Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Тема: Любовная лирика С.А.Есенина.
Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта;
показать динамику развития любовной лирики С.Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatura_11_klass_esenin.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Любовная лирика С.А.Есенина.
Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта;
показать динамику развития любовной лирики С.Есенина.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
-На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А. Есенина, которому в этом году исполнилось 155 лет со дня рождения .Мы проследили основные направления его творчества.
Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта.
«Пел не голосом , кровью сердца», -скажут о нём современники.
Есенин подтвердит это:
Быть поэтом – это значит то же
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
- Кровь чувств и нежность души, только любовь способна внушить человеку такие противоречивые чувства.
-Как же зазвучит тема нашего урока?
-о чём можно с любовью писать?
-Как вы думаете, на что мы сегодня на уроке обратим особое внимание?
Цели:
-Мы посмотрим на примерах разных его стихов, как это чувство нашло отражение в разных темах творчества поэта и постараемся проследить динамику развития любовной лирики Есенина.
Работа 1- ой группы.
Уч-к: - Любовь к природе в творчестве С.Есенина проявляется в огромном количестве его стихов:
«Сыплет черёмуха снегом» ;
«Закружилась листва золотая»;
«Отговорила роща золотая»…
Эти стихи можно перечислять бесконечно. Но самое первое , как помнит сам поэт, звучит так:
Там ,где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.
Уч- к: - На наш взгляд- это изумительная миниатюра , здесь и метафористичность, пронизывающая всё и красота природы, и бережное, любовное к ней отношение.
Это отношение нашло яркое отражение в сихотворении «Сыплет черёмуха снегом».
Уч- к: (наизусть)
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе…
Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создаётся, например, обращениями: «Сыпь ты.черёмуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу…»
Такие обращения присутствуют и в других стихах:
«Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь», или «Чёрная потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать не любить?»,
Или вот такие строки:
Уч –к: (наизусть)
«Край любимый , сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных»
Уч-к: - Есенин описывает природу. Словно живое существо, это происходит за счёт употребления метафор и олицетворений. Каждая строчка,каждое слово проникнуты любовью к природе. В олицетворении «В зеленях твоих стозвонных» присутствует звуковой образ. Прочитав множество стихов о природе С.Есенина , мы пришли к выводу, что звуковое изображение часто присутствует в его стихах. Есенин даже использует неологизм . усиливающий звуковое впечатление – это «стозвонный» .звуковое изображение присутствует в таких строках:
«Звонкой позолотой взвенивает лес»;
«Поёт зима аукает,мохнатый лес баюкает
Сто- звоном сосняка»;
«В роще по берёзкам
Белый перезвон»;
«А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя»;
«я хотел бы затеряться
в зеленях твоих стозвонных»;»
«Мне навстречу,как серёжки
Прозвенит девичий смех.»
Уч-ль:
- Молодцы. Этот ряд,конечно, можно продолжить. А вот еслть ли в поэзии Есенина тихие звуки?
Уч-к:
- В поэзии Есенина есть и тихие звуки.: «шелест тростника»; «шёпот сосняка»; «говор кроткий»; «слабый крик»; «тягучий вздох»; «нежно охает ячменная солома».
Таким образом, мы видим, что стихи Есенина пронизаны звуковыми образами. И в этом тоже выражена любовь к природе, она для него ,как живое существо.
Уч-ль:
- Да, природу поэт ощущал в движении: одно явление природы мог передать через другое:
«И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес»
Одна строчка,а посмотрите сколько в ней красок. Такой приём называется цветопись.
Задание: Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина?
3 варианта.
(Тексты на партах. Один на двоих. Работа в парах).
1.«Прячет месяц за овинами Жёлтый лик от солнца ярого. Высоко над луговинами По востоку пышет зарево». |
2.«За тёмной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягнёночек кудрявый – месяц Гуляет в голубой траве. А степь под пологом зелёным Кадит черёмуховый дым И за долинами по склонам Свивает полымя над ним». |
3. «Синее небо, цветная дуга, Тихо степные бегут берега, Тянется дым, у малиновых сёл Свадьба ворон облегла частокол. Снова я вижу знакомый обрыв С красною глиной и сучьями ив, Грезит над озером рыжий овёс, Пахнет ромашкой и мёдом от ос». |
Уч-ль: - Мы увидели, что в стихах есть, звуки,краски.
А что ещё присутствует?
Уч-к: - Запахи.
Уч-ль назовите примеры.
Вывод: В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого: золотой,медный; много зелёного, синего и голубого. Есть и белый и чёрный, и серый цвета,нов целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные. То нежные. То яркие цвета и оттенки. Ив этом выражается его любовь,так как он наделяет природу самыми красивыми цветами, звуками и запахами.
Уч-ль: - Говоря о любви к природе, нельзя не затронуть мотив «кровного родства» с животным миром:
Счастлив я, что целовал я женщин,
Мял цветы ,валялся на траве.
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
- Есенин называет животных «братьями меньшими». И свою любовь и боль за них выплёскивает в стихотворении «Песнь о собаке».
Действительно, пел не голосом , а кровью сердца.
Работа 2-ой группы.
Любовь к родному краю – любовь к родине.
Уч-ль:
- Вы, наверное, заметили, что для поэта природа и родина – это не просто однокоренные слова с ообщим корнем род. Для него это неразрывные понятия.
Давайте проследим, как любовь к родному краю, к родине отразилась в стихах поэта, посвящённых этой теме.
Уч-к:
Есенинская Русь- страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озёр, бескрайних полей, неба с журавлями, которых «относит ветер вдаль», страна белых берёз, душистых черёмух, золотых рощ, опавшего клёна. Любовь к родине – это любовь ко всему. что дышит, движется, растёт- живёт на родной земле.
Уч-к: (наизусть).
Слайды. Фоторепродукции пейзажей русских художников.
«Спит ковыль, равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь».
Уч-к:
- Вряд ли авторы пейзажей предполагали, что их живопись оживёт в поэзии, которая так естественно переливается голубым, розовым, синим, золотым цветами – цветами неба, зари, снега, озёр, колосящегося поля.
Слайд. ( Грабарь. «Февральская лазурь»).
- Необычное берёзовое зимнее утро в «Февральской лазури» Грабаря, когда природа, по словам художника, казалось, праздновала какой- то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток. И есенинское:
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом.
Точно серебром.
Слайд. (Нестеров. «Осенний пейзаж»).
«Осенний пейзаж» Нестерова может проиллюстрировать есенинские строки:
Морозный дым качает сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши руки, в жёлтый крутосклон.
Слайд. Васнецов. «Сельский пейзаж».
Уч-к:
- О любви к России в некоторых стихах поэт говорит прямо:
(наизусть)
«Го ты , Русь моя родная».
- Какое чувство выразил поэт в стихотворении?
- Любовь к России. И это чувство он передаёт через особую интонацию любования тем, что он описывает.
Уч-к:
- В стихах Есенина звучат признания в любви к России. Мир Руси для поэта – это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный,»деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна.
(наизусть).
«Чёрная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать , не любить.»
Уч-к:
Уже традиционно употребляет здесь Есенин метафоры, эпитеты, сравнения. Он рисует Россию сочными, определёнными красками , например:
«О Русь- малиновое поле
И синь упавшая в реку».
В есенинских цветах – религиозная, иконописная точность. Русский пейзаж становится храмом, а крестьянский быт – богослужением в нём:
«Земля молитвенником красным
Пророчит благостную весть»;
или
«Когда звенят родные степи
Молитвославным ковылём»
Уч-к:
- Таким образом, прочитав и проанализировав стихи, посвящённые родному краю, родине, мы пришли к выводу, что для Есенина привязанность к родине означает, прежде всего, привязанность к её природе. Малой родине, народной жизни. Наш вывод мы подтверждаем словами самого поэта: «Моя лирика жива одной большой любовью- любовью к Родине».
Работа 3-ей группы.
Любовь к матери.
Уч-ль:
- Любовь матери поддерживала Есенина на протяжении всего его творчества. Давайте посмотрим, как любовь к матери нашла отражение в его стихах.
Уч-к:
- Стихов, посвящённых матери у Есенина не так уж и много:
«Молитва матери»,
«Письмо матери»,
«Письмо от матери»,
«Ответ».
«Разбуди меня завтра рано,
О, моя терпеливая мать».
Но в этих стихах сквозит бесконечная сыновья любовь к матери.
На кавказе в минуты грусти Есенин написал одно из лучших своих стихотворений «Письмо матери». В разлуке сней Есенин всегда скучал, страдал, жил ожиданием встречи с ней.
Уч-к:
(наизусть) «Письмо матери» под музыку.
-Есенин выражает свою любовь и нежность через обращения: «матушка родимая, кормилица, старушка милая».и опять же образ матери неразрывно связан с образом природы:
«В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть».
Он с трепетом говорит о ней:
«Старушка милая ,
Живи , как ты живёшь,
Я нежно чувствую
Твою любовь и ласку»;
«Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет».
-каждая строчка этих стихов пронизана любовью к матери, и в каждой строчке чувствуется грусть от вынужденной разлуки с ней.
Работа 4- ой группы.
Любовь к женщине.
Слайд.
И золотеющая осень
В берёзах убавляет сок.
За тех кого любил и бросил
Листвою плачет на песок.
Уч-ль:
- Любовь к женщине лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы.
Уч-к:
(наизусть).
«Выткался на озере алый цвет зари».
- Здесь любимая представляется в образе природы.»Зацелую допьяна изомну . как цвет», а природа олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари».
Уч-к:
- Этой теме посвящено стихотворение
«Зелёная причёска».
(читают наизусть 2 человека).
- это стихотворение написано в память о лете 1917 г. и посвящено молодой помещице Лидии Кашиной . ревниво и настороженно оберегал юноша свои отношения с ней от насмешек домашних. Замужняя женщина мать двоих детей, на10 лет старше Есенина. Кульминацией этого таинтвенног оромана стало это стихотворение. В нём угадываются отзвуки бури и в природе, и в душе поэта.
Уч-к:
- Настроение любовной лирики меняется в «городских стихах поэта. Город оторвал Есенина от «родины – рая», и ощущение счастья стало ностальгическим преживанием, а земная девушка – природа стала мечтой – воспоминанием:
«Где- то за садом несмело,
Там, где калина цветёт,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поёт».
Уч-к:
- Резко меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая».
(наизусть) «Сыпь, гармоника . Скука… Скука…»
- Поэтичность , нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм, как защитная реакция, как отчаяние. И любовь здесь – зараза , любовь – чума.но в конце стихотворения мы видим жалобное раскаяние:
«Дорогая, я плачу,
Прости …прости».
Уч-к:
- (наизусть)
«Заметался пожар голубой».
Уч-к:
- Мы видим , что трагический пафос , надрыв сменяются задушевностью, лиризмом, откровенностью:
«Дорогая, сядем рядом.
Поглядим в глаза дуг другу.
Яхочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу».
Уч-к:
- в 1924-1925г.г Есенин пишет цикл стихов «Персидские мотивы». Через чувство любви пытается обрести согласие с самиа собой и с миром.
Уч-к:
(наизусть).
«Шаганэ, ты моя ,Шаганэ!»
Уч-у:
- Ещё раз хочется отметиь, что поэт через чувство любви пытается обрести согласие с самим собой и с миром. И именно в этом цикле , посвящённом любви, пророчески звучат его строки:
«Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души».
-Через чувство любви к поэту приходит мысль о го предназначении.
Подведение итогов урока.
- 155 лет исполнилось в этом году со дня рождения поэта. Полтора века назад зазвучали его стихи. И продолжают нас радовать по сей день.
Домашнее задание: прочитать поэму «Анна Снегина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы на тему "Сергей Есенин и Айседора Дункан"
В презентации помещен материал о непростых отношениях двух известных людей: поэта Сергея Есенина и танцовщицы Айседоры Дункан....
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".
АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...
Конспект урока литературы "Устное народное творчество"
Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить с народными кубанскими ...
Презентация к уроку литературы. Жизнь и творчество И.А. Бунина
Презентация будет хорошим наглядным материалом для знакомства с жизнью и творчеством И.А. Бунина...
Презентация к уроку литературы."Жизнь и творчество И.С.Тургенева"
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве И.С.Тургенева может быть использована в качестве иллюстрации к первому уроку о писателе....
Презентация к уроку литературы. "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"
Презентация может быть использована на первом уроке по творчеству Н.А.Некрасова...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....