Разработка урока по теме "Молодежные организации вчера и сегодня" по немецкому языку
учебно-методический материал по немецкому языку (9 класс) на тему
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока немецкого языка по теме "Молодежные организации вчера и сегодня", которая предполагает использование экспозиции школьного музея, посвященной советским молодежным организациям (октябрятам, пионерам, комсомольцам). Таким образом реализуется принцип междисциплинарного (немецкий язык и история) и деятельностного обучения.
Ссылка на видеофрагмент, используемый на уроке: https://drive.google.com/file/d/0Bwpnzkd1nR9xUWJYL...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lisovayao.s._razrabotka_uroka_v_muzee_gimnaziya_1272.doc | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Южное окружное управление образования
ГБОУ города Москвы гимназия № 1272
Музей «История Российского образования в истории школы»
Материалы
к Окружному конкурсу методических разработок педагогов образовательных организаций Южного округа ДО города Москвы
«Времен связующая нить: урок в школьном музее»
Номинация № 4 – работа с учащимися старшего звена школы
Тема методической разработки:
Урок немецкого языка в школьном музее по теме «Молодежные организации вчера и сегодня» в рамках темы «Школа»
Автор: Лисовая Ольга Сергеевна,
учитель немецкого языка
Контактный телефон: 8 (916) 909-23-09
Москва 2014
Оглавление
Разработка урока немецкого языка по теме «Молодежные организации вчера и сегодня»
Сценарий урока на русском языке
Сценарий урока на немецком языке
Маршрутный лист для учащихся на русском языке
Маршрутный лист для учащихся на немецком языке
Приложение. Видеоролик виртуальной экскурсии по школьному музею на немецком языке (на электронном носителе)
Данная методическая разработка урока немецкого языка по теме «Молодежные организации вчера и сегодня» предполагает использование экспозиции школьного музея, посвященной советским молодежным организациям (октябрятам, пионерам, комсомольцам). С помощью такого интегрированного урока реализуется принцип междисциплинарного (немецкий язык и история) и деятельностного обучения.
Область применения
Иностранные языки относятся к «золотому запасу знаний», который необходим каждому выпускнику школы. В задачи учителей иностранного языка входит создание условия для повышения мотивации к изучению преподаваемого иностранного языка.
Повышению мотивации способствует внедрение новых форм работы, например, использование экспозиции школьного музея в обучении иностранному языку. При этом происходит закрепление языковых и речевых знаний и навыков. Кроме того, учащиеся знакомятся с историей школы, то есть обеспечивается межпредметная связь иностранного языка с историей.
Музейная педагогика является традиционным для нашей гимназии направлением и позволяет использовать потенциал школьного музея «История Российского образования в истории школы» в урочной и внеурочной деятельности, достигать образовательных, развивающих, воспитательных и практических целей и задач обучения.
В 2013-2014 годах в гимназии на базе экскурсии по школьному музею по теме «Школа вчера, сегодня, завтра» была разработана виртуальная экскурсия на немецком языке в виде видеоролика с речевым сопровождением. Он отражает содержание всех разделов экспозиции школьного музея «История Российского образования в истории школы» (Приложение). Виртуальную экскурсию можно использовать как целиком, так и фрагментами, посвященными разным разделам экспозиции, что и было сделано в данной работе.
Разработанное занятие предусматривает как просмотр видеоролика в классе, так и выход к экспозиции школьного музея в реальном режиме времени.
Возраст обучающихся, цели и задачи
Данная разработка рассчитана на учащихся 8-10 классов и применяется в рамках тем «Школа» или «Молодежные организации».
Цель разработанного урока: формирование представления о молодежных организациях Советского Союза с последующим применением полученных навыков и умений.
Задачи:
- Образовательные: развитие навыков поискового чтения, навыков монологического высказывания, развитие лексических навыков, актуализация грамматических навыков, активизация знаний по истории своей страны.
- Развивающие:
- развитие логических универсальных учебных действий (анализ, сравнение);
- развитие регулятивных универсальных учебных действий;
- развитие познавательных универсальных учебных действий (навыков выделения необходимой информации, выбора наиболее эффективных способов решения задач, планирования учебного сотрудничества, самостоятельной работы с новыми источниками информации и способами ее обобщения);
- развитие личностных универсальных учебных действий (морально-нравственное оценивание);
- развитие коммуникативных универсальных учебных действий (планирование учебного сотрудничества);
- развитие памяти, внимания, мышления.
- Воспитательные: развитие навыков работы в группе, воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач, приобщение к самостоятельности в выполнении заданий.
- Практические: развитие умения строить монологическое высказывания.
Формы и методы реализации
Разработанный урок является комбинированным и соединяет в себе практикум и урок самостоятельной работы. Урок содержит также элементы экскурсии.
Возможен выход на творческие и проектно-исследовательские работы.
На уроке использованы: видеометод, метод чтения, конспектирования, наглядные методы.
Необходимое материально-техническое обеспечение
- Компьютер или ноутбук с выходом в сеть Интернет, оснащенный предварительной записью видеоматериалов.
- Проектор.
- Электронные или бумажные словари.
- Маршрутные листы учащихся.
Возможность использования данных материалов в образовательных учреждениях
Данная разработка может быть использована в других образовательных учреждениях, если в качестве источника информации к Заданию 1 будет использована не экспозиция школьного музея, а энциклопедии и Интернет.
Разработка урока немецкого языка по теме «Молодежные организации вчера и сегодня»
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |
1. | Организационный этап. |
| 1. Проверяют готовность к уроку учебного материала. 2. Приветствуют учителя. |
| |
2. | Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знаний и актуализации фоновых знаний. Интеграция предметов «немецкий язык», «история». | Определение темы, цели и основных задач урока. | Слушают учителя, знакомятся с маршрутными листами, отвечают на наводящие вопросы из маршрутного листа. | Определяет тему, цель и основные задачи урока, знакомит учащихся с маршрутными листами. | Регулятивные (целеполагание). |
Аудирование с общим пониманием. | 1. Перед просмотром видеофрагмента читают вопросы. 2. Во время и после прослушивания выполняют «Подготовительные задания» маршрутного листа. | 1. Предлагает задания перед прослушиванием. 2. Включает видеофрагмент. 3. Контролирует правильность выполнения заданий. | Познавательные (выделение необходимой информации). | ||
3. | Этап усвоения новых знаний. Интеграция предметов «немецкий язык», «история». | Работа с экспозицией музея в группах. | 1. Делятся на группы. 2. Все учащиеся выполняют Задание 1 маршрутного листа. 3. Группы выполняют Задание 2 маршрутного листа. При необходимости используют сеть Интернет. | 1. Организует деление учащихся на группы. 2, 3. Контролирует и при необходимости корректирует работу учащихся в группах. При необходимости предоставляет учащимся возможность воспользоваться сетью Интернет. | Познавательные (работа с экспозицией музея как источником информации, структурирование, самостоятельная работа с источниками информации и способами ее обобщения, анализ, синтез, выбор наиболее эффективных способов решения задач). Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества). |
4. | Обобщение и систематизация. | 1. Презентация результатов работы групп в форме устного монологического высказывания. Говорение (монологическое высказывание). 2. Оценивание работы на уроке. | 1. Группы по очереди (Группа 1, Группа 2, Группа 3) представляют свои сообщения о молодежных организациях. 2. Участвуют в оценивании за работу на уроке. | 1. При необходимости корректирует ответы учащихся. 2. Оценивает работу групп. | Познавательные (построение речевого высказывания). Коммуникативные. Регулятивные (оценивание). |
5. | Этап рефлексии и оценивания. | Актуализация изученного на уроке. | Выполняют Задание 3 маршрутного листа. | Организует выполнение задания. | Личностные. |
6. | Формулирование домашнего задания. | Домашнее задание. | Фиксируют домашнее задание (Задание 4 маршрутного листа). | Знакомит с домашним заданием из маршрутного листа. |
Сценарий урока на русском языке
Здравствуйте. Наша тема «Школа». Школьную систему, учебный процесс и отношения между учителями и учениками мы уже обсудили. Но кроме учебы есть и занятия в свободное время. Одним из занятий является деятельность в детских и молодежных организациях.
(Учитель раздает маршрутные листы.)
Ответьте на первый вопрос из раздаточного материала.
Кто-нибудь из вас состоит в молодежной организации?
В истории было много детских и молодежных организаций. Какие были в истории нашей страны организации для детей и молодежи?
Сегодня вы познакомитесь с ними ближе, а затем подготовите сообщение об одной из современных молодежных организаций России или Германии. При этом вы сможете использовать ресурсы нашей гимназии.
В нашей гимназии есть музей. Как он называется?
Сейчас вы просмотрите фрагмент виртуальной экскурсии по школьному музею «История российского образования в истории школы». Перед просмотром ознакомьтесь с подготовительными заданиями а) и б) в раздаточном материале.
(Включает видеофрагмент 6:00-6:30.)
Текст на видео: «Особый раздел музея посвящен детским и молодежным организациям – октябрятам, пионерам, комсомольцам. Экскурсии по этому разделу всегда вызывают большой интерес у учащихся. В экспозиции представлены Знамя пионерской дружины школы, барабан, октябрятские, пионерские и комсомольские значки, пионерские галстуки, комсомольский билет и учетная карточка члена ВЛКСМ».
(Делит учащихся на группы.)
Следующие 20 минут вы работаете с Заданиями 1 и 2 самостоятельно в группах.
(Контролирует и при необходимости корректирует работу учащихся в группах. При необходимости предоставляет учащимся возможность воспользоваться сетью Интернет.)
Время на работу вышло. Представьте результаты вышей работы.
(При необходимости корректирует ответы учащихся. Оценивает работу групп.)
Теперь вы знакомы с советскими молодежными организациями. Давайте оценим опыт нашей страны. Ответьте на вопросы Задания 3 в раздаточном материале.
Ваше домашнее задание – Задание 4 из раздаточного материла, после которого мы выполним последнее задание.
(Учащиеся знакомятся с заданиями.)
Сценарий урока на немецком языке
Guten Tag! Unser Thema ist „Schule“. Das Schulsystem, das Lernprozess und Beziehungen zwischen Schülern und Lehrern haben wir schon besprochen. Aber außer dem Lernen gibt es Freizeitbeschäftigungen. Eine davon ist Tätigkeit in Kinder-und Jugendorganisationen.
(Der Lehrer verteilt die Arbeitsblätter.)
Beantwortet die erste Frage im Arbeitsblatt.
Ist jemand von euch in einer Jugendorganisation?
In der Geschichte gab es viele Kinder- und Jugendorganisationen. Welche Jugendorganisationen gab es in der Geschichte unseres Landes?
Heute lernt ihr sie näher kennen und dann erzählt über eine moderne Organisation aus Russland oder Deutschland. Dabei könnt ihr die Ressourcen unseres Gymnasiums benutzen.
In unserem Gymnasium gibt es ein Museum. Wie heißt es?
Jetzt seht ihr euch ein Fragment von der virtuellen Führung durch unser Schulmuseum „Die Geschichte der Russischen Bildung in der Geschichte der Schule“ an. Macht euch mit den Aufgaben vor dem Schauen bekannt. Das sind Vorbereitungsaufgaben a) und b) im Arbeitsblatt.
(Der Lehrer schaltet das Videofragment ein. 6:00-6:30.)
Text im Video: «Die besondere Abteilung des Museums ist den Kinder- und Jugendorganisationen gewidmet - den Oktoberkindern, den Pionieren, den Komsomolzen. Dieser Teil der Führung erweckt immer großes Interesse bei den Schülern. In der Exposition sind die Fahne der Pionierkriegsgefolge der Schule, die Trommel, die Oktoberkinder-, Pionier- und Komsomolzenabzeichen, die Pioniertücher, das Komsomolzenbuch und die Karte des Mitgliedes des Komsomols untergebracht».
(Der Lehrer bildet 3 Schülergruppen.)
Die nächsten 20 Minuten arbeitet ihr selbstständig in Gruppen und macht Aufgaben 1 und 2.
(Der Lehrer kontrolliert und korrigiert die Gruppenarbeit, wenn es nötig ist, und ermöglicht den Zugang zum Internet.)
Die Zeit ist aus. Präsentiert eure Arbeiten.
(Wenn es nötig ist, korrigiert der Lehrer die Antworten der Schüler. Dann benotet er die Schüler.)
Jetzt sind die sowjetischen Jugendorganisationen euch bekannt. Besprechen wir die Erfahrung unseres Landes. Beantwortet die Fragen der Aufgabe 3 im Arbeitsblatt.
Eure Hausaufgabe ist Aufgabe 4. Danach machen wir die letzte Aufgabe.
(Die Schüler machen sich mit der Hausaufgabe bekannt.)
Маршрутный лист для учащихся на русском языке
Перед выполнением заданий маршрутного листа ответьте на наводящие вопросы:
- Кто-нибудь из вас состоит в молодежной организации?
- Какие были в истории нашей страны организации для детей и молодежи?
- Как называется музей в нашей гимназии, посвященный истории школы?
Подготовительные задания
Просмотрите фрагмент виртуальной экскурсии по школьному музею «История российского образования в истории школы».
а) Как называются следующие члены организаций на немецком языке?
Октябренок | der Pionier, -e |
Пионер | der Komsomolze, -en |
Комсомолец | das Oktoberkind, -er |
б) Соотнесите атрибуты с их немецкими названиями.
das Pioniertuch | die Fahne der Pionierkriegsgefolge der Schule | die Oktoberkinder-, Pionier- und Komsomolzenabzeichen |
Подойдя к экспозиции музея, найдите стенды с материалами о советских детских и молодежных организациях. Ознакомьтесь с представленными текстами и экспонатами. Выполните задания маршрутного листа.
Задание 1. Внесите данные о советских молодежных организациях в таблицу. Если данных на стендах не достаточно, воспользуйтесь Интернетом или энциклопедиями.
Октябрята | Пионеры | Комсомольцы | |
Время существования | |||
Возраст членов организации | |||
Атрибуты, символы | |||
Правила | |||
Деятельность |
Задание 2. Группа 1 готовит устное сообщение об октябрятах, группа 2 – о пионерах, группа 3 – о комсомольцах. Таблица из Задания 1 служит основой для сообщения.
Задание 3. После прослушивания сообщений ответьте на вопросы:
- Какие позитивные и негативные стороны вы видите в советских молодежных организациях?
Позитивные стороны | Негативные стороны |
- Какие черты характера приобретали дети и подростки благодаря деятельности в этих организациях?
- Хотели бы вы состоять в них? Почему?
- Что нового вы узнали на уроке?
Задание 4. Найдите список молодежных организаций России и Германии. Выберите одну из организаций. Вам нужно будет подготовить сообщение о ней.
Задание для урока: оформите опорные пункты для сообщения в виде таблицы как в Задании 1.
Домашнее задание 1: подготовьте письменное и устное сообщение о выбранной организации по опорным пунктам.
Домашнее задание 2: опросите родственников о том, в каких молодежных организациях они состояли и сохранились ли у них какие-нибудь атрибуты.
Задание после защиты сообщений о молодежных организациях России и Германии: Обсудите, какая из организаций подошла бы вам больше всего. Аргументируйте выбор.
Полезные ссылки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Молодёжные_организации_России
http://de.wikipedia.org/wiki/Liste_von_Jugendorganisationen_in_Deutschland
Маршрутный лист для учащихся на немецком языке
Arbeitsblatt
Bevor ihr Aufgaben des Arbeitsblattes macht, beantwortet die Fragen:
- Ist jemand von euch in einer Jugendorganisation?
- Welche Jugendorganisationen gab es in der Geschichte unseres Landes?
- Wie heißt das Museum über die Geschichte unseres Gymnasiums?
Vorbereitungsaufgaben
Seht euch ein Fragment von der virtuellen Führung durch das Schulmuseum „Die Geschichte der Russischen Bildung in der Geschichte der Schule“ an.
а) Wie heißen die Mitglieder der Organisationen auf Deutsch?
Октябренок | der Pionier, -e |
Пионер | der Komsomolze, -en |
Комсомолец | das Oktoberkind, -er |
b) Ordnet die Gegenstände ihren Namen zu.
das Pioniertuch | die Fahne der Pionierkriegsgefolge der Schule | die Oktoberkinder-, Pionier- und Komsomolzenabzeichen |
Kommt an die Exposition des Museums heran, findet die Stände mit den Materialien zu den sowjetischen Kinder- und Jugendorganisationen. Betrachtet die Texte und Exponate. Macht folgende Aufgabe des Arbeitsblattes.
Aufgabe 1. Tragt die Informationen über die sowjetischen Jugendorganisationen in die Tabelle. Wenn die Inforationen von den Ständen nicht reichen, benutzt das Internet oder Enzyklopädien.
Oktoberkinder | Pioniere | Komsomolzen | |
Zeitraum | |||
Alter der Mitglieder | |||
Gegenstände, Symbole | |||
Regeln | |||
Tätigkeit |
Aufgabe 2. Gruppe 1 bereitet einen mündlichen Bericht über Oktoberkinder vor, Gruppe 2 – über Pioniere, Gruppe 3 – über Komsomolzen. Die Tabelle aus der Aufgabe 1 enthält die Stichpunkte.
Aufgabe 3. Nachdem alle Gruppen ihre Berichte präsentiert haben, beantwortet die Fragen:
- Welche positiven und negativen Seiten seht ihr in den sowjetischen Jugendorganisationen?
Positive Seiten | Negative Seiten |
- Welche Charaktereigenschaften erwarben Kinder und Jugendliche dank ihrer Tätigkeit in diesen Organisationen?
- Möchtet ihr in diesen Organisationen sein? Warum?
- Was Neues habt ihr in der Stunde erfahren?
Aufgabe 4. Findet die Listen von Jugendorganisationen Russlands und Deutschlands. Wählt eine Organisation. Ihr soll einen Bericht darüber vorbereiten.
Aufgabe für die Stunde: Notiert die Stichpunkte für den Bericht in Form der Tabelle wie in der Aufgabe 1.
Hausaufgabe 1: bereitet einen mündlichen und schriftlichen Bericht über die gewählte Organisation nach den Stichpunkten vor.
Hausaufgabe 2: befragt eure Verwandten darüber, in welchen Jugendorganisationen sie waren, und ob sie irgendwelche Gegenstände bewahrt haben.
Aufgabe nach der Präsentation von Berichten: welche Organisation würde euch am besten passen? Argumentiert eure Antworten.
Nützliche Links:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Молодёжные_организации_России
http://de.wikipedia.org/wiki/Liste_von_Jugendorganisationen_in_Deutschland
Приложение. Видеоролик виртуальной экскурсии по школьному музею на немецком языке (на электронном носителе)
Ссылка на видеофайл:
https://drive.google.com/a/ec1272.org/file/d/0Bwpnzkd1nR9xUWJYLTZpWE9NLWM/edit
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О СПЕЦИФИКЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Существующие образовательные программы не предполагают изучения иностранного языка с первого класса даже в школах с углубленным изучением иностранных языков. Учитывая возраст обучающихся и прису...
Разработка урока по теме "Организация ветвления на языке Паскаль"
В разработке представлены конспект урока информатики в 9 классе по теме "Организация ветвления на языке Паскаль" и презентация к уроку....
Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку
Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся....
Разработка урока. Презентация. "Международные организации мира".Тема:"ПКМ".10 класс.
Основные международные организации мира (урок №1)....
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 6-8 классов по немецкому языку "Улица сказок"
презентация; города где бывали Братья Гримм; сказки, которые они написали; викторина по сказкам...
Организация внеурочной деятельности на немецком языке в рамках реализации ФГОС.
Образовательная среда, с одной стороны, создает новые знания, придавая информации личностные смыслы. Но с другой стороны, полученные знания позволяют расширить среду их применения, порождая при этом н...
Проблемно-ценностное общение как форма и организация внеурочной деятельности по немецкому языку
Иноязычное образование начинается со школьной скамьи. По ФГОС с начальной школы, в частности со 2 класса, также в виде внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по иностранному языку включает в...