Роль антитезы в поэзии М. И. Цветаевой
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Полуднякова Наталья Августиновна

Конспект урока литературы в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературы  с применением  технологии критического мышления

11- А класс  (1 блок, 2 модуля, 60 минут)

Тема  урока: «Роль антитезы в поэзии М. И. Цветаевой».

Цель изучения темы:  учащиеся  овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по анализу лирического стихотворения на основе представления о том, какую роль играет антитеза в творчестве поэта – романтика;  на основе понимания  того, как взаимосвязаны форма и содержание в романтическом произведении;  на основе умения выделять ключевые слова стихотворения  и  строить рассуждение.

 Планируемые результаты освоения темы:

Предметные:

-  уметь анализировать лирические произведения посредством осмысления содержания через вызов (обращение к уже имеющимся знаниям по теме) и рефлексию;

- уметь выявлять, с какой целью автор обращается к тем или иным средствам художественной выразительности;

- уметь определять роль антитезы в лирическом произведении.

Метапредметные

Регулятивные:

- уметь обращаться к уже имеющимся знаниям по теме, систематизировать их и обобщать;

- уметь  работать в паре и индивидуально;

Коммуникативные:

- уметь вступать в бесконфликтный диалог;

- уметь отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

-  уметь слышать и слушать собеседника

Личностные:

- уметь воспитывать в себе потребность в постоянном чтении поэтических произведений разных авторов;

-  уметь проникать в глубину авторского замысла, «читать между строк».

Содержание темы

                                                                      Блок I   Роль антитезы в поэзии М. И. Цветаевой

Глоссарий по теме: лирика, антитеза, исповедь, лирическая исповедь.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи: русский язык, библиография.

Ресурсы: учебник И. Н. Сухих, словарь литературоведческих терминов, раздаточный материал.

Формы работы школьников: работа в группах, индивидуальная работа.

Учебные задания

I. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание

Добрый день, ребята!

Сегодня на уроке мы прочитаем стихи М. И. Цветаевой. Если я попрошу вас выполнить анализ стихотворения, вы его сделаете?

II этап.  Учебно – познавательная деятельность

Блок I.  Анализ стихотворений М. И. Цветаевой. Содержание блока осваивается  на основе раздаточного материала и учебника (стр.163 – 176).

  1. На основе стихотворения «В пятнадцать лет».

Задание 1 (З)

- Мы прочитаем стихотворение «В пятнадцать лет», написанное  в 1911 году (читает один из учащихся). Во время чтения выпишите в таблицу слова, связанные с миром ребенка, и слова, связанные с миром взрослого. Работаем в парах.

Задание 2 (З)

- Опишите, каков мир взрослых, по мнению лирической героини, а каков мир ребенка.

Задание 3 (П)

- Верно ли, что антитеза в этом стихотворении играет особую роль в реализации авторского замысла?

Задание 4 (У)

-Продолжите фразу: «Цветаева использует антитезу в стихотворении «В пятнадцать лет» с целью…».

Задание 5 (З)

 2. На основе стихотворения «Вы, идущие мимо меня»

Задание 1 (З)

- Согласны ли вы с тем, что нам необходимо изучить материал и вспомнить литературоведческие понятия?

- Дайте определение терминов  «теза» и «антитеза», «лирика», «исповедь», «лирическая исповедь».

Теза -  утверждение.  Антитеза – то, что противопоставлено тезе.

Лирика – это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. В центре художественного внимания - образ-переживание.

 Исповедь – это литературно-художественное произведение или часть его, где повествование ведется от первого лица и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира. 

   Лирическая исповедь – это произведение, в котором рассказчик (чаще всего в форме монолога) передает интимные чувства и переживания, а читатель становится не посторонним зрителем личной драмы, а близким человеком, которому можно доверить самое сокровенное.

Задание 2 (З)        

-  Давайте обратимся к тексту стихотворения «Вы, идущие мимо меня». На основе стихотворения  заполните таблицу («Я» - «Мир людей»).  Работаем в  парах.

Задание 3 (З)        

- Определите роль антитезы в этом стихотворении.

Задание 4 (З)        

- Согласны ли вы с тем, что Цветаева поэт – романтик?

Задание 5 (З)        

- Вспомните основные черты романтизма и перечислите их.

-Откройте  учебник на странице 174. Прочитайте вопрос № 6 и ответьте на него. Для ответа на вопрос обратитесь к материалам статьи учебника на странице 163 (статья «Художественный мир лирики Цветаевой»).

Задание 6 (У)        

- Продолжите фразу: «Романтизм – это…»

3. На основе  стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

Задание 1 (З)

- Покажите разницу между миром «я» и «миром людей» в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Задание 2 (З)

- Сформулируйте свое мнение по поводу утверждения Цветаевой, что поэт имеет право на особый мир?

Блок Д.  Диагностика освоения содержания темы

Диагностическое задание

- Напишите, какова роль антитезы в понимании авторского замысла.

III этап. Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Задание В

- Теперь вы сможете выполнить анализ одного стихотворения  по вашему выбору?

Задание Б

Памятка: чтобы выполнить это задание, нужно вспомнить план анализа. Анализ стихотворения включает в себя личное восприятие, оценку, определение размера и роли выразительных средств.

Задание А

- Выполните анализ стихотворения по алгоритму, особенно выделив роль антитезы.

- Давайте прочитаем несколько работ. Кто хотел бы прочитать их у доски (взаимопроверка)

IV этап. Рефлексивная деятельность.

Задание 1. Самоанализ

Продолжите фразы: «Сегодня я узнал…»

Задание 2. Самооценка

Продолжите фразу: «Я хочу поставить себе оценку…, потому что…».

Домашнее задание: устно ответить на вопросы учебника № 10, 11 стр. 175.

Литература

  1. И. Н. Сухих. Литература, учебник для 11 класса базового уровня. Часть II. Москва, издательский центр «Академия», 2012 год.

2. С. П. Белокурова. Словарь литературоведческих терминов. СПб, «Паритет», 2006 год.

3. Раздаточный материал: тексты стихотворений М. И. Цветаевой «В пятнадцать лет», «Вы, идущие мимо меня…», «Кто создан из камня…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное своеобразие романа "Обломов" И.А.Гончарова. Роль антитезы.

Цель урока: выявить компохзиционную  роль антитезы в романе на  примере двух героев, проследить с самого детства их противоположность, привести цитаты, доказывающие, что перед нами герои-ант...

Разработка урока по литературе по теме "Маяковский о роли поэта и поэзии"

Чтение и анализ стихотворений Владимира  Маяковского и Сергея Есенина, Анны Ахматовой и Александра Пушкина  о роли поэта и поэзии, сопоставление их творческих позиций   - это...

Урок литературы в 7 классе "Роль антитезы в "Легенде о Данко" М.Горького

В конспекте урока представлен один из вариантов изучения текста "Легенды о Данко" М. Горького...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина".

Урок с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо поможет учителю сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в худож...

Организация художественного пространства в поэзии М.И.Цветаевой и прозе И.С.Шмелёва

Исследовательский материал для обучающихся,  интерес к литературе которых выходит за рамки школьной программы....

Москва в поэзии М.И.Цветаевой

Москва в поэзии М.И.Цветаевой...