Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения через использование элементов творчества.
методическая разработка по теме
Ни для кого не является секретом, что за последние 20 лет Россия потеряла право считаться одной из самых читающих стран мира.
Перестали читать взрослые, а следом за ними и дети пришли к выводу, что чтение не самое увлекательное занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения через использование элементов творчества.
Учитель русского языка и литературного чтения Голобородько К.С.
2015-2016
Ни для кого не является секретом, что за последние двадцать лет Россия потеряла право считаться одной из самых читающих стран мира. Перестали читать взрослые, а следом за ними и дети пришли к выводу, что чтение не самое увлекательное занятие.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что одной из самых актуальных и животрепещущих проблем современного мира является проблема детского чтения. В связи с развитием компьютерных и иных технологий дети попросту перестали читать, в результате чего страдают грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание и многие другие составляющие гармоничного развития личности ребенка.
Никто не будет отрицать, что художественное произведение, наряду с другими произведениями искусства, оказывают величайшее влияние на эстетическое воспитание подрастающего поколения, всестороннее формирование личности ребенка на всех этапах его развития, на развитие творческих сил человека, позволяют осознать, что окружающая их жизнь разнообразна, увидеть красоту окружающего мира и неприглядные стороны действительности. По отношению к ребенку, познающему и воспринимающему искусство, оно выполняет несколько функций: воспитательную, образовательную, приобщает к социальным явлениям, формирует чувство прекрасного, учит наслаждаться, радоваться. Если человека с детства не приобщать к прекрасному, то он может остаться равнодушным к великой силе воздействия художественного произведения. Невозможно отрицать тот факт, что душа ребенка в одинаковой степени восприимчива и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребенок – прирожденный художник, музыкант, поэт. И для того, чтобы он мог творить ярко, талантливо, самобытно, необходимо создать благоприятные условия.
Таким образом, моя цель как учителя литературы - добиться того, чтобы ребенок, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом», как сказал В.А.Сухомлинский.
Но возникает вопрос, как же создать те самые благоприятные условия, пробудить интерес моих пятиклассников к чтению, добиться того, чтобы уроки литературы приносили им интеллектуальное удовольствие? Ответ прост: их нужно заинтересовать. Но чем? Самая привычная и желанная форма деятельности ребенка игра. Из этого следует, что надо объединить игру и учебно-воспитательную деятельность, направив, таким образом, мотивационный потенциал игры на эффективное освоение школьниками ФГОС.
Учитывая, что игра наряду с трудом и учением является одним основных видов деятельности человека, можно утверждать, что игровые технологии в воспитании и обучении самые древние. Вероятно, именно поэтому дидактическая игра была и остается самым действенным методом для развития и совершенствования познавательных, творческих и умственных способностей ребенка.
Она позволяет ребенку увидеть незнакомые грани изучаемого произведения, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, пробуждает у школьников интерес к предмету, следовательно, процесс обучения становится более эффективным.
Среди современных детей трудно найти тех, кто любил бы стихи. Невозможно переоценить значение поэзии в эстетическом воспитании, формировании личности и развитии творческих способностей ребенка. Значит, мне нужно найти такую форму урока, посвященного поэзии, чтобы дети смогли оценить и понять мир стихов. Такой формой урока может стать, например, путешествие по календарю. Дети слушают стихи, вспоминают и обсуждают картины, посвященные природе, правильно подобранная музыка дает им необходимый настрой. Однозначно можно утверждать, что после такого урока они долго будут помнить и стихи, и музыку, и полотна известных художников.
Еще одним эффективным способом воздействия на формирование эстетических и личностных качеств является театрализованная игра. Особенность театрализованной игры в том, что детей увлекает сам сюжет художественного произведения, стремление передать свое понимание прочитанного. Здесь мы начинаем с постановок русских народных сказок, народного кукольного театра, которые в будущем должны будут перерасти в постановку произведений известных мастеров слова.
Можно с уверенностью утверждать, что заинтересовать учеников процессом чтения, вызвать потребность читать умные, серьёзные книги, ввести его в необыкновенный мир художественной литературы, сформировать эстетический вкус, обогатить словарный запас и совершенствовать грамматический строй речи помогают нам именно активные формы преподавания литературы. Они необходимы для воспитания творческой, активной личности, в которой так нуждается современное российское общество. К активным формам урока можно отнести не только игровые, но и те, которые заставляют учеников делать самостоятельные открытия, активизируют воображение, формируют собственный взгляд на вещи и учат отстаивать собственную точку зрения, дают возможность найти неординарное решение проблемы. Уроки-семинары, уроки-исследования, уроки-диспуты, проблемные лекции учат детей работать целенаправленно и систематически, они открывают для себя прелесть интеллектуального труда, понимая, что это его, пусть маленькое, но открытие. И сама получаешь истинное наслаждение, когда видишь, как загораются их глаза, когда они делают свои открытия.
Результат таких уроков - формирование мыслящего читателя, который, оказавшись наедине с новой книгой, сумет понять её художественное своеобразие, увидеть авторскую позицию и высказать собственное грамотное суждение о прочитанном, приводя весомые аргументы.
Воспитание творческого отношения к делу, умение видеть красоту в обыденном, стремление испытать чувство радости от самого процесса труда, познать тайны и законы мироздания начинается с раннего детства, продолжается в начальной школе. Когда ребенок приходит в пятый класс, он по-прежнему открыт всему неизведанному, стремится не упустить ничего нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание учащихся на уроках физики в условиях внедрения современных образовательных технологий.
Преподавание физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. На уроках физики школьники должны получать определенный объем знан...
Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла
Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г. учитель иностранного языкаШевченко С.А. учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...
Формирование эстетического воспитания школьников на уроках технологии посредством декоративно-прикладного творчества
Декоративно-прикладное творчество - мощный стимул для интеллектуального, эстетического и нравственного развития детей....
Влияние фольклора на эстетическое воспитание учащихся с аномальным развитием через уроки музыки, пения и ритмики
Это обобщение опыта работы по эстетическому и патриотическому воспитанию в коррекционной школе. Системность в работе приносит свои плоды. У умственно отсталых детей проявляется стойкий интерес к народ...
Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления
Обобщение собственного опыта по применению технологии критического мышления на уроках географии 6-11 классов, которое бы позволило создать основу для перехода на стандарты второго поколения. Материал ...
Доклад. Эстетическое воспитание учащихся на уроках биологии.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступае...
«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»
Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...