Доклад: "Возможность использования ИКТ в коррекционном образовании, их сочетание с традиционными методами обучения."
материал по теме

Коррекция и восстановление зрения – вот главная задача коррекцион­ных школ для детей с нарушением зрения. Этот процесс становится более успешным, когда в дело вступают инновационные технологии. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обра­ботки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в деле коррекции зрительных функций таких, как повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз, развитие подвижности глазных мышц, цветовосприятие, развитие бинокулярного зрения, слияния, совмеще­ния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhnost_ispolzovaniya_ikt.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

 ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов».

Педагогические чтения.

ТЕМА:

Учитель-дефектолог

Чумаченко Т.А.

20.01. 2014г.

Информационно-коммуникационные технологии – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы. 
Современные информационные технологии стали активно использоваться и в тифлопедагогической практике. Педагогическая система коррекционных учреждений 3,4 видов направлена на обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями зрения, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Использование информационных технологий в коррекционной работе позволяет оптимизировать компенсаторные организмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных у детей функций. 

Коррекция и восстановление зрения – вот главная задача коррекционных школ для детей с нарушением зрения. Этот процесс становится более успешным, когда в дело вступают инновационные технологии. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в деле коррекции зрительных функций таких, как повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз, развитие подвижности глазных мышц, цветовосприятие, развитие бинокулярного зрения, слияния, совмещения.

Помимо образовательного процесса, новые информационные технологии используются в школе-интернате и на коррекционных занятиях, охрана и развитие остаточного зрения с целью активного включения слабовидящего школьника в познавательный процесс, воспитания сознательного отношения к охране собственного зрения и его развитию, формирования положительной мотивации к использованию ослабленного зрения в различных сферах жизнедеятельности.

Современные достижения офтальмологии, физиологии и психологии коренным образом изменили понимание охраны нарушенного зрения.

В настоящее время охрана зрения понимается как широкий комплекс лечебно-восстановительных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение дальнейшего снижения зрения и его развитие.

В коррекционной работе тифлопедагога с использованием ИКТ выделяются следующие направления:

- лечение зрительных нарушений,

- развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве,

- развитие психических и речевых функций детей. 

 Коррекционные занятия с использованием ИКТ обеспечивают:

  • развитие мышления, памяти. внимания учащихся;
  • развитие зрительного восприятия;
  • выработку умений по использованию специализированного программного обеспечения и работе с информационными ресурсами;
  • совершенствование методов обучения и организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.

Благодаря работе по охране и коррекции зрения с использованием компьютерных технологий значительно облегчается проведение функциональной стимуляции органов зрения воспитанников школы-интерната. У детей прослеживается положительная динамика клинических, функциональных и психофизиологических показателей зрительной системы и развитие кругозора.

Преимущества использования компьютерной техники в учебно-коррекционной работе заключаются в том, что обеспечивается:

  • широкая вариативность всех признаков изображений (яркость, контраст, цвет, форма, размер, частота и длительность экспозиции, положение относительно точки фиксации и т.д.);
  • разнообразие вариантов преобразования объекта и рассмотрение его с различных точек зрения;
  • лучше сочетать различные виды материалов- фото, тексты, таблицы, схемы и т.п.;
  • индивидуальный подбор характеристик изображения для каждого учащегося с учётом степени поражения зрительного анализатора.

Использование ИКТ в коррекционной работе представлено следующим образом: 

• подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, классов, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентации); 
• подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; 
• создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми; 
• зрительная гимнастика;

 • обмен опытом и повышение профессиональной компетентности педагогов: знакомство с периодикой, наработками других педагогов.


Основной формой организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми являются фронтальные (групповые и подгрупповые) занятия. Преимущество современного урока тифлопедагога в условиях информатизации заключается в свободе выбора педагогом методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией. 

Уроки с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:

- принцип сознательности и активности воспитанников в обучении – обучение эффективно, когда воспитанник проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению школьника как субъекта учебной деятельности;

- принцип научности – содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет, электронных справочниках, энциклопедиях и т.д.;

- принцип связи обучения с практикой – компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий;

- принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения, как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных;

- принцип доступности требует учитывать особенности развития обучающихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая индивидуально с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы;

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.

- принцип наглядности – эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств воспитанника к восприятию и переработке учебного материала. ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств: зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.

Остановлюсь поподробнее на последнем дидактическом принципе – принципе наглядности.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления воспитанников

Использование наглядности тем более актуально, что в школах не всегда есть необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций и т.д.

 Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

  • узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой информации;
  • динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;
  • продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки, где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока. Средства мультимедиа дают учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;
  • оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают школьников, не дают сосредоточиться на главном.


Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. 
Использование презентаций (анимации в слайдах) позволяет дать школьникам более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в материал занятия, рассказывают дома об увиденном на экране, к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Существует множество интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными, но на занятии использование дисков иногда отнимает драгоценное время, поэтому нужно заранее готовить тематические презентации к занятиям. 
Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. 

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

образовательный аспект:  восприятие воспитанниками учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;

развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности обучающихся;

воспитательный аспект: умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин.
Зрительная гимнастика, предложенная в презентациях, сохраняет зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. 
Методика проведения: педагог запускает как обычную презентацию зрительной гимнастики. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками. При проведении упражнений для глаз используются различные ориентиры на экране: персонажи мультфильма, цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики и др. Их применение позволяет упражнять ребят в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом не напрягая зрение. 

Следующее направление использования ИКТ в коррекционно-педагогическом процессе – повышение профессиональной компетентности педагогов и обмен опытом. Использование компьютерных технологий позволяет тифлопедагогу в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться опытом с коллегами, подготовить наглядный материал для проведения уроков, общешкольных мероприятий, подготовить доклад для  участия в педсоветах, конференциях, семинарах, методических объединениях. 
В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество и эффективность, происходит повышение требований к уровню квалификации педагогических кадров. т.е. современному педагогу необходимо быть конкурентно способным и компетентным. 
Новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных лечебно-коррекционных программ применяются и для осуществления качественной индивидуализации обучения детей. В арсенале современного офтальмолога имеется большое количество различных методов лечения амблиопии, являющимися традиционными: окклюзия, пенализация, засветы, электростимуляция зрительного нерва, стимуляция низкоэнергетическими лазерами на фоне оптимальной коррекции очками и контактными линзами. В последние годы широкое внедрение в систему комплексного лечения амблиопии получили компьютерные программы. По литературным данным эффективность лечения амблиопии традиционными методами составляет 49%, после внедрения лазерплеоптики и электростимуляции - 55%. С началом внедрения компьютерных программ - 70 - 80%. 

В индивидуальной работе используются различные компьютерные программы, направленные на устранение зрительных недостатков и развитие зрительных функций детей. Условно их можно разделить на 2 блока: блок лечебных и блок коррекционных программ. Надо сказать, что методики лечения слабовидения, а также других детских офтальмологических заболеваний также постоянно совершенствуются. На смену тем, что оказались недостаточно эффективными, приходят новые современные, которые дают больший результат. 
Одна из таких методик – специальные компьютерные программы, которые и стимулируют, и тренируют отделы мозга, ответственные за функционирование зрительной системы. Это комплекс лечебно-диагностических программ «Луч», «Академик», включающий в себя программы «Цветок», «Чибис», «Кодинг», «Дискотека». 
Основное назначение комплекса – это лечение амблиопии и косоглазия, профилактика и лечение близорукости, оценка и развитие зрительной работоспособности, зрительного внимания. 


Результатами применения комплекса, по данным разработчиков, является: 
- снижение количества детей, направляемых на хирургическое лечение косоглазия; 
- восстановление бинокулярных функций у большинства пациентов, снижение вероятности рецидивов. 


Рассмотрим назначение и применение этих программ более подробно. 

 Интерактивная тренировочная программа «Цветок» применяется для лечения амблиопии и близорукости у детей, оценки скорости зрительного поиска, развития внимания. 
Программа предлагает ребенку серию усложняющихся, но однотипных зрительных упражнений, состоящих в поиске заданного символа – одиночного предмета - среди нескольких символов, предъявляемых на лепестках цветка. По своей сложности упражнения подразделяются на 4 уровня, внутри которых производится только варьирование размеров изображений (5 градаций). 
Грамотно проводимые компьютерные тренировки не только не вредят зрительной системе детей, но и оказывают лечебное действие, что очень важно, так как позволяет объединить лечебно-восстанови¬тельную и коррекционно-развивающую работу и тем самым снизить нагрузку. 
Программа «Кодинг» направлена на повышение зрительной работоспособности, развитие зрительного внимания, лечения амблиопии. 
Профилактике и снижению близорукости, лечению амблиопии способствует и программа «Дискотека». Предлагаемые в программе упражнения стимулируют многократную смену аккомадации. 
Следующей программой, используемой в лечебном блоке, является программа для восстановления аккомодационной способности «Релакс». Она доступна и проста в использовании, удобна для применения в детских учреждениях, на рабочих местах и в домашних условиях. 
Области применения программы "Relax!": 
профилактика зрительного утомления и компьютерного зрительного синдрома; 
профилактика спазма аккомодации, миопии и пресбиопии; 
лечение компьютерного зрительного синдрома; 
лечение спазма аккомодации, миопии и амблиопии. 
Таким образом, мы рассмотрели блок лечебных компьютерных технологий, применяемых для лечения и профилактики зрительных нарушений у детей с офтальмопатологией. 

Очень хотелось бы, чтобы в нашей школе тоже были такие программы, благодаря которым сохранялось бы в полной мере зрение детей, а значит и улучшалось усвоение учебного материала учащимися.


Таким образом, различные варианты и преимущества использования информационных технологий в коррекционно-педагогическом процессе открывают возможности для активной коммуникации. Обучение и воспитание детей с нарушенным зрением становится творческим процессом, используются новые учебные методы, приёмы и техники, дающие возможности оптимального подбора учебного материала, систематизации знаний, определения индивидуальных траекторий в коррекционном процессе. 
Применение ИКТ в работе учителя-дефектолога позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность любой деятельности. 
Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает всем педагогам  новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы использования ИКТ в коррекционном образовании.

в современном обществе с появлением научно-технического прогресса , не для кого уже не секрет, что один из перспективных векторов развития образования является возможность использования технологий ИКТ...

Использование электронных образовательных ресурсов для реализации интерактивных форм и методов обучения в логопедической практике (сочетание МЭО и SMART)

Внедрение новых технологий — это всегда сложный процесс. Сначала мы сами должны полностью овладеть навыками и компетенциями их использования, а затем уже передавать эти знания детям....

«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»

laquo;Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»...

Традиционные методы обучения при социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в их профессиональной деятельности

рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны фо...