Представление инновационного педагогического опыта учителя родного языка и литературы
опыты и эксперименты на тему

Алгыяк Урана Уваш-ооловна

Представление инновационного педогагического опыта учителя родного языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление  инновационного

педагогического  опыта  учителя родного языка и литературы

МБУ Тоора-Хемской СОШ

Алгыяк Ураны Уваш-ооловны.

Урок… Урок – это по моему, Дом знаний, а учителя – ключ к необъятному миру знаний.

Если урок – это дом знаний, то учитель – полноправный его хозяин. У тывинского народа есть традиция: каждого, кто войдет в дом, хозяин должен напоить чаем. Мне кажется, что хозяин – учитель, пригласивший на урок – в Дом знаний гостей – учеников, должен провести урок, используя весь свой опыт и знания, чтобы дети в дальнейшем захотели прийти на урок снова, должен принять их так, как гостеприимный хозяин принимает гостей, пробудить у них интерес к предмету.

Полученные на уроке знания, так же как и вкус приготовленной пищи, горький или сладкий, полностью зависит от учителя.

Как сказал известный педагог Ш.А.Амонашкили: «Каждый урок начинается с открытия. Открытие начинается с урока».

Урок родного языка. Учить подрастающее поколение родному языку, учить, знать и любить его, использовать его неисчерпаемые запасы в жизни – задача и учителя, и родителей.

Актуальность и перспективность опыта.

Необходимость и актуальность выбранной мною темы обуславливалась следующим:

  1. В самом начале своего преподавания (первые 5 лет) столкнувшись с отсутствием и недостаточным количеством материалов по данному виду работ в методике преподавания родного языка, я посчитала необходимым оказать помощь молодым учителям родного языка и литературы.
  2. Научить детей выражать собственные мысли и чувства устно т письменно точным, ясным и выразительным языком.
  3. С помощью языка обогатить внутреннюю культуру учащихся, воспитать в них нравственные качества такие, как доброта, тактичность, гуманность. Сочинение является особым видом работы по развитию речи учащихся. По сравнению с изложением сочинение более трудный вид работы. Если в изложении учащийся воспроизводит прослушанный текст, используя в своей речи авторские слова и стиль, то в сочинении предполагается, что ученик должен точно, грамотно и ясно выразить собственные мысли, соответствующие предложенной теме, показывая обширные знания по лексике, стилистике, грамматике и культуре речи. И поэтому я считаю, что написание сочинения наиболее важный вид работы в повышении общей письменной и речевой культуры учащихся, раскрытие их творчества.

Тема  инновационного опыта: «Развитие творческой личности через уроки родного языка и литературы с использованием эвристического метода»

Опираясь на опыт и труды известных лингвистов, я ставлю следующие цели на уроках родного языка и литературы.

  1. Учить детей уважать родной язык, глубоко изучать его и использовать полученные знания на практике.
  2. Через уроки родного языка приобщить детей к тывинскому и культурному наследию, истории, вооружить их знаниями в этой области.

Прежде чем приступить к осуществлению поставленных целей, я предъявляю к себе некоторые требования:

- я учу детей родному языку и речь моя должна быть доступной, красочной, быть образом для учеников. Кроме этого я должна глубоко знать историю и культуру тывинского народа. Чувствую на себе огромную ответственность, я каждый день с большой радостью и надеждой иду работать в школу.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Наличие теоретической базы опыта:

Выбрав из всего многообразия формы работ – работу по развитию речи, а именно развитие творчества учащихся через сочинения, я, систематизировав и обобщив свой опыт, написала статью в газете «Шын» от 19 августа 2004 году «Чогаадыгны канчаар бижип ɵɵредирил?»

               Хочу изложить методы и приемы, используемые мною на уроках родного языка; то, что дает ощутимые результаты в моей работе.

Пришла к твердому убеждению, что эффективность урока во многом зависит от организационной части. Стала уделять организационному моменту большое внимание, стараюсь привлечь все внимание и помыслы учеников к уроку, подготовить их к предстоящему учебному труду, заставить их понять, что на уроке ученики – помощники учителя.

1-2 мин мы «беседуем»: радуюсь ученику, пришедшему на урок после болезни, поздравляю, его я началом посещения занятий, призываю класс помочь товарищу. Многое находится, что бы хотелось сказать детям перед уроком. Некоторые учителя могут посчитать это ненужным времяпровождением, но я считаю это еще одним приемом развития речи учащихся, умением общаться, быть внимательным друг к другу.

С самого начала учебного года стараюсь приучить детей выполнять домашние задания. Напоминаю, что они должны иметь две тетради только для домашних заданий и одну – для работы в классе. Две тетради нужны для того, чтобы каждый день, выполнив домашнее задание, сдать ее сразу учителю. Проверив тетрадь, ставит отметку в специальный журнал, и подвожу итоги. Потом быстро анализируем трудные элементы домашнего задания.

Основным направлением моей работе является развитие устной и письменной речи учащихся. При этом ставлю следующие цели:

  • Научить детей формулировать собственные мысли точно и ясно, используя изобразительно-выразительные средства языка в устной и письменной речи;
  • Научить правильному произношению и интонированию;
  • Расширить активный и словарный и словарный запас учащихся;
  • Привить навыки выразительного чтения;
  • Добиться повышения культуры речи учащихся и соблюдения литературных норм.

Для достижения поставленных целей на уроке родного языка и литературы используются следующие виды работ: задания по лексике, направленные на расширение словарного запаса детей; задания по обучению орфоэпическим нормам и выразительному чтению; переводы; составление деловых документов; работа над правилами устной и письменной речи и др.

Если при обучении сочинениям мы не научили ребенка выражать свою мысль точно и ясно, если при этом его внутренний мир не обогатился, мы не можем считать свою задачу выполненной. Ведь наше время т общество требует от современного человека умения точно, ясно формулировать и аргументировать свою точку зрения. Умение ребенка размышлять, анализировать, грамотно и точно выражать свои мысли, безусловно, оказывает большое влияние на формирование его внутренней культуры.

Как научить писать сочинения? Этот вопрос очень актуален. В первую очередь надо уделить внимание работе над словом и словосочетаниями. Слово для ребенка, как и для великих писателей, прежде всего «строительный материал», который нужно правильно «использовать». Без этой трудоемкой и каждодневной работы сочинение получится «бедным», речь расплывчатой и неточной, а тема не будет раскрыта полностью. Словарная работа должна проводиться обязательно и на уроках родного языка, и литературы.

При кропотливой работе над словом, словосочетанием и предложениями не должна остаться без должного внимания и работа над выразительными средствами речи. Без выразительных средств языка: гиперболы, литоты, метафоры, эпитет, метонимии и др. сочинение получится «бедными», невыразительным, «пустым». Учащиеся должны уметь использовать в сочинениях выразительные средства языка, и для этого требуется организовать систематическую работу на уроках литературы, анализируя тексты художественных произведений, находя и разбирая в них изобразительно-выразительные средства языка. Метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения из художественных произведений выписываются в специальную тетрадь, потом с ними составляются свои предложения, а впоследствии пишут небольшие сочинения. Нельзя требовать от учащихся включения всех изученных выразительных средств языка в одно сочинение. Это ведет к чрезмерному украшению речи сочинения и непониманию цели использования выразительных средств. На лингвистический анализ текста художественного произведения, подготавливающий к написанию сочинения, целесообразно отвести целый урок, так как здесь же проводится словарная работа, обширное толкование значения непонятных слов, конструирование собственных предложений учащихся и т.п.

Кроме тетрадей – словариков, учащиеся завели тетрадь для сочинений. Это позволяет из года в год прослеживать развитие умений и навыков в написании учащимися сочинений и наметить дальнейшую работу.

По своему содержанию и композиции сочинения бывают разных видов. Опираясь на собственный опыт, я разделила сочинения на 5 большие группы. Рассмотрим несколько разновидностей сочинений, которые я использую в своей работе.

  1. Сочинения на свободную тему. К ним относятся сочинение-сон, сочинение-письмо, сочинение-сказка, сочинение-диалог, сочинение-оценка, сочинение-критика и др.
  2. Сочинения, разбирающие содержание пословицы или крылатых выражений, высказываний известных людей. Такие сочинения носят огромный воспитательный характер и способствуют формированию положительных качеств.
  3. Сочинения по литературным произведениям.
  4. Сочинения на общие темы.
  5. Сочинение по заданному тексту

Рассмотрим подробнее 1 тематическую группу – сочинения на свободную тему:

Сочинение-воспоминание. Это может быть рассказ о своем детстве, о произошедших когда-то интересных событиях или встречах. Например, «Бирги класска эң-не баштай киргеним», «Ном-биле бир-ледугаартанышканым», «Эңчоокэжим-биле баштайгыужуражылгавыс», «Уттундурбасхуннерниңбирээзи» и т.п.

Сочинение – сон. Дети пишут об увиденном сне, высказывают свои предположения о том, что это сон означает, что предвещает.

Сочинение – письмо. Дети учатся писать письма различного содержания: просьбы, приглашения, поздравления и т.д.

Сочинение – критика. В этом виде работы учащиеся рассуждают о нравственных ценностях, дают оценку своим поступкам и поведению. Например, «Арыг-шевернисагыырийик мен», «Бодуңданулугулустухундулээриалбан». Данная тематика сочинений очень важна и необходима по своей воспитательной значимости в учебно-воспитательном процессе.

Сочинение – отзыв. Это отзывы о прочитанной книге, фильме, статье в газете, отзывы об увиденном или услышанном знаменательном событии. Это могут быть также отзывы о сочинениях одноклассников, оценка их работ.

Грамматические сочинения.Это сочинение дается после изучения всех разделов большой темы с целью проверки знаний учащихся. «Чувеадыныңдугайындачунубилир мен», «Деепричастие дугайындатоол».

Сочинение-раздумье или сочинение-мечтараскрывают сокровенные мысли и мечты ребенка, его стремления к лучшему, прекрасному.

Сочинение – сказка.По аналогии с народными сказками учащийся должен сочинить сказку, несущую в себе глубокий нравоучительный смысл.

Сочинение – признание. Дети рассказывают о своих проступках, о том, как они раскаялись и исправили их.

Сочинение – фантазия.Учащиеся дают простор своей фантазии, придумывают несуществующие предметы и др., учитель не ограничивает их, а, наоборот, поощряет воображение учеников.

Сочинение – продолжение начатого рассказа.Дается начало текста, дети должны, сохранив стиль текста, закончить рассказ.

Сочинение – заметка.Учащиеся описывают свой день, рассказывают об интересных событиях, произошедших с ними в течение дня.

Юмористическое сочинение. Это юмористический рассказ о смешном случае из жизни ученика.

Коллективное чтение таких сочинений поднимает настроение, снимает напряжение и создает удивительно теплую атмосферу в классе. Учащиеся с удовольствием пишут их, и через некоторое время даже просят учителя повторно провести эту работу в классе.

Сочинение-описание по картине. Работа над этим сочинением развивает наблюдательность, умение чувствовать и видеть прекрасное, учит описывать свои впечатления.

Сочинение – впечатление от прослушанной музыки. Прослушав музыку, дети записывают свои впечатления. Музыка может быть разной: веселой и энергичной, грустной и медленной, это могут быть звуки природы: журчание ручья, пение птиц, завывание ветра, треск догорающего огня и др. Можно совместить этот вид работы с предыдущим, и тогда это будет описание пейзажа под впечатлением от прослушанной музыки.

Сочинение – портрет.Героями сочинения могут стать родные ученики, друзья, кумиры. Думаю, написание сочинения не вызовет затруднений, так как на уроках литературы учащиеся достаточно часто встречаются с описаниями персонажей.

Сочинение – художественное описание.Дети, используя изобразительно-выразительные средства языка, создают художественное описание достопримечательностей родных мест, заветных уголков природы родного края. Примерами художественных описаний, так же как и портретных характеристик, могут служить описания из литературных произведений, что значительно облегчает работу учащихся.

Сочинение – исторический очерк.Основной для этой работы являются воспоминая долгожителей села, очевидцев знаменательных событий, исторические сведения, полученные учащимися в ходе самостоятельной исследовательской работы. Например, история возникновения родного села, происхождение названий мест, прозвищ людей и т.д.

Сочинение – преобразование.Преобразовать текст в соответствии с грамматическим заданием. Например, текст с жаргонизмами перестроить в литературный текст, соблюдая все общепринятые нормы.

Сочинение – определение.Это может быть описание животного, растения, предметов. Этому виду сочинений начинают обучать в 5 классе, потому что в 5 классе учащиеся начинают знакомиться с лексическим значением слова. Именно тогда учитель закладывает основу знаний, требующуюся для написания сочинения-описания. Необходимо при объяснении правил написания сочинения-описания обратить внимание детей на виды описаний. Описание бывает научным и художественным, и в зависимости от этого выбирается стиль текста.

Ко второй группе относятся сочинения, разбирающие содержание пословицы или крылатых выражений, высказываний, высказываний известных людей. Такие сочинения носят огромный воспитательный характер и способствуют формированию положительных качеств.

3 группа сочинений – сочинения по литературным произведениям. Они делятся на несколько видов:

Сочинения, освещающие одну из проблем, поднимаемых автором в художественном произведении. Например, «Кижи –бойдустуңтѳлү» (по мотивам произведений С.Тамба), «А.Даржайныңчогаалдарындаава, херээженкижиниалдаржытканы», «Ынакшыл – ыдыктыгшын» (по произведению С.Сарыг-оола «Ынакшыл-дыр»)

Сочинение – анализ всего литературного произведения. Например, «Диригчораанназынымдадиңмитчоккаканчапчурттаар» (О.К.Саган-оол «Дɵспестер»), С.С.Сарыг-оол «Аңгыр-оолдунтоожузу – тываамыдыралдыңэнциклопедиязыболгашчоннуңчогаалы», В.Ш.Кɵк-оол «Самбажык» (тема, идея, система образов в литературном произведении).

Сочинение – анализ композиции произведения. Например, «К.К.Кудажы «УйгучокУлуг-Хем» роман-эпопея», «С.Сарыг-оолдун «Белек» депчогаалы – Тыва литературадабаштайгытоожу».

Сочинение – сопоставительный анализ двух или нескольких произведений. К примеру, «Башкыболуруалдар» (М.Кенин-Лопсанның «чылгычыныңɵɵ», К.Чамыяң «Ханы дазыл»), «ɵг-буле темазынК.Кудажының «УйгучокУлуг-Хем»М.Кенин-Лопсанның «Чылгычыныңɵɵ» депроманнарындачурааны», «Чашкыуеуттундурбас» (произведения С.Сарыг-оола и С.Тока).

Сочинения, раскрывающие образ героя произведения. «В.Кɵк-оолдуң «Хайыраан бот» депчогаалындаКараныновур-хевири»; «Тыва литературада малчын, хойжу кижиниң овур-хевири»; «Тыва маадырлыг тоолдарда кол маадырның овур-хевири».

Сочинения по литературным произведениям, освещающим знаменательные исторические события в жизни Тувы. Например, «Е.Танова «Арбас-Ойнумунувуткаш», «С.Сарыг-оол «Алдан дургун», «В.Кɵк-оол «Самбажык», «С.Тока «араттынсозу» и др.

Сочинения о личности писателя, его устремлениях в жизни помимо основной деятельности. Например, «А.Даржайныңчогаадыкчыажылчорудулгазы», «С.Сүрүң-оолдунпрозазы».

4 тематическая группа – сочинения на общие темы. К примеру, «Книга, потрясшая мою душу»; «Любимый герой в тувинской литературе»; «Темы, которые волнуют меня всегда»; «Морально-этические темы в произведениях молодых прозаиков».

5. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте. Именно сочинение по заданному тексту является творческим заданием третьей части работы ОГЭ  в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности. Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Все эти виды сочинений я начала использовать в своей практике начиная с 1998 года. Работа над сочинениями ведется систематически от урока к уроку, от класса в класс. И такая система уже начинает давать свои результаты. Рассмотрим результаты итоговых аттестаций выпускников разных лет. В 2012-2013уч.году выпустила 11 «а» класс в количестве 10 учащихся. Выпускники на экзамене показали 100% качества знаний и 100% качества успеваемости. В 2011-2012уч.году учащиеся 11 «а» класса в количестве 24 человек показали 100% качества успеваемости 83,3% качества знаний. И в прошлом 2010-2011 учебном году 30 учащихся 11 «а» класса написали сочинение и показали следующий результат: 100% успеваемости и 80% качества.

Годы

Кач.Зн.

Усп

2010-2011гг

80%

100%

2011-2012гг

83,3%

100%

2012-2013гг

100%

100%

Результаты ОГЭ (пробный) 2014-2015г

Всего учащихся:

20

«5»

4

«4»

9

«3»

7

«2»

0

Процентное оценивание сочинения

Критерии оценивания сочинения

Кол-во уч-ся

%

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания

фрагмента. Ошибок в интерпретации нет.

13

65%

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение

содержания фрагмента,но допустил одну ошибку в его интерпретации

7

35%

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания

фрагмента текста,

или экзаменуемый допустил две или более ошибки при

интерпретации содержания фрагмента текста,

или объяснение содержания

0

0

С2К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента,

которые соответствуют объяснению содержания данного

фрагмента

13

65%

Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент,

который соответствует объяснению содержания данного

фрагмента

7

35%

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,

объясняющего содержание данного фрагмента,

или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента

данную в задании цитату или её часть

0

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность ипоследовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

13

65%

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, связностью и последовательностью

изложения,но допущена одна логическая ошибка,

и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членениятекста

7

35%

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки,

и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

0

Итого 7 баллов получили

13

65%

4-3 балла получили

7

35%

Таким образом, система развития творческих способностей учащихся, разработанная мной, и используемая в течение 10 лет показывает, что способность к творчеству и развитие нравственных основ учащихся – процесс единый и неделимый.

Учитель родного языка и литературы

МБУ Тоора-Хемской СОШ:______________________/У.У.Алгыяк/

«Заверено»

Зав.КМК Управления образования

Тоджинскогокожууна:__________________________/В.Б.Донгак/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

Материалы на Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел" учителя родного( чувашского) языка и литературы МБОУ "Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ" Зайцевой А.П.

Заявка для участия в заочном туре Всероссийского конкурса Туган тел.Согласие на бработку персональных данных.Сочинение - эссе "Мои методические находки".Портфолио. Материалы по воспитат...

Доклад на РМО учителей родного языка и литературы. Тема:«Фæсурокты куыст ирон литературæйæ».

Доклад на РМО учителей родного языка и литературы. Тема:«Фæсурокты куыст ирон литературæйæ»....