Перспективы использования ИКТ в коррекционном образовании.
статья по теме
в современном обществе с появлением научно-технического прогресса , не для кого уже не секрет, что один из перспективных векторов развития образования является возможность использования технологий ИКТ в процессе обучения. Эта возможность является перспективной, так как позволяет разнообразить процесс обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prespektivy_ispolzovaniya_ikt.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективы использования ИКТ в коррекционном образовании.
В современном обществе с появлением научно – технического прогресса, уже не для кого не секрет, что один из перспективных векторов развития коррекционного образования является возможность использования технологий ИКТ в процессе обучения. Эта возможность является перспективной, так как позволяет разнообразить процесс обучения детей.
Технологии ИКТ позволяют добиться более высокой мотивации, а так же для детей с ограниченными возможностями открываются новые перспективы и возможности. Например, можно не выходя из дома побывать в Париже, увидеть древнего человека и побывать на Титанике. Данная заинтересованность у детей, с одной стороны является хорошей тенденцией для педагогического процесса, а с другой стороны влияет на психологический аспект жизни ребёнка
Если раньше было принято считать, что ребёнок с ограниченными возможностями, в силу своих специфических особенностей развития, не может достигнуть каких- либо знаний, то теперь технологии ИКТ позволяют обойти специфические особенности развития. У ребёнка появляется вера в свои способности, что немало важно для обучения.
Для многих детей развитие ИКТ стало в своем роде спасением от социальных запретов и социальных рамок, в которые зачастую ставит этих детей общество.
На данном этапе развития общества технологии ИКТ значительно вытесняют устарелые «меловые» технологии. Они могут обеспечить для каждого ребёнка индивидуальный подход, что очень важно в коррекционном образовании. Например, в электронном учебнике можно в считанные секунды настроить размер шрифта, подходящий для ребёнка, картинку можно увеличить, а для детей с ослабленным зрением текст может быть озвучен, да и страницы больше не порвать не аккуратным движением.
В специальных школах так же можно очень эффективно использовать компьютерные технологии и образовательные ресурсы сети интернет. Они помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения различных дидактических задач.
Одним из основных принципов в педагогике является принцип комплексности. В свою очередь специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида обусловливается своеобразием усвоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков. Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая; схематические изображения; графические средства. К наглядности относятся и технические демонстрационные средства. Наша задача – уже с начальной школы привить детям гигиенические нормы работы за компьютером, убедить их, что компьютер – это не только средство развлечения, а еще и средство творческого самовыражения каждого из них. Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения является процесс рисования.
В современном образовании, не секрет, что с развитием моторики развивается речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознаёт себя в нём.
Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой, развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем, если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные. Графические редакторы ориентированы на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых изображений. Ребёнок может использовать в панели инструментов кисть различной формы, распылитель различной насыщенности для рисования букв. Вставлять рисунки для раскрашивания и тексты. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребёнок создаёт собственными руками.
Так же существуют готовые флэш-раскраски, которые позволяют сделать работу увлекательной и интересной.
В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют задействовать основные сенсорные системы человека, особенно кинестетическую, так как именно она связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания. Сегодня существует множество сайтов, которые предлагают готовые развивающие флэш-игры. Их тоже можно использовать на уроках, т.к. они развивают различные психические процессы.
Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении наших детей. Все ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной доской, проявляют большее желание участвовать в уроках. Дети стали чувствовать себя более комфортно на уроке, перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику, так как на доске можно работать не только маркерами, но и рукой и даже пальчиками. Использование наглядности в виде цифровых образовательных ресурсов не только усиливает мотивацию учащихся к предмету, но также может служить опорой ученикам при самостоятельной деятельности.
Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. ИКТ изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитию высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей. Ребенка легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов. Причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение.
Детям нравится, когда в конце урока, как поощрение за хорошую работу, им разрешается посмотреть какой-либо видеоклип или ролик, снятый по сюжетам детских песен или мультфильмов (Интернет позволяет без труда находить такой материал). Во время проведения уроков включение коротких видеозаставок снимает у учеников усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает новой энергией.
Таким образом, мы можем говорить о высокой эффективности использования технологий ИКТ в обучении. Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты использования данных технологий. Стоит отметить, что перспективы развития и использования информационно коммуникативных технологий в нашей жизни, облегчает её с одной стороны, с другой же имеет и негативный характер.
Случаи зависимости от ИКТ всё чаще и чаще стали появляться в нашей жизни и сейчас это уже не редкость, это реальность в которой мы живем. Одна из задач, которая стоит перед современной педагогикой это не отказ от технологий, а полной принятие. Необходимо научиться самим работать со средствами ИКТ и научить детей, показать, что помимо игр существует много интересных занятий за компьютером, которые дают положительное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективы использования верботонального метода
презентация...
Педагогические чтения.Опыт и перспективы развития системы начального профессионального образования.
Современные концепции воспитания: формирование образа жизни достойной Человека....
Доклад: "Возможность использования ИКТ в коррекционном образовании, их сочетание с традиционными методами обучения."
Коррекция и восстановление зрения – вот главная задача коррекционных школ для детей с нарушением зрения. Этот процесс становится более успешным, когда в дело вступают инновационные технологии. К...
Перспективы культурно-исторической психологии в образовании
Небольшое эссе о роли культурно-исторической психологии в современном образовании и будущих образовательных проектах...
Статья "Перспективы использования технологий деятельностного типа на уроках химии в гимназическом образовании школьников"
Статья о применении технологии проблемного обучения на уроках химии....
Презентация "Перспективы развития естественнонаучной направленности дополнительного образования детей как компонент внеурочной деятельности"
Естественнонаучная направленность способствует формированию экологического сознания как новой востребованной системы взаимоотношений человека с природой. Создаются возможности для эколого-ценностного ...
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ» (CLIL – CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING) ПРИ СОЗДАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ» (CLIL – CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING) ПРИ СОЗДАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ...