Разработка урока по литературе по теме "Маяковский о роли поэта и поэзии"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Чако Светлана Иосифовна

 Чтение и анализ стихотворений Владимира  Маяковского и Сергея Есенина, Анны Ахматовой и Александра Пушкина  о роли поэта и поэзии, сопоставление их творческих позиций   - это лучшая возможность понять трагедию творческой личности в 20 веке. Этот разговор  даёт начало  продолжительной беседе на последующих уроках литературы о судьбах Мастеров русской культуры в  20 веке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_literature_11_klass.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Великая иллюзия» (В.В. Маяковский о роли поэта и поэзии

в контексте русской поэзии)

Цели занятия:

1.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Развивать и закреплять умения сопоставлять произведения разных авторов, отрабатывать умения связного высказывания по проблемным вопросам;

2. Расширять представление о проблемах поэтического творчества, учить видеть их в контексте литературного процесса;

3. Совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать и укреплять интерес. Внимание и любовь к поэтическому слову.

План занятия.

  1. Проверка домашнего задания.

Сопоставление поэмы Александра Блока «Двенадцать» и стихотворения Владимира Маяковского «Левый марш».

  1. Изучение нового материала:

- сообщение ученика «Россия в послереволюционные годы» (по произведения Герберта Уэллса «Россия во мгле» и Валентина Короленко «Письма Луначарскому»

- анализ поэтических текстов Владимира Маяковского ( поэма «Хорошо!» (главы 12 – 14), стихотворения «Рассказ о Кузнецке», «Необычайное приключение…»

- работа в группах. Сопоставительный анализ поэтических текстов. Образ России у Александра Блока, Сергея Есенина, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского;

- работа в группах. Драма человека, оказавшегося во враждебном для него мире. Сопоставление стихотворений Сергея Есенина «Русь советская» и Владимира Маяковского «Стихи о советском паспорте»;

- работа в группах. Сопоставление различных жизненных и поэтических  позиций Александра Пушкина («Памятник»), Сергея Есенина («Русь советская», «Мы теперь уходим понемногу», «Синий туман, снеговое раздолье») и Владимира Маяковского (поэма «Во весь голос»);

     3. Выводы учащихся. Заключительное слово учителя о причинах трагедии Маяковского. Объяснение смысла выражения «великая иллюзия»

    4. Домашнее задание. Сочинение – рассуждение «Трагедия Маяковского».

Работа  на уроке

  1. Проверка домашнего задания: 

Выразительное чтение стихотворения В.В.Маяковского «Левый марш».

Беседа с учащимися об идейном содержании стихотворения, сопоставление его с поэмой Блока «Двенадцать».

Вопрос классу:

Что сближает стихотворение В. Маяковского с написанной в этом же 1918 году поэмой А. Блока «Двенадцать»?

Предполагаемый ответ (В обоих произведениях звучит ритм марша, показаны события мирового масштаба, главный аргумент героев – оружие, полный, абсолютный разрыв со всем старым, вчерашним, прошедшим). Обратите внимание на общие детали в обоих произведениях (красный флаг).

Что отличает оба произведения? (Герои Блока не видят то, что впереди, а пафос стихотворения Маяковского  - стремление в светлое завтра, героям  Маяковского светит солнце, которого не видят двенадцать в поэме Блока. Героев Блока переполняет «чёрная злоба», а герои Маяковского чисты

(«синеблузые», «орлий взгляд», «бравая грудь»).

Вывод:

Автор «Двенадцати» смотрит на своих героев со стороны, а Маяковский идёт рядом со своими героями («они» и «мы»).

  1. Изучение нового материала по теме «Маяковский о роли поэта и поэзии»

- Сообщение ученика: Россия в послереволюционные годы (по книге Герберта Уэллса «Россия во мгле» и по «Письмам Луначарскому» Валентина Короленко)

Анализ поэтического текста.

 Чтение и комментирование стихотворений Маяковского  «Необычайное…», «Рассказ о Кузнецке…»и отрывка из поэмы  «Хорошо!» (гл.12 – 14).

Беседа о прочитанном с элементами анализа текста:

Вопрос классу:

 Каким предстаёт настоящее и будущее в этих произведениях Маяковского?

Выводы учеников:

 (Маяковский верит, что «счастье сластью огромных ягод дозреет на красных октябрьских цветах», «Там, за горами горя, солнечный край непочатый»).

Сопоставительный анализ поэтических текстов

-  Сообщение ученика: Образ рая в поэзии и истории (Ленин, Троцкий 1918г.).

Сопоставление позиций Маяковского («Хорошо!»), Блока («Россия, нищая Россия…»), Есенина ( «Гой ты, Русь, моя родная»), Ахматовой («Мне голос был») в изображении Родины. 

Беседа по идейному содержанию стихотворений.

Вопросы классу:

1.В каких образах предстаёт Россия в классической поэзии?

2.Почему Маяковский называет свою страну «подросток»?

3.Мог ли так сказать о ней Блок?

Вывод: 

Патриотизм Маяковского не столько общекультурное, сколько политическое, именно социалистическое понятие. Маяковский слова «нация», «Россия», «русский» вкладывает в уста враждебные, чужие. И Блок в поэме «Двенадцать» рисует плакальщика по утерянной России: «А это кто?- Длинные волосы и говорит вполголоса: Предатели! Погибла Россия! Должно быть, писатель, вития» И Марина Цветаева с её бескорыстным отношением к Родине считала, что СССР – сочетание 4 согласных, непроизносимое из-за отсутствия гласных, что это уже не Россия – После России. Цитирую: «Разграничение наций в пределах одного государства вредно, и мы, марксисты, стремимся сблизить и слить их», _ так понимал решение национального вопроса Ленин. Маяковский выразил это новое, революционное миропонимание в своём творчестве с наибольшей  силой.

Сопоставительный анализ стихотворений Маяковского  «Стихи о советском паспорте» и Есенина «Русь советская» (Работа в группах). (Смотри задания в  приложении).

 Вывод: Оба стихотворения о драме человека, оказавшегося во враждебном ему мире. Сопоставление последних строчек стихотворений. В 1921 году в статье «Ахматова и Маяковский» К. Чуковский писал: «Для неё высшая святыня Россия, Родина, «наша земля». Он, как  и подобает революционному барду, интернационалист, гражданин всей вселенной, равнодушен к «снеговой уродине», родине, а любит всю созданную нами планету, весь мир». У Маяковского другое чувство Родины, точнее, чувство другой родины – советской, социалистической: «И я, как весну человечества, рождённую в трудах и бою, пою моё Отечество, республику мою!».

Сопоставление и анализ поэмы «Во весь голос» Маяковского и стихотворений «Русь советская» Есенина, «Памятник» Пушкина. (Работа в группах). (Смотри задания в приложении).

Вывод: Поэма «Во весь голос» - предсмертное и бессмертное произведение Маяковского. Сергей Образцов вспоминал, как в 1930 году он слушал чтение самого Маяковского: «Вот сколько лет прошло, а забыть этой исповеди, этого героически – трагического его разговора с будущим, его отчёта за всю свою жизнь, пронизанную борьбой за правду, за счастье тех, кто будет жить после него, я не могу. Навсегда врезалось в память, будто выжжено в ней». Фазиль Искандер о поэме: «Вещь бетховенской силы, как бы написанная уже оттуда».

Анализ поэтических текстов. Сопоставление поэтических позиций Владимира Маяковского  и Сергея Есенина.

(Стихотворение С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу» и поэма В.Маяковского «Во весь голос»)

Задание классу:

Прочитайте строки, обращённые к молодым (У Есенина «у вас», «уступил дорогу», «здоровым телом», «которые поют другие песни». Вывод: Есенин говорит о них. У Маяковского «для вас», «расчистил дорогу» - поэт говорит для них, будущее  «здоровых и ловких» зависело от него. У Пушкина слова «сор», «метла» и «поэзия» несовместимые, но у Маяковского «В наше время тот -  поэт, тот – писатель, кто полезен»

Запись на доске и в тетради:

Есенин                                                     Маяковский

«Мы теперь уходим понемногу»          «Во весь голос»

Эти произведения - подведение итогов жизни

В чём видят смысл жизни Есенин и Маяковский?

Есенин: Любит всё, «что душу облекает в плоть». Для него счастье в настоящем. «Много песен про себя сложил я», для него здесь «милые берёзовые чащи», «люди, что живут со мною на земле». «Там» - «не цветут там чащи в той стране», « не будет этих нив, златящихся во мгле».

Маяковский: «Я себя смирял, становясь на горло собственной песне, «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм» Для него «здесь» «туберкулёз, блокада, чахоткины плевки, банда поэтических рвачей и выжиг», тяжёлая работа ассенизатора и водовоза, во имя

« приближения идущих светлых лет». Воспевает социализм, построение светлого будущего. Для него счастье в будущем.

Поэтому в стихотворении «Сергею Есенину» Маяковский говорит:  «Надо жизнь сначала переделать, переделав – можно воспевать».

Анализ поэтических текстов. Сопоставление идейных позиций В. Маяковского и А.Пушкина.

Задание классу:

Сопоставьте образы стихотворения «Памятник» Пушкина и поэмы «Во весь голос» Маяковского. Оба стихотворения обращены в будущее, но перед нами принципиально разные поэтические миры.

У Пушкина: Адмиралтейский столп, душа, лира, народная тропа, чувства добрые, милость к падшим, веленье Божие, хвала и клевета

Идея стихотворения – Глагол – Слово – Бессмертие.

У Маяковского: пятак, нумизмат, водопровод, чахоткины плевки, плакат, краснодеревщики, мебель, поэзия – садик, кавалерия острот, пики рифм, жерла названий, страницы войск. Всё «весомо, грубо, зримо».

Идея поэмы – «Мой стих трудом громаду лет прорвёт».

Вывод: нерукотворному памятнику противопоставлен рукотворный, сработанный, построенный. Маяковский говорит о роли поэзии в создании счастья будущего. «Я к вам приду в коммунистическое далеко»,- для Маяковского значит одно: он боролся, трудился, воевал за то, чтобы был «построен в боях социализм», и в осуществлении его целей и идеалов его бессмертие.

Почему же о посмертной славе Маяковский говорит с горечью?

Поэт понимает, что такая поэзия, которую он так горячо оправдывает, устаревает, уходит в прошлое: «С хвостом годов я становлюсь подобием чудовищ ископаемо – хвостатых». Это о поэзии, которой грозит оказаться в хвосте времени и жизни. Маяковского осуждали за политичность его поэзии (Есенин, Пастернак, Сильвинский).

Ответил ли Маяковский на эти обвинения? Прочитаем эти строки: «Слушайте, товарищи потомки…Я подниму, как большевитский партбилет, все сто томов моих партийных книжек».

Вывод учащихся: роль агитатора-горлана выбрана им абсолютно добровольно и отвечала его убеждениям. За уход из поэзии Маяковский заплатил своей посмертной  памятью, не рождённой песней… Именно в этом состоит трагизм поэмы «Во весь голос» - в беспощадности приговора: «Умри, мой стих, умри, как рядовой». Что в самом деле значит, будут ли потомки читать его стихи, по сравнению с сознанием своей причастности к строительству «идущих светлых лет», с гордостью человека, убеждённого, что выполнил своё предназначение и свой долг! Другое дело, что это убеждение может быть ошибкой.

Заключительное слово учителя:

В Европе о русском искусстве той поры говорят: «Великая иллюзия». В этой формуле мне кажутся одинаково справедливы оба слова. Да – иллюзия. Но – великая.  Это и про Маяковского. Тем страшнее трагедия, которая его ждала, - трагедия неосуществлённости и неосуществимости. От неё избавила смерть. Анна Ахматова говорила о Маяковском: «Он всё понял раньше всех. Во всяком случае, раньше нас всех».

Фазиль Искандер: «Он мечтал, чтобы люди, потрясённые красотой мифа, начали жить в согласии с ним, и тогда окажется, что никакого мифа не было, всё окажется правдой. Поразительная поэтическая честность, с которой он служил идеологии…Он был более предан идеологии, чем сами творцы её. Поистине трагическая преданность…Он покончил с собой в год великого перелома…Видимо, понял, что дальше творить миф о революции нельзя…» Сам Маяковский в «Клопе» и «Бане» рассказал о том, как начинается перерождениеО смерти поэта Борис Пастернак писал: «Твой выстрел был подобен Этне// В предгорьях трусов и трусих». А Марина Цветаева сказала: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго ещё будет нас ждать».

  1. Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение «Трагедия Маяковского».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;  способствовует эмоциональному воспр...

Разработка урока по литературе в 11 классе по теме «Поэт в художественном мире символизма. Творчество К.Д. Бальмонта»

Работа содержит поэтапную разработку ведения урока по литературе в 11 классе...

Авторская разработка урока по литературе в 9 классе на тему: "Поэзия героизма и пламенного патриотизма" по произведению "Слово о полку Игореве" и эпосу "Джангар"

«Слово о полку Игореве»  и эпос «Джангар» как  высокопатриотичные и высокохудожественные произведения (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)....

Урок литературы в 9 классе Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Урок поможет учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии,поможет понять идею,композицию и художественно-изобразительные средства средства стихотворений "Поэт" и "Пророк&q...

Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".

В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...