Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)
план-конспект урока (5 класс) на тему
Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.92 КБ |
![]() | 292.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима.
(По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)
Цели:
- Метапредметные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей.уметь планировать свою деятельность на уроке, уметь ставить цель и задачу до конца урока, оценивать свою работу и работу одноклассников, уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
- Предметные: формирование литературоведческих компетенций: восприятие художественного текста, понимание авторской позиции;
- освоить теоретико-литературные понятия;
- совершенствовать умения анализировать литературное произведение как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
- создать условия, чтобы, пользуясь памяткой (в сильном классе – самостоятельно) учащиеся овладевали умением составлять рассказ о литературном герое; акцентировать внимание учащихся на роли литературного героя в произведении.
- Продолжить работу по формированию личностных компетенций: грамотного читателя, способного бегло читать и понимать, анализировать прочитанное, высказывать и обосновывать собственное мнение.
Ход урока.
«Из… всей… челяди самым замечательным
лицом был дворник Герасим…».
«Славный был мужик…»
И.С.Тургенев.
Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
1.Оргмомент. | Здравствуйте, ребята, | |
11.Целеполагание. | Сегодня мы заканчиваем изучение одного из самых интересных рассказов в программе 5 класса, рассказа «Муму» И.С.Тургенева. Обратимся к эпиграфу нашего урока (Слайд № 2). Перечислите главных героев рассказа «Муму». Почему только Герасима автор называет «славным»? Чему мы будем учиться на уроке? | Мы на уроке должны разобраться. 1. Почему Герасим – «славный» мужик? 2.Какие черты характера Герасима позволяют нам назвать его «славным»? Давать характеристику образу героя. |
111.Организация познавательной деятельности. | Запишем тему урока в тетрадь. | |
Вы прочитали рассказ, расскажите, как вы понимаете крепостное право? | Ответы учеников. | |
Работа с картиной «Все в прошлом» В.Максимова. Учитель описывает картину, дает характеристику барыне. Работа с картиной К. Трутовского «Благодетельница». - Из чего складывается образ человека. Слайд №5 | При работе со второй картиной дети описывают картину самостоятельно. Внешность, поступки, обстановка, отношения с другими героями. | |
- Опишите внешность Герасима, опираясь на художественный текст. - Какой художественный прием использует автор, чтобы показать мощь и силу героя? | Дети ищут описание Герасима в тексте. Дети записывают характеристики Герасима в тетрадь. (большой, похож на богатыря) Гипербола | |
Расскажите историю жизни Герасима. Какие черты его характера проявились? | Трудолюбие, смирение с судьбой, терпение. | |
Найдите описание каморки Герасима. | Дети зачитывают цитаты из текста, делают выводы. (Герасим смиряется с судьбой, не стремится к получению выгоды) | |
Какие отношения были у Герасима с другими слугами барыни? | Дети отвечают на вопрос, опираясь на текст рассказа. Выводы записываются в тетрадь. | |
Расскажите историю Татьяны и Герасима. Как ведет себя дворня? Почему барыня выдает Татьяну замуж. | Каприз скучающей старухи. Мы не видим среди остальных слуг сильного и честного человека. | |
Что дает барыне такую власть? | Крепостное право. | |
Анализ эпизода. | Зачитайте эпизод : « Дело было к вечеру…». Какое качество человеческой души проявляет Герасим? | Сострадание. Поработать с термином «сострадание». Вывод: Герасим глух, но он ощущает чужую боль (запись в тетрадь). |
Почему барыня приказала утопить Муму? Как ведет себя Герасим и дворня? | Никто не заступился за Герасима и собаку. Слайд № 6. Герасим пытается защитить Муму. | |
Почему Герасим сам утопил Муму? Почему ушел? | Не хотел, чтобы собаку обидели. Душа героя взбунтовалась, он не мог больше служить барыне: она отняла от него все самое дорогое. Слайд №7. | |
Как автор относится к своему герою? | Слайд № 8 | |
1V. Творческая работа. | Опираясь на опорную схему и наши записи, напишите сочинение – миниатюру на тему: «Какие лучшие черты русского национального характера воплощены в образе Герасима?» | Дети пишут мини – сочинение. |
V.Рефлексия. | Чему мы научились на сегодняшнем уроке. Дайте оценку своей работе на уроке. | Ответы учащихся. |
V1 | Домашнее задание. | Подготовиться к сочинению по теме урока. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Василий Максимов «Все в прошлом».
«Благодетельница»
Как подготовить рассказ о герое художественного произведения: 1. Название произведения, его автор. Чему посвящено произведение (идея)? 2. Расскажите о месте героя в произведении. 3. Расскажите о внешности героя, какую дополнительную информацию она несет? 4. Познакомьте с историей жизни героя. Как она отразилась на нем? 5. Расскажите о том, в каких условиях живет герой, что его окружает. 5. Сообщите об отношении его к окружающим персонажам и их отношении к герою. 6. Как автор относится к своему герою?
Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то, что наш брат. Что правда, то правда.
Это был Герасим. Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину.
Черты русского народного характера, воплощенные в Герасиме: богатырская сила, трудолюбие , ум и доброта , сострадание, способность на протест .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по рассказу И.С.Тургенева "Муму" "Образ Герасима", 5 класс
Презентация для работы на интерактивной доске "SMART Notebook". Дана обобщающая таблица по образу литературного героя. Работа выполняется учениками при работе с текстом. Цитаты во второй кол...

Технологическая карта урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева
Технологическая карта урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева...

Презентация к уроку: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева
Презентация к уроку: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева...
Литература, 5 класс - Образ Герасима в произведении И.С. Тургенева "Муму"
План-конспект урока по литературе 5 класса на тему "Образ Герасима в произведении И.С. Тургенева "Муму"...

Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима....

Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»
Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»...