Представление инновационного педагогического опыта учителя родного языка и литературы
опыты и эксперименты на тему
Представление инновационного педогагического опыта учителя родного языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представление инновационного педагогического опыта учителя родного языка и литературы | 54.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление инновационного
педагогического опыта учителя родного языка и литературы
МБУ Тоора-Хемской СОШ
Алгыяк Ураны Уваш-ооловны.
Урок… Урок – это по моему, Дом знаний, а учителя – ключ к необъятному миру знаний.
Если урок – это дом знаний, то учитель – полноправный его хозяин. У тывинского народа есть традиция: каждого, кто войдет в дом, хозяин должен напоить чаем. Мне кажется, что хозяин – учитель, пригласивший на урок – в Дом знаний гостей – учеников, должен провести урок, используя весь свой опыт и знания, чтобы дети в дальнейшем захотели прийти на урок снова, должен принять их так, как гостеприимный хозяин принимает гостей, пробудить у них интерес к предмету.
Полученные на уроке знания, так же как и вкус приготовленной пищи, горький или сладкий, полностью зависит от учителя.
Как сказал известный педагог Ш.А.Амонашкили: «Каждый урок начинается с открытия. Открытие начинается с урока».
Урок родного языка. Учить подрастающее поколение родному языку, учить, знать и любить его, использовать его неисчерпаемые запасы в жизни – задача и учителя, и родителей.
Актуальность и перспективность опыта.
Необходимость и актуальность выбранной мною темы обуславливалась следующим:
- В самом начале своего преподавания (первые 5 лет) столкнувшись с отсутствием и недостаточным количеством материалов по данному виду работ в методике преподавания родного языка, я посчитала необходимым оказать помощь молодым учителям родного языка и литературы.
- Научить детей выражать собственные мысли и чувства устно т письменно точным, ясным и выразительным языком.
- С помощью языка обогатить внутреннюю культуру учащихся, воспитать в них нравственные качества такие, как доброта, тактичность, гуманность. Сочинение является особым видом работы по развитию речи учащихся. По сравнению с изложением сочинение более трудный вид работы. Если в изложении учащийся воспроизводит прослушанный текст, используя в своей речи авторские слова и стиль, то в сочинении предполагается, что ученик должен точно, грамотно и ясно выразить собственные мысли, соответствующие предложенной теме, показывая обширные знания по лексике, стилистике, грамматике и культуре речи. И поэтому я считаю, что написание сочинения наиболее важный вид работы в повышении общей письменной и речевой культуры учащихся, раскрытие их творчества.
Тема инновационного опыта: «Развитие творческой личности через уроки родного языка и литературы с использованием эвристического метода»
Опираясь на опыт и труды известных лингвистов, я ставлю следующие цели на уроках родного языка и литературы.
- Учить детей уважать родной язык, глубоко изучать его и использовать полученные знания на практике.
- Через уроки родного языка приобщить детей к тывинскому и культурному наследию, истории, вооружить их знаниями в этой области.
Прежде чем приступить к осуществлению поставленных целей, я предъявляю к себе некоторые требования:
- я учу детей родному языку и речь моя должна быть доступной, красочной, быть образом для учеников. Кроме этого я должна глубоко знать историю и культуру тывинского народа. Чувствую на себе огромную ответственность, я каждый день с большой радостью и надеждой иду работать в школу.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Наличие теоретической базы опыта:
Выбрав из всего многообразия формы работ – работу по развитию речи, а именно развитие творчества учащихся через сочинения, я, систематизировав и обобщив свой опыт, написала статью в газете «Шын» от 19 августа 2004 году «Чогаадыгны канчаар бижип ɵɵредирил?»
Хочу изложить методы и приемы, используемые мною на уроках родного языка; то, что дает ощутимые результаты в моей работе.
Пришла к твердому убеждению, что эффективность урока во многом зависит от организационной части. Стала уделять организационному моменту большое внимание, стараюсь привлечь все внимание и помыслы учеников к уроку, подготовить их к предстоящему учебному труду, заставить их понять, что на уроке ученики – помощники учителя.
1-2 мин мы «беседуем»: радуюсь ученику, пришедшему на урок после болезни, поздравляю, его я началом посещения занятий, призываю класс помочь товарищу. Многое находится, что бы хотелось сказать детям перед уроком. Некоторые учителя могут посчитать это ненужным времяпровождением, но я считаю это еще одним приемом развития речи учащихся, умением общаться, быть внимательным друг к другу.
С самого начала учебного года стараюсь приучить детей выполнять домашние задания. Напоминаю, что они должны иметь две тетради только для домашних заданий и одну – для работы в классе. Две тетради нужны для того, чтобы каждый день, выполнив домашнее задание, сдать ее сразу учителю. Проверив тетрадь, ставит отметку в специальный журнал, и подвожу итоги. Потом быстро анализируем трудные элементы домашнего задания.
Основным направлением моей работе является развитие устной и письменной речи учащихся. При этом ставлю следующие цели:
- Научить детей формулировать собственные мысли точно и ясно, используя изобразительно-выразительные средства языка в устной и письменной речи;
- Научить правильному произношению и интонированию;
- Расширить активный и словарный и словарный запас учащихся;
- Привить навыки выразительного чтения;
- Добиться повышения культуры речи учащихся и соблюдения литературных норм.
Для достижения поставленных целей на уроке родного языка и литературы используются следующие виды работ: задания по лексике, направленные на расширение словарного запаса детей; задания по обучению орфоэпическим нормам и выразительному чтению; переводы; составление деловых документов; работа над правилами устной и письменной речи и др.
Если при обучении сочинениям мы не научили ребенка выражать свою мысль точно и ясно, если при этом его внутренний мир не обогатился, мы не можем считать свою задачу выполненной. Ведь наше время т общество требует от современного человека умения точно, ясно формулировать и аргументировать свою точку зрения. Умение ребенка размышлять, анализировать, грамотно и точно выражать свои мысли, безусловно, оказывает большое влияние на формирование его внутренней культуры.
Как научить писать сочинения? Этот вопрос очень актуален. В первую очередь надо уделить внимание работе над словом и словосочетаниями. Слово для ребенка, как и для великих писателей, прежде всего «строительный материал», который нужно правильно «использовать». Без этой трудоемкой и каждодневной работы сочинение получится «бедным», речь расплывчатой и неточной, а тема не будет раскрыта полностью. Словарная работа должна проводиться обязательно и на уроках родного языка, и литературы.
При кропотливой работе над словом, словосочетанием и предложениями не должна остаться без должного внимания и работа над выразительными средствами речи. Без выразительных средств языка: гиперболы, литоты, метафоры, эпитет, метонимии и др. сочинение получится «бедными», невыразительным, «пустым». Учащиеся должны уметь использовать в сочинениях выразительные средства языка, и для этого требуется организовать систематическую работу на уроках литературы, анализируя тексты художественных произведений, находя и разбирая в них изобразительно-выразительные средства языка. Метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения из художественных произведений выписываются в специальную тетрадь, потом с ними составляются свои предложения, а впоследствии пишут небольшие сочинения. Нельзя требовать от учащихся включения всех изученных выразительных средств языка в одно сочинение. Это ведет к чрезмерному украшению речи сочинения и непониманию цели использования выразительных средств. На лингвистический анализ текста художественного произведения, подготавливающий к написанию сочинения, целесообразно отвести целый урок, так как здесь же проводится словарная работа, обширное толкование значения непонятных слов, конструирование собственных предложений учащихся и т.п.
Кроме тетрадей – словариков, учащиеся завели тетрадь для сочинений. Это позволяет из года в год прослеживать развитие умений и навыков в написании учащимися сочинений и наметить дальнейшую работу.
По своему содержанию и композиции сочинения бывают разных видов. Опираясь на собственный опыт, я разделила сочинения на 5 большие группы. Рассмотрим несколько разновидностей сочинений, которые я использую в своей работе.
- Сочинения на свободную тему. К ним относятся сочинение-сон, сочинение-письмо, сочинение-сказка, сочинение-диалог, сочинение-оценка, сочинение-критика и др.
- Сочинения, разбирающие содержание пословицы или крылатых выражений, высказываний известных людей. Такие сочинения носят огромный воспитательный характер и способствуют формированию положительных качеств.
- Сочинения по литературным произведениям.
- Сочинения на общие темы.
- Сочинение по заданному тексту
Рассмотрим подробнее 1 тематическую группу – сочинения на свободную тему:
Сочинение-воспоминание. Это может быть рассказ о своем детстве, о произошедших когда-то интересных событиях или встречах. Например, «Бирги класска эң-не баштай киргеним», «Ном-биле бир-ледугаартанышканым», «Эңчоокэжим-биле баштайгыужуражылгавыс», «Уттундурбасхуннерниңбирээзи» и т.п.
Сочинение – сон. Дети пишут об увиденном сне, высказывают свои предположения о том, что это сон означает, что предвещает.
Сочинение – письмо. Дети учатся писать письма различного содержания: просьбы, приглашения, поздравления и т.д.
Сочинение – критика. В этом виде работы учащиеся рассуждают о нравственных ценностях, дают оценку своим поступкам и поведению. Например, «Арыг-шевернисагыырийик мен», «Бодуңданулугулустухундулээриалбан». Данная тематика сочинений очень важна и необходима по своей воспитательной значимости в учебно-воспитательном процессе.
Сочинение – отзыв. Это отзывы о прочитанной книге, фильме, статье в газете, отзывы об увиденном или услышанном знаменательном событии. Это могут быть также отзывы о сочинениях одноклассников, оценка их работ.
Грамматические сочинения.Это сочинение дается после изучения всех разделов большой темы с целью проверки знаний учащихся. «Чувеадыныңдугайындачунубилир мен», «Деепричастие дугайындатоол».
Сочинение-раздумье или сочинение-мечтараскрывают сокровенные мысли и мечты ребенка, его стремления к лучшему, прекрасному.
Сочинение – сказка.По аналогии с народными сказками учащийся должен сочинить сказку, несущую в себе глубокий нравоучительный смысл.
Сочинение – признание. Дети рассказывают о своих проступках, о том, как они раскаялись и исправили их.
Сочинение – фантазия.Учащиеся дают простор своей фантазии, придумывают несуществующие предметы и др., учитель не ограничивает их, а, наоборот, поощряет воображение учеников.
Сочинение – продолжение начатого рассказа.Дается начало текста, дети должны, сохранив стиль текста, закончить рассказ.
Сочинение – заметка.Учащиеся описывают свой день, рассказывают об интересных событиях, произошедших с ними в течение дня.
Юмористическое сочинение. Это юмористический рассказ о смешном случае из жизни ученика.
Коллективное чтение таких сочинений поднимает настроение, снимает напряжение и создает удивительно теплую атмосферу в классе. Учащиеся с удовольствием пишут их, и через некоторое время даже просят учителя повторно провести эту работу в классе.
Сочинение-описание по картине. Работа над этим сочинением развивает наблюдательность, умение чувствовать и видеть прекрасное, учит описывать свои впечатления.
Сочинение – впечатление от прослушанной музыки. Прослушав музыку, дети записывают свои впечатления. Музыка может быть разной: веселой и энергичной, грустной и медленной, это могут быть звуки природы: журчание ручья, пение птиц, завывание ветра, треск догорающего огня и др. Можно совместить этот вид работы с предыдущим, и тогда это будет описание пейзажа под впечатлением от прослушанной музыки.
Сочинение – портрет.Героями сочинения могут стать родные ученики, друзья, кумиры. Думаю, написание сочинения не вызовет затруднений, так как на уроках литературы учащиеся достаточно часто встречаются с описаниями персонажей.
Сочинение – художественное описание.Дети, используя изобразительно-выразительные средства языка, создают художественное описание достопримечательностей родных мест, заветных уголков природы родного края. Примерами художественных описаний, так же как и портретных характеристик, могут служить описания из литературных произведений, что значительно облегчает работу учащихся.
Сочинение – исторический очерк.Основной для этой работы являются воспоминая долгожителей села, очевидцев знаменательных событий, исторические сведения, полученные учащимися в ходе самостоятельной исследовательской работы. Например, история возникновения родного села, происхождение названий мест, прозвищ людей и т.д.
Сочинение – преобразование.Преобразовать текст в соответствии с грамматическим заданием. Например, текст с жаргонизмами перестроить в литературный текст, соблюдая все общепринятые нормы.
Сочинение – определение.Это может быть описание животного, растения, предметов. Этому виду сочинений начинают обучать в 5 классе, потому что в 5 классе учащиеся начинают знакомиться с лексическим значением слова. Именно тогда учитель закладывает основу знаний, требующуюся для написания сочинения-описания. Необходимо при объяснении правил написания сочинения-описания обратить внимание детей на виды описаний. Описание бывает научным и художественным, и в зависимости от этого выбирается стиль текста.
Ко второй группе относятся сочинения, разбирающие содержание пословицы или крылатых выражений, высказываний, высказываний известных людей. Такие сочинения носят огромный воспитательный характер и способствуют формированию положительных качеств.
3 группа сочинений – сочинения по литературным произведениям. Они делятся на несколько видов:
Сочинения, освещающие одну из проблем, поднимаемых автором в художественном произведении. Например, «Кижи –бойдустуңтѳлү» (по мотивам произведений С.Тамба), «А.Даржайныңчогаалдарындаава, херээженкижиниалдаржытканы», «Ынакшыл – ыдыктыгшын» (по произведению С.Сарыг-оола «Ынакшыл-дыр»)
Сочинение – анализ всего литературного произведения. Например, «Диригчораанназынымдадиңмитчоккаканчапчурттаар» (О.К.Саган-оол «Дɵспестер»), С.С.Сарыг-оол «Аңгыр-оолдунтоожузу – тываамыдыралдыңэнциклопедиязыболгашчоннуңчогаалы», В.Ш.Кɵк-оол «Самбажык» (тема, идея, система образов в литературном произведении).
Сочинение – анализ композиции произведения. Например, «К.К.Кудажы «УйгучокУлуг-Хем» роман-эпопея», «С.Сарыг-оолдун «Белек» депчогаалы – Тыва литературадабаштайгытоожу».
Сочинение – сопоставительный анализ двух или нескольких произведений. К примеру, «Башкыболуруалдар» (М.Кенин-Лопсанның «чылгычыныңɵɵ», К.Чамыяң «Ханы дазыл»), «ɵг-буле темазынК.Кудажының «УйгучокУлуг-Хем»М.Кенин-Лопсанның «Чылгычыныңɵɵ» депроманнарындачурааны», «Чашкыуеуттундурбас» (произведения С.Сарыг-оола и С.Тока).
Сочинения, раскрывающие образ героя произведения. «В.Кɵк-оолдуң «Хайыраан бот» депчогаалындаКараныновур-хевири»; «Тыва литературада малчын, хойжу кижиниң овур-хевири»; «Тыва маадырлыг тоолдарда кол маадырның овур-хевири».
Сочинения по литературным произведениям, освещающим знаменательные исторические события в жизни Тувы. Например, «Е.Танова «Арбас-Ойнумунувуткаш», «С.Сарыг-оол «Алдан дургун», «В.Кɵк-оол «Самбажык», «С.Тока «араттынсозу» и др.
Сочинения о личности писателя, его устремлениях в жизни помимо основной деятельности. Например, «А.Даржайныңчогаадыкчыажылчорудулгазы», «С.Сүрүң-оолдунпрозазы».
4 тематическая группа – сочинения на общие темы. К примеру, «Книга, потрясшая мою душу»; «Любимый герой в тувинской литературе»; «Темы, которые волнуют меня всегда»; «Морально-этические темы в произведениях молодых прозаиков».
5. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте. Именно сочинение по заданному тексту является творческим заданием третьей части работы ОГЭ в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Все эти виды сочинений я начала использовать в своей практике начиная с 1998 года. Работа над сочинениями ведется систематически от урока к уроку, от класса в класс. И такая система уже начинает давать свои результаты. Рассмотрим результаты итоговых аттестаций выпускников разных лет. В 2012-2013уч.году выпустила 11 «а» класс в количестве 10 учащихся. Выпускники на экзамене показали 100% качества знаний и 100% качества успеваемости. В 2011-2012уч.году учащиеся 11 «а» класса в количестве 24 человек показали 100% качества успеваемости 83,3% качества знаний. И в прошлом 2010-2011 учебном году 30 учащихся 11 «а» класса написали сочинение и показали следующий результат: 100% успеваемости и 80% качества.
Годы | Кач.Зн. | Усп |
2010-2011гг | 80% | 100% |
2011-2012гг | 83,3% | 100% |
2012-2013гг | 100% | 100% |
Результаты ОГЭ (пробный) 2014-2015г
Всего учащихся: | 20 |
«5» | 4 |
«4» | 9 |
«3» | 7 |
«2» | 0 |
Процентное оценивание сочинения
№ | Критерии оценивания сочинения | Кол-во уч-ся | % | |||
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |||||
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. | 13 | 65% | ||||
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,но допустил одну ошибку в его интерпретации | 7 | 35% | ||||
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания | 0 | 0 | ||||
С2К2 | Наличие примеров-аргументов | |||||
Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 13 | 65% | ||||
Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента | 7 | 35% | ||||
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть | 0 | 0 | ||||
С2К3 | Смысловая цельность, речевая связность ипоследовательность сочинения | |||||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 13 | 65% | ||||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членениятекста | 7 | 35% | ||||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | 0 | ||||
Итого 7 баллов получили | 13 | 65% | ||||
4-3 балла получили | 7 | 35% |
Таким образом, система развития творческих способностей учащихся, разработанная мной, и используемая в течение 10 лет показывает, что способность к творчеству и развитие нравственных основ учащихся – процесс единый и неделимый.
Учитель родного языка и литературы
МБУ Тоора-Хемской СОШ:______________________/У.У.Алгыяк/
«Заверено»
Зав.КМК Управления образования
Тоджинскогокожууна:__________________________/В.Б.Донгак/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей чувашского языка и литературы по проблеме "Пути повышения проофессиональной компетентности учителей родного языка и литературы"
Презентация предназначена к выступлению (докладу) "И.Я.Яковлев- первый чувашский просветитель"....
Презентация к выступлению (докладу)на районном семинаре учителей чувашского языка и литературы по проблеме "Пути повышения профессиональной компетентности учителей родного языка и литературы".
Презентация рассказывет о жизни и деятельности чувашского просветителя И.Я.Яковлева...
Материалы на Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел" учителя родного( чувашского) языка и литературы МБОУ "Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ" Зайцевой А.П.
Заявка для участия в заочном туре Всероссийского конкурса Туган тел.Согласие на бработку персональных данных.Сочинение - эссе "Мои методические находки".Портфолио. Материалы по воспитат...
«Нетрадиционные формы уроков при изучении эрзянского языка». Выступление на районном методическом объединении учителей родного языка и литературы.
Доклад на тему "Нетрадиционные формы уроков при изучении эрзянского языка"....
Доклад на РМО учителей родного языка и литературы. Тема:«Фæсурокты куыст ирон литературæйæ».
Доклад на РМО учителей родного языка и литературы. Тема:«Фæсурокты куыст ирон литературæйæ»....