Доклад. Эстетическое воспитание учащихся на уроках биологии.
статья по биологии на тему

Гостищева Тамара Александровна

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._esteticheskoe_vospitanie.doc1002 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание учащихся на уроках биологии.

Природа и есть тот источник красоты, 
которого достается на всех, из которого
каждый черпает по мере разумения.

К.А. Тимирязев

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Английский ученый Г.Осборн пишет, например, о том, что художественные впечатления повышают живость ума, интенсифицируют опыт, насыщая его глубиной личного понимания, ибо развивают и саму сферу чувств. Снижение эмоциональной составляющей интеллекта лишает его творческой, спонтанной активности.

Зная воспитательное, образовательное, развивающее действие эстетических впечатлений, мудрецы с давних времен советовали окружать рост ребенка красотою и добром, рост юноши – красотой и физическим развитием, рост молодежи – красотой и учением. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенствованию. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия.

Творческий человек – решающая сила современного производства, ибо в современном понимании прогресса делается ставка на свободный мозг, гибкое мышление, фантазию, интуицию. Достичь этого помогают эстетические впечатления, развивающие мозг, обеспечивающие его устойчивость, полноту и гармоничность его функционирования; способность к эстетическим восприятиям и переживаниям стимулирует свободу и яркость ассоциаций, неординарность видения и мышления. Потому не только гуманистические установки, но и прагматические, деловые соображения заставят общество думать о создании условий, стимулирующих максимальную отдачу человека в творческой сфере. Не только забота о красоте и гармонии, но и соображения пользы, выгоды, процветания заставляют считать организацию системы действенного эстетического воспитания одной из первоочередных задач современного общества.

Эстетика обстановки.

Учебный процесс осуществляется, как правило, внутри помещений, и это обстоятельство объясняет тот факт, что интерьер учебных заведений оказывает не меньшее влияние на эстетическое воспитание школьников, чем внешний его облик. Существенную роль играет и эстетическое оформление кабинетов.

Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь.

Эстетика обстановки - это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю  Понятие «эстетика быта» включает в себя красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Так три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания.

Подбирая оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что:

- эстетически предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс

- целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус

-эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения

- художественное оформление классной комнаты должно быть в комплексе.

Основные компоненты эстетической среды:

- освещение и световая отделка помещений

- комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств;

- озеленение кабинета.

Эстетическое воспитание.

Система уроков биологии – один из основных элементов нравственно-эстетического воспитания школьников Основной задачей преподавателя является подготовка школьника к жизни, то есть к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Средствами своего предмета мы способствуем развитию у каждого ученика тех способностей, которые заложены в нём от природы, сформированы родителями.

Применение новых средств обучения: репродукции картин известных художников, стихотворений знаменитых поэтов и музыкальных произведений о природе позволяют формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке способов поведения ребёнка в обществе и взаимодействия с окружающим миром.

Успех в образовательном процессе во многом зависит от удачной формулировки проблемы урока и от умения учителя направить рассуждения учащихся в нужное русло. При конструировании урока приоритет отдаём творческой самореализации школьников. Работу учащихся на уроках по изучению нового материала организуем по следующей схеме:

I. Выдвижение проблемы (цель)

II. Создание мотивов к обучению: слово, стихи, музыка, наглядность, видеосюжет, эксперимент

III. Принятие цели учащимися, определение учебной задачи

  • анализ имеющихся знаний, способов познания
  • совместное планирование
  • выбор технологии (форма проведения урока)
  • раздаточный материал (таблицы, рисунки, схемы)

IV. Усвоение знаний

  • индивидуальная работа
  • работа в парах
  • коллективная работа (работа в группах)

V. Подготовка проектов решения заданной проблемы (в виде схем, диаграмм, таблиц, рассказа – по выбору)

VI. Социализация – предъявление результатов работы коллективу

VII. Совместный анализ, проект и постановка новой проблемы

VIII. Рефлексия – эмоциональное, интеллектуальное осмысление своей деятельности.

Считаем, что познавательная активность, вера в успех, вдохновение рождают интерес к предмету, а он, в свою очередь, влияет на эффективность обучения.

Учитель должен научить: видеть, слышать, ощущать прекрасное вокруг, сопереживать, охранять природу. Главный вывод из всего сказанного состоит в том, что какую бы технологию не применяли, задача, для учителя следующая: создать атмосферу в классе, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.

Применение на уроках биологии новых средств обучения: репродукции картин известных художников, стихотворений знаменитых поэтов и музыкальных произведений (Приложение)  о природе позволяют формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке способов поведения учащихся в обществе и взаимодействия с окружающим миром.

Не всякая деятельность способна  прямо  выявить  эстетические  свойства

природы для школьников. Чтобы научиться  оценивать  красоту  форм  растений,

грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений,  гармонию

звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их  познании  как

чувственном, так и абстрактно  -  логическом.  А  это  значит,  что  учителя

должны  вовлекать  школьников  в  наблюдения   за   свойствами   ландшафтов,

организовывать  упражнения,  которые   развивают   слуховое   и   зрительное

восприятие,  умения  анализировать  и  обобщать  собственные  впечатления  и

оценки.

    Задача учителя, который развивает эстетическое отношение  к  природе  у

своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить  учащихся  на

встречу   с   красотой   и   организовать   соответствующую   познавательную

деятельность.

  1. Особую актуальность при проблемно развивающем обучении приобретает любой предмет, предусматривающий эстетическое воспитание. Средством и результатом, которого является “прекрасное” в жизни.
  2. Вся деятельность учителя в процессе эстетического воспитания должна осуществляться во взаимодействии с нравственным, умственным, физическим и трудовым воспитанием школьников.
  3. Главный вывод из всего сказанного состоит в том, что какую бы технологию не применяли, задача, для учителя следующая: создать атмосферу в классе, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.

Приложение.

Данный материал можно использовать на уроках по теме:

 «Биология - наука о живой природе».

Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу, ее “язык”. Глядя на картины А. Саврасова, И. Шишкина, В. Поленова, А. Куинджи и многих других прекрасных русских пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н.Некрасова.

И. Шишкин.

Берёзовая роща.

Под звуки природы читается стихотворение Н.А. Некрасова «Зелёный шум»

Идёт – гудит Зелёный Шум,

Зелёный шум, весенний шум!

Играючи, расходятся

Вдруг ветер верховой:

Качнёт кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако всё зелено,

И воздух, и вода!

Идёт – гудит Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум.

Звуки природы: Шелест листвы.

Поленов В.Д. Золотая осень.

Пристально рассмотрев передний план пейзажа, отмечаешь, что осень – то – едва успела прибежать в этот уголок: слишком небрежно она окрасила желтизной с вкраплениями красного цвета деревья. И зелёный исполин напоминает о лете. Но на этой картине поражает даже не ярко – жёлтый окрас деревьев, не аккуратна тропинка над яром, а сама река. Вглядитесь, как она чиста, как бликуя под лучами, отражает солнце и небо, как на голубоватых отмелях собирается палая листва и как в тёмно – синих прибрежных омутах по правому берегу отчётливо видны деревья с «лесного» берега.

Голоса перелётных птиц.

Мир звуков природы: шелест листвы, журчание ручья, пенье птиц.

Вопросы: Ребята, посмотрев картины и послушав прекрасные звуки природы, вы можете сказать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока.

Вопрос: « как вы думаете, что изучает биология?» Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.

Ребята посмотрите на картину А.И. Куинджи Берег моря со скалой. Опишите, что вы видите. Какие оболочки Земли  мы видим. Назовите оболочки, в которых существует жизнь и в пределах каких границ?

А.И. Куинджи  Берег моря со скалой.

Данный материал можно использовать на уроках по теме:

«Методы исследования в биологии».

 Наблюдение.

Осень. Константин Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Ребята рассмотрите картину И.И. Левитана «Золотая осень».

Картина И.И. Левитана «Золотая осень»

Удалось Левитану красками передать тишину природы? Ведь цвета на картине тревожно-контрастные: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. Но, посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжелого цвета воды.

Что происходит с окраской листьев осенью?

Какой метод исследования мы используем при описании изменений в природе в связи с осенними изменениями климата?

Данный материал можно использовать на уроках по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого».

Стихи о живой и «неживой» природе».

А Природа не бывает неживой! 
А жива она слезинкой дождевой... 
А жива она движеньем облаков, 
Ураганом и журчаньем ручейков...

А жива она вулканов изверженьем, 
Громом, пеплом, а ещё землетрясеньем! 
И жива она хрустальною водой, 
И луною, и мерцающей звездой...

Миражами и зыбучестью песков, 
Свежим утром и дыханьем лепестков...
Ароматами озона после гроз, 
Радугой из семицветья роз...

И живые у Природы: тишина, 
Шелест волн, морская глубина, 
Ветра стон, Мороза трескотня, 
Наста хруст и снежная возня...

А ещё Природа корчится от боли –
Так бывает, ежели неволят! 
Разозлится, озвереет, волком взвоет... 
Нет, не может быть Природа неживою!

Данный материал можно использовать на уроках по теме: «Экологические факторы и их влияние на живые организмы».

волнует судьба каждой травинки, цветка, каждого бездомного животного, всей природы, оказавшейся под угрозой уничтожения. Но она всё-таки верит, что каждый человек, если очень постарается, сможет сделать наш мир немного светлее.

У нас только одна планета. И если мы будем хорошо к ней относиться, то она будет хорошо относиться к нам. А если нет, то что ж, посмотрите вокруг и вы увидите, что происходит.

Земля страдает, земля вздыхает
И стон последний к нам обращает:
«Забудьте, люди, свои раздоры,
Скорей спасайте поля и горы,

Спасайте реки, леса спасайте,
Животных слабых оберегайте.
Вас умоляю, к вам обращаюсь,
От дыма злого я задыхаюсь.
Меня токсины всю пропитали,
Галлоны нефти в моря попали.
Ещё немного, и будет поздно.
Не простирайте ладони к звёздам
И не молите тогда о чуде,
Другого дома у вас не будет!
                      Ольга Романенко «Земля страдает»

Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, - с высшей степенью нравственной любви.

Сорвал цветок, и он завял в руке,
Поймал жука - он умер на ладони,
И пенье птиц в небесном «далеке»
Напомнило о колокольном звоне.
Застыло сердце, понимая вдруг,
Что мир вокруг прекрасен и непрочен,
Что гибнет он от грубых наших рук,
Что миг добра не может быть просрочен
И совершенства хрупкое стекло
Лишь издали нам наблюдать возможно.
Чтоб ещё долго тайною влекло,
Прекрасного касайся осторожно.
Не рви цветок, и не лови жука,
И не топчи созданья под ногами,
Любуйся красотой издалека,
И красота тогда пребудет с нами. 
                      

Данный материал можно использовать на уроках по теме:

«Голосеменные».

Картина Шишкина Сосны освещённые солнцем.

Душевность, удивительные натуральные сочетания цветов и оттенков данной картины, позволяют проникнуться этим состоянием. Создаётся впечатление, что мы находимся, в этой чудной местности, из которой не хочется уходить. Такой сюжет можно развернуть только тогда, когда полностью проникнешься природой и растворишься в ней.

Главный герой – солнце, которое отражается на всех персонажах сюжета, оно создаёт настроение и образ всего, что там отображено. Яркое солнце ласкает стволы деревьев.

Сосны показаны мощными, прочными и сильными, верхушки которых срезаны художником намеренно, чтобы показать их силу в полной мере. Каждая сосна показывает себя как личность, со своим характером и особенностями. Вроде бы казалось, деревья, а смотришь и понимаешь – мощь. Все детали картины продуманы до мелочей, и полностью соответствуют действительности, будь то ствол сосны или травинка под яркими лучами солнца. Лес живёт удивительной жизнью, которую нам показывает Иван Шишкин.

Глядя на картину, ощущаешь не только переданное настроение, но и чувствуешь неуловимые нотки соснового леса. Не это ли гениально и необыкновенно.

Данный материал можно использовать на уроках по теме:

«Покрытосеменные, или Цветковые».

Картина Ень  А.Н. Солнечный букет

И.И. Левитан Васильки.

И.И. Левитан Цветущие яблони.

Экскурсии.

Эстетическое воспитание возможно в процессе непосредственного чувственного восприятия действительности и произведений искусства, которое оставляет большой след в сознании. Поэтому во время экскурсий следует подготовить школьников к восприятию гармонии красок, голосов, красот природы. Важно отметить, что красота природы существовала и до человека, но только он в состоянии выполнить миссию ее ценителя и хранителя.

Необходимо учить школьников эмоциональному восприятию творений рук человеческих: культурных ландшафтов, искусственных лесонасаждений, лесозащитных полос, сельскохозяйственных угодий. Когда человек творит по законам красоты, работа доставляет радость и превращается в жизненную потребность.

В качестве релаксации на уроках можно использовать звуки природы.

Во время работы групп используется фон звуки природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время

Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...

Эстетическое воспитание учащихся на уроках физики в условиях внедрения современных образовательных технологий.

Преподавание физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. На уроках физики школьники должны получать определенный объем знан...

Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г.  учитель иностранного языкаШевченко С.А.  учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...

Методическая тема: « Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы».

Методическая тема:« Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы»....

Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения через использование элементов творчества.

Ни для кого не является секретом, что за последние 20 лет Россия потеряла право считаться одной из самых читающих стран мира.Перестали читать взрослые, а следом за ними и дети пришли к выводу, что чте...

«Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии»

laquo;Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии»...

«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»

Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...