Межпредметный урок русского языка и природоведения в 5 классе
методическая разработка (5 класс) на тему
Вода - одно из начал существования живого на Земле. Она обладает удивительными свойствами, не встречающимися у других веществ. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое
Антуан де Сент - Экзюпери
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Межпредметный урок русского языка и природоведения | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметный урок русского языка и природоведения
Вода - одно из начал существования живого на Земле. Она обладает удивительными свойствами, не встречающимися у других веществ. Вода! У тебя нет ни вкуса. Ни цвета. Ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое.
Антуан де Сент -Экзюпери
Цели и задачи:
Продолжить формирование знаний о воде, о ее свойствах, о переходе воды из одного состояния в другое (жидкая вода, твердая; туман, пар);
Развивать умение учиться ставить простейшие опыты, делать на их основании выводы;
Правильно и выразительно использовать слово в устной и письменной речи
Добиться того, чтобы учащиеся получали наслаждение от чтения и словесных игр. Ясно, точно и убедительно выражали свою мысль с помощью слов;
Развивать у учащихся приемы учебной деятельности (работа с книгой, схемами);
Развивать логическое мышление, речь. Память. Интеллектуальные способности.
Ход урока :
1. Организационный момент
2.Оборудование (ноутбук, специальная доска, лабораторный столик, белые халаты для проведения опытов. Цитаты художников и поэтов о воде. Закрепленные на доске. Проектор, экран )
3.Диалог учителя словесности с учителем природоведения)
Учитель словесности :
- для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми людьми, но и с природой
Учитель природоведения:
- вода - самое обыденное и в то же время удивительное вещество на нашей планете. Обладает рядом необычных, неожиданных свойств.
Во-первых, вода согревает нас. Вода поглощает солнечное тепло и, медленно остывая, отдает атмосфере. Поэтому на Земле - не бывает резких перепадов t как на Марсе.
Во-вторых, не только жидкая вода, но и ее пары - также наши спасатели (космический холод добрался бы до нас и заморозил). Вода нас поит и кормит.
Сама наша жизнь зародилась в воде, из неё вышли на сушу наши прапрапредки, да и сейчас соленая морская вода всё ещё плещется в наших жилах. Вода - наша кровь, без которой жизнь невозможна.
Итак, где нет воды, там нет и земной жизни. Впрочем, она есть везде - даже под барханами самых засушливых пустынь.
Учитель словесности:
- если нам необходимо узнать, как можно больше о слове, надо обратиться к толковому словарю. Слово «вода» многозначное и общеупотребительное, а общеупотребительные слова нейтральны по своей стилистической окраске.
Слово «вода» в различных ситуациях может передать совершенно разные чувства.
Если люди долго шли по бездомной местности и наконец, увидели реку, они с радостью восклицают: «Вода!» тяжелобольной просит с нетерпением : «Воды!» женщина спустилась в погреб и тревогой кричит : «Вода!» на пляж приехал фургон, и продавец зовет покупателей : «Вода! Вода!».
Великие ученые, художники, поэты, композиторы не могли не обратить внимания на такое природное явление, как вода.
Вода - это стихия.
Раскаты грома, шум дождя, красота и могущество океана никогда не оставили равнодушными.
Очень ёмко и точно сказал о воде замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты сама жизнь… ты самое большое богатство в мире».
Просмотр фильма (круговорот), обсуждение, дается задание;
- выполнение задания (проверяет учитель природоведения, за правильный ответ дается капелька).
Далее учащиеся читают наизусть стихотворения о воде (за лучшие ответы - капелька).
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело играют…
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой.
Глаза тихонько закрывает…
И. А. Бунин.
Лирическая физкультминутка (дождик, дождик кап, кап…)
На доске написан текст, учитель словесности дает задание найти в тексте «чужака» среди родственников воды.
Чужак
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камешкам на одной ножке скачет. Даже сам водолей пожаловал. И все старуху воду ждут.
Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Учащиеся дают ответ: «Водитель», получают свою заветную капельку.
Дается задание составить диалог о воде. К доске выходят два ученика и записывают свой диалог (даются капельки за грамотность и содержание).
Диалог:
Здравствуй, Сережа! Что было задано по природоведению?
- Привет, Артем! Ответить на вопрос: «Как человек использует воду?»
- Это очень интересная тема, я знаю как.
- И как же?
- Воду мы пьем, готовим пищу с использованием воды.
- А еще мы моемся, стираем в ней бельё.
- без воды не могут расти и плодоносить растения. Вот почему мы поливаем их. На заводах и фабриках используют воду для растворения различных веществ, охлаждения моторов станков, приготовление полезных изделий (мыло, шампунь, одеколон, духи), продуктов питания (варенье, соки, компоты).
- Ну всё. Можно сделать вывод, Серёжа. Без воды нет жизни на земле.
У доски учитель природоведения с группой ребят проводят опыты ( работа оценивается и учащиеся получают капельки).
Учитель природоведения
Опыты:
Докажите:
что вода прозрачна и бесцветна;
Что вода не имеет запаха и вкуса;
Что вода обладает текучестью;
Что вода может растворят различные вещества.
Учащиеся проводят опыты, наиболее отлившиеся получают капельки.
Вывод: вода бесцветна, прозрачна, текуча, растворитель, не имеет вкуса и запаха, плохой проводник тепла. Далее учитель природоведения говорит о том, что воду надо беречь. По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки. Принимая душ в течение 5 минут расходуется около 100 литров воды. Каждый раз, когда вы чистите зубы расходуется 1 литр воды. Наполняя ванну лишь до половину, вы расходуете 1 литр воды, через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.
Учитель словесности:
- вспомните пословицы о воде:
- Где вода есть, там саду цвесть.
- У воды нос остер, пробиваются всюду.
- Вода и мельницу сломает .
- Вода с гор потекла, весну принесла.
(за каждую пословицу ученик получает капельку).
Учитель природоведения:
- знаете ли вы, какие предметы предшествуют дождю?
Учащиеся с места называют приметы:
Птицы примолкли - жди грома.
Мошкара лезет в лицо - к дождю.
Ночная бабочка залетит в дом - к сильному дождю.
( за каждый ответ дается капелька).
Учитель словесности:
Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас, одно наиболее замечательных из них - вода.
Итог урока
Учащиеся вместе с учителем подводят итог урока, подсчитывая капельки и выставляют оценки за урок.
Задается домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...