урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_po_f._m._dostoevskomu.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Методическая разработка урока литературы.      6  класс.

                                                                        Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

                   

                                                                                                                                    Учитель: Викулина Н.В.                      

Предмет: литература.

Учебник: Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2012.

Класс: 6.

Дата

Тема урока: Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке».

Тип урока: урок с использованием дифференцированного метода обучения и ИКТ.

Цели урока: - развивать умение анализировать художественный текст;

                     - способствовать умению работы с устаревшей лексикой, находить полезные фразы(выражения) для диалогов и письма;

                     - формировать эмоционально-ценностное отношение к действительности;

Задачи урока: - ознакомить с рассказом «Мальчик у Христа на елке»;

                        - вспомнить художественные особенности «святочных рассказов»;

                        - формировать навык выразительного чтения;

                        - совершенствовать умение строить связный ответ на вопрос;

                        - формировать представление о нравственных ценностях: милосердии, терпимости, благожелательности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: - ЗНАТЬ жанровые и композиционные особенности рассказа ;

                       - УМЕТЬ  выразительно читать , анализировать , характеризовать героев,

                         отвечать на вопросы, сопоставлять, сравнивать, сопоставлять, оценивать доказывать, аргументировать;  

Личностные: - формирование уважительного отношения к людям, эмоционально-оценочное  отношение к прочитанному, восприятие текста

                         как произведения искусства, готовность вести диалог, потребность в самовыражении через слово.

Метапредметные универсальные учебные действия:

  • познавательные: пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию из текста, осуществлять анализ;
  • регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока, определять степень успешности своей работы и работы других (самоконтроль, взаимооценка);
  • коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение работать индивидуально и в группе.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, диалогового взаимодействия, дифференцированного обучения, информационно-

                      компьютерные.

Методы обучения: творческий(чтение текста), эвристический с элементами проблемного.

Виды учебной деятельности на уроке: выразительное чтение , выражение личного отношения к прочитанному в процессе  чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), поиск незнакомых слов и определение   их значения, устный и письменный ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге,   характеристика героев, нравственная оценка персонажей , устное  иллюстрирование, создание кластера.

Метапредметные связи: русский язык,  живопись, музыка.

Оборудование: учебник, фонохрестоматия к учебнику, раздаточный материал, презентация, компьютер, интерактивная доска.

Проблемные вопросы урока: Каковы жанровые особенности «святочного рассказа»? Чему учит рассказ Ф.М.Достоевского«Мальчик у Христа на елке»?

Ключевые слова урока: рассказ, жанр, композиция, «святочный рассказ», характер, герой Рождество.

Ход урока.

Этап урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный.

Вхождение в тему урока, нацеливание на урок.

- Здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга доброй, искренней улыбкой. Мы сегодня с вами поговорим о Рождестве в русской литературе.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Сформировать интерес к процессу учебной деятельности.

- Близко ли вам слово «рождество»? Сравните его с однокоренным «рождение». Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя?

Дают ответы на вопросы.

3. Сообщение темы урока.

Целеполагание.

Создание ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно определят тему урока и выдвинут цели урока.

- А теперь – иное Рождество, в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке»  Итак, давайте озвучим тему нашего урока: «Мальчик у Христа на елке».

 (слайд 1, презентация)

- Опираясь на опорные слова, подумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

- Итак, на уроке мы вспомним художественные особенности рождественских рассказов подумаем, чему они нас учат, а также поговорим о том, что мешает нам быть добрыми,  милосердными.. В конце урока вы должны будете записать в тетрадь слова ,выражающие чувства по отношению к мальчику, ответить на вопросы…Прочитайте их.

 Составление кластера «Рождество». Учащиеся в группах составляют кластер, затем защищают работу и совместно с учителем определяют тему урока.

Читают опорные слова:

- знать…

- уметь объяснять содержание …

- обсудить, что такое…

4. Актуализация опорных знаний.

Организация подготовки и мотивации к изучению нового материала.

-Сегодня у нас урок по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Совместно с вами мы рассмотрим, обсудим и попробуем решить все проблемы, поставленные автором в рассказе. Но для начала мы должны разделиться на группы. Даются пословицы в виде разрезанных лоскутков бумаги, из них должны сложить три( От добра добра не ищут. Добро творить себя веселить. Добра желаешь – добро и делай.)

Складывают пословицы. Формируются три группы.

5.Работа над темой

Опережающее задание

Беседа о Ф.М.Достоевском.                          –Доводилось ли вам прежде читать Достоевского? Сегодня мы впервые читаем Достоевского – одного из самых «трудных» писателей. Пусть и небольшой – в четыре странички рассказ. Ваше мнение о нем? «Труден» ли Достоевский?

презентация

Первичная проверка понимания текста.

Игра «Обмен опытом»( текст разбивается на части. Ребята читают свою часть и пересказывают).

Работа в группах

6 Физминутка

Выполняют упражнения для глаз

7. Итог урока

8.Рефлексия

9. Домашнее задание.

Беседа по прочитанному рассказу.                    

Подвести итог урока, сделать выводы.      

-Какие чувства у вас возникли при чтении рассказа?                                            - Почему детям было хорошо на елке у Христа? Почему им было тепло и уютно? – Почему рядом с ними оказались их мамы? (они все умерли от болезней, голода и холода, а дети превратились в ангелов).                                          

– Какое впечатление произвел на вас рассказ?                                                          -Какие чувства переполняют вашу душу и хочется ли вам, что –то в нем изменить?                                                        -Чему учит рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке»?                                                  

Написать в тетради слова, которые выражают чувства по отношению к мальчику.                                                        1.Перенести на рисунки (создать свой «фильм») рассказ Достоевского и защитить свое произведение.(1группа)                       2.Написать сочинение «Горести и радости рождественской ночи»(2группа).  3.Прочитать сказку Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками»(индивидуально)

Каждая группа получает конверты с вопросами.                    

Ребята делятся впечатлениями и отвечают на вопросы.  

Делают записи в тетрадях и читают их одноклассникам.

Кластеры к уроку литературы «Мальчик у Христа на елке»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка

На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и  В. Левановым, становятся ...

Библейские мотивы в рассказе Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Исследование библейских мотивов в рассказе .Достоевского "Мальчик у Христа на елке"...