Конспект урока . Тема : Лоскутная техника (пэчворк) - вчера и сегодня.
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Урок посвящен одному из древнейших видов народных ремесел - мастерству создания различных изделий из остатков тканей. Лоскутная техника применялась рукодельницами
многих народов мира, а сегодня это мастерство переживает второе рождение. Научить девочек любить и развивать старинное ремесло, обогатив его своей фантазией - вот основная
цель моего урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лоскутная техника (пэчворк) - вчера и сегодня. | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛА № 467.
Преподаватель : Сибирцева Т.А.
Урок : Лоскутная техника ( пэчворк) – вчера и сегодня.
Возраст учащихся : для девушек 7-го класса .
Цель : - ознакомить учащихся с историей возникновения мастерства лоскутной
техники, этапами ее развития ;
Задачи : - дать понятие о цветовой гармонии, цветовом круге;
- освоить приемы подбора тканей по цвету и фактуре ;
- закрепить навыки швейного мастерства в процессе изготовления
конкретных изделий ( прихватки дл я кухни ) .
Тип урока : комбинированный урок .
Формы и методы работы : историческая справка, беседа, объяснение в процессе игры, моделирование, коллективное обсуждение .
Средства обучения : Пособие «Лоскутное шитье, стежка и аппликация», иллюстрации и фото по истории лоскутной техники , образцы детских работ ,
карточки с цветовым кругом , образцы сочетаний контрастных и родственных цветов, комплекты деталей кроя , технологические карты.
Контроль : индивидуальный, фронтальный, взаимоконтроль, групповой контроль, самоконтроль.
Межпредметные связи : история, изобразительное искусство, геометрия.
Ожидаемый результат : раскрытие творческого потенциала учащихся и совершенствование навыков швейного мастерства в процессе изготовления изделий в технике пэчворк.
План урока :
I . Организационный этап.
II. Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению
нового материала.
III. Этап усвоения новых знаний.
- Историческая справка (развитие лоскутной техники в различных странах мира)
- Понятие о цветовом круге и цветовой гармонии.
- Практический подбор тканей для изделия.
- Изучение техпроцесса изготовления изделия.
IV. Этап закрепления изученного материала.
Практическая работа : изготовление прихватки для кухни.
V. Этап подведения итогов .
1. Коллективная оценка работ, выбор лучшей работы.
2. Рефлексия.
I. Организационный этап .
Сегодня мы с вами поговорим об одном из замечательных видов декоративно-
прикладного искусства , дошедшего до нас с самых древних времен - о
мастерстве лоскутной техники или иначе , пэчворке ( от английских слов
patch – кусочек, лоскут и work – работа ).
II. Этап подготовки учащихся к к активному и созидательному усвоению
нового материала.
Лоскутная техника – это соединение фрагментов тканей , подобранных по
цвету и фактуре в определенном порядке , для создания мозаичных геометричес-
ких узоров. Самые первые лоскутные изделия были сугубо функциональными –
одеяла и покрывала из остатков толстых тканей, набитые шерстью или соломой,
были одними из самых необходимых вещей в доме. Нехватка и высокая стои –
мость одежды приводили к тому , что к любым тканям и лоскутам хозяйки
относились очень бережно, применяя их для вторичного использования.
Сегодня мы живем в совсем другом мире. Все можно найти и купить в магази-
не. Но … когда видишь изготовленные из , казалось бы , ненужных лоскутков
вещи , становится теплее на душе ! Давайте и мы сегодня прикоснемся к этому
искусству и , кто знает, быть может , вы достигнете в этом высокого мастерства !
III. Этап усвоения новых знаний .
1. Историческая справка (развитие лоскутной техники в различных странах
мира).
А сейчас мы с вами немного поиграем и совершим историко- географическую экскурсию. Я буду рассказывать интересные факты о пэчворке и показывать вам фотографии, а вы должны отгадать, о какой стране мира я говорю.
Итак,
- в Каире, в Музее «Булат» посетителям показывают образец орнамента , выпол -
ненный из кожи газели . Датируется образец примерно 980 годом до н.э.
Столицей какого государства является Каир ? (ответ : Египет).
- в одном из Тибетских монастырей в 1920 году был обнаружен ковер , сохранив-
шийся с IV века н.э. Его создали монахи из лоскутков одежды паломников , со-
вершавших восхождения к храму.
В какой стране находятся Тибетские монастыри ? (ответ : Китай).
- в Токийском Музее костюмов экспонатами являются кимоно , украшенные узо –
рами из кусочков тканей . Кимоно сохранились с XVI в. н. э.
Столицей какого государства является Токио ? Где носят кимоно ? ( ответ :
Япония).
- в Европе особенно популярен пэчворк стал на Британских островах. Из колони –
альной Индии , наряду с драгоценностями и пряностями корабли привозили
богатые и дорогие ткани, используемые потом хозяйками в лоскутной технике
долгие годы .
Какая страна находится на Британских островах ? Колонией какой страны явля-
лась Индия ? (ответ : Великобритания).
- первые переселенцы из Старого Света вынуждены были беречь одежду и белье,
так как им еще только предстояло построить города и фабрики на новых терри-
ториях. А красить ткани они научились у коренных жителей – индейцев.
О каких переселенцах идет речь ? В какой стране коренными жителями являют-
ся индейцы ? ( ответ : Соединенные Штаты Америки ).
Молодцы ! Наше путешествие по Земному шару закончено . Теперь мы отпра-
вимся дальше – в мир цветовой гармонии .
2. Понятие о цветовом круге и цветовой гармонии .
Особое внимание в лоскутной технике уделяется цвету материалов. Задача под-
бора тканей для красивого изделия может оказаться сложной, если не знать
определенных правил, о которых мы с вами сейчас и поговорим.
За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из
цветов, которые вы все хорошо знаете с детства. Давайте вспомним их :
(девочки раскладывают на рабочих местах карточки с цветами )
К - каждый
О – охотник
Ж – желает
З - знать
Г – где
С – сидит
Ф – фазан
Правильно, молодцы. Это цвета видимого спектра , которые мы называем
радугой. Цветовой круг можно разделить пополам. Цвета красно-желтой поло –
вины будут называться теплыми. Эти цвета более яркие, они как-бы выступают
на передний план . Какие ассоциации возникают у вас при виде этой цветовой
гаммы ? ( девочки озвучивают свои примеры ). Правильно, это солнце , огонь,
раскаленный металл.
Сине-фиолетовая гамма спектра составлена из холодных цветов. Какие образы вы видите, глядя, на эти краски ? ( слушаем ассоциации учащихся) . Да , это
цвета голубой дали, воды, льда.
Любой цвет характеризуется яркостью и насыщенностью.
Яркость – это степень близости к белому цвету.
Насыщенность – это степень густоты цвета.
Помимо теплых и холодных, цвета делятся на хроматические и ахроматические.
К хроматическим относятся все цвета нашего спектра и их оттенки.
К ахроматическим относят белый, серый, черный цвета.
Давайте теперь посмотрим , как сочетаются различные цвета друг с другом.
(работа с карточками цветов)
Выводы :
- хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета ;
- ахроматические цвета хорошо гармонируют с любым другим хроматическим
цветом;
- красиво выглядит комбинация оттенков одного и того же цвета ;
- оригинальны сочетания, образуемые равнобедренным треугольником, вписан-
ным в цветовой круг.
- Практический подбор тканей для изделия.
Сейчас мы с вами приступим к практической работе по подбору тканей , учи-
тывая ваш вкус и полученные вами сегодня знания .
( Девочки по очереди выбирают ткани-компаньоны из заранее заготовленных комплектов с выкройками . Процесс происходит с коллективным обсуждением
различных вариантов, объяснением мотивации при выборе .)
- Изучение техпроцесса изготовления изделия.
Следующий наш шаг – это изучение технологического процесса , т.е. порядка
технологических операций, для изготовления кухонной прихватки.
Давайте рассмотрим , какие детали необходимы нам для начала работы.
Итак в ваших комплектах тканей находятся :
( учащиеся раскладывают на столе детали кроя )
Квадраты цвета А – 8 дет.
Квадраты цвета В - 8 дет.
Подкладка – 1 дет.
Прокладочный материал – 1 дет.
Полосы А для окантовки - 2 дет.
Полосы В для окантовки – 2 дет.
Далее происходит коллективная работа с технологической картой, обсуждение
порядка и содержания технологических операций . Особое внимание уделить
вопросу аккуратности в работе .
IV. Этап закрепления изученного материала.
Практическая работа : изготовление кухонной прихватки .
- Составление рисунка лицевой поверхности :
- сметать парами квадраты А и В на расстоянии 1 см от среза ;
- стачать детали , удалить нитки временного назначения ;
- разутюжить припуски шва ;
- сметать пары квадратов для образования полос ;
- стачать полосы , удалить нитки временного назначения ;
- разутюжить припуски ;
- собрать 4 полосы вместе , образуя рисунок прихватки ;
- сметать, стачать, разутюжить .
- Соединение деталей и окончательная обработка изделия :
- сложить вместе лицевую поверхность, прокладку и подкладку, совместить
срезы, сметать ;
- обработать верхний и нижний срезы окантовочными полосами А ;
- обработать правый и левый срезы окантовочными полосами В ;
- удалить все нити сметывания ;
- выполнить воздушную петлю в уголке прихватки .
- Этап подведения итогов.
1. Коллективная оценка работ, выбор лучшей работы.
На заключительном этапе провести обсуждение качества и внешнего вида
детских работ . Учитывая мнение каждого учащегося определить лучшую
работу.
- Рефлексия.
Дать возможность девочкам проанализировать свою творческую деятельность в процессе работы на уроке, рассказать о том, что больше всего понравилось , за-
помнилось, что показалось сложным .
Закончить урок притчей :
Однажды к старому мудрецу пришла женщина и сказала :
- Все у меня в жизни сложилось - хороший муж, хорошая семья, дом - полная
чаша, но стала я думать – зачем все это ? И жизнь моя развалилась , все не в радость…
Выслушал ее мудрец и посоветовал сшить свою жизнь . Ушла женщина от него в сомнении . Но решила попробовать . Взяла лоскуток своих сомнений и пришила его к клочку голубого неба, которое видела из окна. Засмеялся ее маленький внук – и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло Запоет птица – еще один лоскуток прибавляется, обидят до слез – еще один.
И получались из оскутного полотна одеяла, наволочки, подушки , салфетки, сумочки … И те , к кому они попадали , чувствовали , как частички тепла согревают их душу, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной …
ТЕМА УРОКА :
ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА (ПЭЧВОРК) -
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ.
ШКОЛА № 467, класс 7 «Б»
11.02.2015
Учитель : Сибирцева Татьяна Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока тема: "Изготовление открытки в технике Айрис-фолдинг"
Цель: Расширить кругозор детей. Продолжить работу с цветной бумагой. Изучить технику радужного складывания в технике айрис - фолдинг.Метод обучения:1.словесный (устное изложение, анализ задания);2.наг...
План конспект урока технологии "Лоскутное шитьё" 6 класс
Полезная информация к уроку....
Разработка урока по лоскутной технике "елочка".
Разработка урока по лоскутной технике "елочка" состоит из двух частей: теоретической и практической. Разработка может быть использована при подготовке уроков по технологии в 8 классе, а так же при под...
Методразработка на тему "Лоскутная техника"
Система уроков по лоскутной технике...
План - конспект урока по теме «Лоскутная техника».
План конспект урока технологии с использованием функциональной грамотности в 5 классе по ФГОС...
Урок технологии по теме "Лоскутные техники".
Цель урока:Образовательная: создание условий для знакомства с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем, получившегораспространение у многих народов мира и нашего Севе...
Конспект урока. Тема: Обучение технике передачи и ловле мяча в регби, 5 класс
Тэг-регби - разновидность бесконтактного регби с использованием дополнительного спортивного инвентаря - двух ленточек на липучках (тегов)....