Организация художественного пространства в поэзии М.И.Цветаевой и прозе И.С.Шмелёва
учебно-методический материал по литературе
Исследовательский материал для обучающихся, интерес к литературе которых выходит за рамки школьной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_hudozhestvennogo_prostranstva_v_poezii_m.docx | 14.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация художественного пространства в поэзии М.И.Цветаевой и прозе И.С.Шмелёва
Наиболее очевидная точка соприкосновения творчества М.Цветаевой и И.Шмелёва, в чьих судьбах немало общего,-художественное пространство.
Художественное пространство романа Шмелёва «Лето Господне» организовано по принципу расширяющихся концентрических кругов: дом на Калужской улице-Замоскворечье («Милое моё Замоскворечье…»)-Москва-Россия. Первый круг-самый маленький, являющийся для Вани центром его маленькой Вселенной,-это дом. Дом держится на отце- олицетворении живого, деятельного начала, пример жизни «по совести». Второй круг-двор, Калужская улица. Третий круг-Москва, душа России. Четвертый круг, объемлющий собой все другие,-это Россия.
У Шмелёва пространство разнонаправленное: горизонтальное и вертикальное. Радость земного бытия, дающая ощущение присутствия чего-то высшего: «и видится мне везде святое…Бог»,- рождает возможность парить. Да и пушкинский текст, избранный для эпиграфа, с его любовью к «родному пепелищу» и к «отеческим гробам» объемлет весь космос Шмелёва.
Пространство же «московской» поэзии Цветаевой однонаправленное- оно вертикально. Оно являет собой вмещённость микромира в макромир: внутреннее «я» лирической героини (самой участницы событий в цикле «Стихи о Москве» и сторонней , надвременной наблюдательницы в цикле «Лебединый стан»)-её отношение к родине-венчающий всё колокольный звон, проносящий «надо всей землёй над Московскою»,- выход во Вселенское пространство («но выше Вас, Цари, Колокола…»), где душа обретает покой, где всё справедливо.
Устремленность ввысь у Цветаевой-это попытка вознестись над трагичностью бытия, воспарить над обыденностью.
Таким образом, «московская» тема, в которой у М.Цветаевой и И.Шмелёва, одинаково «крещенных чужбиной», сконцентрировалась их вечная любовь и вечная память,- объединяя их, и «разъединяет», о чём наиболее убедительно свидетельствует мастерски сконструированное обоими художественное пространство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное время и художественное пространство в очерке И.С. Шмелева "Чистый понедельник"
Через призму художественного времени и художественного пространства анализируется процесс духовного становления ребенка.Очерк И.С. Шмелева, открывающий его великую книгу "Лето Господне", изучае...
Художественное время и художественное пространство в произведениях И.С. Шмелёва
Я надеюсь, это будет полезный материал для учителей литературы, учащихся старших классов для подготовки к ЕГЭ....
Методическая разработка по теме «Описание системы приемов и методов организации образовательного пространства, способствующих развитию мотивации к изучению мировой художественной культуры в рамках клубной деятельности»
Примеры игр, упражнений для развития мотивации к изучению искусства....
Роль антитезы в поэзии М. И. Цветаевой
Конспект урока литературы в соответствии с ФГОС...
Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")
Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...
Москва в поэзии М.И.Цветаевой
Москва в поэзии М.И.Цветаевой...