Урок литературы по творчеству Есенина С.А. 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Урок разработан с учётом требований ФГОС. Даны рекомендации по индивидуальной работе на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_11_klass.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литература Класс: 11 Тема: Природа родного края и образ Родины в творчестве Есенина С.А. |
Предметными результатами является сформированность следующих умений: адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; выявлять авторскую позицию, определять свое отношение к ней; воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова; совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий); способствовать совершенствованию читательского опыта; развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста; Метапредметными результатами станут умения: формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения; формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности; развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии; формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; совершенствовать владение логическими действиями сравнения нескольких произведений, умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста; развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений; формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; |
Этапы учебного занятия | учебное задание | форм работы | примеров индивидуализации учебных заданий |
Этап мотивации | Представьте, что вы на уроке изобразительного искусства, и вы получили задание нарисовать свою Родину. -Чтобы вы нарисовали? -А если бы рядом с вами находился Сергей Александрович Есенин? Что бы он нарисовал? - Что является для Родиной Сергея Есенина? | Словесное рисование | По желанию можно принести рисунок на тему «Моя Родина» |
Этап актуализации знаний | -А если бы рядом с вами находился Сергей Александрович Есенин? -Что бы он нарисовал? - Что является для Родиной Сергея Есенина? | Беседа | Подготовленная дома выставка «Родные места С.А. Есенина» |
Этап целеполагания | -А для Сергея Есенина две основные темы — Родина и природа— переплетаются и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина — понятие абстрактное. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока? (Природа родного края и образ Родины в творчестве Есенина С.А.) - Каковы ключевые слова темы? - Каковы цели нашего урока? (Раскрыть особенности изображения природы родного края в творчестве Сергея Есенина, Увидеть, как изменяется образа Родины в творчестве Есенина С.А.) | Эвристическая беседа | Собрать название темы из заготовленных заранее слов |
Этапы решения поставленной проблемы | 1. В начале урока я предлагаю послушать романс, который перенесёт нас из холодного зимы в золотую осень. Этот романс на слова Сергея Есенина. Думаю, что в вашем классе тоже есть поклонники творчества Сергея Александровича, и вы это произведение услышите не впервые. А слушая, определите тему стихотворения? (Просмотр видео) 2. Тексты стихотворения перед вами. Какова тема элегии, потому что именно так рекомендуют определять жанровую принадлежность данного произведения? - Лирический герой размышляет о смысле жизни. Но с образом кого здесь соотносится лирический герой? (С образом золотой рощи) - Таким образом, мы видим распространённый в народной лирической поэзии параллелизм - сопоставление природных явлений с событиями жизни. -Что характерно для изображения природы родного края? (ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ПРИРОДЫ) 3. А вторую характерную черту мы с вами увидим, рассматривая особенности изображения Родины в творчестве Сергея Есенина. Возвращаясь в начало нашего урока, вспомним, что природа и Родина для Сергея Есенина тесно переплетающиеся темы творчества. - Каков же образ Родины в стихотворениях поэта? - Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам проанализировать три стихотворения Сергея Есенина о Родине. Первая группа стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» Вторая группа «Я последний поэт деревни» Третья группа «Спит ковыль. Равнина дорогая» План анализа есть у вас на партах. Вы должны охарактеризовать цветовую насыщенность стихотворений, звуковую фон стихотворения, выписать эмоциональные эпитеты и сделать вывод об особенностях восприятия лирическим героем Родины в данном стихотворении. В качестве подсказки можете воспользоваться годом написания стихотворения. Если встречаются непонятные слова, к стихотворениям прилагается «словник», который размещён на обратной стороне листочка со стихотворением. На выполнение задания нужно потратить не более 10 минут. | Прослушивание текста Эвристическая беседа Чтение и анализ текста по проблемным вопросам Работа в группах: комментированное чтение, составление комментария, плана ответа, анализ и интерпретация текста по предложенному плану | Подготовить музыкальный номер (учащимся, имеющим музыкальные способности, исполнить романс) Выразительное чтение текста стихотворения (1 ученик заранее подготовленный) Распределение ролей (заданий) в группе |
Этап коррекции | Слушая выступление каждой группы, вместе со мной записываем кластер в тетрадь. Один ученик читает стихотворение выразительно. Члены группы зачитывают слова, передающие цвет, эмоциональные эпитеты и вывод, которые прикрепляют к схеме- кластеру, а все записываются в кластер «Образ России» | Составление кластера Выразительное чтение Анализ художественных средств | Индивидуальные выступления участников групп |
Этап закрепления | Обобщение материала по кластеру | Монологическое высказывание учащихся | Роль эксперта (дать оценку отвечающим) |
Этап систематизации знаний | Формулирование и фиксирование вывода в тетради(учащиеся самостоятельно записывают вывод). Образ природы – это очеловеченная природа, а образ Родины в стихотворениях Есенина неоднозначен в разные периоды, но он сумел сохранить любовь к родному краю. Не зря Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». | Фиксирование вывода в тетради | Каждый сам записывает вывод по уроку, зачитывают вслух, редактируют |
Этап объяснения домашнего задания | Для всех: Написание домашнего сочинения по типу ЕГЭ Индивидуально: - Выучить оно из стихотворений - Сочинить стилизацую по мотивам стихотворений С.А. Есенина | Беседа Дома: творческая работа | Индивидуальное домашнее задание: - Выучить оно из стихотворений - Сочинить стилизацую по мотивам стихотворений С.А. Есенина |
Этап подведения итогов | Оценивание работы учащихся Самооценивание + оценивание учителя (словесное и выставление оценок) | Устный самоконтроль | Творческие дети могут «нарисовать своё настроение» в конце урока |
Этап рефлексии | На столах ваших кленовые листочки, которые опали с есенинского клёна. На них вы можете написать отзыв о сегодняшнем уроке 3 предложением и положить листочек в корзиночку, чтобы я вспоминала о вас долгими зимними вечерами. | Творческая работа (Мини-отзыв) | Задание дети выполняют по желанию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта проведения уроков литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 6 классе: «Образ дома как основа человеческого бытия».
В последние годы учителя-словесники сталкиваются с тем, что современные дети не хотят читать художественную литературу. Они предпочитают телевизор, видео, компьютерные игры. Как же приблизить кн...
Модульное планирование уроков литературы по творчеству М.А. Булгакова в 11 классе.
Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четв...
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
Презентация к уроку литературы по творчеству С.Есенина
Жизнь и творчество С.Есенина...
Обобщающий урок литературы по творчеству Н.В.Гоголя в 9 классе
Обобщающий урок литературы по творчеству Н.В.Гоголя позволяет проверить знания учащихся по биографии и творчеству писателя и подвести итоги изучения поэмы "Мёртвые души"...
Урок литературы по творчеству Ф.И. Тютчева в 10 классе
Урок-литературный салон "Поэзия Ф.И.Тютчева в музыке"...