Разработка урока по литературе по теме "Маяковский о роли поэта и поэзии"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Чтение и анализ стихотворений Владимира Маяковского и Сергея Есенина, Анны Ахматовой и Александра Пушкина о роли поэта и поэзии, сопоставление их творческих позиций - это лучшая возможность понять трагедию творческой личности в 20 веке. Этот разговор даёт начало продолжительной беседе на последующих уроках литературы о судьбах Мастеров русской культуры в 20 веке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_literature_11_klass.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Великая иллюзия» (В.В. Маяковский о роли поэта и поэзии
в контексте русской поэзии)
Цели занятия:
1.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Развивать и закреплять умения сопоставлять произведения разных авторов, отрабатывать умения связного высказывания по проблемным вопросам;
2. Расширять представление о проблемах поэтического творчества, учить видеть их в контексте литературного процесса;
3. Совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать и укреплять интерес. Внимание и любовь к поэтическому слову.
План занятия.
- Проверка домашнего задания.
Сопоставление поэмы Александра Блока «Двенадцать» и стихотворения Владимира Маяковского «Левый марш».
- Изучение нового материала:
- сообщение ученика «Россия в послереволюционные годы» (по произведения Герберта Уэллса «Россия во мгле» и Валентина Короленко «Письма Луначарскому»
- анализ поэтических текстов Владимира Маяковского ( поэма «Хорошо!» (главы 12 – 14), стихотворения «Рассказ о Кузнецке», «Необычайное приключение…»
- работа в группах. Сопоставительный анализ поэтических текстов. Образ России у Александра Блока, Сергея Есенина, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского;
- работа в группах. Драма человека, оказавшегося во враждебном для него мире. Сопоставление стихотворений Сергея Есенина «Русь советская» и Владимира Маяковского «Стихи о советском паспорте»;
- работа в группах. Сопоставление различных жизненных и поэтических позиций Александра Пушкина («Памятник»), Сергея Есенина («Русь советская», «Мы теперь уходим понемногу», «Синий туман, снеговое раздолье») и Владимира Маяковского (поэма «Во весь голос»);
3. Выводы учащихся. Заключительное слово учителя о причинах трагедии Маяковского. Объяснение смысла выражения «великая иллюзия»
4. Домашнее задание. Сочинение – рассуждение «Трагедия Маяковского».
Работа на уроке
- Проверка домашнего задания:
Выразительное чтение стихотворения В.В.Маяковского «Левый марш».
Беседа с учащимися об идейном содержании стихотворения, сопоставление его с поэмой Блока «Двенадцать».
Вопрос классу:
Что сближает стихотворение В. Маяковского с написанной в этом же 1918 году поэмой А. Блока «Двенадцать»?
Предполагаемый ответ (В обоих произведениях звучит ритм марша, показаны события мирового масштаба, главный аргумент героев – оружие, полный, абсолютный разрыв со всем старым, вчерашним, прошедшим). Обратите внимание на общие детали в обоих произведениях (красный флаг).
Что отличает оба произведения? (Герои Блока не видят то, что впереди, а пафос стихотворения Маяковского - стремление в светлое завтра, героям Маяковского светит солнце, которого не видят двенадцать в поэме Блока. Героев Блока переполняет «чёрная злоба», а герои Маяковского чисты
(«синеблузые», «орлий взгляд», «бравая грудь»).
Вывод:
Автор «Двенадцати» смотрит на своих героев со стороны, а Маяковский идёт рядом со своими героями («они» и «мы»).
- Изучение нового материала по теме «Маяковский о роли поэта и поэзии»
- Сообщение ученика: Россия в послереволюционные годы (по книге Герберта Уэллса «Россия во мгле» и по «Письмам Луначарскому» Валентина Короленко)
Анализ поэтического текста.
Чтение и комментирование стихотворений Маяковского «Необычайное…», «Рассказ о Кузнецке…»и отрывка из поэмы «Хорошо!» (гл.12 – 14).
Беседа о прочитанном с элементами анализа текста:
Вопрос классу:
Каким предстаёт настоящее и будущее в этих произведениях Маяковского?
Выводы учеников:
(Маяковский верит, что «счастье сластью огромных ягод дозреет на красных октябрьских цветах», «Там, за горами горя, солнечный край непочатый»).
Сопоставительный анализ поэтических текстов
- Сообщение ученика: Образ рая в поэзии и истории (Ленин, Троцкий 1918г.).
Сопоставление позиций Маяковского («Хорошо!»), Блока («Россия, нищая Россия…»), Есенина ( «Гой ты, Русь, моя родная»), Ахматовой («Мне голос был») в изображении Родины.
Беседа по идейному содержанию стихотворений.
Вопросы классу:
1.В каких образах предстаёт Россия в классической поэзии?
2.Почему Маяковский называет свою страну «подросток»?
3.Мог ли так сказать о ней Блок?
Вывод:
Патриотизм Маяковского не столько общекультурное, сколько политическое, именно социалистическое понятие. Маяковский слова «нация», «Россия», «русский» вкладывает в уста враждебные, чужие. И Блок в поэме «Двенадцать» рисует плакальщика по утерянной России: «А это кто?- Длинные волосы и говорит вполголоса: Предатели! Погибла Россия! Должно быть, писатель, вития» И Марина Цветаева с её бескорыстным отношением к Родине считала, что СССР – сочетание 4 согласных, непроизносимое из-за отсутствия гласных, что это уже не Россия – После России. Цитирую: «Разграничение наций в пределах одного государства вредно, и мы, марксисты, стремимся сблизить и слить их», _ так понимал решение национального вопроса Ленин. Маяковский выразил это новое, революционное миропонимание в своём творчестве с наибольшей силой.
Сопоставительный анализ стихотворений Маяковского «Стихи о советском паспорте» и Есенина «Русь советская» (Работа в группах). (Смотри задания в приложении).
Вывод: Оба стихотворения о драме человека, оказавшегося во враждебном ему мире. Сопоставление последних строчек стихотворений. В 1921 году в статье «Ахматова и Маяковский» К. Чуковский писал: «Для неё высшая святыня Россия, Родина, «наша земля». Он, как и подобает революционному барду, интернационалист, гражданин всей вселенной, равнодушен к «снеговой уродине», родине, а любит всю созданную нами планету, весь мир». У Маяковского другое чувство Родины, точнее, чувство другой родины – советской, социалистической: «И я, как весну человечества, рождённую в трудах и бою, пою моё Отечество, республику мою!».
Сопоставление и анализ поэмы «Во весь голос» Маяковского и стихотворений «Русь советская» Есенина, «Памятник» Пушкина. (Работа в группах). (Смотри задания в приложении).
Вывод: Поэма «Во весь голос» - предсмертное и бессмертное произведение Маяковского. Сергей Образцов вспоминал, как в 1930 году он слушал чтение самого Маяковского: «Вот сколько лет прошло, а забыть этой исповеди, этого героически – трагического его разговора с будущим, его отчёта за всю свою жизнь, пронизанную борьбой за правду, за счастье тех, кто будет жить после него, я не могу. Навсегда врезалось в память, будто выжжено в ней». Фазиль Искандер о поэме: «Вещь бетховенской силы, как бы написанная уже оттуда».
Анализ поэтических текстов. Сопоставление поэтических позиций Владимира Маяковского и Сергея Есенина.
(Стихотворение С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу» и поэма В.Маяковского «Во весь голос»)
Задание классу:
Прочитайте строки, обращённые к молодым (У Есенина «у вас», «уступил дорогу», «здоровым телом», «которые поют другие песни». Вывод: Есенин говорит о них. У Маяковского «для вас», «расчистил дорогу» - поэт говорит для них, будущее «здоровых и ловких» зависело от него. У Пушкина слова «сор», «метла» и «поэзия» несовместимые, но у Маяковского «В наше время тот - поэт, тот – писатель, кто полезен»
Запись на доске и в тетради:
Есенин Маяковский
«Мы теперь уходим понемногу» «Во весь голос»
Эти произведения - подведение итогов жизни
В чём видят смысл жизни Есенин и Маяковский?
Есенин: Любит всё, «что душу облекает в плоть». Для него счастье в настоящем. «Много песен про себя сложил я», для него здесь «милые берёзовые чащи», «люди, что живут со мною на земле». «Там» - «не цветут там чащи в той стране», « не будет этих нив, златящихся во мгле».
Маяковский: «Я себя смирял, становясь на горло собственной песне, «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм» Для него «здесь» «туберкулёз, блокада, чахоткины плевки, банда поэтических рвачей и выжиг», тяжёлая работа ассенизатора и водовоза, во имя
« приближения идущих светлых лет». Воспевает социализм, построение светлого будущего. Для него счастье в будущем.
Поэтому в стихотворении «Сергею Есенину» Маяковский говорит: «Надо жизнь сначала переделать, переделав – можно воспевать».
Анализ поэтических текстов. Сопоставление идейных позиций В. Маяковского и А.Пушкина.
Задание классу:
Сопоставьте образы стихотворения «Памятник» Пушкина и поэмы «Во весь голос» Маяковского. Оба стихотворения обращены в будущее, но перед нами принципиально разные поэтические миры.
У Пушкина: Адмиралтейский столп, душа, лира, народная тропа, чувства добрые, милость к падшим, веленье Божие, хвала и клевета…
Идея стихотворения – Глагол – Слово – Бессмертие.
У Маяковского: пятак, нумизмат, водопровод, чахоткины плевки, плакат, краснодеревщики, мебель, поэзия – садик, кавалерия острот, пики рифм, жерла названий, страницы войск. Всё «весомо, грубо, зримо».
Идея поэмы – «Мой стих трудом громаду лет прорвёт».
Вывод: нерукотворному памятнику противопоставлен рукотворный, сработанный, построенный. Маяковский говорит о роли поэзии в создании счастья будущего. «Я к вам приду в коммунистическое далеко»,- для Маяковского значит одно: он боролся, трудился, воевал за то, чтобы был «построен в боях социализм», и в осуществлении его целей и идеалов его бессмертие.
Почему же о посмертной славе Маяковский говорит с горечью?
Поэт понимает, что такая поэзия, которую он так горячо оправдывает, устаревает, уходит в прошлое: «С хвостом годов я становлюсь подобием чудовищ ископаемо – хвостатых». Это о поэзии, которой грозит оказаться в хвосте времени и жизни. Маяковского осуждали за политичность его поэзии (Есенин, Пастернак, Сильвинский).
Ответил ли Маяковский на эти обвинения? Прочитаем эти строки: «Слушайте, товарищи потомки…Я подниму, как большевитский партбилет, все сто томов моих партийных книжек».
Вывод учащихся: роль агитатора-горлана выбрана им абсолютно добровольно и отвечала его убеждениям. За уход из поэзии Маяковский заплатил своей посмертной памятью, не рождённой песней… Именно в этом состоит трагизм поэмы «Во весь голос» - в беспощадности приговора: «Умри, мой стих, умри, как рядовой». Что в самом деле значит, будут ли потомки читать его стихи, по сравнению с сознанием своей причастности к строительству «идущих светлых лет», с гордостью человека, убеждённого, что выполнил своё предназначение и свой долг! Другое дело, что это убеждение может быть ошибкой.
Заключительное слово учителя:
В Европе о русском искусстве той поры говорят: «Великая иллюзия». В этой формуле мне кажутся одинаково справедливы оба слова. Да – иллюзия. Но – великая. Это и про Маяковского. Тем страшнее трагедия, которая его ждала, - трагедия неосуществлённости и неосуществимости. От неё избавила смерть. Анна Ахматова говорила о Маяковском: «Он всё понял раньше всех. Во всяком случае, раньше нас всех».
Фазиль Искандер: «Он мечтал, чтобы люди, потрясённые красотой мифа, начали жить в согласии с ним, и тогда окажется, что никакого мифа не было, всё окажется правдой. Поразительная поэтическая честность, с которой он служил идеологии…Он был более предан идеологии, чем сами творцы её. Поистине трагическая преданность…Он покончил с собой в год великого перелома…Видимо, понял, что дальше творить миф о революции нельзя…» Сам Маяковский в «Клопе» и «Бане» рассказал о том, как начинается перерождение… О смерти поэта Борис Пастернак писал: «Твой выстрел был подобен Этне// В предгорьях трусов и трусих». А Марина Цветаева сказала: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго ещё будет нас ждать».
- Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение «Трагедия Маяковского».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"
Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...
Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"
Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта; способствовует эмоциональному воспр...
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина".
В презентации представлен краткий обзор стихотворений поэта....
Разработка урока по литературе в 11 классе по теме «Поэт в художественном мире символизма. Творчество К.Д. Бальмонта»
Работа содержит поэтапную разработку ведения урока по литературе в 11 классе...
Авторская разработка урока по литературе в 9 классе на тему: "Поэзия героизма и пламенного патриотизма" по произведению "Слово о полку Игореве" и эпосу "Джангар"
«Слово о полку Игореве» и эпос «Джангар» как высокопатриотичные и высокохудожественные произведения (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)....
Урок литературы в 9 классе Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
Урок поможет учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии,поможет понять идею,композицию и художественно-изобразительные средства средства стихотворений "Поэт" и "Пророк&q...
Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".
В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...