Урок литературы по творчеству Есенина С.А. 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Цитцер Светлана Васильевна

Урок разработан с учётом требований ФГОС. Даны рекомендации по индивидуальной работе на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_11_klass.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

Предмет: Литература

Класс: 11

Тема: Природа родного края и образ Родины в творчестве Есенина С.А.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

выявлять авторскую позицию, определять свое отношение к ней;

воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;

совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);

способствовать совершенствованию читательского опыта;

развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью;

формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста;

Метапредметными результатами станут умения:

формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности;

развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

совершенствовать владение логическими действиями сравнения нескольких произведений, умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;

развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Этапы учебного занятия

учебное задание

форм работы

примеров индивидуализации учебных заданий

Этап мотивации

Представьте, что вы на уроке изобразительного искусства, и вы получили задание нарисовать свою Родину.

-Чтобы вы нарисовали?

-А если бы рядом с вами находился Сергей Александрович Есенин? Что бы он нарисовал? - Что является для Родиной Сергея Есенина?

Словесное рисование

По желанию можно принести рисунок на тему «Моя Родина»

Этап актуализации знаний

-А если бы рядом с вами находился Сергей Александрович Есенин?

-Что бы он нарисовал?

- Что является для Родиной Сергея Есенина?

Беседа

Подготовленная дома выставка «Родные места С.А. Есенина»

Этап целеполагания

-А для Сергея Есенина две основные темы — Родина и природа— переплетаются и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина — понятие абстрактное. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока?

(Природа родного края и образ Родины в творчестве Есенина С.А.)

- Каковы ключевые слова темы?

- Каковы цели нашего урока?

(Раскрыть особенности изображения природы родного края в творчестве Сергея Есенина,

Увидеть, как изменяется образа Родины в творчестве Есенина С.А.)

Эвристическая беседа

Собрать название темы из заготовленных заранее слов

Этапы решения поставленной проблемы

1. В начале урока я предлагаю послушать романс, который перенесёт нас из холодного зимы в золотую осень. Этот романс на слова Сергея Есенина. Думаю, что в вашем классе тоже есть поклонники творчества Сергея Александровича, и вы это произведение услышите не впервые. А слушая, определите тему стихотворения?

(Просмотр видео)

2. Тексты стихотворения перед вами. Какова тема элегии, потому что именно так рекомендуют определять жанровую принадлежность данного произведения?

- Лирический герой размышляет о смысле жизни. Но с образом кого здесь соотносится лирический герой?

(С образом золотой рощи)

- Таким образом, мы видим распространённый в народной лирической поэзии параллелизм  - сопоставление  природных явлений с событиями жизни.

 -Что характерно для изображения природы родного края?

(ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ПРИРОДЫ)

3. А вторую характерную черту мы с вами увидим, рассматривая особенности изображения Родины в творчестве Сергея Есенина. Возвращаясь в начало нашего урока, вспомним, что природа и Родина для Сергея Есенина тесно переплетающиеся темы творчества.

- Каков же образ Родины в стихотворениях поэта?

- Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам проанализировать три стихотворения Сергея Есенина о Родине.

Первая группа стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная»

Вторая группа «Я последний поэт деревни»

Третья группа «Спит ковыль. Равнина дорогая»

План анализа есть у вас на партах.

Вы должны охарактеризовать цветовую насыщенность стихотворений, звуковую фон стихотворения, выписать эмоциональные эпитеты и сделать вывод об особенностях восприятия лирическим героем Родины в данном стихотворении. В качестве подсказки можете воспользоваться годом написания стихотворения. Если встречаются непонятные слова, к стихотворениям прилагается «словник», который размещён на обратной стороне листочка со стихотворением.

На выполнение задания нужно потратить не более 10 минут.

Прослушивание текста

Эвристическая беседа

Чтение и анализ текста по проблемным вопросам

Работа в группах:

комментированное чтение, составление комментария, плана ответа, анализ и интерпретация текста по предложенному плану

Подготовить музыкальный номер (учащимся, имеющим музыкальные способности, исполнить романс)

Выразительное чтение текста стихотворения (1 ученик заранее подготовленный)

Распределение ролей (заданий) в группе

Этап коррекции

Слушая выступление каждой группы, вместе со мной записываем кластер в тетрадь.

Один ученик читает стихотворение выразительно.

Члены группы зачитывают слова, передающие цвет, эмоциональные эпитеты и вывод, которые прикрепляют к схеме- кластеру, а все записываются в кластер

«Образ России»

Составление кластера

Выразительное чтение

Анализ художественных средств

Индивидуальные выступления участников групп

Этап закрепления

Обобщение материала по кластеру

Монологическое высказывание учащихся

Роль эксперта (дать оценку отвечающим)

Этап систематизации знаний

Формулирование  и фиксирование вывода в тетради(учащиеся самостоятельно записывают вывод).

Образ природы – это очеловеченная природа, а образ Родины в стихотворениях Есенина неоднозначен в разные периоды, но он сумел сохранить любовь к родному краю. Не зря Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

Фиксирование вывода в тетради

Каждый сам записывает вывод по уроку, зачитывают вслух, редактируют

Этап объяснения домашнего задания

Для всех: Написание домашнего сочинения по типу ЕГЭ

Индивидуально:

- Выучить оно из стихотворений

- Сочинить стилизацую по мотивам стихотворений С.А. Есенина

Беседа

Дома: творческая работа

Индивидуальное домашнее задание:

- Выучить оно из стихотворений

- Сочинить стилизацую по мотивам стихотворений С.А. Есенина

Этап подведения итогов

Оценивание работы учащихся

Самооценивание + оценивание учителя (словесное и выставление оценок)

Устный самоконтроль

Творческие дети могут «нарисовать своё настроение» в конце урока

Этап рефлексии

На столах ваших кленовые листочки, которые опали с есенинского клёна. На них вы можете написать отзыв о сегодняшнем уроке 3 предложением и положить листочек в корзиночку, чтобы я вспоминала о вас долгими зимними вечерами.

Творческая работа (Мини-отзыв)

Задание дети выполняют по желанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта проведения уроков литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 6 классе: «Образ дома как основа человеческого бытия».

В последние годы учителя-словесники сталкиваются с тем, что современные дети не хотят читать художественную литературу. Они предпочитают телевизор, видео, компьютерные игры. Как же приблизить кн...

Модульное планирование уроков литературы по творчеству М.А. Булгакова в 11 классе.

Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четв...

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Обобщающий урок литературы по творчеству Н.В.Гоголя в 9 классе

Обобщающий урок литературы по творчеству Н.В.Гоголя позволяет проверить знания учащихся по биографии и творчеству писателя и подвести итоги изучения поэмы "Мёртвые души"...

Урок литературы по творчеству Ф.И. Тютчева в 10 классе

Урок-литературный салон "Поэзия Ф.И.Тютчева в музыке"...