Роль антитезы в поэзии М. И. Цветаевой
план-конспект занятия (11 класс) на тему
Конспект урока литературы в соответствии с ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы с применением технологии критического мышления
11- А класс (1 блок, 2 модуля, 60 минут)
Тема урока: «Роль антитезы в поэзии М. И. Цветаевой».
Цель изучения темы: учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по анализу лирического стихотворения на основе представления о том, какую роль играет антитеза в творчестве поэта – романтика; на основе понимания того, как взаимосвязаны форма и содержание в романтическом произведении; на основе умения выделять ключевые слова стихотворения и строить рассуждение.
Планируемые результаты освоения темы:
Предметные:
- уметь анализировать лирические произведения посредством осмысления содержания через вызов (обращение к уже имеющимся знаниям по теме) и рефлексию;
- уметь выявлять, с какой целью автор обращается к тем или иным средствам художественной выразительности;
- уметь определять роль антитезы в лирическом произведении.
Метапредметные
Регулятивные:
- уметь обращаться к уже имеющимся знаниям по теме, систематизировать их и обобщать;
- уметь работать в паре и индивидуально;
Коммуникативные:
- уметь вступать в бесконфликтный диалог;
- уметь отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
- уметь слышать и слушать собеседника
Личностные:
- уметь воспитывать в себе потребность в постоянном чтении поэтических произведений разных авторов;
- уметь проникать в глубину авторского замысла, «читать между строк».
Содержание темы
Блок I Роль антитезы в поэзии М. И. Цветаевой
Глоссарий по теме: лирика, антитеза, исповедь, лирическая исповедь.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи: русский язык, библиография.
Ресурсы: учебник И. Н. Сухих, словарь литературоведческих терминов, раздаточный материал.
Формы работы школьников: работа в группах, индивидуальная работа.
Учебные задания
I. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание
Добрый день, ребята!
Сегодня на уроке мы прочитаем стихи М. И. Цветаевой. Если я попрошу вас выполнить анализ стихотворения, вы его сделаете?
II этап. Учебно – познавательная деятельность
Блок I. Анализ стихотворений М. И. Цветаевой. Содержание блока осваивается на основе раздаточного материала и учебника (стр.163 – 176).
- На основе стихотворения «В пятнадцать лет».
Задание 1 (З)
- Мы прочитаем стихотворение «В пятнадцать лет», написанное в 1911 году (читает один из учащихся). Во время чтения выпишите в таблицу слова, связанные с миром ребенка, и слова, связанные с миром взрослого. Работаем в парах.
Задание 2 (З)
- Опишите, каков мир взрослых, по мнению лирической героини, а каков мир ребенка.
Задание 3 (П)
- Верно ли, что антитеза в этом стихотворении играет особую роль в реализации авторского замысла?
Задание 4 (У)
-Продолжите фразу: «Цветаева использует антитезу в стихотворении «В пятнадцать лет» с целью…».
Задание 5 (З)
2. На основе стихотворения «Вы, идущие мимо меня»
Задание 1 (З)
- Согласны ли вы с тем, что нам необходимо изучить материал и вспомнить литературоведческие понятия?
- Дайте определение терминов «теза» и «антитеза», «лирика», «исповедь», «лирическая исповедь».
Теза - утверждение. Антитеза – то, что противопоставлено тезе.
Лирика – это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. В центре художественного внимания - образ-переживание.
Исповедь – это литературно-художественное произведение или часть его, где повествование ведется от первого лица и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира.
Лирическая исповедь – это произведение, в котором рассказчик (чаще всего в форме монолога) передает интимные чувства и переживания, а читатель становится не посторонним зрителем личной драмы, а близким человеком, которому можно доверить самое сокровенное.
Задание 2 (З)
- Давайте обратимся к тексту стихотворения «Вы, идущие мимо меня». На основе стихотворения заполните таблицу («Я» - «Мир людей»). Работаем в парах.
Задание 3 (З)
- Определите роль антитезы в этом стихотворении.
Задание 4 (З)
- Согласны ли вы с тем, что Цветаева поэт – романтик?
Задание 5 (З)
- Вспомните основные черты романтизма и перечислите их.
-Откройте учебник на странице 174. Прочитайте вопрос № 6 и ответьте на него. Для ответа на вопрос обратитесь к материалам статьи учебника на странице 163 (статья «Художественный мир лирики Цветаевой»).
Задание 6 (У)
- Продолжите фразу: «Романтизм – это…»
3. На основе стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
Задание 1 (З)
- Покажите разницу между миром «я» и «миром людей» в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
Задание 2 (З)
- Сформулируйте свое мнение по поводу утверждения Цветаевой, что поэт имеет право на особый мир?
Блок Д. Диагностика освоения содержания темы
Диагностическое задание
- Напишите, какова роль антитезы в понимании авторского замысла.
III этап. Интеллектуально – преобразовательная деятельность
Задание В
- Теперь вы сможете выполнить анализ одного стихотворения по вашему выбору?
Задание Б
Памятка: чтобы выполнить это задание, нужно вспомнить план анализа. Анализ стихотворения включает в себя личное восприятие, оценку, определение размера и роли выразительных средств.
Задание А
- Выполните анализ стихотворения по алгоритму, особенно выделив роль антитезы.
- Давайте прочитаем несколько работ. Кто хотел бы прочитать их у доски (взаимопроверка)
IV этап. Рефлексивная деятельность.
Задание 1. Самоанализ
Продолжите фразы: «Сегодня я узнал…»
Задание 2. Самооценка
Продолжите фразу: «Я хочу поставить себе оценку…, потому что…».
Домашнее задание: устно ответить на вопросы учебника № 10, 11 стр. 175.
Литература
- И. Н. Сухих. Литература, учебник для 11 класса базового уровня. Часть II. Москва, издательский центр «Академия», 2012 год.
2. С. П. Белокурова. Словарь литературоведческих терминов. СПб, «Паритет», 2006 год.
3. Раздаточный материал: тексты стихотворений М. И. Цветаевой «В пятнадцать лет», «Вы, идущие мимо меня…», «Кто создан из камня…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное своеобразие романа "Обломов" И.А.Гончарова. Роль антитезы.
Цель урока: выявить компохзиционную роль антитезы в романе на примере двух героев, проследить с самого детства их противоположность, привести цитаты, доказывающие, что перед нами герои-ант...
Разработка урока по литературе по теме "Маяковский о роли поэта и поэзии"
Чтение и анализ стихотворений Владимира Маяковского и Сергея Есенина, Анны Ахматовой и Александра Пушкина о роли поэта и поэзии, сопоставление их творческих позиций - это...
Урок литературы в 7 классе "Роль антитезы в "Легенде о Данко" М.Горького
В конспекте урока представлен один из вариантов изучения текста "Легенды о Данко" М. Горького...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина".
Урок с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо поможет учителю сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в худож...
Организация художественного пространства в поэзии М.И.Цветаевой и прозе И.С.Шмелёва
Исследовательский материал для обучающихся, интерес к литературе которых выходит за рамки школьной программы....
Москва в поэзии М.И.Цветаевой
Москва в поэзии М.И.Цветаевой...