урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_po_f._m._dostoevskomu.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы. 6 класс.
Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Учитель: Викулина Н.В.
Предмет: литература.
Учебник: Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2012.
Класс: 6.
Дата
Тема урока: Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
Тип урока: урок с использованием дифференцированного метода обучения и ИКТ.
Цели урока: - развивать умение анализировать художественный текст;
- способствовать умению работы с устаревшей лексикой, находить полезные фразы(выражения) для диалогов и письма;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к действительности;
Задачи урока: - ознакомить с рассказом «Мальчик у Христа на елке»;
- вспомнить художественные особенности «святочных рассказов»;
- формировать навык выразительного чтения;
- совершенствовать умение строить связный ответ на вопрос;
- формировать представление о нравственных ценностях: милосердии, терпимости, благожелательности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: - ЗНАТЬ жанровые и композиционные особенности рассказа ;
- УМЕТЬ выразительно читать , анализировать , характеризовать героев,
отвечать на вопросы, сопоставлять, сравнивать, сопоставлять, оценивать доказывать, аргументировать;
Личностные: - формирование уважительного отношения к людям, эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, восприятие текста
как произведения искусства, готовность вести диалог, потребность в самовыражении через слово.
Метапредметные универсальные учебные действия:
- познавательные: пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию из текста, осуществлять анализ;
- регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока, определять степень успешности своей работы и работы других (самоконтроль, взаимооценка);
- коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение работать индивидуально и в группе.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, диалогового взаимодействия, дифференцированного обучения, информационно-
компьютерные.
Методы обучения: творческий(чтение текста), эвристический с элементами проблемного.
Виды учебной деятельности на уроке: выразительное чтение , выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), поиск незнакомых слов и определение их значения, устный и письменный ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, характеристика героев, нравственная оценка персонажей , устное иллюстрирование, создание кластера.
Метапредметные связи: русский язык, живопись, музыка.
Оборудование: учебник, фонохрестоматия к учебнику, раздаточный материал, презентация, компьютер, интерактивная доска.
Проблемные вопросы урока: Каковы жанровые особенности «святочного рассказа»? Чему учит рассказ Ф.М.Достоевского«Мальчик у Христа на елке»?
Ключевые слова урока: рассказ, жанр, композиция, «святочный рассказ», характер, герой Рождество.
Ход урока.
Этап урока | Цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный. | Вхождение в тему урока, нацеливание на урок. | - Здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга доброй, искренней улыбкой. Мы сегодня с вами поговорим о Рождестве в русской литературе. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. |
2. Мотивация к учебной деятельности. | Сформировать интерес к процессу учебной деятельности. | - Близко ли вам слово «рождество»? Сравните его с однокоренным «рождение». Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? | Дают ответы на вопросы. |
3. Сообщение темы урока. Целеполагание. | Создание ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно определят тему урока и выдвинут цели урока. | - А теперь – иное Рождество, в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» Итак, давайте озвучим тему нашего урока: «Мальчик у Христа на елке». (слайд 1, презентация) - Опираясь на опорные слова, подумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке? - Итак, на уроке мы вспомним художественные особенности рождественских рассказов подумаем, чему они нас учат, а также поговорим о том, что мешает нам быть добрыми, милосердными.. В конце урока вы должны будете записать в тетрадь слова ,выражающие чувства по отношению к мальчику, ответить на вопросы…Прочитайте их. | Составление кластера «Рождество». Учащиеся в группах составляют кластер, затем защищают работу и совместно с учителем определяют тему урока. Читают опорные слова: - знать… - уметь объяснять содержание … - обсудить, что такое… |
4. Актуализация опорных знаний. | Организация подготовки и мотивации к изучению нового материала. | -Сегодня у нас урок по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Совместно с вами мы рассмотрим, обсудим и попробуем решить все проблемы, поставленные автором в рассказе. Но для начала мы должны разделиться на группы. Даются пословицы в виде разрезанных лоскутков бумаги, из них должны сложить три( От добра добра не ищут. Добро творить себя веселить. Добра желаешь – добро и делай.) | Складывают пословицы. Формируются три группы. |
5.Работа над темой | Опережающее задание | Беседа о Ф.М.Достоевском. –Доводилось ли вам прежде читать Достоевского? Сегодня мы впервые читаем Достоевского – одного из самых «трудных» писателей. Пусть и небольшой – в четыре странички рассказ. Ваше мнение о нем? «Труден» ли Достоевский? | презентация |
Первичная проверка понимания текста. | Игра «Обмен опытом»( текст разбивается на части. Ребята читают свою часть и пересказывают). | Работа в группах | |
6 Физминутка | Выполняют упражнения для глаз | ||
7. Итог урока 8.Рефлексия 9. Домашнее задание. | Беседа по прочитанному рассказу. Подвести итог урока, сделать выводы. | -Какие чувства у вас возникли при чтении рассказа? - Почему детям было хорошо на елке у Христа? Почему им было тепло и уютно? – Почему рядом с ними оказались их мамы? (они все умерли от болезней, голода и холода, а дети превратились в ангелов). – Какое впечатление произвел на вас рассказ? -Какие чувства переполняют вашу душу и хочется ли вам, что –то в нем изменить? -Чему учит рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке»? Написать в тетради слова, которые выражают чувства по отношению к мальчику. 1.Перенести на рисунки (создать свой «фильм») рассказ Достоевского и защитить свое произведение.(1группа) 2.Написать сочинение «Горести и радости рождественской ночи»(2группа). 3.Прочитать сказку Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками»(индивидуально) | Каждая группа получает конверты с вопросами. Ребята делятся впечатлениями и отвечают на вопросы. Делают записи в тетрадях и читают их одноклассникам. |
Кластеры к уроку литературы «Мальчик у Христа на елке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе
Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....
Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"
Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...
"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева
Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....
методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"
Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....
Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка
На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и В. Левановым, становятся ...
Библейские мотивы в рассказе Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Исследование библейских мотивов в рассказе .Достоевского "Мальчик у Христа на елке"...