Конспект урока по литературе 11 класс "Авторская песня"
план-конспект урока (11 класс) на тему
Показать место авторской песни в развитии литературного процесса, значение творчества поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 11 классе.
Тема «Авторская песня»
Цели урока:
- показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
- показать значение творчества поэтов;
- помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта;
- развивать сплоченность коллектива через совместное исполнение известных песен и обсуждение интересующих вопросов
Оборудование: презентация, записи песен.
Ход урока.
Как мало истинных поэтов,
Рождает праведная Русь.
Их песни в муках были спеты,
Но мы их помним наизусть.
I. Вступительное слово учителя. Цели урока.
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Называется он “урок-презентация”. Мы очень часто слышим слово “презентация”, что же оно означает?
Презентация (от латин. рraesentatio) – представление, предъявление.
- Да, ребята, вы правильно ответили на вопрос, правильно понимаете значение этого слова.
Значит, цель нашего урока – представить авторскую песню, её место в истории литературного процесса, представить творчество поэтов – песенников.
- Запишите тему и эпиграф нашего урока.
- Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит…Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. (Н.В. Гоголь)
- Что же такое авторская песня, когда она возникла, причины её возникновения – об этом расскажет нам …
2. Выступление учащегося с докладом “Авторская песня как литературный факт” (учащиеся заполняют таблицу по докладу).
Авторская песня, или Бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР. Жанр вырос в 1950-60-е из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и быстро достиг широкой популярности. Авторская песня исполняется автором-исполнителем, обычно под одну акустическую гитару. Основной упор делается на поэтичность текста и простоту аранжировки. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ и в Педагогическом институте им. Ленина (Юрий Визбор, Юлий Ким, Александр Городницкий, Булат Окуджава – первые барды). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Некоторые исследователи употребляют термины "авторская песня" и "бардовская песня" как синонимы, другие разграничивают эти понятия. Авторская песня стала выразительной приметой демократизации общественной жизни и культуры. Минуя печать, авторская песня обращалась к широкой аудитории. Автор доверительно обращается со слушателями. Отсутствие композиторского исполнительского профессионализма оказалось достоинством, т. к. придавало песне естественность.
- Зачитываю слова Высоцкого: “Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, всё рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать”.
- Зачитываю слова М.Ангарова: “Бардовская песня – продукт витаминный, но чтобы он принёс пользу, его нужно пережевать и переварить. Это не супчик так какой-то протёртый, который проглотил, и довольно. Тут нужно потрудиться, но зато польза от этого – ощутимая”.
- Прокомментируйте эти слова.
- А кто же такие барды?
- Расскажу вам одну притчу. Давным – давно, ещё до Рождества Христова, жили люди, которые своих мудрых учителей называли друидами. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранный назывался - Бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, нести Свет и Истину.
- Значит, для того чтобы стать бардом, надо иметь большой житейский опыт, мудрость, знания. Бардовская песня требует большой работы – работы ума, души, чувств, сердца.
- Авторская песня противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова...
Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня - прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей...
3. Основная часть. Знакомство с бардами (презентации).
- Давайте представим творчество Булата Окуджавы.
1.Творчество Б.Окуджавы.( МакароваН., БоковВ.)
Когда во всех концах державы,
Магнитной лентой шелестя,
Возникли песни Окуджавы,
Страна влюбилась в них, хотя …
Какая брань, какие клички
Тем песням выпали в свой срок! …
Но прежде чем говорить об этом человеке, давайте послушаем его голос.
Видеоролик.
2.Творчество В. Высоцкого.(Муравьева О., Мандрикова А.)
Стихотворение «Райские яблоки» (читает Евдокимова С.).
- С начала 90-х гг., после непродолжительного взрыва всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, ее развитие переходит в спокойное русло. Растет число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство. Но в творческом отношении не происходит ничего нового. «Поющие поэты» покинули площади и стадионы и вновь вернулись в породившую их интеллектуальную среду.
- Одним из наиболее ярких выразителей новых поэтических настроений стал Виктор Цой.
4.Творчество В. Цоя. (Попова Д., Муляр И.).
Песня под гитару «Звезда по имени Солнце…» (исполняет Потапов Д.).
5.Творчество И. Талькова. (Долгов М., Зубарев А.).
Звучит фонограмма песни И. Талькова «Я вернусь».
- Авторов - исполнителей в нашей стране не так много. Но в нашем соседнем селе тоже есть барды. С одним из них нас познакомит Путилова Е.и прочитает его стихотворение ( Гугучкин ).
4. Заключение. Итог урока.
- Что же нужно, чтобы написать хорошую бардовскую песню? (Нужно отдать ей частичку своей души).
- Ну что ж, я думаю, что наша презентация в той мере, насколько нам позволяло время и наши возможности, всё – таки состоялась.
- Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
- Сегодня мы говорили о творчестве лишь некоторых представителей авторской песни – рассказать обо всех не хватит и десяти уроков. Тематика их песен очень разнообразна и обширна. Они считали своим долгом донести до слушателя то, о чем болит и кричит душа.
Лучшее признание для поэта – постоянное обращение к его песням. Так, например, песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» всегда звучит на слетах, фестивалях, да и просто в компании друзей. На этой лирической ноте мне и хочется закончить наш урок.
Фонограмма песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
5. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему "В чем ценность авторской песни". Обязательно написать о наиболее понравившейся песне, почему она Вам понравилась.
6. Рефлексия.
Листочки в форме гитары, на которых они записывают свои впечатления об уроке.
Слова историка Эйдельмана: “Пройдут десятилетия, нас не будет, историю нашего времени напишут по мемуарам, по газетам, по архивам. Если захочется потомку … познать не только факты и логику, но и дух, нерв отлетевшей эпохи, тогда, точно знаю, включит правнук магнитофон … и услышит “Не оставляйте надежду, маэстро…”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".
План- конспект урока по литературе " Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге"....
Конспект урока по литературе "Песнь о вещем Олеге", 6 класс
Формирование навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания. Учащиеся учатся делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать свою...
Конспект урока по литературе "Элементы фольклора в поэме М.Ю.Лермонтова "Песнь ... про купца Калашникова"
Урок-исследование...
План-конспект урока по музыке "Авторская песня:прошлое и настоящее"
Конспект урока по программе Критская, Сергеева....
Презентация, план-конспект урока чтения "Сказка "Весенняя песня" Г.Скребицкого"
Презентация, план-конспект урока чтения "Сказка "Весенняя песня" Г.Скребицкого"...
Конспект урока по литературе в 6 классе "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни"
Урок по лтературе в 6 классе о значении обрядового фольклора в жизни человека. Учащиеся знакомятся с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов....
Конспект урока по литературе "Песнь про купца Калашникова..."
Конспект урока по литературе "Песнь про купца Калашникова..."...