Урок литературы в 7 классе "Роль антитезы в "Легенде о Данко" М.Горького
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Старикова Тамара Леонидовна

В конспекте урока представлен один из вариантов изучения текста "Легенды о Данко" М. Горького 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorkiy_legenda_o_danko.doc63.5 КБ
Файл illyustratsii_k_legende_o_danko.pptx419.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

на тему «Роль антитезы в  «Легенде о Данко» М. Горького»

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок систематизации знаний).

Цель: организация  исследовательской деятельности по тексту «Легенды о Данко» М.Горького.

Планируемые результаты

Личностные: повышение мотивации к изучению предмета, проявление личностных качеств, способствующих успешной социализации.

Метапредметные: умение анализировать, делать выводы, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета.

Предметные: умение проводить  исследовательскую  работу с текстом, понимать и формулировать тему, идею, литературного произведения, характеризовать его героев, умение определять изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейного содержания произведения.

Методы обучения: эвристическая беседа,  анализ текста.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

  1. Литература: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- Ч.2 / автор-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014 (ФГОС. Инновационная школа).
  2. Персональный компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.
  3. Шаблон таблицы для каждого ученика, выполненный в формате Word

Методические рекомендации

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования представлен «портрет выпускника основной школы», ученика, который активно и заинтересованно познаёт мир, осознаёт важность образования и самообразования, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Формированию таких личностных характеристик способствует организация исследовательской деятельности. На данном уроке было организовано учебное исследование, целью которого стало не открытие новых истин, а развитие у учеников исследовательского типа мышления.  Возможно, выводы, сделанные на уроке, покажутся кому-то из коллег уже давно известными и традиционными, а открытия уже много раз открытыми.

Но каждый ученик получил собственный опыт исследовательской работы и в дальнейшем сможет самостоятельно ее организовать не только на уроках литературы. Поэтому главным стал совместный поиск ответов на проблемные вопросы и собственные открытия в художественном тексте, а работе над понятиями «романтизм», «романтический герой» были посвящены другие уроки. 

Предварительная подготовка к данному уроку заключается в следующем:

  1. Выполняется домашнее задание: прочитать в учебнике легенду о Данко.
  2. До урока учащиеся объединяются в  четыре группы.
  3. Каждому ученику распечатывается таблица, которую он будет заполнять на уроке.  

Что противопоставлено

Примеры из текста

Характеристика племени

Племя и Данко

Люди и природа

Такая же таблица готовится в бОльшем формате для подведения итогов ( в зависимости от условий: или чертится на доске, или на ватмане, или в электронной презентации).

Урок 1

Ход урока

  1. Самоопределение. (Проверятся готовность обучающихся к уроку).
  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи.

Слово учителя. Вы познакомились с текстом «Легенды о Данко». На какие моменты в легенде вы обратили особое внимание? Представьте, что вам посчастливилось побывать на встрече с М.Горьким. Какие бы вы задали ему вопросы о легенде? Что вам было непонятно, что показалось необычным?

Учащиеся могут сформулировать различные выводы по содержанию легенды, но обязательно прозвучит: Данко один против всех, природа враждебна людям, люди племени злые, Данко добрый и т.д.

Учащиеся обращают внимание на такие вопросы: почему Данко оказался один? почему сильное племя не стало воевать? почему  Данко не бросил племя и не ушел сам, если знал дорогу? Таким образом ученики самостоятельно или при помощи учителя  делают вывод о том, что основной прием, который использует М.Горький в легенде – это прием антитезы. Записывается тема урока.

Учащиеся совместно с учителем формулируют цель урока (определить, какую роль играет антитеза в легенде) и выдвигают гипотезу: при помощи антитезы М.Горький не только создает образы героев, но и  подчеркивает значимость подвига Данко.

  1. Составление плана по разрешению затруднения.

Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, ученики делятся на четыре группы, каждая группа работает над определенной проблемной ситуацией. Полученные результаты исследовательской работы отразятся в таблице. Группы при обсуждении заполняют только свою графу.

Что противопоставлено

Примеры из текста

Характеристика племени

Племя и Данко

Люди и природа

Задания для групп.

  1. В начале легенды М.Горький пишет: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди».  Согласны ли вы с такой характеристикой племени? Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.
  2. Кто противопоставлен в отрывке из легенды? «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
    – Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
    Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Найдите в тексте подобные противопоставления. С какой целью использует их М.Горький?
  3. Найдите описание природы в легенде. Какие краски использует для этого М.Горький? Противопоставлена ли природа людям? Подтвердите свои выводы примерами.
  4. Рассмотрите иллюстрации Бориса Александровича Дехтерёва (ссылка  https://burevestn1k.livejournal.com/10628.html). К каким эпизодам сделаны эти иллюстрации? Удалось ли художнику передать при помощи красок противопоставление Данко и племени, природы и людей?

  1. Реализация выбранного проекта.

Ученики самостоятельно в группах находят ответы на вопросы, заполняют каждая группа свою графу в таблице. Четвертая группа работает с иллюстрациями

  1. Представление результатов работы.

Составление общей таблицы: ученики заполняют графы, опираясь на ответы одноклассников. Записи дублируются на общей таблице (См. Методические рекомендации).

Ученики четвертой группы делают выводы о мастерстве художника Б.А. Дехтерёва, который при помощи красок сумел показать враждебность окружающего мира по отношению к Данко.

Возвращение к гипотезе и ее подтверждение. Запись общего вывода, как итог работы: антитеза в легенде играет важную роль в раскрытии идейного замысла писателя. Данко – единственный, кто смог вывести племя из непроходимых лесов на свободу, потому что с самого начала легенды он по своим качествам был противопоставлен толпе; герой сумел победить и природные силы, стихию дикого, темного леса, противопоставленную людям.

  1. Рефлексия.

Ученики вспоминают цель, которую они поставили в начале урока, анализируют степень ее достижения, дают самооценку и оценку ответам одноклассников, определяют, что на уроке получилось удачно, предполагают, что можно было сделать иначе.

  1. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру (или развернутый ответ на проблемный вопрос): согласны ли вы с утверждением Г.Владимова «Нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться уважать его можно»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иллюстрации к произведению М.Горького «Легенда о Данко »

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.

План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...

Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР. « Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза -основной художественный прием построения рассказа».

Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР.« Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза  -основной художественный прием построения рассказа»....

Урок литературы в 8 классе по теме "Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа"

Учебный предмет: литератураКласс:8Автор УМК: под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.Тема урока: Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа.Тип ур...