса.
Ошсь оцю. Ошса лама этажса кутт. Ульцятне аруфт, мазыхть. Ошса лама ломаньда. Синь арнихть автобузса, тролейбусса, легковой машинаса.
Речевые образцы: арды инголе, ватт фталу, кие мельгат и т.д.
14.Иттнень налхксемасна. (Игры детей) 2 часа
Вспомнить ранее изученные слова об игрушках. Знакомство со словами, обозначающими названия игр, предметы для игры, участников.
Существительные: нарвай, кавал, варси.
Глаголы: налхкомс, кяшемс, ёрдамс, кандомс.
Дать понятие о нахождении предмета. Знакомство с послелогом.
Шрать лангса - на столе. Шкафть пряса - на шкафу.
Шкафть ваксса - около шкафа. Доскать инголе - у доски.
15. 8-це Мартсь - тядянь праздник. (8 Марта - женский день) 2 часа
Вспомнить названия дней недели.
Закрепить умения правильно отвечать на вопрос мъзярда? (когда?):
Закрепить названия слов: тячи, ванды, исяк, шобдава, шиньгучкать, илять, веть. Глаголы: кенярдемс, каземс, паламс.
Речевые образцы: Монь тядязе врач. А кие тонь тядяце? Мезькс сон работай? Мон кельгса тядязень.
Знакомство с названиями предметов женской одежды: панар, сапоня, коняфкст, панга, каркс, кямот, сюлгам и т.д.
16.Тунда. ( Весна) 2 часа
Закрепление изученных слов о весне.
Знакомство с новыми словами: нар, шудерькс, лямбе, ши(ня), валда(оня), нармонь, нармотть, тарад, лопа, вяре, ала. С названиями птиц: сязьгата, шякшата, граць, псьмар в единственном и во множественном числе: нармонь - нармотть - нармоттне, шудерькс - шудерькст - шудерьксне.
Словосочетания: лямбе шиня, састь нармоттне, лямбе ширде, нарсь сянгяря и другие.
Беседа о сохранении природы. Составление рассказа о природе: Сась тундась. Шудихть веттне. Ловсь кармась солама. Шинясь эжди. Менельсь сенем. Лямбе ширде састь нармоттне.
17.Кода пара кизонда! (Как хорошо летом!) 1 часа
Ответы на вопросы о временах года:
Кизось кодама? Кизонда лямбе? Тялось кодама? Тонь мялезт кизось? Сёксенда кельме, якшама? Коза тушендыхть нармоттне? Тундась мазы? Мъзярда сашендыхть нармоттне? Коса эшеляйхть иттне? И т.д.
18. Велеса. (В деревне) 2 часов
Вспомнить слова, обозначающие членов семьи: тядя, аля, баба, атя, ака, щава, щятя.
Закрепление изученных слов и знакомство с новыми словами на тему «лето».
Существительные: киза, веле, ляй, шувар, нар, перень сёрот, ульме, венч, пизем.
Речевые образцы:
Монь ули аказе. Тонь ули щаваце? - Да, монь ули щавазе. Или: Монь аяш щавазе. Ляйнясь шуди. Иттне кунцихть калхт. Синь уендихть венчса.
Глаголы: штамс, ярхдамс, симомс, лездомс, уемс, шудемс, сиземс, ваймамс.
Речевые образцы: Мон лездан бабазти. Минь лезттама бабазти. Мон валан перень сёрот.
Вопрос мъзярда? Шобдава, шить, илять, веть. Веть мон удан. Шобдава стяян. Илять ванан телевизор. Шить налхксян ульцяса. Шить эшелян. Илять кунцян калхт. И т.д. Юра и Полина састь вели.
Прилагательные: ару, кудрявай, сенем, сянгяря, якстерь, тюжя.
Ляйнясь ару. Шуварсь пси. Менельсь сенем. Туцятне акшет.
19. Вирьса. Паксяса. Лугаса. ( В лесу. В поле. На лугу.) 1 часа
Вспомнить изученные слова о поле.
Знакомство с новыми словами.
Существительные: пакся, сера, розь, тозер, шинжарома, снав, каньф, сура, пинем.
Глаголы: касомс, панжемс, урядамс.
Мон кельгса паксять. А тон кельгсак паксять? Монь алязе работай комбайнаса. Сон работай лац. Паксяса касы тозер. Сёроть урядасазь комбайнаса.
Вспомнить названия диких животных. Назвать их в уменьшительно-ласкательном значении: офта - офтоня, келазь - келаськя.
Знакомство с новыми словами.
Существительные: панга, късты, шуфта, келу, пою, тума, пиче, куз, ронга.
Глаголы: мумс, кандомс, няемс.
Речевые образцы: Тя офта. Сон оцю. Тя нумолня. Сон ёмланя. Нумолсь эряй вирьса. Сон ярхцай судта. Офтсь ярх- цай нормальда. Тялонда сон уды. Урсь ярхцай пяштьта, панкта.
Шуфтсь касы вирьса. Шуфттне касыхть вирьса. Тумось оцю. Келуть ронгоц акша.
20. Кизоть пингонза. (Времена года) 1час
Вспомнить ранее изученные слова.
Слова, обозначающие времена года, сосотояние природы, её признаки.
Существительные: киза, тяла, сексе, тунда, ульця.
Прилагательные: мани, лямбе, пси, коське, начка.
Глаголы: молемс, ваномс, ардомс, налхксемс, эшелямс.
Вопросы: кие? кит? кодама? коса? ков?
Речевые образцы: Кизонда пси (лямбе). Тон ков якать? Мон якань вели. Велеса пара. Кода ётафтыть каникулатнень? - Лац. Тон эшелять ляйса? - Мон эшелянь ляйса. Тон кундать калхт? - Да, мон кундань калхт.
Сембе материалть лятфтамац.(Повторение всего изученного материала) 5 часов
Для овладения языком, даже в небольшом объёме, ребёнку недостаточно заучить ряд типовых фраз: он должен научиться самостоятельно строить фразы данного типа из знакомых слов. Игровая ситуация является основным методическим приемом отработки грамматических умений. Для этого необходимо вызвать интерес к уроку, динамично повышая речевую активность детей, формируя положительную мотивацию к общению на мокшанском языке.
Развитие связной речи занимает важнейшее место в процессе обучения мокшанскому языку. Первый этап работы над любым навыком связной речи - введение новой типовой конструкции (типового предложения). Основная задача этого этапа - обеспечить чёткое понимание детьми смысла, функции данной конструкции, использования её в той или иной ситуации. Такие конструкции, как «Монь ули...», «Мои ра- мань...», «Мои молян...» «Мои кандан...» и т.д. применяются почти на каждом уроке. В дальнейшем учитель вместе с детьми заполняет эти конструкции новым содержанием по другим темам.
На первых порах у детей ещё небольшой запас слов и типовых предложений. Поэтому нужно применять такие игры и игровые ситуации, которые помогли бы сломать быстрораз- вивающийся стереотип однообразных ответов. На небольшом лексическом материале можно использовать различные типовые конструкции. Например: Стирнясь кирди няка. Шабась анды няка. Цёранясь макссь том. Ленанди макссть топа. И т.д.
Целесообразно использовать в учебном процессе произведения устно-поэтического творчества и наглядный материал, которые дают возможность понимания не только отдельных фраз, но и небольших текстов, составленных из типовых предложений» Поэтому в рекомендациях предлагается самое широкое использование игр и игровых ситуаций в организации речевой деятельности ребёнка. В процессе игр детям отводится роль мамы, учительницы, врача, повара, хозяйки, водителя и т.д. Тем самым, ученик не только пополняет свой словарный запас, но и учится соотносить слова с действительностью, учится применять свои знания на практике.
На первых занятиях повторяется лексический и грамматический материал, который был изучен в первом году обучения. Для этого можно взять учебник для первого года обучения и пройтись по нему, повторяя слова, диалоги, отвечая на вопросы, читая стихи и шуточные истории. При этом учитель делает комментарии, участвует в диалогах, ставит вопросы, уточняющие смысл и содержание того или иного предложения, текста.
На занятиях и во внеурочное время учитель закрепляет умения и навыки детей в составлении с изученными конструкциями повествовательных, вопросительных и побудительных предложений, включении их в связные высказывания в соответствии с тематикой бесед и учебной ситуацией.
Во время обучения языку должна проводиться активная работа по усвоению грамматических конструкций типа «личное местоимение +глагол», «существительное + глагол», «существительное + прилагательное»: Мон молян* Тон молят. Сон моли. Минь молъхтяма. Тинь мольхтяда. Синь молихмъ. Цёранясь арды. Цёранятне ардыхть. Грушась ламбама. Грушамне ламбапт. И т.д. Особое внимание при усвоении этих конструкций нужно уделять правильному произношению звуков в сочетании нескольких букв, обозначаю- щих один звук. Например, слова с льх в мокшанском языке: мольхгяма, мольлтяда.
Закрепляются ответы на вопросы кинь? (чей? чья? чьё?):
Тя кинь панарсь? - Монь. Или: Тя панарсь монь.
Эта чья рубашка? - Моя.
Тя лентась кинь? - Тонь. Или: Тя лентась тонь.
Эта лента чья? - Твоя.
В первом году обучения дети уже отвечали на вопросы коса? ков? мъзяра? кинь? мъзярда? коста? Во втором году обучения дети закрепляют свои знания в употреблении этих вопросов и знакомятся с новыми. Например: кинди? (кому?), мъзяроце? (который?, которая?, которое?), кода? (как?).
С вопросительным словом кинди? {кому?) дети познакомились ещё в первом году обучения. Во втором году обучения учитель уже просит отвечать на него: - Кинди тет- ратть? - Тейне. Или: Петянди, Ванянди. И т.д.
Педагог первым делом восстанавливает в памяти детей значение вопросов кие? кит? мезе? месть? месенди? (мезе тии?) месендихть? на пройденном материале, требуя от них разграничений единственного и множественного чисел предметов или действий: стирня - стирнят, моли - молихть, парта - партат, морай - морайхть.
Во втором году обучения детей нужно учить отвечать на вопросы прилагательных кодама? {какой? какая? какое?) в едиственном числе, кодапт? (какие?) - во множественном числе: ламбама - ламбапт, шапама - шапапт.
Основным критерием для формирования словаря- минимума мокшанского языка является употребительность слов и их практическая функциональность. Слова, предлагаемые ребёнку впервые, должны обладать большой коммуникативной силой. При объяснении их значения педагог должен применять наглядность и перевод незнакомого слова на русский язык.
Этапы работы над усвоением новых слов:
1 .Введение новых слов.
2.Активизация слов.
3.Проверка усвоения слов.
4.Включение слов в связную речь.
5.Употребление новых слов в различных типовых предложениях.
6.Проверка прочности усвоения.
Введение нового понятия.
Например, во втором году обучения вводится новое слово, отвечающее на вопрос кодапт? (какие?) Учитель разъясняет смысл этого слова, напоминая детям значение вопроса кодама? и приводя примеры в единственном и во можественном числе.
Активизация слов и предложений. Учитель задаёт вопрос ребёнку с применением рассматриваемого слова:
Марьсь танцти? - Да, марьсь танцти.
Марьхне танцтихть? - Да, марьхне танцтихть.И т.д.
Следующий этап - проверка усвоения изолированного слова. Педагог не произносит его в своём вопросе. Дети сами произносят это слово:
Марьсь кодама? - Марьсь танцти.
Марьхне кодапт? - Марьхне танцтихть. ...
Следующий этап - употребление нового слова в различных типовых предложениях: Тя марь. Марьсь танцти. Мои рамань марьхть. Садса касыхть марьхть. Марьсь ёмла, а арбузсь оцю.
Заключительный этап усвоения слов характеризуется тем, что дети могут задавать вопрос с этим словом, употребляя его в своей речи, узнавая в речи учителя, в песнях, сказках, придумывая предложения с ним и переводя слово на русский язык и т.д.
Во втором году обучения большое внимание уделяется ответам на вопросы коса? мъзяроце? во множественном числе:
коса? – кудса, косот? - кудсот мъзяроце ветеце,мъзяроцесь - ветецесь
Особое внимание учителю нужно обратить на усвоение и применение личных окончаний глаголов прошедшего времени. Мы знаем, что в мокшанском языке глаголы 1, 2 и 3 лица единственного числа имеют одинаковые окончания, как в женском, так и в мужском роде.
Большие затруднения для общения на мокшанском языке вызывает усвоение детьми отрицаний нет - аш или аяш и не - аф или аяф. Понимание смысла этих отрицаний можно достичь разными способами, но оно всегда будет связываться со словом ули(есть).
Тонь ули книгаце? - Да, монь ули книгазе. Или: - Монь аш книгазе.
Сон моли мколав? - Да, сон моли школав. Или: - Аф, сон аф моли школав.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Проверочные работы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | Здравствуй школа Прошло теплое лето. Мои друзья. Осень. Счет. Кем я буду. Домашние дела. Мы любим спорт. Зимушка-зима. Птицы летом и зимой. Дикие и домашние животные. Цвета природы. В городе. Игры детей. 8 Марта-Женский праздник. Весна. Как хорошо летом. В деревне. В лесу, в поле, на лугу. Времена года. | 4 3 3 4 3 2 4 2 6 1 5 2 4 4 3 4 2 5 3 1 | _ _
1 (Контрольная работа) |
Календарно – тематическое планирование 3 класс 34 часа
№ п.п. | Раздел. Тема урока. | Содержание урока. | УУД |
Здравствуй, школа | |||
1 | Опять прозвенел звонокДень знаний. | Ввод новой лексики | Личностные УУД обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; |
2 | Я учусь. | Ввод новой лексики Активизация речевых умений | |
Прошло теплое лето. | |||
3 | Как прошли каникулыКак я отдыхал летом. | Урок с групповыми формами работы Ввод новой лексики | |
4 | Отдых летом | Ввод новой лексики | |
Мои друзья. | |||
5 | Кто мои друзья.Среди друзей хорошо. | Активизация речевых умений и навыков Урок с групповыми формами работы | Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД: пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. Предметные УУД: составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. |
6 | Времяпровождение с друзьями. | Ввод новой лексики | |
Осень. | |||
7 | Цвета осени.Подарки осени. | Ввод новой лексики Активизация речевых умений и навыков | |
8 | Природа осенью.Последние дни осени. | Урок с групповыми формами работы Ввод новой лексики | |
Счет. | |||
9 | Учимся считать.Образование чисел до двадцати. | Активизация речевых умений и навыков Повторение и обобщение темы | Личностные УУД обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; |
10 | Считаем до двадцати. | Ввод новой лексики | |
Кем я буду. | |||
11 | Кем я буду, когда вырасту Выбери любимое дело. | Знакомство с новыми речевыми конструкциями Активизация речевых умений и навыков | |
Домашние дела. | |||
12 | Чем занимаемся дома.Как я провожу время дома. | Ввод новой лексики | РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок) Личностные УУД обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). |
13 | Дела в доме, во дворе и на улице.Люблю работать. | Активизация речевых умений и навыков Развитие речи | |
Мы любим спорт. | |||
14 | Спорт-это здоровье.Мы любим спорт. | Путешествие Ввод новой лексики | |
Зимушка-зима. | |||
15 | Зима пришла. | Знакомство с новыми речевыми конструкциями | |
16 | Зимние забавы.Как хорошо зимой. | Ввод новой лексики Активизация речевых умений и навыков | |
17 | Не боимся холодаНовогодний праздник. | Ввод новой лексики | |
Птицы летом и зимой. | |||
18 | Птицы летом и зимой. | Активизация речевых умений и навыков | Личностные УУД обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; |
Дикие и домашние животные. | |||
19 | Дикие животные.Жизнь лесных животных. | Ввод новой лексики Знакомство с новыми речевыми конструкциями | |
20 | Домашние животные.Живут рядом с нами.Живут во дворе и в лесу. | Развитие речи Ввод новой лексики | |
Цвета природы. | |||
21 | Вспомним цвета. Какие цвета у природы? | Ввод новой лексики | Личностные УУД обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; |
В городе. | |||
22 | На городской улице. Жизнь в городе. | Активизация речевых умений и навыков Ввод новой лексики | |
23 | Жизнь в городе. Кто где живет? | Знакомство с новыми речевыми конструкциями Активизация речевых умений и навыков | |
Игры детей. | |||
24 | Мои игрушки. Мы играем. | Активизация речевых умений и навыков Ввод новой лексики | |
25 | Играем с друзьями. Мокшанские игры. | Ввод новых речевых конструкций Активизация речевых умений и навыков | |
8 марта – женский праздник. | |||
26 | Сегодня в нашем доме праздник. | Активизация речевых умений и навыков | Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД: пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. Предметные УУД: составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. |
27 | Какая у меня мама!Ходим в гости. | Активизация речевых умений и навыков Повторение и обобщение темы | |
Весна. | |||
28 | Весна пришла! | Ввод новой лексики | |
Весна – красна. | Активизация речевых умений и навыков | ||
29 | Приметы весны. | Повторение и обобщение темы | |
Как хорошо летом! | |||
30 | Начались летние каникулы. Здравствуй, лето! | Ввод новой лексики Активизация речевых умений и навыков | Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД: пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. Предметные УУД: составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. |
В деревне. | |||
31 | Жизнь в деревне. Заботы в деревне. | Активизация речевых умений и навыков | |
32 | На речке. Работы на дворе. Берегите природу. | Ввод новой лексики Ввод новых речевых конструкций | |
В лесу, в поле, на лугу. | Ввод новой лексики | ||
33 | В лесу. В поле. На лугу. | Активизация речевых умений и навыков Повторение и обобщение темы | Личностные УУД обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; |
Времена года. | |||
34 | Времена года. | Развитие речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по мокшанскому языку. 8 класс
Рабочая программа по мокшанскому языку. 8 класс...
рабочая программа по мокшанскому языку 4 кл
рабочая программа...
рабочая программа по мокшанскому языку 5 кл
рабочая программа...
Рабочие программы по мокшанскому языку
Рабочая программа для 2 класса.Рабочая программа для 3 класса.Рабочая программа для 4 класса.Рабочая программа для 5 класса.Рабочая программа для 6 класса.Рабочая программа для 7 класса....