Конспект урока по литературе "Песнь о вещем Олеге", 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Формирование навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания. Учащиеся учатся делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать свою точку зрения по этому поводу. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 186.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: | Развивающие: -пробуждать активность каждого ученика, создавая на уроке проблемные ситуации, актуализирующие изучаемый материал; -формировать навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания; -уметь делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать свою точку зрения по этому поводу; Воспитательные: -воспитание культуры дискуссионной беседы: уважительного отношения к собеседникам, толерантности в решении проблем. Образовательные: -обеспечить знание текста, композиции и системы образов пушкинской баллады; -обеспечить знание историко-культурных сведений о времени, описанном в «Песне о вещем Олеге» - периоде Средневековья конца IX – начала X века; -обеспечить понимание особенностей мышления и ценностей людей того времени. |
Тип урока: | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. |
Методы обучения: | Работа с поэтическим текстом: беседа по проблемным вопросам, комментированное чтение и элементы поисково-исследовательской деятельности учащихся. |
Оборудование: | Иллюстрации к поэме. |
Словарная работа | Вещий – пророческий, предвидящий будущее. Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее. Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел. Кудесник – это волшебник, колдун, чародей. Так в древности называли людей, которые стремились узнать тайны жизни. Волхвы – название языческих жрецов у славян. Чело – лоб. Сеча – схватка, рукопашный бой. Тризна – поминальная трапеза. |
Методическое оснащение урока: | Презентация |
I. Оргмомент. | |
II. Подготовка к восприятию темы. Слово учителя. | Сегодня мы поговорим о творчестве А.С. Пушкина, а именно о жанре баллады в творчестве А.С. Пушкина (слайд 2.). Жанр баллады возникает в русской поэзии в связи с творчеством В.А. Жуковского.(слайд 3.). Он становится его основоположником, его родоначальником. Жанр этот сразу утверждается в поэзии и завоёвывает права, приобретает необыкновенную популярность и естественно, что А.С. Пушкин, который считает себя учеником В.А. Жуковского, не мог не обратиться к жанру баллады. Пожалуй, первым его обращением к этому жанру стало знаменитейшее стихотворение «Песнь о вещем Олеге», написанное в 1822 году, в то время когда Пушкин, будучи в Южной ссылке (слайд 4), увлекался романтизмом. Романтическими мироощущениями были пронизаны его стихи, а баллада жанр, прежде всего, связанный с романтизмом. «Песнь о вещем Олеге» стихотворение А.С. Пушкина стало переработкой известного летописного сюжета «Повесть временных лет». Первой русской летописи, в которой рассказывается о воине и князе. Этот прозаический и безыскусный летописный роман А.С. Пушкин превращает в стихотворную балладу. |
III. Работа с текстом. 3.1 Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения. | 1. А.С.Пушкин с интересом относился к истории, прошлому своего Отечества. Как и многие поэты того времени, он находил в нём немало увлекательных преданий и легенд, на основе которых создавал свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. В одной из них Пушкин прочёл предание о князе Олеге, умершем по предсказанию волхва. «Песнь о вещем Олеге» основана на летописном предании, приведенным Карамзиным в «Истории государства Российского». Олег - первый киевский князь из рода Рюрика, овладевший Киевом, в который перенес столицу из Новгорода, и подчинивший своей власти ряд славянских племен. После похода в 907 году на столицу Византии, Царьград, во время которого он, по сказанию летописца, прибил в знак победы свой щит на цареградских воротах, получил прозвище Вещий - чародей. 2. Учащимся предлагается прочитать фрагменты из «Повести временных лет» на стр. 24 – 33. (слайды 5 – 8) 3. Что, по-вашему, могло поразить воображение поэта? (мнения детей). 4. В 1822году Пушкин создаёт «Песнь о вещем Олеге». Поэт, обращаясь к «преданью старины глубокой», поэтически воспроизводит те далёкие годы, когда стольным городом Древней Руси был Киев, а первым киевским князем – Олег. - Кого мы знаем из героев Древней Руси? (Былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, которые служили киевскому князю Владимиру.) (Иллюстрация картины «Богатыри»).(слайд 9) 5. Предложить прочитать соответствующий ей отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» на стр.80 - 81: «Так вот где таилась погибель моя! 6. Вопрос классу: «Какое возникает несоответствие? » (в первом случае прозаическое, хроникальное повествование, во втором – поэтическое произведение). 7. Какую тему урока можно предложить? «Как соотносятся реальный факт и поэтическое произведение» 8. Обратить внимание учащихся к тексту летописи и предложить подчеркнуть слова, характеризующие киевского князя Олега (индивидуальная работа). 9. Повторить отличительные признаки песни как литературного жанра: 1) наполненность чувствами; 2) образность (обилие сравнений, метафор); 3) повествовательность; 4) ярко выраженное отношение автора к изображаемым событиям. Запись в тетрадях. |
3.2 Работа с текстом во время чтения. | Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе. С другой стороны, «Песнь…» - это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты. Обращение к историческому прошлому: Как ныне сбирается вещий Олег (видящий – предвидящий будущее) (в ответ на хазарский набег, совершил ответную карательную экспедицию) (царьградская, или византийская броня – очень богатая броня. Склад стихотворения в данном случае былинный: хорошая броня, дружина, верный конь…) Из темного леса навстречу ему (не боится земных владык, знает истину) «Скажи мне, кудесник, любимец богов, Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. При встрече с кудесником князь ведет себя надменно, снисходительно обращаясь к старцу и обещая вознаграждение: Открой мне всю правду, не бойся меня: (Странно, что предвидящий будущее Олег не может увидеть собственную судьбу. Может быть, «вещий» относится к политике, к интригам? А настоящий дар прозрения есть только у волхва?) (слайд11) Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Кудесник произносит практически гимн Олегу и его коню, и заканчивает его неожиданной и страшной фразой. Горькая ирония слышится в этой фразе: Олег обещал любого коня кудеснику, а получилось так, что судьба отбирает коня, причем не любого, а любимого и преданного. И Олег бессилен. Грядущие годы таятся во мгле; (Он рассказывает ему его будущее по собственной воле, а не по принуждению или за награду) Запомни же ныне ты слово мое: Воителю слава — отрада; (Кудесник рассказывает Олегу о том, что он в будущем пойдёт в поход на Царьград и прибьёт к его воротам свой щит. Согласно «Повести временных лет» Олег покорил столицу Византии, сумев поставить ладьи с воинами на колёса (по историческим предположениям – перетащить волоком ладьи через сушу в закрытую бухту «Золотой Рог»), после чего ромеям оставалось только обсудить условия капитуляции) И синего моря обманчивый вал (пока совершаются дела государственные, пока Олег, не боясь опасностей, вершит славу молодой Руси, ему нечего бояться. Незримый хранитель – прообраз ангела-хранителя) Таинственный, иногда фантастический ход событий: кудесник обладает таинственным даром предсказания, и оно неожиданно для князя: Твой конь не боится опасных трудов; (Но твой конь, послушный твоей воле, помогающий тебе во всех ратных делах, однажды погубит тебя) Олег усмехнулся — однако чело Прощание с конем - один из самых драматичных эпизодов: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, (Поведение Олега не похоже на поведение героев былин и скандинавских саг. Они никогда не бежали от опасности, не пытались её предотвратить. Пожимали плечами: «значит, так и суждено». Олег же пытается схитрить. И при этом, по сути, предаёт верного коня) Покройте попоной, мохнатым ковром; Пирует с дружиною вещий Олег «А где мой товарищ? — промолвил Олег, — (Забыл о коне и вспомнил, спустя годы) О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже «кудри их белы, как утренний снег». Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: «Могучий Олег головою поник…». Олег упрекает себя за то, что поверил кудеснику, называя его «лживым, безумным стариком». Могучий Олег головою поник (Теперь он презирает себя за уступку, за боязнь, когда-то проявленную) Вот едет могучий Олег со двора, (Князь Игорь – наследник Олега) (Конь, в отличие от хозяина, никого не предавал) Князь тихо на череп коня наступил На тризне, уже недалекой, (На языческой тризне – поминках по умершему, убивали его коней, скот, а когда-то – и жён, чтобы положить с ним в могилу) Так вот где таилась погибель моя! Именно привязанность и любовь к коню и толкают Олега на гибель. События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти, а его чувства. Это то самое «сердце у героя». Именно в верности человеческой памяти и есть залог бессмертия: (Но предсказанное всё равно свершилось. Нам не дано предугадать, как это произойдёт) Ковши круговые, запенясь, шипят (Не напрасно Пушкин повторяет те же строки. Он подчёркивает, что ничего не изменилось, князей ничему не научил опыт Олега, всё идёт далее по кругу) |
3.3 Работа с текстом после чтения. | Какие слова, характеризующие князя Олега и передающие чувства автора, нужно было подчеркнуть? (Вещий Олег; в награду любого возьмёшь ты коня; победой прославлено имя твоё; дивная судьба; «прощай, мой товарищ, мой верный слуга... теперь отдыхай»; «покройте попоной, ... купайте, кормите отборным зерном, водой ключевою поите»; «и хочет увидеть он кости коня»; «спи, друг одинокий»). |
IV. Словарная работа. | Вещий – пророческий, предвидящий будущее. Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее. Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел. Кудесник – это волшебник, колдун, чародей. Так в древности называли людей, которые стремились узнать тайны жизни. Волхвы – название языческих жрецов у славян. Чело – лоб. Сеча – схватка, рукопашный бой. Тризна – поминальная трапеза. |
IV. Итог урока. | О чём заставляет задуматься произведение А.С.Пушкина? ( Через художественное произведение автор помогает читателю увидеть яркие образы, осознать проблемы, касающиеся каждого человека, задуматься над путями их разрешения и делать нравственный выбор в сложных ситуациях). Любое произведение имеет несколько прочтений. В данном случае это – переложение «Повести временных лет», рассказ о том, что нельзя уйти от судьбы, разговор о благородстве и «осторожности». Проанализировав эту балладу, мы выяснили, что А.С.Пушкин развивает в ней актуальную для поэта тему свободы творчества: «Волхвы не боятся могучих владык…» Обращение Пушкина к истории не было случайным: через прошлое постичь настоящее и будущее – вот цель, которую преследовал поэт. |
V. Домашнее задание. | Выразительное чтение Песни. Отрывок наизусть (на выбор). |
Источники: | Список использованной литературы: Учебник: Литература. 6 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 – х ч. Ч.1, под редакцией Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2011. Поурочные разработки по литературе для 6 класса, М.: Просвещение, 209 г. Интернет – источники: |
Перед вами кроссворд по теме «А. С. Пушкин.
В оставшееся время или при планировании внеклассной работы можно использовать данный кроссворд.
«Песнь о вещем Олеге»
Поработайте с ним самостоятельно. Не торопитесь заглянуть в ответы.
Правильный ответ записывается в единственном или множественном числе и в именительном падеже независимо от того, в каком падеже данное слово встречается в тексте.
По горизонтали: 1. «В молчанье, рукой опершись о ..., с коня он слезает угрюмый» 3. «Вы, отроки — ..., возьмите коня». 5. «Завидует ... столь дивной судьбе». 8. «Вот едет могучий Олег со ...». 9. «Скажите, где ... мой ретивый?». 10. «То смирный стоит под стрелами врагов, то мчится по бранному ...». 11. «Твой конь не боится опасных ...». 15. «На ..., уже недалекой, не ты под секирой ковыль обагришь». 16. «Их села и нивы за буйный ... обрек он мечам и пожарам». 17. «С ним Игорь и старые ...».
По вертикали: 1. «И скоро ль, на радость ...—врагов, могильной засыплюсь землею?» 2. «И к мудрому старцу подъехал ...». 3, «Князь тихо на череп коня наступил и молвил: «Спи, ... одинокий!» 4. «Князь ... и Ольга на холме сидят».
6. «И ветер над ними волнует ...». 7. «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным ...». 10. «Покорный ... старик одному». 12. «Их моют ..., засыпает их пыль». 13. «И видят — на холме, у ... Днепра, лежат благородные кости». 14. «И кудри их белы, как утренний ...».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по английскому языку во 2 классе. «Forward». Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. проф. М. В. Вербицкой. Тема урока: «Сафари-парк». Урок №2 по теме.
Развернутый план-конспект с указанием приемов и методов....
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План-конспект урока по теме "Мои вещи" в 4 классе
Разработка обобщающего урока по теме "Мои вещи" и грамматической теме "Предлоги места"...
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему «Мир вещей - натюрморт».
Цели урока: обучающая – познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительны...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
Конспект урока по английскому языку в 5м классе на тему "Мои вещи"
Тема урока английского языка: "Мои вещи"Вид урока: комбинированныйОснащение урока:проекторучебник Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе» 5 классдискира...