Технологическая карта №1. Литература. 5 класс
план-конспект урока (5 класс) на тему

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Устное народное творчество"

Цель урока сформировать представление о жанрах УНТ . Научить приобретать и использовать знания и умения в практической деятельности, определять жанр УНТ и обосновывать свое мнение, работать с текстом используя алгоритм, ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_5_klassa_tehnologicheskaya_karta_no1.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Литература

Технологическая карта №1

Тема раздела

Устное народное творчество (7 часов)

Тема изучения

Устное народное творчество (1 часов)

Цели изучения

Сформировать представление о жанрах устного народного творчества, виды сказок, признаки волшебной и героической сказки.

Ввести план составления исследовательской работы

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы,

Термины и понятия

Изучение пословиц: смысл, содержание и соответствие содержанию произведений. Примеры жанров УНТ

Пословица, поговорка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, загадка.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять:

-интерес к изучению темы;

-эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;

-осознание собственных достижений при изучении темы

Познавательные умения:

- раскрыть значение слова «фольклор» и использовать его в активном слове;

- определять жанр УНТ и обосновывать свое мнение;

- определять смысл пословицы и обосновать свое мнение.

Регулятивные умения:

- работать с текстом произведения, используя алгоритм;

- работать с пословицей, используя алгоритм;

-выполнять взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания;

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Называть жанры УНТ;

- приводить собственные примеры УНТ;

- называть темы пословиц;

- называть русские пословицы на тему;

- рассказать алгоритм работы с пословицей;

-готовить исследовательскую работу по теме «Пословицы- мудрость народа»

Организация образовательного пространства

Метапредметные связи

Ресурсы

Формы работа

Русский язык

Тема – «Имя существительное»

ИЗО

Тема – «Картины русских художников»

Математика

Тема – «Именованные числа»

Окружающий мир

Тема – «Киевская Русь»

Информационный материал:

Учебник «Литература», часть 1, с 3

Демонстрационный материал:

Компьютерная презентация «Владимир Иванович Даль».

Интерактивный материал:

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

Другие формы работы:

индивидуальная;

парная;

групповая.

1 этап. Самоопределение в учебной деятельности

Цель деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Мотивировать учащихся на изучение темы.
  • Стимулировать желание школьников помочь Ане и Ване подготовить исследовательскую работу.

 В школе проходил конкурс творческих работ, посвященных устному народному творчеству. Аня и Ваня решили принять участие и выполнить исследовательскую работу «Жанры устного народного творчества». Аня пошла в библиотеку для того чтобы найти литературу для исследования. Ваня решил, что и сам справиться с поставленной задачей. Ваня вспомнил все жанры УНТ, которые проходили на уроках литературы, записал в тетрадь название:

Поговорки, загадки, заклички. Придумал по одному примеру и решил показать работу Ане. Аня сказала, что это не все жанры УНТи привела пример: сказки, потешки, скороговорки и т.д.

   Ребята, как вы думаете, кто прав Аня или Ваня?

  Школьники предлагали разные версии, но дискуссию показала, что учащиеся, не могут достоверно представить все жанры УНТ.

 Есть ли у вас желание помочь Ане и Ване подготовить исследовательскую работу?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание помочь Ане и Ване

2 этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Жанры УНТ

Цели:

∙ Актуализировать знание

-алгоритма работы с пословицей;

- жанрах УНТ.

∙ Научить:

- раскрывать значение слова «фольклор» и использовать его в активном словаре;

- определять жанры УНТ и обосновывать свое мнение;

- проводить исследовательскую работу по плану;

- выполнять взаимооценку при выполнении учебного задания;

- строить понятные для партнера высказывания;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Задание 1 (З)

Назовите значение слова «фольклор».

Назовите жанры устного народного творчества.

Задание 2 (П) (групповая)

Можно ли утверждать. Что фольклорные жанры отличаются от жанров устного народного творчества? Обоснуйте свое мнение.

Здание 3 (У)

Определите жанр фольклора.

1) Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

2) Уж ты, котинька-коток,

    Уж ты, серенький бочок,

    Приди, котя, ночевать,

    Мого детку покачать.

    Уж как я тебе, коту,

    За работу заплачу:

    Дам кувшин молока

    Да кусок пирога.

3) Тимошка в лукошке

    Поехал по дорожке.

    Собачка на лычке погумкивает,

    Медведь на цепи порывается.

    Агафон на печи обувается.

    Агафонова жена при дороге жила,

    Калачи пекла.

    Уж как эти калачи

    Во весь день горячи.

4) Дерево держится корнями, а человек друзьями.

5) Язык без косней

6) Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

7) Ехал грека через реку.

Видит грека – в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку грека – цап!

Задание 4 (У)

Заполните таблицу собственными примерами УНТ

Жанр фольклора

Пример

Загадки

Сидит девица в темнице, а коса на улице

Колыбельные песни

Баю, баюшки, баю

Не ложися на краю,

Придет серенький волчек

И ухватит за бочек

Небылицы

У нас лошади в галошах,

А коровы в сапогах.

У нас пашут на телегах,

А боронят на санях.

Пословицы

Корень учения горек, да плод его сладок

Поговорки

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Потешки

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Сказки

Курочка Ряба, Колобок

Скороговорки

На дворе – трава,

На траве – дрова,

Не руби – дрова:

На дворе – трава.

 

Задание 5 (З)

Назовите темы пословиц.

Назовите русские пословицы о добре, терпении, дружбе.

Расскажите алгоритм работы с пословицей. *

Задание 6 (П) (парная)

Можно ли утверждать, что у разных народов не может быть одинаковых по смыслу пословиц? Обоснуй свое мнение.

Задание 7 (У) с самооценкой (групповая)

Выберите одну из предложенных пословиц и подготовьте выступление по вопросам:

  1. В чем смысл пословицы?
  2. Какие ценности переданы в ней будущим поколениям?
  3. Есть ли похожие по смыслу пословицы у других народов?

Задание 8 (У) (групповая)

Подготовьте исследовательскую работу на тему «Пословицы – мудрость народа» по плану:

1) Русские пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества

2) Определение понятий пословиц и поговорок

3) Функции пословиц и поговорок

4) Значение пословиц и поговорок

5) Использованная литература

Диагностические задания

1. Соберите пословицы, определите их темы и представьте одну из них.

2. Назовите жанры фольклора и представьте один из жанров по плану:

- название жанра

- определение понятия данного жанра.

- основной смысл использования

- пример

3.

Определите жанр высказывания «Кто роет яму другому – сам в нее попадет». Допишите представленный диалог. Приведите пример из вашего жизненного опыта.

Личностные умения:

- проявлять желание проводить исследовательскую работу.

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «фольклор» и использовать его в активном словаре;

- определять жанр УНТ и обосновывать свое мнение;

- определять смысл пословицы и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- работать с пословицей, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения

- строить понятные для партнера высказывания;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Предметные умения:

- называть жанры УНТ ;
- приводить собственные примеры УНТ;

- назвать темы пословиц;

- называть русские пословицы на тему;

- рассказывать алгоритм работы с пословицей;

- готовить исследовательскую работу по теме «Пословицы – мудрость народа».

Блок Б. Диагностика качества освоения темы

Цель: - установите степень освоения данной темы, а именно:

- собирать пословицу;

- выбирать пословицы о добрых делах;

- писать рассказ на тему:

«Жизнь дана на добрые дела»;

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

1. Подберите к каждой пословице ее продолжение и укажите его стрелочкой. Запишите те пословицы, в которых говориться о добрых делах.

Доброму

Против добра

Доброе дело

В воде не тонет

Не устоять худу

А там и науки

Доброе дело и

Добрая память

Сперва аз да буки

Ходит в серебре

Кто живет в добре, тот

крепко

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

- собирать пословицу;

- выбирать пословицы о добрых делах;

- писать рассказ на тему «Жизнь дана на добрые дела».

3 этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

∙ Научить:

- соотносить результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности

Самоанализ

Закончите предложения:

1. Мне важно разбираться в жанрах УНТ, потому что…

2. Чтобы определять жанры УНТ, надо ….

Самооценка

Закончите предложение:

Я … (очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которое сделал(а) сам(а).

*Заполняется учителем после освоения темы учащимся.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Соотнести результат с поставленной целью.

Оценить результат учебной деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о жанрах устного народного творчества

Ввести план составления исследовательской работы.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные:

- эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Познавательные:

- раскрывать значение слова «фольклор» и использовать его в активном словаре.

Регулятивные:

-выполнять взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

*Заполняется учителем после освоения темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»

Урок по литературе в 8 классе. Посвящен анализу баллады В.А. Жуковского "Светлана". Разработан в соответствии с требования ФГОС....

Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).

И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....