Организация художественного пространства в поэзии М.И.Цветаевой и прозе И.С.Шмелёва
учебно-методический материал по литературе

Сулейменова Ирина Валерьевна

Исследовательский материал для обучающихся,  интерес к литературе которых выходит за рамки школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_hudozhestvennogo_prostranstva_v_poezii_m.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Организация художественного пространства в поэзии М.И.Цветаевой и прозе И.С.Шмелёва

        Наиболее очевидная точка соприкосновения творчества М.Цветаевой и И.Шмелёва, в чьих судьбах немало общего,-художественное пространство.

        Художественное пространство романа Шмелёва «Лето Господне» организовано по принципу расширяющихся концентрических кругов: дом на Калужской улице-Замоскворечье («Милое моё Замоскворечье…»)-Москва-Россия. Первый круг-самый маленький, являющийся для Вани центром его маленькой Вселенной,-это дом. Дом держится на отце- олицетворении живого, деятельного начала, пример жизни «по совести». Второй круг-двор, Калужская улица. Третий круг-Москва, душа России. Четвертый круг, объемлющий собой все другие,-это Россия.

        У Шмелёва пространство разнонаправленное: горизонтальное и вертикальное. Радость земного бытия, дающая ощущение присутствия чего-то высшего: «и видится мне везде святое…Бог»,- рождает возможность парить. Да и пушкинский текст, избранный для эпиграфа, с его любовью к «родному пепелищу» и к «отеческим гробам» объемлет весь космос Шмелёва.

        Пространство же «московской» поэзии Цветаевой однонаправленное- оно вертикально. Оно являет собой вмещённость  микромира в макромир: внутреннее «я» лирической героини (самой участницы событий в цикле «Стихи о Москве» и сторонней , надвременной наблюдательницы в цикле «Лебединый стан»)-её отношение к родине-венчающий всё  колокольный звон, проносящий  «надо всей землёй над Московскою»,- выход во Вселенское пространство («но выше Вас, Цари, Колокола…»), где душа обретает покой, где всё справедливо.

        Устремленность ввысь у Цветаевой-это попытка вознестись над  трагичностью бытия, воспарить над обыденностью.

        Таким образом, «московская» тема, в которой  у М.Цветаевой и И.Шмелёва, одинаково «крещенных чужбиной», сконцентрировалась их вечная любовь и вечная память,- объединяя их, и «разъединяет», о чём  наиболее убедительно свидетельствует мастерски  сконструированное  обоими художественное пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное время и художественное пространство в очерке И.С. Шмелева "Чистый понедельник"

Через призму художественного времени и художественного пространства анализируется процесс духовного становления ребенка.Очерк И.С. Шмелева, открывающий его великую книгу "Лето Господне", изучае...

Художественное время и художественное пространство в произведениях И.С. Шмелёва

Я надеюсь, это будет полезный материал для учителей литературы, учащихся старших классов для подготовки к ЕГЭ....

Роль антитезы в поэзии М. И. Цветаевой

Конспект урока литературы в соответствии с ФГОС...

Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...

Москва в поэзии М.И.Цветаевой

Москва в поэзии М.И.Цветаевой...