Урок литературы в 7 классе по теме : "В чём смысл «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Хатмуллина Айгель Мажитовна

Данный материал представляет методическую разработку урока литературы в 7 классе по теме "В чём смысл "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saltykov-_shchedrin_7klass.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В чём смысл «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение покорности). 

Цель урока: на основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки Салтыкова-Щедрина.

развивающие: сформировать  умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности учащихся.

воспитательные: воспитать читателя с активной гражданской позицией.

Эпиграф к уроку: Я писатель. И в этом моё призванье. М.Е.Салтыков-Щедрин

Оборудование урока: портрет писателя, учебник-хрестоматия, красочные иллюстрации, экран и проектор, презентация, музыкальное сопровождение, макет дерева, интеллект-карта.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  Настрой на работу. (Звучит музыка)

Друзья мои!

Я очень рада
Войти в ваш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Здравствуйте, ребята!

-Ребята, мы сегодня с вами будем работать в 3 группах, заниматься по интеллект-карте, которая лежит перед вами на парте. В течение всего урока мы будем к ней обращаться, в ней работать.

- Актуализация и углубление изученного.

Целеполагание и планирование, постановка целей деятельности.

Ребята, определите автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Найдите «лишнее». Аргументируйте свой ответ. (Слайд)

  •   Николай Алексеевич Некрасов
  •   Афанасий Афанасьевич Фет
  •   Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
  •   Фёдор Иванович Тютчев.

(Потому что даны фамилии поэтов, а Салтыков-Щедрин – прозаик.)

-Приём «Чёрный ящик».

- Ребята, как вы думаете, что находится в этой коробке? Вам подсказка: эта одна из важных  художественных деталей, которую использует писатель на протяжении всего повествования. (Консервативная московская газета «Московские ведомости» Михаила Никифоровича Каткова: М. Е. Салтыков-Щедрин высмеивает её бессодержательностью и казённой восторженностью. Что можно узнать, прочитав данную газету? В чём особенность текстов в найденной генералами газете?  (ничтожность тем, глупость и бессмысленность публикаций, попытка отвлечься чтением от чувства голода приводит к обратным результатам: оказалось, что весь номер состоял из описания пиршеств. Никто и не задумывается о том, как достигаются эти блага, кто и как работает для этой сытости)

- Таким образом, какое  произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина мы будем проходить сегодня на уроке?

- Открываем тетради, записываем число  и тему урока. (Запись темы на доске). 

Тема нашего урока: М.Е.Салтыков-Щедрин. В чём смысл «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

- Молодцы! Мы вместе определили тему урока. А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Для этого обратим внимание на слайд, где представлены слова - помощники.

- Давайте поставим цели себе, что мы должны изучить на уроке?

Итак, «Сегодня на уроке нам предстоит…(обращаюсь к слайду)

  • Изучить (что?)…
  • Познакомиться с понятием …. (обратите внимание на тему урока)
  • Развивать …

- Замечательно, ребята.

Достичь эти цели, нам поможет древо познания, ваша активная работа на уроке.

Перед нами «Древо познания».

Узнать интересные факты из жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина поможет древо познания.

  1. В дворянский институт будущий литератор попал уже в возрасте десяти лет. Впоследствии он за успехи в учёбе был переведён в Царскосельский лицей.
  2. Его фамилией была «Салтыков», а приставку «Щедрин» он добавил в качестве псевдонима.
  3. Он на высоком уровне владел немецким и французским языками.
  4. После прихода к власти Александра Второго писатель был прощён и даже назначен вице-губернатором Тверской губернии.
  5. Салтыков-Щедрин любил создавать новые слова. Слово «мягкотелость» изобрёл и ввёл в обиход именно он.
  6. В последние годы жизни М.Е. Салтыков-Щедрин создал знаменитые сказки.

Сейчас работаем в группах.

Задание по группам.

Обратите внимание на слайд.

1 группа – Какими изображает писатель генералов?

2.группа - Каким изображает писатель мужика?.

3 группа «Живые рисунки» Оживить иллюстрацию из учебника литературы художника Николая Евгеньевича Муратова.

Физкультминутка.

Система образов произведения. 

- Кто герои повести и как их характеризует автор?

Хотя персонажей в сказке 3, главных героев фактически 2. Это мужик и власть.

Cоставьте письменно характеристику генералов.

Характеристика генералов

- Кто такой генерал?

- Что мы знаем о петербургской жизни генералов?

 - В Петербурге они жили своим трудом?

- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

Составьте письменно характеристику мужика.

         Характеристика мужика

        - Кто такой мужик?

- Каким же изображен в сказке мужик? Найдите его портрет.

- Каким мы видим мужика в сказке?

- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?

- Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

-  Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?

Генералы

Мужик

Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, глупые, интересует только еда, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним грубо: тунеядец, каналья, лежебока.

Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного достоинства, верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому

Построена сказка на принципе антитезы. А что это такое?

(Антитеза -  противопоставление явлений и  понятий, контрастных образов)

 - В чем заключается антитеза «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

(Неприспособленность и глупость генералов противопоставлена смекалке и находчивости мужика.)

Подведение итогов урока.

В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, не является положительным героем. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему «я», готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его? Русский мужик заслуживает того, что «заработал»: «рюмку водки да пятак серебра».

- Какие серьёзные проблемы автор поднимает в этом произведении?

М.Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднимает тему власти и народа. Эти две силы противопоставлены друг другу, в чем и заключен главный конфликт сказки.

Писатель высмеивает безделье и неспособность к самостоятельному существованию, присущие генералам, то есть власти. Они привыкли к тому, что им все и всегда подчиняются. Их жизнь существует только благодаря мужику.

Однако автор высмеивает не только правительственные верхи, под сатиру попадает и простой мужик, который олицетворяет целый народ. М. Е.Салтыков-Щедрин показывает, что крестьянин овладел свободой, но он все также трудится на благо ленивых и нравственно пустых правителей. Мужик гордится тем, что может послужить генералам, что описывается автором с сожалением и грустью. Писатель смеется над безропотностью и долготерпением народа

Рефлексия.

Попробуем составить синквейн.

Генералы.

Ленивые, глупые, беспомощные.

Служат, едят, тунеядствуют.

Очутились на необитаемом острове.

Лежебоки.

Мужик!

Талантливый, безропотный,

Кормит, поит, работает!

Не думает о себе!

Герой!

- Смайлики. Выберите, пожалуйста, смайлик, который отражает ваше общее впечатление от урока и вашей работы на нем.

-Оценивание. Молодцы!  Спасибо за урок! Я благодарна вам за работу. Активно работали на уроке … получают оценку пять.

-Домашнее задание.  Прочитать сказку «Дикий помещик». Возьмите с дерева на память яблоко, на оборотной стороне вы найдёте домашнее задание к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина

В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Тип урока: урок закрепления  знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные:  рассмотреть ...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1.     выявить детали «оружия» сатиры2.     нарисовать это «оружие»                3.     посмотреть, в кого и...

Урок литературы в 7 классе по теме «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Форма занятия: урок изучения нового материалаЦель: подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...

Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока:  выяснить актуальность произведения в эпоху его со...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...