Урок литературы в 7 классе по теме : "В чём смысл «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?"
методическая разработка по литературе (7 класс)
Данный материал представляет методическую разработку урока литературы в 7 классе по теме "В чём смысл "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saltykov-_shchedrin_7klass.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В чём смысл «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение покорности).
Цель урока: на основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки Салтыкова-Щедрина.
развивающие: сформировать умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности учащихся.
воспитательные: воспитать читателя с активной гражданской позицией.
Эпиграф к уроку: Я писатель. И в этом моё призванье. М.Е.Салтыков-Щедрин
Оборудование урока: портрет писателя, учебник-хрестоматия, красочные иллюстрации, экран и проектор, презентация, музыкальное сопровождение, макет дерева, интеллект-карта.
Ход урока.
- Организационный момент. Настрой на работу. (Звучит музыка)
Друзья мои!
Я очень рада
Войти в ваш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Здравствуйте, ребята!
-Ребята, мы сегодня с вами будем работать в 3 группах, заниматься по интеллект-карте, которая лежит перед вами на парте. В течение всего урока мы будем к ней обращаться, в ней работать.
- Актуализация и углубление изученного.
Целеполагание и планирование, постановка целей деятельности.
Ребята, определите автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
Найдите «лишнее». Аргументируйте свой ответ. (Слайд)
- Николай Алексеевич Некрасов
- Афанасий Афанасьевич Фет
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
- Фёдор Иванович Тютчев.
(Потому что даны фамилии поэтов, а Салтыков-Щедрин – прозаик.)
-Приём «Чёрный ящик».
- Ребята, как вы думаете, что находится в этой коробке? Вам подсказка: эта одна из важных художественных деталей, которую использует писатель на протяжении всего повествования. (Консервативная московская газета «Московские ведомости» Михаила Никифоровича Каткова: М. Е. Салтыков-Щедрин высмеивает её бессодержательностью и казённой восторженностью. Что можно узнать, прочитав данную газету? В чём особенность текстов в найденной генералами газете? (ничтожность тем, глупость и бессмысленность публикаций, попытка отвлечься чтением от чувства голода приводит к обратным результатам: оказалось, что весь номер состоял из описания пиршеств. Никто и не задумывается о том, как достигаются эти блага, кто и как работает для этой сытости)
- Таким образом, какое произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина мы будем проходить сегодня на уроке?
- Открываем тетради, записываем число и тему урока. (Запись темы на доске).
Тема нашего урока: М.Е.Салтыков-Щедрин. В чём смысл «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
- Молодцы! Мы вместе определили тему урока. А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Для этого обратим внимание на слайд, где представлены слова - помощники.
- Давайте поставим цели себе, что мы должны изучить на уроке?
Итак, «Сегодня на уроке нам предстоит…(обращаюсь к слайду)
- Изучить (что?)…
- Познакомиться с понятием …. (обратите внимание на тему урока)
- Развивать …
- Замечательно, ребята.
Достичь эти цели, нам поможет древо познания, ваша активная работа на уроке.
Перед нами «Древо познания».
Узнать интересные факты из жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина поможет древо познания.
- В дворянский институт будущий литератор попал уже в возрасте десяти лет. Впоследствии он за успехи в учёбе был переведён в Царскосельский лицей.
- Его фамилией была «Салтыков», а приставку «Щедрин» он добавил в качестве псевдонима.
- Он на высоком уровне владел немецким и французским языками.
- После прихода к власти Александра Второго писатель был прощён и даже назначен вице-губернатором Тверской губернии.
- Салтыков-Щедрин любил создавать новые слова. Слово «мягкотелость» изобрёл и ввёл в обиход именно он.
- В последние годы жизни М.Е. Салтыков-Щедрин создал знаменитые сказки.
Сейчас работаем в группах.
Задание по группам.
Обратите внимание на слайд.
1 группа – Какими изображает писатель генералов?
2.группа - Каким изображает писатель мужика?.
3 группа «Живые рисунки» Оживить иллюстрацию из учебника литературы художника Николая Евгеньевича Муратова.
Физкультминутка.
Система образов произведения.
- Кто герои повести и как их характеризует автор?
Хотя персонажей в сказке 3, главных героев фактически 2. Это мужик и власть.
Cоставьте письменно характеристику генералов.
Характеристика генералов
- Кто такой генерал?
- Что мы знаем о петербургской жизни генералов?
- В Петербурге они жили своим трудом?
- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?
Составьте письменно характеристику мужика.
Характеристика мужика |
- Кто такой мужик?
- Каким же изображен в сказке мужик? Найдите его портрет.
- Каким мы видим мужика в сказке?
- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?
- Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?
- Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?
Генералы | Мужик |
Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, глупые, интересует только еда, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним грубо: тунеядец, каналья, лежебока. | Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного достоинства, верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому |
Построена сказка на принципе антитезы. А что это такое?
(Антитеза - противопоставление явлений и понятий, контрастных образов)
- В чем заключается антитеза «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?»
(Неприспособленность и глупость генералов противопоставлена смекалке и находчивости мужика.)
Подведение итогов урока.
В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, не является положительным героем. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему «я», готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его? Русский мужик заслуживает того, что «заработал»: «рюмку водки да пятак серебра».
- Какие серьёзные проблемы автор поднимает в этом произведении?
М.Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднимает тему власти и народа. Эти две силы противопоставлены друг другу, в чем и заключен главный конфликт сказки.
Писатель высмеивает безделье и неспособность к самостоятельному существованию, присущие генералам, то есть власти. Они привыкли к тому, что им все и всегда подчиняются. Их жизнь существует только благодаря мужику.
Однако автор высмеивает не только правительственные верхи, под сатиру попадает и простой мужик, который олицетворяет целый народ. М. Е.Салтыков-Щедрин показывает, что крестьянин овладел свободой, но он все также трудится на благо ленивых и нравственно пустых правителей. Мужик гордится тем, что может послужить генералам, что описывается автором с сожалением и грустью. Писатель смеется над безропотностью и долготерпением народа
Рефлексия.
Попробуем составить синквейн.
Генералы.
Ленивые, глупые, беспомощные.
Служат, едят, тунеядствуют.
Очутились на необитаемом острове.
Лежебоки.
Мужик!
Талантливый, безропотный,
Кормит, поит, работает!
Не думает о себе!
Герой!
- Смайлики. Выберите, пожалуйста, смайлик, который отражает ваше общее впечатление от урока и вашей работы на нем.
-Оценивание. Молодцы! Спасибо за урок! Я благодарна вам за работу. Активно работали на уроке … получают оценку пять.
-Домашнее задание. Прочитать сказку «Дикий помещик». Возьмите с дерева на память яблоко, на оборотной стороне вы найдёте домашнее задание к следующему уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина
В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Тип урока: урок закрепления знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные: рассмотреть ...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1. выявить детали «оружия» сатиры2. нарисовать это «оружие» 3. посмотреть, в кого и...
Урок литературы в 7 классе по теме «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Форма занятия: урок изучения нового материалаЦель: подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока: выяснить актуальность произведения в эпоху его со...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...