Урок литературы в 11 классе: «Есенин: вчера и сегодня».(2ч)
план-конспект урока (11 класс) на тему
Цели урока:
- выявление и интерпретация поэзии С.А. Есенина; подготовка к итоговому сочинению по литературе;
- развитие у школьников чуткого понимания художественного слова, поэтического вкуса;
- формирование представления о С.А. Есенине, как о современном поэте России, чувства любви к уникальной и неповторимой есенинской лирике;
- развивать навыки работы с текстом, умение сопоставлять и анализировать, умение работать в группе.
Оборудование: портрет С.Есенина, иллюстрации, выставка книг, презентация творчества С.Есенина, оформление доски – эпиграфы: «Я сердцем никогда не лгу», «На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за все благодарю», «С того и мучаюсь, что не пойму – Куда несет нас рок событий»
Проблемные вопросы:
1. «Дом» в творчестве С.Есенина.
2. «Любовь» в творчестве С.Есенина.
3. «Литература» в творчестве С.Есенина
4. «Путь» в творчестве С.Есенина
5. «Время» в творчестве С.Есенина
Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, (эвристический метод), метод творческого чтения (выразительное чтение стихотворений наизусть), исследовательский метод ( анализ стихотворений Есенина ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_esenin_s.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе: «Есенин: вчера и сегодня».(2ч)
Ивановой Е.В.
Цели урока:
- выявление и интерпретация поэзии С.А. Есенина; подготовка к итоговому сочинению по литературе;
- развитие у школьников чуткого понимания художественного слова, поэтического вкуса;
- формирование представления о С.А. Есенине, как о современном поэте России, чувства любви к уникальной и неповторимой есенинской лирике;
- развивать навыки работы с текстом, умение сопоставлять и анализировать, умение работать в группе.
Оборудование: портрет С.Есенина, иллюстрации, выставка книг, презентация творчества С.Есенина, оформление доски – эпиграфы: «Я сердцем никогда не лгу», «На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за все благодарю», «С того и мучаюсь, что не пойму – Куда несет нас рок событий»
Проблемные вопросы:
1. «Дом» в творчестве С.Есенина.
2. «Любовь» в творчестве С.Есенина.
3. «Литература» в творчестве С.Есенина
4. «Путь» в творчестве С.Есенина
5. «Время» в творчестве С.Есенина
Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, (эвристический метод), метод творческого чтения (выразительное чтение стихотворений наизусть), исследовательский метод ( анализ стихотворений Есенина ).
I.Орг. момент
II.Вступительное слово учителя.
Поэзия С.Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льется из самого сердца, как песня. Она волнует русское сердце, вызывает подлинное его содрогание. Вместе с ней мы открываем источник нашего счастья на земле и прикасаемся к тайне вечных ценностей: любви, семье, дому, времени и, конечно, литературе.
С.Есенин полнее и глубже, чем кто бы то ни был из его современников, поведал о русской катастрофе уходящего века.
Итак, сегодня на уроке, тему которого мы обозначили как «Есенин: вчера и сегодня», мы постараемся разобраться, что давало силы поэту, вдохновляло его, откуда в его творчестве редкая поэтическая искренность, особая мелодичность, напевность; мы постараемся увидеть, что угнетало поэта, какую трагедию испытал он, как свет и тени русской истории отразились в его творчестве. Кроме того мы попробуем доказать, что Есенин актуален и сегодня.
Наш урок мы проводим в форме семинара, вопросы которого вам известны и вынесены на доску. Мы разбились на 5 групп в соответствии с направлениями итогового сочинения, выполнили опережающие задания и сейчас представим результаты своей работы
III. 1.Направление « Дом»
Задания:
- биографическая справка;
- родословное древо ( исследование);
-виртуальная экскурсия по местам проживания С.Есенина
- отражение образа «дома» в лирике С.Есенина
-чтение стихотворений:
«Дом» в творчестве С.Есенина.
«В хате»
«Низкий дом»
«В Хороссане есть такие двери...»
«Край родимый»
«Гой ты, Русь»
Вопросы:
1 Что больше всего ценил С.Есенин.
2.Чем для поэта было село Константиново, Москва, Россия?
3.Какие чувства испытываете вы, когда говорите о малой родине?
- Направление « Любовь»
Задания:
- «Любовь» в творчестве С.Есенина.
- «Первая, любимая, дорогая, красивая, хорошая, милая? Кто они?» (исследование)
-презентация рисунков по теме.
-чтение стихтворений, исполнение песен в современной обработке:
«Ты меня не помнишь не жалеешь»
«Я помню , любимая,помню»
«Пускай ты выпита другим»
«Письмо к женщине»
« Заметался пожар голубой» и др
Вопросы:
1. Что значила для поэта любовь к женщине, матери, Родине?
2.Можно ли оправдать или объяснить «странные» взаимоотношения поэта с возлюбленными?
3.Какое определение можете вы дать любви?
- Направление « Литература»
Задания:
-«Литература» в творчестве С.Есенина;
- библиографический обзор творческого наследия поэта;
- современники С.Есенина о поэте:
-чтение стихотворений:
«Я ль виноват, что я поэт»
Из стихотворения «Русь советская»
«Поэтам Грузии»
«Я последний поэт деревни»
«Пушкину»
Вопросы:
1.Как Сергей Есенин оценивал собственный вклад в литературу?
2.Как относились к его творчеству современники?
3.Чем вас привлекает творчество Есенина?
- Направление « Путь»
Задания:
-«Путь» в творчестве С.Есенина;
- Искания и ошибки С.Есенина (исследование)
- Чтение стихотворений в исполнении С.Есенина ( аудиозапись)
«Вижу сон. Дорога чёрная»
«Вот уж вечер. Роса»
«Мелколесье. Степь и дали»
«По дороге идут богомолки»
Вопросы:
1Видите ли вы « сходство поразительное»: и в мотиве дороги, и в ритмическом строе, и в состоянии души?
2. Насколько верен путь, выбранный поэтом?
3.Можно ли было изменить судьбу любимца миллионов - Сергея Есенина?
- Направление « Время»
Задания:
- Чтение сочинений по теме « Время и поэт»
- Чтение собственных стихотворений, посвященных юбиляру;
- Чтение стихотворений и исполнение песен :
«Время» в творчестве С.Есенина
«Мы теперь уходим понемногу»
«Не жалею не зову не плачу»
«Отговорила роща золотая»
«До свиданья, друг мой, до свиданья»
Учитель: «Большое видится на расстоянии», - справедливо заметил как-то С.Есенин и, наверное, эта истина в большей степени касается его самого. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов был призван прийти в этот мир лишь на время, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей души, но и нашей жизни. Звучание чистого и светлого слова С.Есенина стало частью нас самих. И в конце хочется сказать словами М.И.Цветаевой:
И не жалость – мало жил,
И не горечь – мало дал, -
Много жил – кто в наши жил
Дни, все дал – кто песню дал.
IV. Закрепление. Работа с учебником. Заполнение таблицы.
Тема | Произведения | Цитаты | тезис | аргументы | доказательства |
Дом | |||||
Любовь | |||||
Литература | |||||
Время | |||||
Путь |
V.Рефлексия.
VI.Д/з.Напишите развернутый ответ на проблемный вопрос: «В чем вы видите актуальность лирики Сергея Есенина? »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Разработка урока по теме "Молодежные организации вчера и сегодня" по немецкому языку
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока немецкого языка по теме "Молодежные организации вчера и сегодня", которая предполагает использование экспозиции школьного музея, посвященной ...
Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина
Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....
Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"
Тема: Любовная лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта; показать дина...
Урок литературы 11 класс: "Любовная лирика С. Есенина"
Урок литературы...
Конспект урока . Тема : Лоскутная техника (пэчворк) - вчера и сегодня.
Урок посвящен одному из древнейших видов народных ремесел - мастерству создания различных изделий...
Урок литературы по творчеству Есенина С.А. 11 класс
Урок разработан с учётом требований ФГОС. Даны рекомендации по индивидуальной работе на каждом этапе урока....